Российские вузы начнут присваивать степень PhD. PhD в IT: что дает и стоит ли получать

Высшая академическая степень многих странах носит название Philosophy Doctor или же Ph.D. Прежде всего это касается европейского и североамериканского региона мира. При этом это звание имеет мало общего со званием доктора наук в Российской Федерации.

Что такое Ph.D.

Многие люди, выбирая для поступления после магистратуры какой-либо вуз, не всегда могут понять, почему за рубежом ученое звание имеет название доктора философии. Закономерным является вопрос о том, почем, независимо от специальности и изучаемых дисциплин, в итоге все выпускники считаются докторами философии (ну или почти все).

Слово «философия» в русский язык пришло из древнегреческого языка. В нем оно означало «любовь к мудрости». При этом не уточнялось, житейской или же научной она должна быть. Именно поэтому в те давние времена философами назывались люди, которые могли изучать практически любую сферу познаний, которая так или иначе с ними была связана.

Лишь с течением времени от философии в Средние века отделились три самостоятельных дисциплины – медицина, теология и право. Все остальные же науки, начиная от астрономии, заканчивая литературой, все еще относились к категории философских. Так как именно в этот период истории и начали массово появляться университеты, с тех времен и стало традицией высшую ученую степень многих стран знаменовать, как Philosophy Doctor (или же Доктор Философии – Ph.D.).

Преимущества, которые дает ученая степень

Наличие большого количества кандидатов на получения звания доктора философия обусловлено множеством преимуществ, которые дает данная ученая степень. Они заключаются в следующем:

1. Заработная плата. Как правило, академик, который имеет звание доктора философии, в зарубежных странах может получать зарплату выше, чем его чуть менее образованный коллега. Ставки тут разнятся.

2. Новые возможности. PhD людям чаще поручают важную работу и исслеования.

3. Компетенция. Получение соответствующего звания позволяет человеку доказать окружающим свою значимость и полезность в обществе. Это нередко отражается на карьерном росте, отношениях в коллективе и многих других факторах.

В связи с вышеперечисленными преимуществами многие выпускники после окончания магистратуры стремятся обрести следующую научную ступень знаний.

Требования к поступающим

Образование для получения звания Ph.D. за границей можно получить лишь в определенных случаях. Образовательные учреждения предъявляют для всех кандидатов одни и те же требования. Они заключаются в следующем:

1. Диплом о полученном предыдущем образовании. Прежде всего это касается звания магистра. При этом специальность, которую обрел человек, может отличаться от той, на которую он хочет поступить. Но это касается лишь несколько высших учебных заведений. Также в определенных странах существуют программы, при которых для получения звания Ph.D. требует только лишь окончания бакалавриата. Но в сюда могут подпасть лишь успешные выпускники вузов.

2. Сертификат о владении языком программы. Без этого навыка обрести звание Ph.D. невозможно, так как учебная программа при этом не может быть должным образом усвоена. Чаще всего университеты требуют знание английского языка, но в некоторых случаях дополнительно может быть поставлено условие владения государственным языком той страны, в которую хочет поступить человек. Кандидат должен набрать не менее 7 баллов по шкале IELTS и 90 баллов по шкале TOEFL.

3. Экзамены GRE и GMAT . Почти все страны англосаксонской системой образования, а также многие государства Азии, требуют прохождения данных тестов. Они представляют собой практически идентичные задания, которые направлены на проверку некоторых вербальных, математических и аналитических навыков человека. При этом оба экзамена считаются довольно сложными, вследствие чего подготовку к ним нужно начинать заранее – не менее чем за 6 месяцев до прохождения.

4. Мотивационное письмо и академическое эссе. Данные два документа считаются не менее важными, нежели наличие диплома и прохождение экзаменов. Нередко именно они позволяют конкурсной комиссии решить дальнейшую судьбу кандидата. Связанно это с тем, что только лишь при помощи эссе и мотивационного письма человек может выразить свою индивидуальность, уникальность и оригинальность. Эти навыки в контексте западного образования ценятся намного выше, нежели формальные знания предмета. В эссе следует описать не только причины выбора профессии, но и дальнейшие планы, академические интересы и цели. К эссе каждый университет ставит свои конкретные условия написания.

