Значение эргономики в современном дизайне. Эргономика применительно к зданиям и конструкциям различного назначения. Да будет свет

  1. 1. Лекция 2. Эргономика дизайна Эргономика – (от греческого ergon- работа, nomos- закон), научнаядисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека втрудовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условийвысокоэффективной деятельности. Цель эргономики – повышение эффективности и качества деятельностичеловека, при одновременном сохранении здоровья человека и созданияпредпосылок для развития его личности. Машина в эргономике это любое техническое устройство, предназначенноедля целенаправленного изменения материи, энергии, информации и пр. Задачей эргономики – является проектирование и совершенствованиепроцессов выполнения деятельности, а также характеристика средств и условий,которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности ипсихофизиологическое состояние человека. Составные части эргономики. 1. Антропометрия. Антропометрия – (от греческого antrbpos –человек и ….метрия) –составная часть антропологии (науки о происхождении и эволюции человека),является системой измерения человеческого тела и его частей, морфологических ифункциональных признаков тела. Различают: 1. Классические антропометрические признаки (используют приизучении пропорций тела, возростной морфологии, для сравненияморфологических характеристик различных групп населения). 2. Эргономические антропометрические признаки(используются при проектировании изделий и организации труда).
  2. 2. 1) статические признаки – они определяются при неизменномположении человека, (они включают размеры отдельных частей тела и габаритные,т.е. наибольшие размеры в разных положениях и позах человека). Эти размерыиспользуются при проектировании изделий, определении минимальногопространства, необходимого человеку (например, походов) и т.п. 2) динамические антропометрические признаки – это размеры,измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характеризуютсяугловыми и линейными перемещениями (углы вращения в суставах, угол поворотаголовы, линейные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сторону ит.п.). Эти признаки используются при определении угла поворота рукояток,педалей, определение зоны видимости и т.п. Антропометрические признаки определяются с учетом возрастных,половых, этнических, территориальных факторов, т.к. существенно от них зависят(например, антропометрические признаки среднестатистического европейцаотличаются от антропометрических признаков среднестатистического японца). Числовые значения антропометрических данных чаще всего представляют ввиде таблиц в антропометрических атласах. Значения приводятся в перцентилях (от5 до 95). Вообще перцентилей 100, самый низкий человек приравнивается к 1перцентилю, самый высокий к 100. В антропометрических атласах сведений осамых низких и высоких людях не приводится по причине их исключительности,отклонения от нормы. Для определения размеров элементов и изделий для детей пользуютсяантропометрическими данными, сгруппированными по ростовым группам. Антропометрические точки
  3. 3. 1) верхушечная; 2) подбородочная; 3) верхнегрудинная; 4) среднегрудочная; 5) плечевая; 6) пупковая; 7) лобковая; 8) лучевая; 9) вертельная; 10) шиловидная; 11) фаланговая; 12) пальцевая; 13) верхнеберцовая внутренняя; 14) нижнеберцовая; 15) пяточная; 16)конечная. Рис.1. Антропометрические точки. 2.Инженерная психология. Инженерная психология – это отрасль психологии труда изучающаявзаимосвязь человека и техники. Основной задачей является исследование процессов приема, переработки ихранения информации, которые осуществляются при проектировании техническихустройств и управления ими. Кроме того, инженерная психология решает следующие задачи: − распределение функций между человеком и машиной; − проектирование систем информации, выбор канала; − конструирование средств управления; − проектирование рабочего места; − обеспечение удобства технического использования машины; − подбор кадров и их профессиональная подготовка.
  4. 4. 3.Психология восприятия. Психология восприятия – это наука, исследующая особенности изакономерности визуального, аудиального и тактильного восприятия окружающегопредметного мира. Эргономические требования Эргономические требования – это требования, которыепредъявляются к системе «человек – машина - среда», с целью оптимизациидеятельности человека. Эргономические требования являются основой приформировании конструкции предмета, дизайнерской разработки пространственно –композиционных решений системы в целом и отдельных ее элементов. Факторы, определяющие эргономические требования. Эргономический подход к решению задачи оптимизациижизнедеятельности человека определяется комплексом факторов, главные из них,обусловлены индивидуальными особенностями человека. 1)социально – психологические факторы. Предполагаютсоответствие конструкции предмета и организации рабочего места характеру истепени группового взаимодействия, а также устанавливают межличностныеотношения при совместной деятельности, управлению объектом. 2) антропометрические факторы. Обуславливают соответствиеструктуры, формы, размеров предмета, оснащения размерам и формечеловеческого тела. Соответствие характера форм изделий анатомической пластикечеловеческого тела. 3) психологические факторы. Предполагают соответствие объекта,технологических процессов и среды возможностям и особенностям человеческоговосприятия, памяти, мышления, психомоторики, закрепленным и вновьформируемым навыкам человека.
  5. 5. 4) психофизиологические факторы. Обуславливают соответствиеобъекта зрительным, слуховым и другим возможностям человека. Условиямвизуального комфорта и ориентирования в предметной среде. 5) физиологические факторы. Они призваны обеспечиватьсоответствие объекта физиологическим особенностям человека, его скоростным,биомеханическим и энергетическим возможностям. 6) гигиенические факторы. Предопределяют требования поосвещенности, газовому составу, воздушной среде, влажности и т.п. В том числе посоставу материала, из которого изготовлен объект. Рис. 2. Зоны определяющие гигиенические факторы.
  6. 6. Методы эргономических исследований Для правильного проектирования любого объекта особое значение имеетэргономический анализ деятельности (манипулирования) этим объектом. Делаетсяэто в основном двумя способами. 1. Составляется профессиограмма содержащая в себе те требования,которые предъявляет деятельность к техническим средствам ипсихофизиологическим свойствам человека. В эргономике, в результате практики, сложились два метода полученияисходной информации, необходимой для составления профессиограммы:описательное и инструментальное профессиографирование. Описательное профессиографирование включает: 1) анализ технической и эксплуатационной документации; 2) эргономическое и инженерно-психологическое обследованиеоборудования; 3) наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением человека; 4) беседу с человеком; 5) самоотчет человека в процессе деятельности; 6) анкетирование и экспертная оценка; Инструментальное профессиографирование включает: 1) измерение показателей факторов среды; 2) регистрацию и последующий анализ ошибок; 3) объективную регистрацию энергетических затрат и функциональногосостояния организма работающего человека (частота пульса, давление, дыхание идр.); 4) объективную регистрацию и измерение трудноразличимых (вобычных условиях) составляющих рабочего процесса, таких как направление ипереключение внимания, оперирование органами управления и др. (Например, припомощи видеосъемки).
  7. 7. 5) Объективную регистрацию и измерение показателейфизиологических и функциональных систем, обеспечивающих процессыобнаружения сигналов, выделения информативных признаков, а так жеисполнительные действия. Перечисленные методы профессиографического исследованияиспользуются в зависимости от степени сложности изучаемой деятельности итребуемой полноты ее описания. Во многих случаях достаточно использоватьметод описательного профессиографирования. 2. Соматографические и экспериментальные(макетные) методы. Эти методы решения эргономических задач используются для выбораоптимальных соотношений между пропорциями человеческой фигуры и формой,размерами машины (предмета), ее элементов. 1)Соматография (от греческого somatos – тело и …графия)- методсхематического изображения человеческого тела в технической или инойдокументации в связи с проблемами выбора соотношений между пропорциямичеловеческой фигуры, формой и размерами рабочего места. В инженерной графикеиспользуются все нормы и приемы технического черчения и начертательнойгеометрии. Большая трудоемкость затрудняет использование классическойсамотографии. Менее трудоемок и более эффективен метод плоских манекенов(шаблонов моделей),тела с шарнирными сочленениями. С помощью схематического изображения (шаблона)можно проверить: 1) соотношение пропорций человеческой фигуры, размеров и формерабочего места; 2) досягаемость и удобство их размещения органов размещения; 3) оптимальные и максимальные границы зоны досягаемостиконечностей;
  8. 8. 4) обзор рабочего места и условия зрительного восприятия, например, прислежении за объектом наблюдения (индикаторами) и т.д.; 5) удобство формы рабочего места, пространства для манипулирования,сидения, пульта и т.д.; 6) удобство подхода к рабочему месту или ухода с него, оптимальныеразмеры подходов, коммуникаций. 2) Экспериментальные (макетные) методы. Основаны на применении макетирования проектируемого оборудования вразличном масштабе и с разной степенью деталировки. При этом используютсяобъемные антопоманекены; один из видов таких манекенов получил название«мультмены». Методы с использованием манекенов позволяютрешать ряд задач: 1) увязать сложно структурные конструкции оборудования между собой; 2) достигать общей и детальной соразмерности оборудования человеку; 3) испытывать еще проектируемое оборудование на удобство работы сним; 4) отрабатывать пространственные параметры рабочего места и ряддругих задач, связанных с учетом антропометрических особенностейпользователей проектируемого оборудования. Параллельно с использованием манекенов обычно проводят ряд расчетныхпроцедур и геометрических построений на схемах и чертежах, связанных сзакономерностями учета антропометрических данных. Описанные методы непосредственно переплетаются с дизайн -проектированием. Дизайнер сначала представляет ситуацию мысленно, затем всеболее опредмеченно отображает ее в серии графических эскизов, потом втрехмерных макетах, муляжах и манекенах, наконец в действенном натуральномвоспроизведении.

