Доклад «Патология речи у детей с детским церебральным параличом. Нарушения речи при дцп Крайний возраст речи у ребенка с дцп

При ДЦП возникает очаговое поражение головного мозга, замедляется темп его созревания, рассогласована деятельность правого и левого полушария,при этом отмечаются разнообразные расстройства формирования речи (Мастюкова Е.М., 1988).

Задержка речевого развития отмечается уже в доречевой период. Гуление и лепет появляются поздно, отличаются фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, малой голосовой активностью. Первые слова также запаздывают, активный словарь накапливается медленно, формирование фразовой речи нарушается. Задержка речевого развития, как правило, сочетается с различными формами дизартрии или алалии.

Синдромы речевых нарушений

Наиболее часто отмечается псевдобульбарная дизартрия . Для этой формы дизартрии характерно повышение тонуса речевой мускулатуры. Язык в полости рта напряжен, его спинка спастически изогнута, кончик не выражен. Губы спастически напряжены. Повышение мышечного тонуса может чередоваться с гипотонией или дистонией в отдельных мышечных группах артикуляционного аппарата. Парезы артикуляционных мышц вызывают расстройство звукопроизношения. Характерно нарушение голосообразования и расстройство дыхания. Часто наблюдаются содружественные движения (синкинезии) в артикуляционной мускулатуре.

Наряду с псевдобульбарной, которая может встречаться при всех формах церебрального паралича , имеют место и другие формы дизартрии. Так, экстрапирамидная форма наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП. Эта форма характеризуется мышечной дистонией, гиперкинезами артикуляционных мышц, выраженным нарушением интонационной стороны речи. При атонически-астатической форме ДЦП отмечается мозжечковая дизартрия, особенностью которой является асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией; речь носит замедленный и толчкообразный характер; к концу фразы голос затихает. Часто встречается смешанная дизартрия.

При ДЦП нарушена функция артикуляционного аппарата и прежде всего фонетическое произношение звуков - звуки произносятся искаженно либо заменяются близкими по артикуляции, что приводит к невнятности речи и ограничению общения со сверстниками и взрослыми. Речедвигательные затруднения вторично приводя! к нарушению анализа звукового состава слов. Дети не могут различить звуки на слух, повторить слоги, выделить звуки в словах. Лексика увеличивается медленно, не соответствует возрасту, очень сложно формируются абстрактные понятия, построение предложений, пространственно-временные отношения, восприятие формы и объема предметов. Из-за недостатка лексики слабо развивается грамматический строй речи. Нарушение фонетико-фонематического развития ограничивает накопление грамматических средств.

Клинические проявления речевых нарушений при ДЦП разнообразны. Различают следующие нарушения речи:

  • дизартрия - нарушение произношения звуков из-за патологической иннервации речевых мышц, поражения речедвигательных механизмов ЦНС;
  • алалия - системное недоразвитие речи в результате поражения подкорковых речевых зон (встречается как моторная, так и сенсорная алалия );
  • дислексия, дисграфия - нарушения письменной речи вследствие дисфункции речевых зон;
  • неврозоподобные нарушения речи по типу заикания вследствие нарушения речедвигательной функции;
  • анартрия - отсутствие речи.

Моторная алалия приводит к недоразвитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической и семантической.

При сенсорной алалии затруднено понимание обращенной речи. Отмечаются выраженные нарушения фонематического восприятия, вторично страдает развитие моторной речи.

Нарушения речи нередко сочетаются с расстройствами дыхания и голосообразования. У детей с ДЦП преобладает учащенное, аритмичное, поверхностное дыхание. Часто нарушена координация между дыханием, фонацией и артикуляцией. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме церебрального паралича, при этом произвольный контроль дыхания затруднен. Нарушения голоса связаны с парезами и параличами мышц языка, губ, мягкого неба и гортани. При этом голос ребенка слабый, тихий, глухой, монотонный, эмоционально невыразительный.

Дети с церебральным параличом с трудом овладевают чтением и письмом. Дислексия и дисграфия обычно сочетаются с недоразвитием устной речи и встречаются при различных формах дизартрии. Длительное время дети медленно читают по слогам, переставляют буквы, пропускают строчки. На письме искажается графический образ букв, с трудом соединяются буквы в слова, а слова во фразы, часто отмечается зеркальность письма. Нарушения чтения и письма связаны с оптико-гностическими расстройствами, спастичностью мышц кисти, глаз, сужением полей зрения, нарушением взаимодействия речеслуховой, речедвигательной и зрительно-моторной систем. Нарушения речи происходят в форме псевдобульбарной, мозжечковой или экстрапирамидной дизартрии (Левченко И.Ю., Приходько О.Г., 2001).

При псевдобульбарной дизартрии повышается тонус мышц языка, лица, шеи, нарушается голосообразование, дыхание, жевание.

Мозжечковая дизартрия приводит к гипотонии мышц языка, губ - при этом речь замедленная, толчкообразная, затухающая к концу фразы.

Экстрапирамидная дизартрия возникает при гиперкинетической форме ДЦП. Гиперкинезы распространяются на мышцы языка, губ, диафрагму, при этом нарушается плавность и размеренность речи.

Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы. - М., 2010. - Часть II. Физическая реабилитация детей, страдающих детским церебральным параличом. Глава 4. Клинико-функциональная характеристика детского церебрального паралича. С. 247-250.

Особенности речевого развития при детском церебраль­ном параличе

План

1. Раннее речевое развитие ребенка с ДЦП. Коррекционная работа в доречевой период.

2. Характеристика звукопроизношения, фонематического восприятия, словаря и грамматического строя речи при церебральном параличе.

Характеристика речевых нарушений при ДЦП

1. В сложной структуре нарушений у детей с церебральным пара­личом значительное место занимают речевые расстройства, часто­та которых составляет до 80%. Изучению речевых нарушений при ДЦП посвящено много специальных исследований (Л.А.Данилова, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, И.А.Панченко, Е.Ф.Архипова и др.).

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зави­сят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности. Это онтогенетически молодые отделы мозга, которые наиболее интен­сивно развиваются уже после рождения (премоторно-лобная, теменно-височная области коры головного мозга). Отставание в развитии речи при ДЦП связано также с ограничением объема зна­ний и представлений об окружающем, недостаточностью пред­метно-практической деятельности и социальных контактов. Боль­ные дети имеют сравнительно небольшой жизненный опыт, об­щаются с весьма небольшим кругом людей, как сверстников, так и взрослых. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускаемые родителями ошибки воспитания. Часто родители чрез­мерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, пре­дупреждают все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд. При этом у ребенка не формируется потребность в ре­чевом общении, которая является важной предпосылкой развития речи. Отрицательно сказываются на развитии речи, особенно в первые годы жизни, длительное пребывание в различных лечеб­ных учреждениях, а также отрицательный эмоциональный фон, реактивные состояния, нередко возникающие у больных детей при отрыве от матери и изменении привычного образа жизни в случае помещения в больницу.

Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Архипова и другие описали особеннос­ти речевого развития ребенка с церебральным параличом, начи­ная с первых месяцев жизни. Они отмечают, что доречевое и рече­вое развитие этих детей идет в замедленном темпе.

