Детство родителей в современной школе. Десять вещей, которые отличают детство современных детей от нашего. Некоторые термины, использованные в тексте

Современные дети: есть ли у них детство?

Давайте теперь разберем,чем же отличаются современные дети от предыдущих поколений?
Как-то один педагог сказал, что всех нынешних современных детей можно назвать кибермальчики и кибердевочки: голова у всех как компьютер, чересчур неуёмные и гиперактивные.
А кое-кто считает, что у них нет детства.
Ну на самом деле, современные дети в этом вовсе не виноваты и у многих их особенностей есть вполне логичные объяснения. Также как и их родители дети смотрят те же фильмы, слушают ту же музыку и имеют те же проблемы. А дело лишь в том, что на телевидении для них не так уж много чего идёт. Телевидение 1980-90 х было богато на познавательные и другие интересные детские и подростковые передачи, которые были очень информативны, викторины, качественные детские сериалы и фильмы. А если посмотреть нынешнюю программу передач, то много ли времени уделяют современной молодежи?!
И у всех у них одна особенность: зависимость от новой техники. Они не представляют свою жизнь без сумасшедших гаджетов и компьютера. Ну что же, им предстоит жить в том мире, который нам и не снился.
Еще одна беда от которой страдают современные дети – чрезмерные нагрузки в школе: не слишком ли много шесть у роков во втором классе и не слишком ли напоминают современные учебники по тем предметам, которые казались нашим родителям развлекательным (биология, география)научную диссертацию…
А вот объяснение-то все-таки лежит на поверхности: они живут в эпоху информационного бума. Вот это их и делает абсолютно другими. Они более эрудированны и осведомлены об окружающем мире, тогда как дети предыдущих поколений были более фантазийными. Снова-таки, не их вина.
Если рассмотреть начало 1990-х годов, то выросло два поколения детей, родители которых жили в почти экстремальных условиях выживания. И дети не могут этого не видеть. Современные дети более практичны и самостоятельны просто потому что родители посвящают работе намного больше времени, чем общению с ними.
А то что у современных детей нет героев и кумиров, то это объяснимо. Долгие годы мы жили под властью идеалов коммунизма, а потом их отняли, ничего не дав взамен. Пока просто не появились.
Современные же дети не умеют играть. Тут две причины. Во-первых, современные игрушки и игры, к которых предусмотрено все и нечего додумывать. За детей все сделано. Во-вторых, в основном современные дети не имеют той радости, которая была у нескольких поколений: двора. Просто взгляните на современные дворы. Да, кое-где есть площадки, но в основном… .
Кроме того, если раньше дружили домами и квартирами, то сейчас все семьи держатся обособленно, потому-то и нет дворовых игр. Увы, дворовая игра, как культурный феномен к сожалению умерла.
Но значит ли всё это, что у них нет детства? Нет, дети во все времена остаются детьми и ни чего не изменится. Дети растут в любых условиях и всегда вспоминают детство как самую счастливую пору жизни.
Просто у наших современных детей –современное детство.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Нет безвольных детей - есть дети, испорченные воспитанием".

Отдел Образования и по делам молодёжи администрации муниципального образования. «Медведевский муниципальный район». Муниципальное...

Проект по взаимодействию с родителями на тему:«Нашим детям есть чем гордиться»Цель: Формирование национального, гражданского самосознания, патриотических чувств и уважения к России, бережного отношени...

Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений. Сравнение развития и воспитания разных поколений....

Времена меняются, меняются и люди, а воспоминания о счастливых моментах детства остаются. И пусть память избирательна и необъективна, но она хранит главное – так она не дает нам забыть о тех важных составляющих детства, которые сделали нас теми, кто мы есть, но которых порой лишены наши собственные дети.