Конечная цель дизайна и эргономики - это мгновенно полюбившаяся вам вещь, которая, как вам кажется, заботится о вас и оказалась здесь для вашего блага.

Р. Ли Флеминг

Наши отношения с предметным миром не могут быть ограничены любованием эстетическими достоинствами внешней формы Практическое назначение предметов, обращение с ними требуют своего осмысления, особенно на производстве, где успех дела во многом зависит от того, как приспособлена машина к возможностям челове­ка и его особенностям . Вопросами проектирова­ния удобных орудий труда, быта, а в целом - созданием комфортной предметно-пространственной среды для са­мых различных процессов жизнедеятельности человека занимается эргономика.

Понятие "Эргономика"

Термин "эргономика" (греч."егдоп" - работа + "nomos" - закон) был принят в Англии в 1949 г., когда группа английских ученых основала эргономическое исследова­тельское общество. Члены этого общества ставили задачу по решению проблемы рациональной организации труда .

Эргономика сложилась как комплексная дисциплина

Орудия труда и охоты

первобытного человека

показывают, что он

соизмерял их со

физическими

параметрами и

возможностями,

стремясь

создавать удобные для определенных

Ф ункций предметы, оражает своей эргономичностью такое изобретение, как лук и стрелы, форма которых просуществовала тысячелетия.

Орудия труда каменного века: рубило, топоры, сверло

Гора Тэбш (Гобийский Алтай).

Наскальный рисунок мужской фигуры с луком,

на стыке ряда технических наук, психологии, физиоло­гии, гигиены, анатомии, биомеханики, антропологии, био­физики. В ее задачи входит всестороннее изучение функциональных особенностей и возможностей человека в процессе его деятельности и взаимодействии с окружа­ющими предметами.

Она представлена тремя составляющими - антропо­метрией, исследующей строение человеческого тела с учетом половых, возрастных, этнических, профессиональ­ных и других особенностей, инженерной психологией, рассматривающей взаимосвязь человека и техники для обеспечения наилучших условий и результатов труда, и психологией восприятия, изучающей особенности и за­кономерности зрительного и тактильного восприятия окружающего предметного мира и др.



Метрические системы

Вопросы удобства окружающих вещей волновали человека издавна. Первобытный человек под форму руки подбирал камень, для большего удобства обтесывал его, приделывал к нему рукоять и применял полученное орудие для своей защиты, добычи пищи и охоты. Археологичес­кие раскопки представляют нам порой удивительные по продуманности и удобству пользования орудия труда, высеченные из камня, изготовленные из костей живот­ных, а позднее - отлитые из бронзы и железа. Одними из первых орудий охоты были деревянные палки, выте­санные из цельного куска дерева. При этом часть палки играла роль рукояти и была более узкой, удобной для захвата кистью руки, "ударная" же часть - более мас­сивной, утолщенной. Человек соизмерял создаваемый им предметный мир со своими физическими параметрами и физиологическими возможностями организма.