Доречевой период ребенка с церебральным параличом отлича­ется от того же периода у нормально развивающегося ребенка. Обычно доречевой период при ДЦП затягивается на 2-3 года и состоит из 4 этапов.

К году у детей с церебральным параличом наблюдается сниже­ние потребности в речевом общении и низкая голосовая актив­ность. Дети часто предпочитают общаться жестом, мимикой, кри­ком. В лучшем случае ребенок может произносить всего одно-два слова. Индивидуальные сроки появления речи у детей с церебраль­ным параличом значительно колеблются. При ДЦП наиболее медленный темп речевого развития наблюдается в раннем возрасте (первые три года жизни). На вто­ром году жизни, даже при самых тяжелых формах заболевания, развитие общей моторики обычно опережает развитие речи. Чаще всего дети начинают произносить первые слова примерно в 2- 3 года. Значительный скачок в развитии речи при проведении коррекционно-логопедических занятий наблюдается к концу тре­тьего года жизни. На этом возрастном этапе темп речевого развития начинает опережать темп развития общей моторики ребенка. Как правило, фразовая речь формируется к 4-5 годам; в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) идет ее интенсивное развитие.

При ДЦП отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической.

Почти у всех детей с церебральным параличом в раннем возра­сте крайне медленно увеличивается активный словарь, длина пред­ложения, речь долго остается неразборчивой. Пассивный словарь (понимание обращенной речи) обычно значительно больше активного. Задерживается развитие мелодико-интонационной сторо­ны речи, а также восприятие и воспроизведение ритма. Речевая активность детей низкая, в речи преобладают отдельные слова, реже - простые короткие предложения. С трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим действием. Особенно слож­но усваиваются слова, обозначающие действие. Часто они заменя­ются словами, обозначающими предметы. Нередко отмечается недифференцированное употребление слов.

2. У всех детей с церебральным параличом в результате наруше­ния функций артикуляционного аппарата недостаточно развита прежде всего фонетическая сторона речи, стойко нарушено про­изношение звуков. На начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, в дальнейшем часть из них произносится иска­женно либо заменяется близкими по артикуляции, что приводит к общей невнятности речи. Для многих детей с церебральным пара­личом характерно атипичное (патологическое) усвоение фонем, не совпадающее с последовательностью их усвоения при нормаль­ном онтогенезе. Уже на ранних этапах овладения фонетическим строем речи могут появляться дефектные артикуляционные укла­ды, которые закрепляются в дальнейшем по мере формирования патологического речевого стереотипа.

При ДЦП у многих больных отмечаются нарушения фонема­тического восприятия, что вызывает трудности звукового анали­за. В тяжелых случаях дети не различают звуки на слух, не выделя­ют звуки в словах, не могут повторить слоговые ряды. В более лег­ких случаях отмечаются трудности звукового анализа слов лишь с дефектно произносимыми звуками.

В дошкольном возрасте многие дети общаются с окружающими с помощью простых коротких предложений из двух-трех слов. Даже имея достаточный уровень речевого развития, дети не реализуют своих возможностей в общении (на заданные вопросы часто дают стереотипные однословные ответы). У большинства детей, страдающих церебральным параличом, отмечаются своеобразные наруше­ния лексического строя речи, обусловленные спецификой заболе­вания. Количественное ограничение словаря и медленное его фор­мирование при спонтанном развитии в значительной степени свя­заны с ограничением объема, несистематизированностью, неточ­ностью, а иногда и ошибочностью знаний и представлений об ок­ружающем. Дети обладают ограниченными лексическими возмож­ностями, не располагают необходимыми языковыми средствами для характеристики различных предметов и явлений окружающего мира. Своеобразное формирование словарного запаса находит свое выражение в нарушении усвоения многих языковых категорий. Особен­но ограничен запас слов, обозначающих действия, признаки и ка­чества предметов. Дети испытывают трудности в понимании и упот­реблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкци­ями, а также слов, обозначающих пространственно-временные от­ношения, абстрактные понятия. С трудом усваивают лексическое значение слова (при многозначности слова вычленяют в нем только конкретное значение, не понимая его контекстного смысла; пута­ют значения слов, совпадающих по звучанию).

Часто у детей с церебральным параличом отмечаются наруше­ния формирования грамматического строя речи, которые зачас­тую обусловлены лексическими расстройствами. Грамматические формы и категории усваиваются крайне медленно и с большим трудом, что во многом обусловлено ограничением речевого обще­ния, нарушением слухового восприятия, внимания, низкой рече­вой активностью и недоразвитием познавательной деятельности. Дети испытывают трудности при построении предложений, со­гласовании слов в предложении, употреблении правильных па­дежных окончаний. Нередко отмечаются нарушения порядка слов, пропуски слов, незаконченность предложений, многочисленные повторы одного и того же слова (тут, вот и др.). Даже к началу обучения в школе большинство детей с церебральным параличом практически не умеют пользоваться грамматическими средствами оформления предложений. У них отчетливо выявляется недоста­точная сформированность связной речи.

Возрастная динамика речевого развития детей с церебральным параличом во многом зависит от состояния интеллекта. Чем выше интеллект ребенка, тем более благоприятная динамика развития речи, лучше результаты логопедической работы.

3. У детей с церебральным параличом выделяют различные формы речевых нарушений. Они редко встречаются в изолированном виде. Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП - дизартрия.

При сочетании дизартрического нарушения речи с недоразви­тием других компонентов речевой системы важно выделить не­сколько групп детей с дизартрией: с фонетическими нарушения­ми; с фонетико-фонематическим недоразвитием; с общим недо­развитием речи.

При тяжелом поражении центральной нервной сис­темы у детей отмечаетсяанартрия.

В зависимости от ведущего неврологического синдрома выделя­ют следующие формы дизартрии:

Спастико-паретическая (ведущий синдром - спастический парез),

Спастико-ригидная (ведущие синдромы - спастический па­рез и тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности),

Гиперкинетическая (ведущий синдром - гиперкинезы);

Атактическая (ведущий синдром - атаксия). Когда в структуру речевого дефекта включаются различные син­дромы, дизартрию характеризуют как смешанную. Это:

Спастико-атактическая дизартрия (ведущие синдромы - спа­стический парез и атаксия),

Спастико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы - спастический парез и гиперкинезы),

Спастико-атактико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы - спастический парез, атаксия, гиперкинезы),

Атактико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы - атаксия и гиперкинезы).

Спастико-паретическая дизартрия. При спастико-паретической дизартрии ведущим синдромом является спастический па­рез речевой мускулатуры (имеет место при спастической диплегии и гемипарезе). Это наиболее часто встречающаяся форма дизартрии.

Нарушение артикуляционной моторики может проявляться в виде изменения тонуса артикуляционных мышц по типу спастичности (повышение тонуса мышц языка, губ, лица). У некоторых детей отмечается смешанный характер. Объем артикуляционных движений мышц языка и губ ограничен в разной степени. В артикуляционной моторике проявление спастического пареза может быть различным:

невозможность или затруднение выполнения нужной артику­ляционной позы,

трудности удержания нужной артикуляционной позы,

невозможность быстрого переключения с одной позиции на другую,

увеличение латентного периода при включении в движение.