Уважение

Было: Мы уважали старших. Так нас учили. Учили все – родители, бабушки с дедушками, детсадовские воспитатели, учителя, соседи и даже незнакомые люди. Это было настолько естественным, что никто не задумывался даже, чем именно заслужили почтения представители старшего поколения. Мы уступали старшим место в общественном транспорте. Мы спокойно реагировали на замечания посторонних взрослых, а яростные крики доведенных до белого каления учителей воспринимали с истинным смирением. Лишь в подростковом возрасте мы узнавали, что, оказывается, и про учителя можно сказать плохо, – но это было чем угодно, только не равнодушно воспринимаемой нормой.

Стало: Безусловно, мы говорим детям о необходимости уважения к старшим, под которыми подразумеваем себя и любимых родственников из числа ближайших. Вместе с тем мы считаем, что настаивать на уважении ко всем подряд взрослым – неразумно, и важно научить детей разбираться, кто достоин уважения, а кто – нет. Мы обсуждаем при них своих свекровей, пожилых соседок, родителей одноклассников и – с особым упоением – учителей. Наши дети с малых лет знают, что учителя им всем обязаны и почти ни на что не имеют права. Даже плохую оценку поставить без веских на то оснований – и то не могут, в противном случае будут иметь дело с грозной, но справедливой мамой. Конечно же, наши дети небезупречны, но если кто-то рискнет сделать им замечание, да еще и в нашем присутствии – мало ему не покажется.

Свобода

Было: Мы рано становились самостоятельными. С точки зрения наших родителей, мы взрослели естественно: к году отказывались от подгузников, к двум – от коляски, к трем – от хождения с мамой за ручку. В пять лет мы уже вполне могли остаться одни дома на некоторое время, а в семь лет большинство из нас удостаивались права владеть ключами от квартиры. Лет в десять мы уже сами планировали свой досуг: могли, например, организовать с друзьями велопробег на пару десятков километров или охоту с самодельным гарпуном на щуку. Да, зачастую это были рискованные затеи, но мы знали вкус свободы, обладали креативным мышлением и лишь смутно догадывались о том, что такое скука.

Стало: Оставить пятилетнего ребенка одного дома сегодня почти никому не придет в голову, а если и придет, то – вместе с мыслью о возможных проблемах с законом. Лет до двенадцати большинство из нас провожают детей в школу, при этом взваливая на себя не только тяжелые ранцы, но и груз выполнения домашних заданий. Мы все стараемся держать под контролем, а потому наши дети довольно редко гуляют самостоятельно. Если уж велопробег – то всей семьей и при полной экипировке, если рыбалка – то на специально оборудованном пруду. Наши дети часто жалуются, что им скучно, но мы не расстраиваемся, мы знаем: это значит, что их смартфоны требуют подзарядки.

Живой опыт

Было: Мы узнавали жизнь «на ощупь». Мы набивали свои собственные шишки, но приобретали реальный опыт – социальный, эмоциональный, творческий, да и просто житейский. Иногда для того чтобы утвердиться в социальной среде, нам необходимо было пускать в ход кулаки, и подбитый глаз нашего соперника воспринимался взрослыми спокойно – как символ жизненного опыта. Мы и сами получали травмы, телесные и душевные, но чаще всего – как это ни банально звучит – они делали нас сильнее.

Стало: Имея за плечами собственный опыт, «сын ошибок трудных», мы лучше всех знаем, что важно и нужно для наших детей. Мы наслышаны про детские психотравмы, а потому стараемся оградить своих чад от неприятных эмоций, мелких ошибок и крупных неудач. Мы всегда рядом, всегда подскажем, направим, встанем грудью за своих кровиночек. Да, кстати, если наш ребенок получит синяк от одноклассника, мы этого так не оставим – разборки с привлечением родителей и школьной администрации ему гарантированы! Конечно, мы догадываемся, что шишки нашим детям все равно придется набить. Но пусть это будет попозже, когда-нибудь потом… Без нас.