Как известно, в основе почти всех древних мер лежат размеры частей тела человека. Это английский



Человек издавна для удобства в работе стремился создать определенную метрическую систему. В основе многих древних мер лежат размеры частей

человеческого тела (пядь, стопа, фут, сажень) или произвольные от него (шаг, парный шаг и др.)

Схема размерных соотношений рабочего места, ВНИИТЭ.

фут (англ. foot - ступня), равный длине средней муж­ской ступни (0,3048м), русские: пядь (расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев руки), локоть - мера длины, которая соответствовала длине локтевой кости и равнялась 455-475 мм. Используя такие универсальные единицы измерения, находящиеся всегда "под рукой" или "ногой", мастерами прошлого создавались с чрезвычайной точностью архитектурные сооружения, предметы труда, быта.

На основе физических параметров человеческой фигуры были созданы даже целые метрические системы. Древнейшие данные о законах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н.э.). С того времени и до наших дней ученые и художники работают над раскрытием тайны пропорции человеческого тела. Нам известен египетский канон времен фараонов, канон эпохи Птоломеев, каноны Древней Греции и Рима. Мы знаем закон Поликлета, исследования Альберти, Микельанджело, Дюрера. . Работа Леонардо да Винчи в этом направлении заверши­лась созданием графической модели закона пропорций человеческого тела.

В ремесленной практике средневековья были разра­ботаны мерные модули и правила их применения, кото­рые служили своего рода матрицами для создания сораз­мерных и удобных для человека вещей. Заслуживают внимания исследования прошлого столетия и в первую очередь А.Цейзинга, изучавшего пропорции человека на основе точнейших обмеров, сопоставлений и применения правил золотого сечения. Среди специалистов-архитекто­ров широко известен "Модулор" Jle Корбюзье - гармони­ческая система мер, основанная на законах "геометрии" человеческого тела и принципе "золотого сечения". По определению самого Ле Корьбюзье "Модулор - это изме­рительный инструмент огромного значения, которым можно


На основе эргонометрических данных составляются специальные самотографические модели, визуально отображающие процесс выполнения определенных рабочих операций.



А.Белов, В.Янов. Соматографический анализ рабочего места.

А.Грашин, М.Сугалко. Компоновка пульта и функциональная схема поведения оператора


пользоваться применительно ко всему, что производится серийным или иным образом, например, к машинам, мебели, книгам." . Поиски в области гармонии окру­жающей человека предметной среды продолжаются и сегодня.

Эргономика оружия

Особо следует упомянуть достижения эргономики в области создания оружия. От оружия, его прочности и удобства в обращении зависела во многом жизнь челове­ка. Поэтому оружию всегда уделялось особое внимание. С особой тщательностью, как правило, по индивидуаль­ному заказу, с подгонкой под конкретную фигуру чело­века выполнялось оружие средневекового рыцаря. И такое его снаряжение стоило зачастую целого состояния.

Вызывают восхищение выполненные с глубоким знанием анатомии человеческой руки приклады ружей, рукояти мечей, эфесы сабель, шашек, шпаг. Имея боч­кообразную форму, рукоять повторяет внутренний объем сжатой в кулак ладони, в результате чего происходит равномерное распределение усилий мышц кисти руки, она меньше устает и оружие прочно "сидит в руке". Обязательным атрибутом был разделительный элемент между рукоятью и клинком, который служил упором, не дающим ладони соскальзывать на клинок. С этой целью рукояти шпаг или сабель часто имели форму своеобраз­ной петли. Эфесы снабжались также специальным щит­ком круглой или овальной формы - гардой, защищавшей кисть руки от ударов.

Современные виды огнестрельного оружия (спортив­ные винтовки, охотничьи ружья) имеют специальные конструкции прикладов, завершающиеся приспособлени­ями для удобства упора приклада в плечо стрелка. Узел "стыковки" завершения приклада ружья и плеча челове­ка создан по принципу шарнирного соединения, в основе


Американский астронавт Брюс Маккендлес на специ­альном аппаарате с реактивным двигателем.



Интерьер орбитальной космической станции

Пенти Хитанян.

Оборудование вагонов 1-го класса финских государственных железных дорог, 1989

Салон минивэна Рено "Гран Эспас", Франция, 1998


которого - анатомия плечевого сустава человека.

Эргономика в мебели

В ряде областей сегодня уже сложились определен­ные эргономические требования и нормативы. Так, мы знаем из мебельного конструирования, что высота рабо­чей плоскости письменного стола - 750 мм, сидения стула или табурета - 450 мм., кресла для отдыха - 350 мм., и т.д. И несмотря на смены художественных стилей и направлений, несущих с собой свои особенные формы и детали, материалы и конструкции, эти параметры, исхо­дящие из физических размеров человека, остаются прак­тически неизменными уже на протяжении длительного времени.

Так, американский дизайнер Уолтер Доруин Тиг построил модель пассажирского салона самолета "Боинг- 707" в натуральную величину, чтобы определить для пассажиров нормы физического и психологического ком­форта, которые с тех пор остаются неизменными в авиа­ционной промышленности США.

При этом разработки в области эргономики продол­жаются. Они привели к созданию специализированной мебели, предназначенной для определенных функцио­нальных процессов. К такой мебели можно отнести зна­комое нам всем с детства и, зачастую, не с лучшей стороны, стоматологическое кресло. Его конструкция, с одной стороны, продиктована условиями организации процесса лечения зубов, с другой стороны - удобством участия в этом процессе пациента (форма подголовника, угол наклона спинки, фиксированная подставка для ног).

Ярким примером может служить также разработан­ное эргономистами "анатомическое кресло", применяемое в спортивных автомобилях. Его конструкция до мелочей учитывает особенности строения человеческого тела. В таком кресле тело не устает длительное время. Кроме


В орудиях

спортивном

снаряжении

первую очередь

подчиняется

требованиям

эргономики.