Почти у всех детей выражена гиперсаливация. Отмечается уси­ление глоточного и нёбного рефлексов. Часто имеют место синкинезии, наиболее характерной синкинезией является движение нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке приподнять кончик языка. У детей раннего возраста наблюдаются оральные синкинезии. В ряде случаев сохраняются рефлексы орального авто­матизма. Акт приема пищи замедлен, но координирован. Наруше­ны процессы жевания, откусывания, глотания.

Голос недостаточной силы и звонкости, истощаемы все пара­метры голосовых возможностей (слабый, истощающийся, глухова­тый, нередко назализованный). Речевой выдох истощаем, вдох не­глубокий. Снижена амплитуда голосовых модуляций; нет темпо-ритмических перебоев, необходимых для живой интонации. Отсутствие интонационного оформления несколько снижает разборчивость речи. Часто ребенок с помощью средств интонации не умеет выделять смысловые отрезки в целом высказывании. Темп речи замедлен.

В фонетическом отношении нарушено прежде всего произно­шение звуков, требующих наиболее точных дифференцированных движений языка. Звуки речи лишены четкого фонетического офор­мления; часто наблюдается легкая смазанность по всем группам звуков (больше в группе свистящих, шипящих и сонорных). Про­изношение губно-губных звуков нарушается при поражении кру­говой мышцы рта. Отмечается редуцированность (усредненность) гласных. Часто стерта разница между глухими и звонкими, твер­дыми и мягкими звуками. Иногда изолированно все звуки произ­носятся правильно (сохранны все фонемные признаки звуков), но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи. В тяжелых случаях нарушается произношение всех звуков.

При стертой спастико-паретической дизартрии отмечаются не­значительные нарушения речевого дыхания, голоса, темпа речи, межзубный или боковой характер щелевых звуков (свистящих и шипящих).

В ряде случаев спастико-паретическая дизартрия осложняется нарушением кинестетического восприятия в речевых мышцах, т. е. артикуляционной апраксией.

Спастико-ригидная дизартрия. Спастико-ригидная дизартрия наблюдается при двойной гемиплегии. Ведущим синдромом явля­ется спастический парез речевой мускулатуры и нарушения тони­ческого управления речевой деятельностью по типу экстрапира­мидного расстройства (ригидности).

Процесс речепроизводства нарушен из-за максимального на­рушения тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре. Не бы­вает длительного фона покоя в речевой мускулатуре, повышен порог чувствительности к разного рода раздражителям. Резко повышен тонус мышц верхнего плечевого пояса, мышц шеи, что сказыва­ется на фонаторных усилиях.

У детей отмечаются выраженные расстройства акта приема пищи (жевания, глотания). Нарушена координация между жеванием, глотанием и дыханием. Жевание большей частью заменяется соса­нием или присасыванием. Глотание происходит с паузами, перед глотанием дыхание останавливается. Параллельно наблюдаются синкинезии (опускается голова, пронируются плечи). Часто зат­руднено откусывание от куска, питье из чашки.

Нарушения артикуляционной моторики при спастико-ригидной дизартрии имеют следующие особенности:

включение в артикуляционное движение происходит с удли­ненным латентным периодом (до нескольких минут),

при включении в артикуляционное движение происходит рез­кое повышение тонуса во всей скелетной и речевой мускулатуре,

язык напряжен, отодвинут назад, чуть приподнят к нёбу, не всегда его удается пассивно вывести из полости рта. Объем артику­ляционных движений языка и губ строго ограничен,

недифференцированность губных и язычных движений (смешан­ная губно-язычная артикуляция),

мимика крайне бедная (лицо застывшее, маскообразное).

Разборчивость речи значительно снижена, часто речь трудно понять при незнании контекста. Звуки речи лишены четкого фоне­тического оформления. Нарушено произношение всех гласных и согласных звуков (слабость дифференциации губных, призубных, твердых и мягких звуков).

Гиперкинетическая дизартрия. Гиперкинетическая дизартрия наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП. Ведущим синд­ромом являются гиперкинезы мышц языка и лица, которые на­блюдаются на фоне дистонии, реже гипотонии. Объем артикуляционных движений при данной форме может быть достаточным.

Особые трудности ребенок испытывает в удержании и ощущении артикуляционных поз. Вследствие этого характерно отсутствие ста­бильных и однотипных нарушений звукопроизношения (искаже­ния, замены и смешения звуков непостоянны). Множественные искажения звуков отмечаются в группе щелевых и соноров. Харак­терна большая сложность в автоматизации звуков. Часто отмечают­ся различные фонематические нарушения. Разборчивость речи сни­жена (речь невнятная, порой малопонятная для окружающих). При гиперкинетической дизартрии акт приема пищи нарушен: процессы жевания, глотания затруднены, дискоординированы. Слюнотече­ния при чистом гиперкинетическом синдроме обычно не наблю­дается.

Атактическая дизартрия. Атактическая дизартрия наблюда­ется при атонически-астатической форме ДЦП. В чистом виде встре­чается редко. Чаще всего это сопутствующий синдром на фоне спа­стического пареза или гиперкинеза. Ведущим синдромом при атактической дизартрии является атаксия.

Атаксия проявляется в гиперметрических, асинергических на­рушениях артикуляционных движений и в скандированности рит­ма речи. Гиперметрия - это несоразмерность, неточность произ­вольных артикуляционных усилий, когда нужное движение реали­зуется более размашистым движением, чем это необходимо. Со­кращение мышц не соответствует требуемому. Ребенок не может точно выполнить артикуляционное действие; он теряет его траек­торию, амплитуду (амплитуда увеличивается), скорость размаха, точность попадания в место смыкания. Так, раскрытие рта у детей во время речи, губные и язычные движения при произнесении смычных звуков утрированы, сама смычка замедлена. Выражена асинергия - асинхронность дыхательной, артикуляционной и фонаторной мускулатуры. Ритм речи всегда скандированный. Темп замедленный. Модуляций голоса почти нет. Интонация практичес­ки отсутствует.

При тяжелых поражениях центральной нервной системы на­блюдается анартрия.

По тяжести проявлений анартрия может быть различной:

Гораздо реже, чем дизартрия, у детей с церебральным парали­чом встречается алалия. При ДЦП алалия чаще всего сочетается с дизартрией.

Моторная алалия чаще всего встречается у детей со спастической диплегией и правосторонним гемипарезом. Ребе­нок испытывает затруднения в построении фраз, искажает сло­говую структуру слов (переставляет и пропускает звуки и слоги). Отмечается бедность активного словаря (особенно предикатив­ного), аграмматизмы. В отличие от дизартрии артикуляционные возможности для правильного произношения большинства зву­ков сохранны. Обычно ребенок может выполнить артикуляцион­ные движения на неречевом уровне, но затрудняется реализовать эти возможности в речи (на речевом знаковом уровне). Часто при моторной алалии наблюдается недостаточность артикуляционно­го праксиса.

Сенсорная алалия наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП. При этом для детей характерны повышенная эмоциональная возбудимость, дви­гательное беспокойство, неустойчивость слухового внимания. Из­вестно, что при гиперкинетической форме ДЦП также часто встре­чаются нарушения слуха. Очень важно правильно дифференциро­вать сенсорную алалию и нарушение речевого развития из-за на­рушения слуха, так как логопедическая работа будет определяться причиной, вызвавшей недоразвитие речи у ребенка с гиперкине­тической формой ДЦП.