Доверие

Кадр из многосерийного телефильма «Гостья из будущего»

Было: Доверие было основополагающим понятием во взаимоотношениях людей, причем не только близких. Прежде всего – государство доверяло родителям как людям, которые любят своих детей и желают им только добра. Никому и в голову не приходило подозревать их в безответственности, если, например, десятилетний ребенок сам приходил в поликлинику за справкой. И врачи травмпункта не удивлялись, если товарища со сломанной ногой притаскивали на себе несколько мальчишек в заснеженных пальто, – понятно же, что мама с папой на работе. Родители, в свою очередь, доверяли врачам и учителям, и, естественно, нам тоже. Мы же боялись данного нам доверия не оправдать. А еще мы понимали, что на доверии строится дружба. И хотя нас, конечно же, предостерегали от разговоров с незнакомыми, знание о существовании плохих людей не нарушало гармонии в наших детских душах – хороших-то все равно было больше!

Сегодня мы живем в других реалиях, и вынуждены признать, что доверие из мира человеческих отношений уходит. Только вот мы сами почему-то не очень этому сопротивляемся. Мы учим детей думать о людях плохо, когда, не стесняясь, трактуем при них мотивы чьих-либо действий в соответствии с уровнем богатства нашей фантазии. Нередко в наших разговорах проскальзывает мысль о том, что доверчивость тождественна глупости. Мы считаем, что подозрительность и скептицизм помогут нашим детям «выжить», «пробиться», добиться успеха, но не всегда осознаем, что сеем в них тревожность и пожинаем цинизм и равнодушие в качестве защитной реакции.

Бескорыстие

Было: «Мешок яблок» В.Г. Сутеева, «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, «Маленький принц» А. Экзюпери, книги о пионерах-героях и многие другие произведения о бескорыстии, великодушии и подвиге формировали наш внутренний мир, органично вписываясь в систему ценностей, заложенную в нас семьей и школой. Мы с раннего детства знали, что делать добро «просто так» нелегко, но нужно стараться. Чуть позже мы осознавали, что для нас способность к бескорыстным поступкам и самоуважение неразрывно связаны. Мы хотели стать учителями, врачами или космонавтами просто потому, что искренне желали приносить пользу людям. Мы верили в добро.

Стало: Мы на каждом шагу твердим, что миром владеют деньги. Мы с первых лет жизни настраиваем детей на конкуренцию и очень волнуемся, что в них не разовьется «здоровый эгоизм». Мы делаем все, чтобы наши дети знали цену деньгам: материально поощряем выполнение домашних поручений, хорошие оценки, а иногда – и хорошее поведение. Что же касается бескорыстия, то почему-то нам кажется, что это удел слабых, да и вообще – качество нежизнеспособное.

Когда-то, более двух тысяч лет тому назад, древнеримский историк и философ Гай Саллюстий Крисп сказал: «Корыстолюбие отнимает самые заветные чувства – любовь к отечеству, любовь семейную, любовь к добродетели и чистоте». Неужели мир настолько изменился, что слова, актуальные на протяжении веков, навсегда утратили силу? Неужели мудрец ошибся? Мы узнаем это спустя пару десятков лет, стоит только подождать.

Помните, когда вы играли в комнате, а потом вдруг ни с того ни с сего кто-то громко произносил ваше имя, после которого шло сокровенное объявление: «Мультики!»? И вы неслись в большую комнату, чтобы посмотреть «Винни Пуха» или «Ну, погоди!» Как радостно у нас всех тогда бились сердца, не так ли?

Давайте теперь посмотрим на наших малышей. У них есть не только мультики, которые можно посмотреть в любой момент — по телеку, на планшете или смартфоне, но и целые каналы, рассчитанные только и исключительно на них. У них есть приложения, которые учат их считать, различать цвета и запоминать картинки. У них есть все!

У их детства есть концепция, а у этой концепции — название

Конечно, дети об этом ничего не знают, но их родители, с детства привыкшие делиться на группы по самым разным признакам (от любимого музыкального коллектива до предпочитаемого факультета волшебства), уже все решили и записали детей в невидимые клубы.