Последняя

зачастую

становится

художественной темой

формообразования


Спортивный тренажер фирмы "David International Ltd". Финляндия, 1984.

Ножницы и прибор для заточки ножей финской " ирмы "Fiskars". 984, 1989.

Брент Тримбл. Велосипед "Кестрел-4000" США, 1987.


того, в зависимости от ситуации оно может изменять свою форму. В кресле-катапульте военного истребителя наряду с удобством управления самолетом решается задача безопасности пилота в экстремальной ситуации.

Приметой нашего времени стали такие появившиеся дополнительные удобства в рабочей мебели, как возмож­ность изменения высоты сидения и спинки кресла, вра­щение и передвижение кресла по офису.

Однако в практике эргономического проектирования существуют и курьезные примеры. Так, владелец одного из летних уличных кафе в Германии в целях увеличе­ния количества посетителей в сутки решил использовать эргономику весьма оригинально. Спинки стульев для посетителей в этом кафе имели хоть и не явно выражен­ный, но обратный изгиб, не позволяющий вальяжно от­кинуться на спинку стула, потягивая лимонад в жаркий летний день! Посетители кафе действительно долго не задерживались, хотя кафе славилось своей кухней.

Многообразны составляющие, из которых слагается дизайнерское проектирование. У его истоков лежат прежде всего человеческие представления о предметной среде и особенностях ее восприятия. Внешние качества отдельно­го предмета, какими бы совершенными эстетическими свойствами они ни обладали, недостаточны для создания гармоничной предметной среды. В ней должны быть не только сочетающиеся между собой предметы, но и учет закономерностей пространства, и понимание жизни пред­метов в пространстве . Современный дизайн ломает привычные нам рамки проектирования отдельных предметов. Его объектом становится пространство - салон автомобиля, батискафа, космического корабля. Оно орга­низуется по особым, присущим дизайну, принципам. И ведущую роль здесь играет эргономика, позволяющая рационально и комфортно организовать окружающую че­ловека среду.


Жизненно важное значение эргономика имеет в проектировании медицинских инструментов и оборудования. Особую область составляет предметно-

Все эргономические обоснования и предпосылки в процессе проектирования объектов дизайна оформляются в виде антропометрических, психофизиологических и прочих таблиц и рекомендаций. Они становятся основой эргономического проектирования, в процессе которого дизайнер формирует эргономическую модель будущего объекта, обеспечивающую оптимальное взаимодействие системы "человек - предмет - среда". Наряду с эргоно­мическим проектированием существует и эргономический анализ, который может проводиться как на стадии пред- проектных исследований, так и после проектирования при испытании готового образца изделия.

Учет человеческих факторов, однако, не исчерпыва­ет всей глубины взаимосвязи художественного констру­ирования и эргономики. Процесс художественного конст­руирования должен вобрать в себя все богатство содер­жания эргономического подхода к решению проблем оптимизации систем "человек - орудие труда - окружа­ющая среда", тем более, что такой подход в каждом конкретном случае реализует основополагающий прин­цип эргономики - все так или иначе конструируется для человека и для использования человеком .

Вместе с процессом развития дизайна эргономичес­кое проектирование претерпевает существенное измене­ние. Это связано с эволюцией формы под воздействием технического прогресса - появлением новых технологий, материалов, а также изменениями потребительских пред­ставлений о том или ином предмете, влиянием моды. Процесс этот не конечен и направлен на совершенство­вание окружающей среды, создание удобных и красивых вещей, без которых наша жизнь была бы сложна и неинтересна.


Создавая дизайн-проект интерьера или предметы интерьера , хороший специалист никогда не должен забывать о красоте творения и его функциональности. Ведь кроме внешнего облика, который непременно должен радовать глаз, человеку должно быть комфортно и ничего не должно вредить здоровью, неважно говорим мы о компьютерной мыши или целой квартире.

Именно поэтому, IK architects решило обратиться к эргономике . Такой необходимой, на сегодняшний день, науке.

Мы попытаемся обозначить, что же такое эргономика и зачем она нужна.

В традиционном понимании эргономика – это наука, заботящаяся о приспособлении окружающего человека пространства и предметов для безопасного и эффективного использования на основе психического и физического состояния человека.

В 2010 году Международной Ассоциацией Эргономики было принято более широкое определение:

«Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы».

Основа для эргономики состоит из многих наук, начиная от анатомии и заканчивая психологией. И ее основной задачей является нахождения оптимальных форм и размеров и правильное расположение предметов для наиболее безопасной и эффективной жизнедеятельности.

Эргономика важна для проектирования любого интерьера , начиная от рабочей зоны и заканчивая зоной сна.

И каждый уважающий себя дизайнер и архитектор должен знать все законы эргономики и применять их в дизайн-проектах .

В данной статье мы более детально остановимся именно на эргономике интерьера . Как Вы уже понимаете, одним из постулатов эргономики является правильное зонирование . Начнем мы с зоны отдыха .

Эргономика зоны отдыха

В зоне отдыха мебель проектируется, учитывая размеры человека в расслабленной позе, но угол наклона кресла или дивана не должен затруднять вставание. Кроме этого, человек должен дотягиваться до предметов на чайном столике не вставая с дивана, лишь двигая корпусом. Для этого необходимо, чтобы голени сидящего находились под столик, стоит предусматривать необходимое пространство. Говоря о пространстве, надо предусматривать пространство для ног всех, сидящих на диване. Особенно это актуально при угловых диванах.

Экран телевизора должен находиться сбоку под углом не менее 30 градусов. Расстояние зависит от размера экрана. Исходя из направления ненапряженного взгляда, главный луч зрения, который направлен в центр изображения, должен отклоняться к низу на 7 градусов.

Сегодня модным становиться камин, классический или современный. Как правило, его размещают в зоне отдыха , и как гласит нам эргономика , размеры камина должны быть пропорциональны объему помещения, чтобы не допустить перегрева. Также нельзя ставить мебель у самого камина.

Поговорив об отдыхе, давайте выясним особенности и общие нормы эргономики рабочей зоны , важной части любого интерьера .