Дети с церебральным параличом с трудом овладевают навы­ками чтения и письма. Нарушения письменной речи -дислек­сия и дисграфия - обычно сочетаются с недоразвитием устной речи. При ДЦП трудности овладения навыками чтения и письма связаны также с нарушениями зрительного восприятия формы, недостаточным развитием оптико-пространственных представ­лений, фонематического восприятия, с нарушениями мелкой моторики.

При дислексии у детей с церебральным параличом наблюдают­ся своеобразные затруднения в усвоении навыка чтения: пропуски и перестановки букв, смешение сходных по начертанию букв (з - в). Дети забывают, как читается та или иная буква, пропускают строчки. Длительное время они читают медленно, по слогам, час­то пытаются угадать слово. Даже в среднем школьном возрасте при чтении про себя дети часто не могут понять смысл прочитанного, так как иногда не узнают буквы и целые слова.

Одновременно с нарушениями чтения у детей, страдающих церебральным параличом, отмечаются трудности в овладении письмом. При дисграфии дети долго не запоминают начертания букв, нередко забывают их. Они заменяют буквы или их элементы другими по признаку графического сходства, искажают гра­фический образ букв (неправильно сочетают элементы в изобра­жении отдельных букв). Характерной особенностью нарушений письма при ДЦП является его зеркальность, особенно на начальных этапах обучения. Зеркальность письма наиболее часто наблюдается у детей с правосторонним гемипарезом при письме левой рукой. Дети рисуют и пишут справа налево и асимметрич­ные буквы изображают зеркально. В тех случаях, когда нарушения письма обусловлены недоразвитием фонематического слуха и дефектами произношения, в письменных работах встречаются такие ошибки, как замена фонем, близких по звучанию, про­пуск букв в слове, перестановка букв и слогов, недописывание окончаний в словах.

Нарушения чтения и письма носят стойкий характер и с возра­стом меняются не качественно, а количественно. Снижается число дислексических и дисграфических ошибок, но характер их сохра­няется.

У некоторых детей с церебральным параличом может отмечать­сязаикание. В возникновении заикания при ДЦП играют роль пси­хические травмы (испуг, различные волнения и переживания, из­менение привычного жизненного стереотипа, разлука с близкими и др.), ошибки воспитания, органические нарушения речедвигательной функции. Заикание может возникнуть у детей, имеющих такие особенности личностного развития, как повышенная рани­мость, глубокое переживание дефекта, страх общения с окружаю­щими. Особенностью заикания при церебральном параличе явля­ется преобладание клонико-тонических судорог в дыхательной и артикуляционной мускулатуре. Заикание обычно носит стойкий характер, сопровождается выраженными сомато-вегетативными расстройствами, усиливается в подростковом возрасте. У детей с ДЦП заикание чаще всего возникает на фоне гиперкинетической дизартрии. При этом у детей выражены насильственные движения в артикуляционных и скелетных мышцах. Для этих движений ха­рактерна стойкость проявлений, они трудно поддаются коррекционному воздействию.

Итак, для детей с церебральным параличом характерны раз­личные формы речевого дизонтогенеза, проявляющиеся как в виде обратимых нарушений (задержки доречевого и речевого раз­вития), так и в виде более стойких системных расстройств всех сторон речи (общего недоразвития речи). Характер нарушений речевого развития определяет задачи и методы логопедической работы.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЦП.

Патология нарушений речи при ДЦП по разным данным имеет место у 60 – 75% детей. Частота нарушений речи зависит от формы ДЦП. Так при спастической диплегии у 70% детей диагностируют дизартрию. При гемипаретической форме только у 25 – 35% детей. При атонически – астатической форме у 60 – 75%. При двойной гемиплегии всегда наблюдается тяжелая дизартрия или анартрия.

Нарушения речи у данной категории детей чаще всего непосредственно связаны с первичным нарушением развития, а именно с ДЦП. Но могут иметь традиционную этиологию, не зависящую от моторных расстройств. Например, нарушения речи могут быть связаны с нарушениями слуха, которые очень часто встречаются у таких детей, или являться следствием социальных условий воспитания, изоляцией. Но в этих случаях нарушения речи не являются дизартрическими расстройствами.

Отрицательное влияние на развитие речи оказывают условия воспитания, в которых оказываются дети с ДЦП. Это длительное время пребывания в лечебных учреждениях, изолированность, ограниченность речевого общения, гиперопека родителей, или наоборот недостаточный интерес к ребенку, незаинтересованность в его образовании и воспитании. Вследствие ограничения движений у ребенка меньше жизненных впечатлений, ограниченный кругозор, малый жизненный опыт, недостаток чувственных, зрительных и тактильных ощущений. Эти факторы приводят к задержке речевого развития и формированию вторичных отклонений развития.

У многих детей с ДЦП диагностируют такое нарушение речи как АЛАЛИЯ – системное недоразвитие речи или задержка речевого развития, которая характеризуется более медленными, чем в норме темпом усвоения родного языка.

Часто у детей с ДЦП имеется общее недоразвитие речи (ОНР) как первичного, так и вторичного характера. Нарушения письменной речи у детей с ДЦП дисграфии и дислексии также очень распространены. Это связано с нарушением сенсорных систем: НАРУШЕНИЯМИ ЗРИТЕЛЬНО - МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ и НАРУШЕНИЯМИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

Но самым распространенным речевым нарушением у детей с ДЦП является дизартрия.

Дизартрия у детей с ДЦП носит врожденный характер и обусловлена органическими нарушениями двигательных отделов центральной нервной системы.

Классификация дизартрий у детей с ДЦП предложена ПАНЧЕНКО И.И., выделены следующие формы:

СПАСТИКО – ПАРЕТИЧЕСКАЯ. Ведущий симптом – спастический парез, обусловленный поражением пирамидных путей. Данная форма характерна для детей со спастической диплегией. (Псевдобульбарная дизартрия).

СПАСТИКО - РИГИДНАЯ. Ведущее расстройство – сочетание спастических парезов с нарушениями тонуса, обусловленными поражением экстрапирамидной системы. Эта форма проявляется у детей с двойной гемиплегией.

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ. Ведущий симптом – гиперкинезы. Данная форма присуща детям с гиперкинетической формой ДЦП.

(Экстрапирамидная или подкорковая).

АТАКТИЧЕСКАЯ (мозжечковая) Ведущее расстройство – атаксия. Проявляется у детей с атонически – астатической формой ДЦП.

Панченко И.И. выделил у детей с ДЦП также смешанные формы: СПАСТИКО – ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКУЮ Ведущий синдром спастический парез и гиперкинез.

АТАКТИКО-ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКУЮ. Ведущий синдром атаксия и гиперкинез.

СПАСТИКО – АТАКТИЧЕСКУЮ.

СПАСТИКО-АТАКТИКО - ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКУЮ.

Спастический парез наиболее распространен при детских церебральных параличах.

Смирнова Ирина Анатольевна описывает симптомы дизартрии у детей с ДЦП.

СПАСТИКО - ПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ

При данной форме дизартрии у детей с ДЦП характерно:

Ограничение движений органов артикуляции, замедленное, напряженное произношение.

Нарушение в дыхательном отделе приводит к формированию очень слабой воздушной струи недостаточной для образования переднеязычных и губных звуков. Смещение артикуляции в средние и задние отделы артикуляционного аппарата.