«Мы придерживаемся принципов естественного родительства», «мы растим Монтессори-ребенка», «мы за анскулинг», «мы кормимся до самоотлучения». У любого родительского решения в наше время есть свое название и своя тусовка. Возможно, вы находитесь в секте родителей-пофигистов.

Они ходят на развивашки

Большинство из нас это делает — мы водим малышей на занятия, на которых их с младенчества учат рисовать, считать, отличать величины и называть цвета.

Источник фото: newsbtc.com

Более того, мы еще и устраиваем развивашки на дому, судорожно разыскивая книги, пособия и видеоуроки о том, как из подручных средств собрать сенсорную коробку, чем покрасить рис и как сделать домашнее тесто для лепки из говна и палок. Суровая реальность жизни современного родителя такова, что все превращается в соревнование, и мы невольно вливаемся в этот поток марафонцев детского развития.

Они растут с родителями

Многие, если не большинство из нас, выросли с бабушками и дедушками — родителям надо было работать, сидеть с нами дома у них фактически не было возможности.

Мы же стараемся сделать все возможное, чтобы хотя бы первые годы жизни дети проводили рядом с нами. Мы включаемся в родительство максимально, уходим в него с головой, а потом оказываемся над пропастью эмоционального выгорания. Но у нас железный аргумент — мы родили их для себя, значит, и справляться будем сами.

У них есть собственное мнение

Они еще совсем маленькие, но мы уже спрашиваем у них, чего бы им хотелось поделать — порисовать или погулять. Какую футболку наденем — оранжевую или синюю? Груша или яблоко? «Репка» или «Теремок»?

Им можно говорить о своих желаниях и выражать эмоции, плакать, истерить и жаловаться — мы всегда рядом и готовы выслушать. А уж потом побиться головой о стену, пытаясь справиться с нахлынувшими чувствами, с которыми нас-то как раз справляться не учили.


Их безопасность — наша навязчивая идея

Мы начинаем наклеивать силиконовые нашлепки на углы столов еще на 35-й неделе беременности. Мы вешаем на шкафы специальные замки, мы покупаем стоперы для дверей, мы читаем отзывы, чтобы найти идеальное автокресло.

Боже, для детей, которые учатся ходить, есть специальные противоударные шлемы и наколенники! Кажется, даже движение антипрививочников — это побочный эффект нашей помешанности на безопасности наших детей.

Их психологическая безопасность — наша вторая навязчивая идея

Мы стараемся не делать того, что раньше считалось нормальным. Мы стараемся не орать. Мы считаем, что бить детей нельзя никогда и ни при каких обстоятельствах. Мы рассказываем им о границах и правилах поведения с незнакомцами уже в два-три года. Мы не стесняемся говорить о сексуальном абьюзе и объясняем малышам, как важно защищать себя и что о любых страшных и подозрительных вещах нужно и можно говорить с родителями. Мы хотим, чтобы они нам доверяли. И кажется, в этом уж точно преуспеваем.

Их младенчество полно приключений

Первый поход в бассейн — в полтора месяца, первый полет на самолете — в три месяца, первый спектакль — в шесть месяцев! Первый день рождения — с кэнди-баром и аниматорами!

А мы просто жрали снег на площадке.

От редакции "Летидора": предлагаем вашему вниманию текст доклада вице-президента Российской академии образования Давида Фельдштейна , представленный в июле этого года на заседании Правления Российского книжного союза. Полное название доклада - " Характер и степень изменений современного детства и проблемы организации образования на исторически новом уровне развития общества ". В нашей публикации мы сократили название не только потому, что оно длинное. Нам кажется, что в докладе действительно больше рассказано об изменениях детей, но конкретных предложений по изменению системы образования здесь не видно. Кроме того, отмечаемые в статье изменения детства в основном носят негативную оценку, и в некоторых случаях эта оценка довольно спорна. Также автор недооценивает роль родительского сообщества в развитии новых форм образования. Однако нам кажется, что нашим читателям всё равно будет интересно услышать оценку современных детей с точки зрения такого известного деятеля советской педагогической психологии, как академик Д.И. Фельдштейн .