Эргономика рабочей зоны

Для того чтобы правильно спроектировать рабочую зону необходимо точно знать в какой отрасли работает человек, так как сфера деятельности непосредственно влияет на эргономику рабочего пространства , но существуют общие положения, которые присущи каждому рабочему месту. Высота и форма стула и стола определяются через анатомические особенности человека. Высота стула зависит от высоты стола, но, желательно, чтобы была предусмотрена спинная опора.

При работе за компьютером у Вас должна быть возможность положить локти на стол, а также разместить необходимые принадлежности.

Ящики стола не должны находиться слишком низко. Оптимальный вариант – это нижний край ящика на уровне колена человека.

Человеку необходимо свободно садиться и вставать. Если Вы хотите сэкономить место, то поворотный стул именно для Вас. Кроме этого, благодаря нему ящики и полочки можно устанавливать и сбоку или позади стула.

Если в помещении необходимо оборудовать несколько рабочих зон, то следует оставлять проходы не менее 500мм.

Освещение – очень важный аспект эргономики в дизайне рабочего места . Нельзя чтобы руки и тело отбрасывали тень не рабочую поверхность, а источник света не должен слепить глаза, поэтому покрытие стола не должно быть эмалированным. Идеальным станет естественное освещение.

Эргономика зоны сна

Цель эргономики спальни – обеспечить комфортное спальное место. Размер кровати должен определяться размерами хозяина. Возможно, наличие спинки для удобного чтения на ночь. Возможность свободного подхода к кровати для её уборки.

А для уюта можно поставить небольшой прикроватный столик.

Эргономика зоны приёма пищи

Длина стола, рассчитанная для приема пищи одному человеку составляет 600мм. Глубина зависит от количества блюд.

Высота стула определяется высотой стола, а наличие опоры для спины – продолжительностью приема пищи. Важно обеспечить свободный доступ ко всем стульям.

Это лишь общие очерки об эргономике в интерьере . Более подробно вы узнаете нормы эргономики в других статьях IK architects .

Но помните, хороший дизайнер обязан знать эргономику , а в IK architects работают хорошие специалисты, которые спроектируют красивый, эргономичный интерьер .

Комплекс производственных процессов, технических средств и оборудования, включающий строительные, монтажные, вспомогательные, транспортные работы, а также работы, связанные с восстановлением, реконструкцией и ремонтом зданий и сооружений, их разборкой и передвижкой, нуждается в эргономических исследованиях и разработках. Однако пока они не получили должного развития. Не случайно строительная индустрия в подавляющем большинстве стран имеет самый высокий уровень травматизма и профессиональных заболеваний по сравнению со всеми остальными отраслями промышленности.

В мире все еще мало институтов или центров, которые специализируются на проведении эргономических исследований и разработок в строительстве. К странам, в которых достаточно интенсивно проводятся работы в этой области, относятся Швеция, Германия, Нидерланды, Финляндия, США. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в строительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями производства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно допустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уровень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климатических условиях - основные вредные и опасные факторы в строительстве.

Лаборатория эргономических проблем в строительстве Швеции выполнила три крупных проекта.

Цель первого - «Эргономика и рационализация работ в траншеях для прокладки трубопровода» - определить необходимое рабочее пространство для укладки труб в открытых траншеях, а также разработать совершенные в эргономическом отношении инструменты для такого вида работ. Проект выполнялся в основном в лаборатории. Модель траншеи в натуральную величину со сдвижными стенами была помещена в ящик с гравием. В эксперименте участвовали квалифицированные рабочие.

Второй проект - «Монтаж конструкции из рифленого железа при кровельных работах». Сотрудники лаборатории предложили несколько простых и практичных способов монтажа, а также меры по технике безопасности. Кроме того, было разработано монтажное оборудование с учетом требований эргономики.

Третий проект - «Транспортировка и прокладка бетонных труб» - разрабатывался совместно со строительным подрядчиком и двумя машиностроительными предприятиями. Проект охватывал этапы от поставки труб с завода до окончательной их прокладки. В результате были не только разработаны эргономические и технические предложения по системе прокладки труб, но и освоены новые виды сотрудничества между исследовательскими и промышленными организациями.

Эргономические проблемы в строительстве связаны с механизацией работ (рис. 6-8). Канадские специалисты проанализировали удобство доступа водителей в кабины дорожно-строительных машин и выявили целый ряд недостатков: отсутствие поручней, слишком высокие подножки, узкие дверные проемы и т.п., что является причиной производственных травм и создает неудобства в работе. Подготовлено и издано руководство «Эргономические основы проектирования кабин башенных кранов», в создании которого приняли участие сотрудники Института здравоохранения и Управления охраны труда в строительстве Нидерландов.

Архитектурное проектирование и дизайн интерьера сталкиваются с эргономическими проблемами при решении следующих задач: 1) определение соотношения между архитектурными структурами и моделями организации пространства;?
2) размеры, форма и другие общие свойства пространства;

3) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффективности, охраны труда и безопасности;

4) совместимость деятельности людей и окружающей среды;

5) основные типы мебели, принадлежностей, оборудования и их конструктивные характеристики, влияющие на выполнение деятельности, ее результаты и получаемое от нее удовлетворение;

6) расположение мебели, приспособлений и оборудования;

7) группы людей и виды деятельности, требующие специальных мебели, принадлежностей и их размещения, а также те аспекты охраны труда и безопасности, которые хотя и маловероятны, но должны рассматриваться, кок существенные для проекта;

8) отделка поверхностей, если она может оказывать влияние на восприятие и деятельность человека;

9) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;

10) влияние новой продукции и развивающейся технологии но характеристики традиционного типа здания.

Рис. 6-8. Гусеничный экскаватор с удобной кабиной (фирма «Зеннебоген Штраубинг», Германия)

Типовая эргономическая программа, предусматривающая решение перечисленных выше задач, включает 26 пунктов. Эргономические программы различаются, хотя имеют и много общего, в зависимости от типа зданий и особенностей поведения людей и видов деятельности в них.