Нарушения голоса, которое проявляется в недостаточности модулированности и снижении силы голоса. Спастичность голосовых связок приводит к их неполному смыканию и вследствие этого сиплому оттенку голоса. Расстройство управлением работой мышц небно - глоточного кольца (мышцы управляющие движениями небной занавески и мышцы глотки) приводит к назализации звуков и носовому оттенку речи. Произношение часто приобретает смягченный или боковой характер. Спастичное сужение кончика языка приводит к межзубному произношению звуков. Наблюдается повышенная саливация. В целом произношение носит нечеткий характер. Нарушены сложные произвольные движения и наиболее страдают сложные переднеязычные звуки.

СПАСТИКО - РИГИДНАЯ форма характеризуется проявлениями спастического пареза и нарушением тонического управления по типу экстрапирамидного расстройства т.е. дистонии. Клинически это выражено в повышении мышечного тонуса, мышцы сокращены. Тонус мышц меняется. При данной форме дизартрии не бывает длительного фона покоя в речевой мускулатуре. Напряженная улыбка меняется мгновенным спазмом мышц губ. Движения языка непроизвольно меняются. Характерны постоянные жевательно – сосущие движения. У таких детей резко повышен тонус мышц верхнего плечевого пояса и шеи. Дети не могут удерживать позу сидя. Резко выражены рефлексы орального автоматизма: хоботковый, губной, челюстной. Голос глухой, напряженный, сила голоса ослаблена. Во время речи появляется спазм дыхания, ребенок вынужден делать частые паузы в речи.

Гиперкинетическая или экстрапирамидная дизартрия диагностируется у детей с ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЦП. В этом случае нарушается просодические компоненты речи и темпо – ритмическая организация движений. Для нормальной речи характерна очень высокая степень координированности дыхания, работы голосовых связок и движений органов артикуляции. Здесь наблюдаются расстройства координации дыхания, голоса и артикуляции. Речь строится на выдохе и на вдохе. Дыхание расстроено с вокализацией и ребенок делает несколько неудачных попыток воспроизвести голос прежде, чем ему это удается. Дети с большим трудом овладевают произношением сложных переднеязычных звуков. Гиперкинезы в оральной области полностью дезорганизуют речь.

У детей с данной формой дизартрии могут быть нарушены приемы жевания, глотания, процесс приема пищи.

АТАКТИЧЕСКАЯ или мозжечковая дизартрия наблюдается у детей с АТОНИЧЕСКИ - АСТАТИЧЕСКОЙ формой ДЦП. На практике в чистом варианте диагностируется редко. Часто встречается атаксия как сопутствующий синдром на фоне спастического пареза или гиперкинеза. Речь носит послоговой характер, нарушена расстановка ударений, скандированность. Координация дыхания, голосообразования и артикуляции нарушена. Дисметрия артикуляционных движений приводит к тому, что ребенок не может точно выполнить артикуляционную позу, не может точно попасть языком в нужное место, скоординировать размах и амплитуду. В речи выраженные паузы. Имеется носовой оттенок голоса. Значительные трудности формирования артикуляции и автоматизации. Речь ребенка напоминает речь во время плача, всхлипывания, громкое начало речи, затем затухание голоса.

В литературе мало описывается случаев моторной дизартрии у детей ДЦП. Бульбарная форма также не является характерной формой у детей с ДЦП.

Специфика дизартрий у детей с ДЦП.

Поражение моторики носит глобальный характер однотипный для скелетной и речевой мускулатуры. В основе нарушения лежит значительное, до степени ригидности, повышение тонуса мускулатуры при всяком активном движении. Характерные черты спастического пареза в равной мере касаются как мышц конечностей, так и мимической и жевательной и артикуляционной мускулатуры. В связи с тем, что дизартрия является врожденной, искаженно формируется не только звукопроизношение, но и фонематическое восприятие, так как ребенок привыкает к восприятию своей искаженной речи.

Дизартрии у детей с ДЦП очень часто носят смешанный характер, что связано с диффузным ранним поражением мозга. К псевдобульбарным симптомам очень часто добавляются симптомы экстрапирамидной или мозжечковой дизартрии. Это связано с распространенностью очага поражения мозга, которые захватывают и корковый и подкорковый и стволовой и мозжечковый отделы. Поэтому при обследовании обнаруживают и псевдобульбарные проявления и мозжечковую недостаточность и апраксические расстройства как кинетические так и кинестетические.

СМ ТАБЛИЦУ ВРОЖДЕННОЙ И ПРИОБРЕТЕННОЙ ДИЗАРТРИИ.

АНАРТРИЯ У ДЕТЕЙ С ДЦП.

АНАРТРИЯ – полная неспособность к произношению, обусловленная расстройствами иннервации мышц артикуляционного аппарата.

Анартрия встречается реже, чем дизартрия, что связано с тем, что для приема пищи необходимы определенные двигательные способности. При анартрии двигательные расстройства в оральной области настолько велики, что ребенок долгое время не может есть самостоятельно, расстроены функции сосания, жевания, глотания. Прием пищи носит очень специфический характер.

У детей отсутствует лепет. Понимание обращенной речи имеется, дети часто заменяют экспрессивную речь жестами.

Панченко И.И. выделял следующие группы детей с анартрией:

Дети со слабовыраженной звукослоговой активностью;

В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значи­тельное место занимают нарушения речи, частота которых состав­ляет до 80 % . Изучению речевых нарушений при ДЦП посвящено много специальных исследований (Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, И. А. Панченко и др.).

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зави­сят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности. От­ставание в развитии речи при ДЦП связано также и с ограничени­ем объема знаний и представлений об окружающем, недостаточ­ностью предметно-практической деятельности. Больные дети име­ют сравнительно небольшой жизненный опыт, общаются с весь­ма небольшим кругом людей (как сверстников, так и взрослых), Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускае-

мые родителями ошибки воспитания. Часто родители чрезмерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, предупрежда­ют все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд. При этом у ребенка не формируется потребности в речевой дея­тельности. В таких случаях ребенок бывает лишен речевого обще­ния, которое является важной предпосылкой развития речи.

Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет сама двигательная патология, ограничивающая возможнос­ти передвижения и познания окружающего мира. Отмечается вза­имосвязь между речевыми и двигательными нарушениями у детей с церебральным параличом. Длительное сохранение патологичес­ких тонических рефлексов оказывает отрицательное влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Выраженность то­нических рефлексов повышает тонус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, дви­жения языка вперед и вверх. Подобные нарушения артикуляцион­ной моторики задерживают формирование голосовой активности и нарушают звукопроизносительную сторону речи. В связи с недо­статочностью кинестетического восприятия ребенок не только с трудом выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение органов артикуляции и конечностей.

Отмечается определенная зависимость между тяжестью нару­шений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функ­ции рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной мо­торики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верх­ние конечности.

Все перечисленные факторы определяют специфику наруше­ний доречевого и речевого развития детей с церебральным пара­личом. Различные нарушения двигательной сферы обусловливают разнообразие речевых расстройств. Для каждой формы детского церебрального паралича характерны специфические нарушения речи.


При ДЦП речевые нарушения затрудняют общение детей с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии.

У детей с церебральным параличом выделяют следующие ос­новные формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия.