Проблема Детства, всегда обострявшаяся в напряженной ситуации развития Общества, особую сложность приобретает в современных условиях. Определение состояния Детства как основания воспроизводства и носителя будущего общества имеет особый смысл, порождая множество вопросов.

Что представляет собой современное Детство?
Какие факторы обусловливают его реальное состояние?
Каковы возможности, стратегия конструктивных действий?

Необходимо понимание Детства не как совокупности разновозрастного множества детей, а как особого целостно представленного социального явления воспроизводства общества. Проведенный учеными Российской академии образования анализ показывает достаточно серьезные разноплановые, разнохарактерные, разноуровневые изменения, происходящие в Детстве – и положительные, и отрицательные. Ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим.

Во-первых , в минимально короткий пятилетний период, с 2008 года начиная, резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста.

Во-вторых , снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт.

В-третьих , отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.

В-четвертых , обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения.

В-пятых , обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков. Дефицит произвольности - как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника является одним из наиболее тревожных, достоверно установленных фактов.

В-шестых , отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.

В-седьмых , как показывают полученные за 15 лет данные (с 1997 г. по 2012 г.) существенно (почти в 2 раза) увеличилось число детей 6, 7, 8, 9, 10 лет с нарушениями речевого развития (от 40 до 60% варьируясь в разных регионах). Все у большего числа детей отмечаются серьезные проблемы с умением читать, понимать текст.

В-восьмых , серьезную тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних школьников учиться.

В-девятых , активизация на подростковом этапе онтогенеза процесса общения и возросшая потребность предъявить себя миру блокируются отсутствием соответствующих структур, адекватных потребностям и возможностям растущего человека.

В-десятых , неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение живого, тактильного общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности. Если в начале 90-х годов многие подростки отличались чувством одиночества, но при этом их тревожность стояла на 4-5 местах по силе проявления, то в 2012 году тревожность у 12-15-летних вышла на 2-е место.

В-одиннадцатых , все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.

В-двенадцатых , у детей подросткового возраста происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, а обусловленная гормональным процессом повышенная активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования.

В-тринадцатых , наблюдения в динамике за физическим развитием детей выявили тенденцию к прогрессивному снижению темпов их продольного роста, нарастанию астенизации телосложения, отставанию в приросте мышечной силы.

В-четырнадцатых , в популяции современных растущих людей большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе.

Значительные подвижки произошли в процессе индивидуализации и социализации детей, особенно четко проявляясь в подростковом возрасте. С 2007 г. начиная, на первый план у подростков выдвигаются волевые и соматические ценностные ориентации. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций. Подростки, предъявляющие уже свой взгляд на мир, свой голос, позиционируют себя по отношению к миру детей и миру взрослых, создавая разнообразные неформальные объединения, удовлетворяющие их потребность в самовыражении, эпатаже, вызове и демонстрации своих отношений к миру.

Факторы влияния

В ряду факторов, определяющих кардинальные изменения детей, выступает, во-первых, маркетизация, этика рынка, усиливающая ориентацию детей на потребление, а также адопция, отрывающая ребенка от культурных традиций общества.

Во-вторых, маргинализация, рост девиаций. Детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым, при использовании антидепрессантов для агрессивных детей. Умеют сегодня сострадать другим детям мальчики лишь в возрасте до 8 лет, девочки до 9-10 лет. А сорадоваться могут мальчики примерно до 7 лет, девочки же практически не умеют этого делать. В самом Детстве рухнули многие образующие его структуры, изменились отношения между детьми, в том числе заметно усложнились «горизонтальные связи».