Содержательно различаются эргономические программы проектирования жилого комплекса и аэропорта, театра и почты, производственного здания и больницы. Анализ и изучение конкретных видов трудовой деятельности являются определяющими при проектировании цехов производственных зданий. Проектирование производственных интерьеров методами и средствами архитектуры, дизайна и эргономики имеет целью создание наилучших условий труда и кратковременного отдыха, содействие формированию чувства удовлетворенности трудом и на этой основе повышению эффективности и качества трудовой деятельности.

Эргономические исследования при проектировании театров - большая редкость. Шведская театральная федерация предприняла инициативу по изучению условий труда в театрах. Это исследование вылилось в эргономический исследовательский проект, основная цель которого - изучение театрального производства, особенно влияния результатов творческой деятельности на производственный процесс и технический персонал театра и наоборот.

Театр по природе - творческая организация, однако многие из них сегодня работают в условиях высокоинду-
стриализованной производственной системы, включающей практически все стороны производства. Театральное производство можно рассматривать как взаимосвязь трех параллельных процессов: творческого, технического, административного. Вовлеченные в них специалисты используют различные производственные методы, разные технологии, имеют разный уровень образования и т.п. Но все участвующие в этих трех производственных процессах создают один и только один совместный продукт - спектакль. С одной стороны, творческий процесс, развивающий сценическую интерпретацию текста, с другой - процесс создания декораций, мебели, костюмов, грима, освещения, звука и т.п. С одной стороны, неопределенность, запоздалые решения и даже определенная степень хаоса, с другой - потребность в порядке (расписание, позволяющее рационально планировать производство, и организация деятельности мастеров, знающих свое дело и использующих свой опыт).

Как ранее произошло в промышленности, так в театрах сейчас идет процесс освоения новых технологий. Однако отсутствует перенос знаний из производства. Театры идут по тому же пути проб и ошибок, по которому уже прошла промышленность. Например, чересчур много функций передается теперь от человека машине. Типичным результатом этого процесса является компьютеризированное создание декораций без использования знаний опытных рабочих сцены, что иногда приводит к несчастным случаям, монотонной работе и другим негативным последствиям.

То, что современный театр работает в условиях высокоиндустриализованной производственной системы, включающей многие стороны производства, все еще не нашло достаточного отражения в архитектурном и дизайнерском проектировании. Поэтому эргономисты, за редчайшим исключением, не привлекаются к проектированию театров. В зданиях театров создаются прекрасно оборудованные сцены, великолепные фойе и зрительные залы. Но в них практически нет места для репетиций, мастерских, кладовых и транспорта. Речь уже не идет о создании нормальных условий для эффективной и творческой работы многочисленного производственного персонала театра, что отрицательно сказывается на самом хрупком, самом эфемерном и самом восприимчивом из всех искусств эпохи - театре, по словам знатока этого искусства француза П.Пави.

Сложность технического оборудования современных больниц и проектирование помещений в зависимости от их назначения - для больных, посетителей, медицинского и обслуживающего персонала - делает эти объекты архитектурного и дизайнерского проектирования эргономичными по своей сути.

Не менее существенно и то, что врач - основной потребитель медицинской техники - при ее оценке, как правило, пользуется теми же критериями, что и эргономист. И, наконец, эргономика имеет особое значение для больниц, так как они не только медицинские, но и социальные учреждения, в которых человеку должны быть созданы условия для нормальной жизни.

Шведской фирмой «Эргономическое проектирование» совместно с Институтом психотехники (Гетеборг) проведен эргономический анализ условий труда и оборудования в операционных пяти больниц Стокгольма. Методика исследования включала анализ психофизиологических аспектов деятельности медицинского персонала (в том числе путем опроса), получение информации о ситуациях, при которых могут быть допущены ошибки, исследование влияния организации рабочего места на удобство рабочих поз во время операции, определение маршрута передвижения персонала во время операций, влияния неправильного размещения оборудования в операционных на работу врачей. Целью исследований являлась разработка эргономических требований к оборудованию и к организации предметно-пространственной среды в операционных и последующего их проектирования.

В Германии в 80-е годы дизайнерами и эргономистами фирмы «Мартин» спроектирован универсальный операционный стол, позволяющий придать больному любое нужное положение и проводить операции любой специализации. Больничная кровать относительно давно стала объектом эргономических исследований и разработок. Специалисты финской фирмы «Меривааро» создали кровать для транспортировки пациентов в больницах, которая отвечает требованиям эргономики. Ее легко приспособить к различным больным и ситуациям, она удобна при обращении медицинского персонала с регулирующими механизмами, снабжена многими дополнительными приспособлениями, облегчающими деятельность врача или санитара. Предусмотрены необходимые удобства для больного при его перемещении на кровать, обеспечены различные положения на ней и обратное возвращение на стационарную койку, а также при транспортировке по больнице (рис. 6-9).

Разработанные в конце 80-х-начале 90-х годов немецкими учеными и специалистами стоматологические установки «Ка Во Систематика 1060 ТК» обеспечивают комфорт и безопасность деятельности зубных врачей. Когда инженеры фирмы «Ка Во» вместе с дизайнерами, практиками и учеными размышляли над новой лечебной установкой на 90-е годы, то все думали о зубном враче и его деятельности: напряженной работе, подверженном опасностям здоровье, всевозможных лечебных процедурах, каждой отдельной манипуляции. В результате создана удобная, безопасная и красивая стоматологическая установка «Ка Во Систематика 1060 ТК», основательно поддерживающая зубного врача в работе: все лечебные процедуры детально продуманы в соответствии с эргономическими требованиями; все важные функции берет на себя надежная интеллигентная система управления Ка Во. Установка настолько комфортабельна, что пациент легче переносит лечение. Таким образом, созданная стоматологическая установка освобождает всех участников лечебного процесса от ненужной работы, ненужного стресса, ненужного страха (рис. 34 на цв. вкладке).

Все чаще эргономистов привлекают к проектированию и совершенствованию существующих супермарке
тов и магазинов. Изучались деятельность и условия труда 88 девушек-кассиров одного из супермаркетов во Франции. Результаты выявили факторы, обусловливающие возникновение стресса у кассиров. К ним относятся: рабочие позы, условия труда (холод, сквозняки, плохое освещение) и вынужденная скорость выполнения работы. Были предложены меры по улучшению условий труда: лучшая организация смен и перерывов для отдыха, стандартизация рабочих мест, схем их размещения и оборудования (общие рекомендации, сиденья, подставки для ног, клавиатура кассового аппарата).