Речевые нарушения при ДЦП редко встречаются в изолирован­ном виде. Например, наиболее частая форма речевой патологии - дизартрия - часто сочетается с задержкой речевого развития или, реже, с алалией.

I. Задержка речевого развития - более позднее начало речи и замедление темпа ее формирования. Более позднее становление речевой функции обусловлено задержкой развития мозга («моло­дые» участки коры головного мозга продолжают развиваться после

рождения). При ДЦП не только замедляется, но и патологически искажается процесс формирования речи. Задержка речевого раз­вития отмечается уже с доречевого периода.

Доречевой период ребенка с церебральным параличом отлича­ется от того же периода у нормально развивающегося ребенка. Обычно доречевой период при ДЦП затягивается на 2-3 года (Е. Ф. Архипова). Имеется определенная патогенетическая общность нарушения доречевого развития с двигательными нарушениями в целом.

Доречевой период ребенка с нормальным развитием состоит из 4 этапов, которые прослеживаются у детей с церебральным пара­личом.

1-й этап - безусловно-рефлекторный (до 3 мес). Крик у здоро­вого новорожденного громкий, чистый, с коротким вдохом и уд­линенным выдохом. При ДЦП отмечается качественное видоизме­нение крика, его однообразие, непродолжительность (тихий, сдав­ленный, пронзительный; может быть отсутствие крика; вместо крика - отдельные всхлипывания или гримаса на лице).

2-й этап - начало гуления (с 3 мес). В норме - наличие инто­национной выразительности в крике. При ДЦП отмечается недо­развитие интонационной характеристики крика, который не вы­ражает радости или недовольства, т. е. не изменяется в зависимос­ти от состояния ребенка. Гуление отсутствует или его активность крайне низкая.

3-й этап - интонированное гуление (с 4 мес). У детей с цереб­ральным параличом наблюдается задержка появления певучего гуления, бедность, неполноценность голосовых реакций. Часто крик преобладает над другими голосовыми реакциями.

4-й этап - лепет (с 6 мес). При ДЦП отмечается отсутствие или задержка появления лепета. Лепет характеризуется однообра­зием, бедностью звукового состава, фрагментарностью, малоактивностью, отсутствием четкой интонационной выразительности; возникает редко.

К 12 мес. у детей с церебральным параличом наблюдается сни­жение потребности в речевом общении и низкая голосовая актив­ность. Дети часто предпочитают общаться жестом, мимикой, кри­ком. В лучшем случае ребенок может произносить всего одно-два слова. Таким образом, при ДЦП задержан доречевой период, а также нарушены предпосылки к развитию речи.

Индивидуальные сроки появления речи у детей с церебраль­ным параличом значительно колеблются, что зависит от локали­зации и тяжести поражения мозга, состояния интеллекта, време­ни начала и адекватности коррекционно-логопедической работы. При ДЦП наиболее медленный темп речевого развития наблюда­ется в раннем возрасте (первые три года жизни). На втором году

жизни, даже при самых тяжелых формах заболевания, развитие общей моторики обычно опережает развитие речи. Обычно дети начинают произносить первые слова примерно в 2-3 года. Значи­тельный скачок в развитии речи при проведении коррекционно-логопедических занятий наблюдается к концу третьего года жизни. На этом возрастном этапе темп речевого развития начинает опере­жать темп развития общей моторики ребенка. Как правило, фразо­вая речь формируется к 4-5 годам; в старшем дошкольном возра­сте (5--7 лет) наблюдается ее интенсивное развитие,

При нормальном развитии все стороны речи - лексическая, грамматическая и фонетическая - внутренне взаимосвязаны и взаимозависимы. При ДЦП отмечается задержка и нарушение их формирования.

У детей с церебральным параличом в раннем возрасте крайне медленно увеличивается активный словарь (собственная речь) и распространяется предложение, медленно улучшается внятность речи. Пассивный словарь (понимание обращенной речи) обычно значительно больше активного. Задерживается развитие мелодико-интонационной стороны речи, а также восприятие и воспроизве­дение ритма. Речевая активность низкая, в речи преобладают от­дельные слова, реже - простые короткие предложения. С трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим дей­ствием. Особенно сложно усваиваются слова, обозначающие дей­ствие. Часто они заменяются словами, обозначающими предметы. Отмечается недифференцированное употребление слов.

У детей с церебральным параличом в результате нарушения функций артикуляционного аппарата недостаточно развита преж­де всего фонетическая сторона речи, стойко нарушено произно­шение звуков. На начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, в дальнейшем часть из них произносится искаженно, либо заменяется близкими по артикуляции, что приводит к общей невнятности речи. Для многих детей с церебральным параличом характерно атипичное (патологическое) усвоение фонем, не со­впадающее с последовательностью их усвоения при нормальном онтогенезе. Уже на ранних этапах овладения фонетическим строем языка могут появляться дефектные артикуляционные уклады, ко­торые закрепляются в дальнейшем по мере формирования патоло­гического речевого стереотипа.

В дошкольном возрасте многие дети общаются с окружающими с помощью простых коротких предложений. Даже имея достаточ­ный уровень речевого развития, дети не реализуют своих возмож­ностей в общении (на заданные вопросы часто дают стереотипные однословные ответы). Отмечается отставание в усвоении отдель­ных языковых категорий (особенно предлогов) и слов, обознача­ющих пространственно-временные отношения, абстрактные по-

нятия. С трудом усваиваются лексические значения слов (иногда вычленяют в слове только конкретное значение, заменяют одно слово другим, совпадающим по звучанию). При ДЦП лексические нарушения обусловлены спецификой заболевания. Количествен­ное уменьшение словаря и медленное его формирование при спон­танном развитии в значительной степени связаны с ограничением объема, несистематизированностью, неточностью, а иногда и ошибочностью знаний и представлений об окружающем. У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения формирования грамматического строя речи, которые зачастую обусловлены лек­сическими расстройствами. Грамматические формы и категории усваиваются крайне медленно и с большим трудом, что во многом обусловлено ограничением речевого общения, нарушением слухо­вого восприятия, внимания, низкой речевой активностью и недо­развитием познавательной деятельности. Дети испытывают трудно­сти при построении предложений, согласовании сказуемого с под­лежащим, употреблении правильных падежных окончаний.

Возрастная динамика речевого развития детей с церебральным параличом во многом зависит от состояния интеллекта. Чем выше интеллект ребенка, тем более благоприятная динамика развития речи.

II. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулату­ры. Дизартрия является следствием органического поражения цен­тральной нервной системы, при котором расстраивается двига­тельный механизм речи. Ведущими дефектами при дизартрии яв­ляются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просо­дики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи), а также нарушения артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая.

Основные нарушения при дизартрии:

е Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры (в мышцах лица, языка, губ, мягкого неба) - по типу спастичности, гипото­нии или дистонии. У детей с церебральным параличом отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артику­ляционной мускулатуре, т. е. в отдельных артикуляционных мыш­цах тонус может изменяться по-разному.

Нарушение подвижности артикуляционных мышц. Ограничен­ная подвижность мышц артикуляционного аппарата - это основ­ное проявление пареза или паралича этих мышц. Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ обуславливает нарушение звукопроизношения. При этом в первую очередь нару­шаются наиболее тонкие и дифференцированные движения (прежде всего поднимание языка вверх).