Следует отметить, что изменения современного ребенка связаны не только с социокультурными процессами, преобразовавшими общество, но и с интенсивным эволюционным саморазвитием современного человека. Все увеличивающуюся составляет категория одаренных детей. Нынешние дети позднее проходят через два ростовых скачка или два кризисных периода развития.

Первый скачок, называемый подростковым, в наши дни, судя по имеющимся данным, приходится не на старший дошкольный возраст - шесть - шесть с половиной лет, как тридцать лет назад, а на семь - восемь лет.

Второй скачок, называемый пубертатным, связанный с процессом полового созревания, также отодвинулся с пятого-шестого на восьмой-девятый класс для девочек и девятый-десятый для мальчиков.

Наличествует неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности растущего человека.

Во-первых , низкий уровень развития родительской мотивации. Сегодня дети, в том числе и подросткового возраста, которым свойственна ориентация на взрослость, не хотят взрослеть.

Во-вторых , сегодня взрослые люди стали безразличны к чужим детям.

В-третьих , главное, налицо потеря ответственности взрослого общества за детей, потеря общественного контроля и причастности Взрослого Мира к Детству. Все это происходит на фоне деградации воспитательного компонента в образовании.

Важнейшим активно психологически воздействующим фактором развития Детства является изменение жизненного пространства, в которое сегодня вступает ребенок, начиная с младенческого возраста. Сегодня Интернет объективно во всё большей степени «охватывает», прежде всего, растущих людей. 93% (!) подростков постоянно не просто пользуются, но, по сути, живут посредством Интернета.

Последствия введения новых систем информации создают огромные проблемы разного уровня и плана, воздействуя на рост - развитие человека. Современная электронно-коммуникационная система отличается способностью конструировать реальную виртуальность, достоверно имитируя действительность на экранах видеотехники. Возникшая экранная зависимость при отсутствии дифференцированного отношения приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком- либо занятии, гиперактивности, повышенной рассеянности. Дети «схватывают» лишь отдельные фрагменты многообразной разорванной информации, что прессингует на процесс их мышления, формируя, в частности, так называемое «клиповое» мышление.

«Опасность, - как пишет Сидни Дж. Харрис, - не в том, что компьютер однажды начнет мыслить как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить как компьютер» .

Риски не просто ухода детей из реального мира в виртуальный, но риски подвергнуться в том же Интернете травле, агрессии, издевательству («кибербуллингу», «троллингу»). Риски, связанные с заполненностью Интернета массой сайтов, пропагандирующих анорексию, наркотики, экстремизм, национализм, призывающих детей не только к ненависти к другим, но и агитирующих за причинение боли и вреда самим себе.

Требования к новой системе образования

Важным фактором, требующим учета и изучения, выступает сама переходность современной эпохи, которая ставит всех нас в чрезвычайно сложную ситуацию из-за отсутствия общенациональной идеи. Необходимо вырабатывать соответствующие концептуально-теоретические схемы нового содержания образования, и новые методы, формы, средства побуждения детей к действенному добыванию знаний. Это требует серьезной модернизации исторически изжившей себя системы образования - пересмотра всех её составных частей - целей, принципов, содержания, технологий, критериев оценки качества и эффективности, направленных на творческую самореализацию растущего человека, формирование его как личности, адаптированной к постоянным изменениям в развитии общества.

Образование, хорошо работавшее в прежние времена, не способно далее в должной мере готовить человека творческого. Реально выросла опасность, о которой предупреждали еще великие русские философы, начиная с Владимира Соловьева, опасность вырождения человечества в «зверочеловечество», обусловленная тем, что рост материальных потребностей опережает рост потребностей духовных.

«В сущности, почти чудо, - говорил полвека назад Альберт Эйнштейн, - что нынешние методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность человека» .