Начиная со второй половины 60-х годов много эргономических

исследований деятельности и рабочей нагрузки кассиров и других работников супермаркетов проводится в Японии. Разрабатываются рекомендации по совершенствованию организации их рабочих мест и условий труда.

Тесные взаимосвязи между архитектурой, дизайном и светотехникой обусловили подключение к этому триумвирату еще и эргономики. Кардинальное эргономическое решение освещения магазинов и витрин, офисов и квартир, музеев и выставочных стендов и других объектов предложила немецкая фирма «ЕРКО». ДО 1968 г. главной задачей фирмы было производство светильников. Однако после самокритичного анализа и тщательных исследований фирма пришла к выводу, что нужно продавать не «красивые ‘ светильники, дающие чисто случайное, без какой-либо видимой цели освещение, а свет специфического качества, излучаемый соответствующими приборами. Другими словами, зрительный комфорт важнее сверкающего эффекта светильника. Фирма перешла на производство продукции, которую можно обозначить несколько необычным термином «машины света», т. е. изделий, разработанных для специальной, четко определенной цели.

При создании современных школ большое внимание уделяется формированию предметно-пространственной среды учебного процесса. Сегодня вряд ли кто сомневается в тесной взаимосвязи процесса обучения и возрастных особенностей поведения детей, объемно-пла- иировочного решения школьного здания, формирования физической среды (микроклимат, освещение, цвет, шум, звуки и др.) и проектирования школьной мебели, оборудования и технических средств. Рабочее место учащегося (конструкция стола и стула или все реже парты, их размеры и компоновка элементов) - традиционный объект эргономических исследований и разработок, цель которых - создание наилучших условий для учебной работы сидя. Имеется в виду создание предпосылок для правильной позы школьников, меньшего изгиба позвоночника, предотвращения повышенного потения брюшной части туловища и давления на нижнюю часть живота, лучшей циркуляции крови в нижних конечностях, а также обеспечение нормального расстояния глаз до рабочей поверхности стола.

Рис. 6-9. Кровать для транспортировки пациентов в больницах. Удобна для медицинского персонала и больных (фирма «Меривааро», Финляндия)

Проводимые во многих странах эргономистами, врачами и антропологами совместно с учителями исследования позы школьников в положении сидя позволяют выявлять и устранять недостатки конструкции современной школьной мебели. В одном из городов Дании введена программа из 90 сокращенных по времени уроков, рассчитанных на пять лет, в ходе которых школьников учили правильно сидеть за школьными столами и партами. Чтобы оценить результаты такого направленного обучения школьников правильной осанке, их в течение четырехчасового экзамена фотографировали с интервалом в 24 мин автоматическим аппаратом. Оказалось, что, несмотря на тщательную отработку позы, все ученики на протяжении всего экзамена сидели, максимально согнув
шись над столами, высота которых была для них явно недостаточной, особенно для школьников старших классов. В конце 70-х годов в Западной Европе было установлено, что за предыдущие 20 - 30 лет средний рост школьников увеличился на 4 -5 см, но по непонятным причинам высота школьной мебели за тот же период даже уменьшилась.

Рабочее место учителя, которое в современной школе все больше превращается в своеобразный пульт управления техническими средствами обучения, позволяет при его проектировании использовать эргономические подходы, аналогичные разработке рабочего места оператора. Однако и традиционные рабочие места учителей сегодня требуют серьезной эргономической и дизайнерской проработки. В результате проведения в ряде стран унификации деталей столы для учителей собираются из тех же элементов, что и ученические, но с использованием дополнительных ящиков, тумб, торцевых щитов.

Традиционный принцип обучения по одинаковому расписанию при прохождении одного и того же материала однотипными группами учащихся в настоящее время сочетается с другими формами обучения, в том числе с различной численностью групп и гибким расписанием. Метод «конструктора» позволяет дизайнерам и эргономистам создавать простые и недорогие мебельные модули, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения классов в зависимости от состава учеников, размеров и конфигурации помещений, учебных программ и т.п. Школы получают не предметы меблировки, а контейнеры со «строительным материалом», из которого и монтируют нужные предметы, отвечающие требованиям эргономики и дизайна. Новый комплекс психолого-педагогических, эргономических, гигиенических и дизайнерских проблем возник с компьютеризацией высшей и средней школы, а также дошкольных учреждений.

Предметная среда, эргономические основы организации

Колесникова Анастасия Александровна,

аспирант кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета.

Эргономика является базисом в дизайне, тем фундаментом, который закладывает основу всего создаваемого. В своей книге В.Ф.Рунге так говорит о дизайне: «Одной из главных целей которого, является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. Именно композиционное единство позволяет рассматривать эргономику как естественнонаучную основу дизайна» . В индустриальном дизайне эргономика участвует в создании предметов быта, орудий труда и механизмов, а в графическом дизайне в разработке упаковки. В дизайне среды достижения эргономических исследований учитываются в проектировании интерьера и экстерьера, организации ландшафтного дизайна.

Эргономика – это научная дисциплина, которая изучает деятельность человека в бытовых и трудовых процессах, создавая наиболее благоприятные условия жизнедеятельности и психического состояния человека. Проект помещения должен быть с самого начала ориентирован на создание системы эргономических свойств, так как это является наиболее важной целью. Целью эргономики является улучшение взаимосвязи человека с окружающей его средой, сохранение его здоровья и создание условий для развития личности. Связь между тем, что окружает человека, с чем он сталкивается в повседневной жизни, в эргономике сокращенно называется «человек – машина – среда». Данная система гармонизирует компоненты, причины объединенные определенной целью. Требования предъявляемые к системе «человек – машина – среда» неотьемлимо связаны с достижением поставленных целей.