Нарушения дыхания. Недостаточная глубина дыхания. Нару­шен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается на­рушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и уко­роченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, не­ смотря на полуоткрытый рот.

Нарушения голоса. Недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий); отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, с носовым оттенком). При различных формах дизартрии нарушения голоса носят специфи­ческий характер.

Нарушения просодики. Мелодико-интонационные расстрой­ства часто относят к одним из наиболее стойких признаков дизар­трии. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже уско­рении. Иногда имеет место нарушение ритма речи (например, скандированность).

Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремо­ра) в артикуляционной мускулатуре. Гиперкинезы - непроизволь­ные насильственные движения, могут быть вычурные движения мышц языка, лица. Тремор - дрожание кончика языка.

Нарушение координации движений (атаксия). Отмечается дисметрия (несоразмерность, неточность) произвольных артикуляцион­ных движений. Часто нужное движение реализуется более размаши­стым, утрированным, замедленным движением, чем это необходи­мо (гиперметрия). Иногда наблюдается нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией (асинергия).

Наличие синкинезий. Синкинезии - непроизвольные сопут­ствующие движения при выполнении произвольных артикуляци­онных движений (например, дополнительное движение нижней челюсти и нижней губы при попытке поднять кончик языка вверх).
Оральные синкинезии - открывание рта при любом произволь­ном движении или при попытке его выполнения.

Нарушение акта приема пищи. Отсутствие или затруднение жевания твердой пищи; поперхивание, захлебывание при глота­нии. Нарушение координации между дыханием и глотанием.

Гиперсаливация (повышенное слюнотечение). Усиленное слю­нотечение связано с ограничением движений мышц языка, нару­шением произвольного глотания, парезом губных мышц. Оно час­
то утяжеляется за счет слабости ощущений в артикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны и снижения са­моконтроля). Гиперсаливация может быть постоянной или усили­ваться при определенных условиях.

Наличие патологических рефлексов орального автоматизма. При нормальном развитии рефлексы орального автоматизма (губной,

хоботковый, сосательный, поисковый и др.) проявляются с рож­дения, ослабевают к 3 мес. и пропадают к 1 году. У детей с цереб­ральным параличом эти рефлексы могут быть ослаблены или не вызываться совсем в первые недели и месяцы жизни, что будет затруднять кормление этих детей и препятствовать развитию пер­вых голосовых реакций. Сохранение и усиление этих рефлексов после 1 года препятствует развитию произвольных артикуляцион­ных движений и задерживает развитие речи.

Специфические нарушения звукопроизношения:

стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их преодоления;

нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (усредненность гласных);

преобладание межзубного и бокового произношения свис­тящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков; смягчение твердых согласных звуков;

нарушения звукопроизношения особенно выражены в рече­вом потоке. При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая смазанность, нечеткость речи;

специфические трудности автоматизации звуков (процесс ав­томатизации требует большего количества времени). При не­своевременном окончании логопедических занятий приобретен­ные умения часто распадаются.

Степень выраженности дизартрических нарушений речи зави­сит от тяжести и характера поражения нервной системы. В легких случаях отмечается неярко выраженная дизартрия. Стертая дизар­трия проявляется в нарушении звукопроизношения, незначитель­ных нарушениях речевого дыхания, голосообразования, просо­дики; ограничением объема наиболее тонких и дифференциро­ванных артикуляционных движений. При тяжелом поражении цен­тральной нервной системы речь становится невозможной. Анартрия - полное или почти полное отсутствие возможности звуко­произношения в результате паралича речедвигательных мышц. По тяжести проявлений анартрия может быть различной: 1) полное отсутствие речи и голоса; 2) наличие только голосовых реакций; 3) наличие звуко-слоговой активности (И. И. Панченко, 1979).

Существуют различные классификации дизартрии. В их основу положены принцип локализации мозгового поражения, синдро-мологический подход, степень понятности речи для окружающих.

На основе принципа локализации мозгового поражения раз­личают псевдобульбарную, бульбарную, экстрапирамидную, моз­жечковую, корковую формы дизартрии (О. В. Правдина и др.).

« Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих была предложена французским невропатологом Тардье (1968). Им было выделено 4 степени тяжести речевых наруше-

ний у детей с церебральным параличом: 1) нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследо­вания ребенка; 2) нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих; 3) речь понятна только близ­ким ребенка; 4) речь отсутствует или непонятна даже близким ребенка (четвертая степень нарушения звукопроизношения, по су­ществу, представляет собой анартрию).

При классификации на основе синдромологического подхо­да выделяют спастико-паретическую, спастико-ригидную, гипер­кинетическую, атактическую и смешанные формы дизартрии. У детей с церебральным параличом трудно вычленить симптома­тику речедвигательных расстройств вследствие сложности пора­жения речевой моторики, если не соотносить их с общими дви­гательными нарушениями. При ДЦП общими двигательными на­рушениями (основными синдромальными расстройствами) яв­ляются спастический парез, тонические нарушения управления типа ригидности, гиперкинезы, атаксия. В речевой моторике от­мечаются аналогичные дефекты. Тип дизартрического нарушения речи определяется по характеру клинического синдрома. Эта клас­сификация дизартрии ориентирует логопеда на качество наруше­ния артикуляционной моторики, что позволяет более целенап­равленно определить выбор средств лечебной и логопедической работы по нормализации мышц и движений артикуляционного аппарата.

III. Алалия - это отсутствие или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Различают моторную и сенсорную алалию. Моторная алалия характеризуется недоразвитием моторной речи. При относительно сохранном понимании речи отмечается недоразвитие лексической, грамматической и фонетической стороны речи. Ребенок испыты­вает затруднения в построении фраз, искажает слоговую структу­ру слов (переставляет и пропускает звуки и слоги). Отмечается бед­ность активного словаря, аграмматизмы. В отличие от дизартрии артикуляционные возможности для правильного произношения большинства звуков сохранны. Обычно ребенок может выполнить артикуляционные движения на неречевом уровне, но затрудняет­ся реализовать эти возможности в речи.

При сенсорной алалии нарушено понимание обращенной речи при сохранном слухе и познавательной деятельности. Сенсорная алалия наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП.

Итак, для детей с церебральным параличом характерны раз­личные формы речевого дизонтогенеза, проявляющиеся как в виде обратимых нарушений (задержка доречевого и речевого развития), так и в виде более стойких системных расстройств всех сторон речи (общее недоразвитие речи).

Детский церебральный паралич - это группа двигательных нарушений, которые возникают в период родов и непосредственно после них. Заболевание проявляется патологией движений, положения тела в пространстве и координации. У трети детей с ДЦП страдает уровень интеллекта, а у 80% наблюдаются нарушения речи. Характеристика речевых нарушений при ДЦП и степень их выраженности зависят от участка и тяжести поражения головного мозга. В дальнейшем первичные нарушения ведут к замедлению формирования коры, которая берет непосредственное участие в речи ребенка.