Сегодня общие и специальные знания и навыки, приобретаемые детьми, должны не только обеспечивать соответствующий современному историческому состоянию уровень их развития, готовность к продуктивной деятельности, но и укреплять способности растущих людей к своему самосовершенствованию. В проводимом сегодня поиске главным становится определение условий, обеспечивающих выход общества, его растущих членов на исторически другой уровень развития.

Ориентация на развитие Человека, способного активно действовать в XXI веке, объективно требует введения новых структурно-содержательных компонентов в процесс образования, изменения системы отношений внутри образовательного пространства.

Решение всего комплекса чрезвычайно сложных, но архиважных задач предполагает, во-первых , выявление, раскрытие особенностей и границ той среды, в которой реально функционирует сегодня Детство.

Во-вторых , разработки и осуществления программы сплошного анализа состояния самого Детства, по всей вертикали его развития (на разных периодах, этапах), с целью определения характера и степени изменений, выявляя и прослеживая намечающиеся тенденции.

В-третьих , определения особенностей современного детского социума, при поиске новых форм организации дошкольного и школьного Детства в их горизонтальных и вертикальных связях.

В-четвертых , разработки новых принципов организации процесса образования, при сочетании коллективных и индивидуальных форм его структурирования.

В-пятых , поиска технологий и механизмов, способов построения образовательного процесса, включая использование разновозрастных возможностей детей.

В-шестых , построения стратегии подготовки учителей, воспитателей и других специалистов - детоводителей.

В-седьмых , наряду с широкими исследованиями возможностей и механизмов использования Интернета, развертывания специальной работы по выявлению его действия, воздействия на психическое развитие детей.

В-восьмых , исходя из объективной воспитательной роли книги как мощного средства, несущего важнейшую информационную нагрузку, проведение глубокого психологического, психофизиологического, дидактического анализа, направленного на поиск новых схем, методов построения книги. Особенно книги учебной, с учетом глобальных изменений в восприятии, мышлении современного ребенка.

В-девятых , проведения сравнительных исследований особенностей получения визуальной (Интернет, TV) и книжной информации, определения возможностей их взаимодействия.

В-десятых , рассмотрения специфики современной информационной базы во всей сложности ее организации.

Решение вышеназванных и десятков других, не названных за неимением времени, задач предполагает совместные усилия не только государственных, научных, но и общественных структур.

Некоторые термины, использованные в тексте:

Адопция - искусственное включение индивида в какую-либо группу.
Астенизация - бессилие, слабая мускулатура, нервно-психическая слабость.
Андрогиния - двуполый, наличие у особи одного пола половых признаков другого пола (бисексуализм).
Грацилизация - изящество.
Деселерация - замедление, неравномерность.
Маркетизация - усиление ориентации на потребление.
Маргинализация - рассогласование в системе отношений.
Милитаризация - подчинение военным целям.
Соматический - телесный, связанный с телом.
Секулярный тренд (вековой) - высокие темпы акселерации; различия между группами населения по телосложению.
Ювенилизация (от юношеский) - неполовозрелый.
Спут - рывок, резкое усиление.

Не первое тысячелетие существует проблема отцов и детей, то есть проблема взаимопонимания между поколениями. Я считаю, что причиной такого положения является наше незнание о детстве родителей. А нам интересно узнать, как они учились в школе, во что играли, как развлекались, какие песни пели, какие фильмы смотрели. Но как оказалось, мы почти ничего не знаем об их детстве.

Исходя из этой проблемы, была сформулирована гипотеза: если дети будут интересоваться детством своих родителей, а родители будут, не приукрашивая, рассказывать о своём детстве, о своих проблемах в подростковом возрасте, то взаимопонимание между «отцами и детьми» наступит, и мы сможем избежать многих ошибок, которые совершаются подростками.

Поэтому было решено попросить ребят поговорить со своими родителями и написать работу об их детстве. В своих рассказах наши родители познакомили нас со своими проблемами, интересами, которые их волновали в 12-14 лет.