Данные примеры указывают на то, что эргономические основы участвуют в формировании целой среды дизайна и их значение невозможно переоценить. «Являясь научной дисциплиной, эргономика базируется на синтезе достижений социально-экономических, технических и естественных наук» . В результате она направлена на создание благоприятных условий взаимодействия человека с окружающей его средой на обеспечение интересов всего общества и каждого пользователя в отдельности.

Формы окружающих нас предметов, их соотношения между собой по размеру, материал из которого выполнен предмет и его объемно-пространственное строение могут выступать в качестве предметной среды. «Единство предметной среды достигается использованием художественных средств и адресовано духовному миру человека» .

На протяжении всей жизни человек находится в жилом помещении или в помещении производственного назначения или в общественном. Такие помещения как детские сады, общеобразовательные школы, среднеспециальные учреждения, вузы и школы дополнительного образования относятся к общественным. Общественные здания по социальному значению относятся к сфере обслуживающей деятельности. Саму обслуживающую деятельность можно разделить на несколько групп – обучение, питание, торговля, экспозиция, зрелище и ожидание. Каждая из этих групп определяет свою роль в формировании пространственной среды. Система образования делится на дошкольный, общеобразовательный и профессиональный этапы. На выбор оборудования и организацию пространственного строения оказывает влияние выбираемого помещения (группа детского сада, класс, аудитория, мастерские). В основу проектирования интерьера или экстерьера становятся антропометрические данные и психофизиологические особенности учащихся всех возрастов, так как формы обучения могут быть как индивидуальные, так и коллективные или групповые. Каждая из этих форм выявляет свои особенности.

Коллективная форма обучения, например, предполагает работу педагога с классом, группой. Внимание учащихся должно быть приковано в сторону учителя или к меловой доске. Для этого необходимо посадка учащихся рядами за учебными партами на всей площади класса, так чтобы их визуальная ориентация была направлена на переднюю стену. Важно отметить, что распределение мебели и оборудования определяется условием нормальной видимости педагога или пособий.

При групповой форме обучения учащиеся разделяются на несколько групп, это необходимо для проведения практических упражнений, лабораторных и творческих работ. Такие виды деятельности могут проводится в группах детского сада, в школьных классах, комнатах дополнительного образования или спортивных залах. Важное значение для групповых занятий, имеет наличие свободного пространства и грамотное размещение оборудования по зонам.

Мини гостиницы г Екатеринбурга. Мини гостиница Екатеринбург .

При индивидуальной форме обучения акцент делается на контакте педагога с учащимся, где последний может находиться у доски, у прибора или у учебного пособия.

Рассматривая дошкольные учреждения, мы можем наблюдать, что большее количество помещений включает групповые комнаты, такие как игровые и группы нахождения детей, актовые и спортивные залы. В свою очередь, группы нахождения детей предназначены как для игр, так и для приема пищи, а иногда и для сна. Для этого, как было замечено ранее, в помещениях необходимо соответствующее грамотное распределение оборудования по зонам. А вот музыкальные или спортивные залы могут на время ненастной погоды использоваться для проведения праздников или как дополнительная рекреация.

Большое значение в дошкольных учреждениях отводится функциональной и мобильной мебели. «Метод «конструктора» позволяет создавать мебельные модули, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения, например классов в зависимости от состава учащихся, размеров и конфигурации помещений и т.п. Школы получают контейнеры со «строительным материалом», из которого монтируют нужные предметы и системы под свои конкретные условия» . Зачастую детская мебель выглядит как взрослая, только в уменьшенных размерах. Что касается столов, то обычно они двухместные или четырехместные. Необходимы так же емкости для хранения игрушек и вспомогательных материалов, эти хранилища могут выполнятся из разных материалов, но с учетом антропометрических данных ребенка и эргономических исследований. Помимо обыденного режима дня в группах могут проводиться просмотры наглядных графических материалов, познавательных фильмов, телепередач, диафильмов.

Основой эргономики так же является влияние цвета и света, от которых зависит благоприятное пребывание в помещении, в следствии, повышение или снижение трудового процесса. «Наилучшие условия естественной освещенности создаются при следующих ситуациях: при верхнем освещении, при боковом левом, сочетающимся с верхним подсветом; при угловом освещении (слева и сзади); при освещении с двух сторон (слева и справа)» .

Цвет в искусственной среде обитания оказывает огромное значение на душу человека, на его поведение и настроение. Выбор цвета учебного помещения должен быть осознанным и взвешенным. Данные помещения рассчитаны как на отдых так и на умственную работу. В последние помещениях следует использовать тонизирующие цвета: желтый, оранжевый тоже подойдет, но область применения данного цвета значительнее менее широка по причинам эстетического порядка. В помещениях для отдыха подойдут – зелено-голубые, голубые и синие цвета, они же являются успокаивающимся.

Тем самым, значение основ эргономики является базисом, который закладывает основу всего создаваемого, ведь область ее применения довольно широка и недооценить ее невозможно. Современные условия окружающей среды, потребности и возможности человека затрудняют или делают невозможным выполнение жизненных функций. Каждый предмет, который создает человек, должен максимально учитывать человеческие факторы. Только в соответствии с этим система «человек – машина – среда» будет гармонична.

Литература

1. Барташевич А.А. Основы композиции и дизайна мебели. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. – 192 с.

2. Бездомин Л.Н. В мире дизайна. – Узбекский ССР.: Фан, 1990. – 295 с.

3. Минервин Г.Б. Основы проектирования оборудования для жилых и общественных зданий: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Архитектура-С, 2005 – 112 с.

4. Раннев В.Р. Интерьер. – М.: Высшая школа, 1987. – 132 с.

5. Ревякин П.П. Цветоведение. – Минск.: Вышейшая школа, 1984. – 285 с.: ил.

6. Рунге В.Ф. Эргономика в дизайне среды. – М.: Архитектура-С, 2005. - 328 с.: ил.

7. Рунге В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера. – М.: Архитектура-С, 2006. – 160 с.: ил.

8. Соловьев Н.К. История интерьера. Древний мир. Средний мир. – М.: Шевчук, 2007 – 384 с.

9. Michael Foster. The principles of architecture, styles, structure and design. – Oxford.: Phaidon Press Limited, 1983. – 224pp.: il.