Причины и формы ДЦП

Учеными доказано влияние большого количества факторов на возникновение детского церебрального паралича. Их действие припадает как на саму беременность, так и на процесс родов и неонатальный период жизни ребенка (первый месяц). Эта патология возникает у двух детей из тысячи, но чаще у мальчиков. В группу риска попадают дети, рожденные преждевременно. Повреждения при ДЦП возникают в разных участках головного мозга: коре, подкорке, капсулах или стволе. Этому способствуют такие причины:

  • хронически сниженное поступление кислорода к плоду (дистресс-синдром плода);
  • аномалии развития головного мозга;
  • резус или групповой конфликт между кровью матери и плода с развитием желтухи;
  • родовые травмы;
  • внутриутробные инфекции плода, чаще вирусные (герпес, краснуха, токсоплазмоз и другие);
  • тяжелые инфекции, возникающие у ребенка уже после рождения;
  • влияние на головной мозг токсических веществ (тяжелые металлы, такие как ртуть и свинец, медицинские препараты);
  • генетические факторы;
  • множественные плоды (двойня, тройня).

Важно! Обследования во время беременности с целью устранения причинных факторов - основной метод профилактики ДЦП.

В зависимости от того, какой участок мозга поражается, и какая возникает симптоматика, различают несколько форм детского церебрального паралича.

Особенности

Спастическая тетраплегия

Одна из тяжелейших форм ДЦП. Характерен паралич (полное отсутствие движений) или парез (снижение силы) всех четырех конечностей, псевдобульбарный синдром (нарушение речи и глотания), сниженный интеллект и зрение.

Спастическая диплегия

Самая распространённая форма ДЦП. В большей степени поражаются мышцы ног. Псевдобульбарный синдром, нарушение зрения и речи тоже присутствуют. Интеллект снижен умеренно

Гемиплегическая форма

Поражена одна половина тела, рука страдает сильнее, чем нога. Возможно наличие задержки в психическом и речевом развитии.

Дискинетическая форма

В клинической картине преобладают гиперкинезы (внезапные ошибочные движения в определенных группах мышц), нарушение речи, слуха, зрения. Интеллект зачастую не нарушен

Атаксическая форма

Характеризуется нарушением координации движений, дрожанием (тремором), нарушением речи, патологически сниженным мышечным тонусом. Задержка интеллекта в редких случаях

Смешанные

Объединяет симптомы нескольких форм ДЦП

Неуточненная форма

Симптомы не укладываются ни в одну из форм

Каждой из этих форм свойственен свой уровень социальной адаптации. И он тем выше, чем менее выражены спастические парезы и параличи, и чем развитее интеллект ребенка.

Речевые нарушения при ДЦП

У детей с ДЦП нарушения речи возникают вследствие двух основных причин. Первая - это непосредственное поражение структур мозга, отвечающих за речь и правильное функционирование речевого аппарата. А вторая - нарушение созревания других участков мозга, которое в норме происходит с взрослением ребенка и приобретением им речевых навыков. Часто родители таких детей совершают ошибку в воспитании - делают большинство вещей вместо ребенка. Это не дает ему самостоятельно приобретать различные умения, которые в дальнейшем помогут ему социально адаптироваться. Речевые нарушения напрямую связаны с двигательными. В связи с патологическими рефлексами и нарушением артикуляции, даже при сохраненном интеллекте говорить таким детям труднее, чем здоровым.

Нарушения речи при ДЦП проявляется чаще в таких формах:

  • дизартрия;
  • алалия;
  • дислексия;
  • дисграфия;
  • анартрия;
  • другие (заикание, мутизм).

Часто задержка речевого развития сочетается с отставанием в психической сфере. У ребенка с психическими нарушениями ухудшается поступление и обработка полученной из внешней среды информации. Это способствует развитию дефицита знаний и дальнейшим прогрессирующим расстройством речи.

Клиника речевых нарушений

У детей, страдающих на ДЦП, значительно повышен тонус мышц, что ведет к нарушению звуковоспроизведения. Кроме этого, часто наблюдается слабость речевой мускулатуры, которая также отвечает за дыхание. Оно становится частым и поверхностным. У таких детей речь невнятна, одни звуки заменяются другими, близкими по звучанию. Дети говорят медленно, им трудно формировать предложения, воспринимать на слух обращенную речь. Словарный запас зачастую очень беден и не соответствует возрасту, особенно если с ребенком мало занимались.

Ранние признаки нарушений речи заметны у детей с первого года жизни: они позднее сверстников начинают «агукать», повторять слоги, долго не говорят или совсем не начинают это делать. Такая тенденция без вмешательства сохраняется и в дальнейшем, перерастая в более серьезные дефекты.

Дизартрия - это нарушение речи, возникающее в связи с неправильной иннервацией мышц, которые берут участие в образовании звуков. Понимание речи при этом не нарушено, страдает сама возможность говорить.

Алалия может быть моторной и сенсорной. При моторной алалии поражаются все аспекты речи, а при сенсорной искажено понимание обращенных слов.

Анартрия - полное отсутствие речевых навыков. Это самая тяжелая форма нарушений речи у детей с ДЦП.

Коррекция нарушений речи при ДЦП

Подход к лечению нарушений речи при детском церебральном параличе требует комплексной работы со стороны логопеда-дефектолога, невролога и психолога. Желательно начать занятия как можно раньше, так как нервная система малыша более гибкая, чем, например, подростка.

Совет врача. Обращение к логопеду в возрасте до пяти лет увеличит шансы на успешную социальную адаптацию ребенка.

Главную роль в коррекции речи играет работа с логопедом. Методика лечения во многих случаях подбирается индивидуально и напрямую зависит от степени нарушений, уровня интеллекта, участка, на котором поражена центральная нервная система. Врач работает в таких основных направлениях:

  • логопедическая гимнастика, направленная на нормализацию работы артикуляционного аппарата;
  • логопедический массаж, помогающий активизировать речевые центры;
  • создание у пациента желания разговаривать;
  • расширение словарного запаса, как активного, так и пассивного;
  • освоение элементарных грамматических критериев;
  • коррекция звуковоспроизведения;
  • активизация внимания ребенка.

При роботе над постановкой речи важно правильное дыхание. Улучшают его с помощью простых приемов: надувание воздушных шаров, передвижение легких предметов (бумажек, ватных шариков) потоком воздуха. Хорошие результаты при коррекции речи показывает чтение вслух всевозможных сказок и стихов. Звукопроизношение тренируют путем подражания разным звукам, изолированного повторения каждого из них. Лечение проходит в форме игры, в которую обязательно залучаются родители ребенка. Сложно переоценить роль мамы и папы, которая состоит также в формировании у малыша навыков общения, развитии у него творческих способностей. Робота над коррекцией речи должна быть поэтапной и ежедневной, только тогда она даст видимые результаты. Помогите ребенку понять, что его болезнь - не приговор, и он обязательно найдет себя.

В комплексе нарушений при ДЦП дефекты речи занимают важное место. Дети часто страдают от невозможности общаться со сверстниками, учится в школе, реализовать себя в жизни. Ошибки в лечении и воспитании ребенка с ДЦП ведут к отставанию в приобретении навыков, в том числе и речевых. Поэтому важно сформировать у малыша потребность говорить, выражать свои нужды с помощью языка. Умение словами выражать свои мысли и чувства делает человека частью общества. При некоторых формах ДЦП возможна нормализация речи до уровня, позволяющего нормально общаться. Работа коллектива из врачей и родителей поможет ребенку достигнуть максимально возможной адаптации в окружающей среде и минимально травмировать хрупкую детскую психику.