Я внимательно прочитала все работы и анкеты, которые мы также давали ребятам. Работы были очень интересные. И вот к какому выводу я пришла: в детстве наших родителей и в нашем детстве нет глобальных различий.

Очень похожа школьная жизнь, правда, учились наши родители лучше нас, были более увлечены школой. Они, как и мы, любили каникулы и увеселительные мероприятия, но они по их рассказам, были более активны, чем мы. Родители очень жалеют, что их детство закончилось, они мечтают вернуться детские годы, чтобы снова пережить эти счастливые, радостные минуты, которыми было наполнено их детство.

Но есть и «непреодолимые» различия между нами: мы слушаем разную музыку, читаем не те книги, что наши родители в то время. Также в наше время появилось огромное количество разных субкультур, в которых молодежь начинает портиться: употреблять наркотики, алкоголь, курить табачные изделия и т.д. У нас появились увлечения, которых не было у них: компьютеры, DVD, коммуникаторы, новые способы общения-ICQ, QIP, множество сайтов с играми в Интернете. Этим увлечениям наше поколение уделяет большую часть своего времени, проводит за монитором несколько часов подряд, а не на улице как наши родители в годы их детства, играя в подвижные игры. В учебе мы используем компьютер, Интернет, принтер, сканер (наши родители и слов-то таких не знали!!!), для общения у нас есть мобильные телефоны. Без всего этого мы не представляем своего существования! Как наши родители обходились без этого?!

Мой отец жил в то время в деревне, в Липецкой области. Детство у него было тяжелое. В их семье было 9 детей. Еды и денег не хватало. Чтобы прокормиться, они ходили в колхоз, помогали по работе: пропалывали свёклу, убирали сено, за что им давали трудодни (от них зависела оплата труда колхозника). Каждый как мог, помогал родителям по хозяйству: кто пас стадо, кто помогал в огороде. Несмотря на это мой отец с его братьями, когда у них было свободно время, играл в разные игры. Все игрушки они делали своими руками. До 5-ого класса мой отец учился в деревне, в начальной школе. Потом, так как в семье было много детей и содержать их было тяжело, его отдали в интернат, где он учился с 5-го по 10-ый класс.

Мама моя жила в Москве. Очень любила ходить с дедушкой зимой чистить снег, дед даже сделал ей настоящую дворницкую лопату, только маленькую. В то время она мечтала стать дворником. Когда стала постарше, она очень любила ездить в поездах и мечтала стать проводником. В школе училась средне. Больше всего любила математику, по которой у нее была пятёрка (а по другим предметам тройки, четвёрки). Какое-то время мечтала стать учителем математики, но потом передумала. Без конца приносила домой с улицы бродячих щенков и котят, вместе с которыми её мама выставляла её за дверь. А потом они с друзьями ходили и пытались пристроить их в «добрые руки». Однако в мамином доме постоянно жили какие-нибудь животные (то ежики, то кролики, черепашки, хомячки). А когда в 10 лет в её доме появилась собака, счастью не было предела. С друзьями мама ходила, гуляла, играла в казаков разбойников.

Вот такие были мечты о будущей профессии, доброе детское сердце всегда останется самым лучшим качеством, которое может быть у человека, именно в этом возрасте все дети любого поколения так любят животных и не могут оставить их в одиночестве таких маленьких и беззащитных. В наше время тоже есть ребята, которым нравятся многие предметы, и они с удовольствием их изучают, но лень сейчас перевешивает в этом вопросе, не то, что раньше. Также в наше время появляются книги «Готовые домашние задания» по любому предмету, с помощью которых можно с легкостью сделать все заданные упражнения, что не благоприятно сказывается на образовании детей нашего времени. Во времена детства наших родителей этого всего не было, поэтому дети выполняли домашнюю работу добросовестно. Конечно, есть еще дети этого поколения, которые делают уроки без различных подсказок, но их, к сожалению, минимальное кол-во.