5. Рекомендательные письма. Они позволяют оценить университету навыки кандидата, его отношение к работе, взаимодействие с другими людьми и т.д. При этом стоит учесть, что у каждого учебного заведения существует свой регламент проверки авторства. Некоторым учреждениям достаточно всего лишь уведомить автора по электронной почте, другие же требует соответствующей печати организации, где он работает. Стоит отметить, что наличие в рекомендательном письме негативных навыков может придать ему большей объективности.

Если человек выполнил все требования университета по поводу обретения звания Philosophy Doctor, шанс поступления на данный курс обучения является практически стопроцентным. Европа обучение дает максимально полное и корректное, что в будущем может отразиться на ведении бизнеса и построения карьерной лестницы.

Преимущества данного выбора очевидны. Прежде всего, это достойный уровень зарплаты, новые возможности и шанс реализовать себя в обществе. Высшее образование, полученной за границей, в пределах родной страны ценится довольно высоко.

Сейчас в самом разгаре сезон приема заявок на степень PhD в британских и мировых вузах. Одни используют эту возможность для расширения своего академического потенциала, другие - как возможность переехать в другую страну. Прямых аналогов степени PhD в России не существует, поэтому вопросов на эту тему у меня накопилась куча. Получить на них ответы я решила у Григория Асмолова, докторанта факультета Медиа и Коммуникаций Лондонской Школы Экономики (LSE).

Помню, когда мы познакомились, я спросила: “А когда ты планируешь закончить свою диссертацию?” Он поморщился: “Есть вещи, которые PhD студентам задавать неприлично, потому что они и сами этого никогда не знают”. К другим “неприличным” вопросам относится, например, такие: “А сколько страниц ты уже написал? А сколько еще осталось?” Поговорив на эту тему подробнее, я поняла, почему такие вопросы действительно раздражают. PhD - это не экзамен, к которому нужно хорошо подготовиться и просто пойти его сдать. Это новый, особенный образ жизни, растягивающийся как минимум на несколько лет.

Russian Gap: Как, кстати, расшифровывается PhD?

Григорий Асмолов: Doctor of Philosophy, “доктор философии”. Но это не имеет отношения к философии как к дисциплине, это еще от греческого “любовь к мудрости”. Слово “доктор” тоже, как ты понимаешь, не имеет отношения к медицине.

RG: Зачем тогда учиться на доктора, если ты даже не можешь лечить людей? Другими словами, зачем людям получать эту степень?

ГА: У разных людей есть разные причины. Для многих это часть профессионального развития: человек может получить необходимое образование, необходимые умения, чтобы работать потом в исследовательских проектах и университетах. Это первая опция. Вторая - повышение своей квалификации. Люди относятся к PhD как к возможности передышки, переосмысления того, что они делали до сих пор. Кроме того, образование - всегда хороший повод сменить обстановку. Но надо понимать, что это очень затратная история. Просто пойти на PhD, от скуки, - довольно рискованное решение, потому что ты тратишь 4-5 лет жизни, и это очень нервная затея с точки зрения и физических, и финансовых ресурсов, и вообще сложно работать на протяжение нескольких лет над одним проектом.

Пойти на PhD от скуки - довольно рискованное решение, потому что ты тратишь 4-5 лет жизни, и это очень нервная затея.


RG: Почему сложно?

ГА: Обычно в какой-то момент наступает кризис. Есть проблемы, связанные с первичными ожиданиями, много подводных камней. Кроме того нет четкой структуры между работой и отдыхом. Выходных и отпуска не бывает в принципе, потому что этот тяжелый камень PhD постоянно висит у тебя на шее. Я для себя вынес важную вещь: PhD является не просто работой над какой-то конкретной темой, это некоторая программа для развития всего мозга как инструмента критического мышления. То есть прежде всего, это перестройка мозга, перестройка способностей анализа, и т.д. Конечно, человек становится большим специалистом в изучаемой области, но работа над узкой темой не является главным достижением. Кроме того, PhD - это некая форма самоопределения. Первое, что хотят от тебя преподаватели, когда ты начинаешь свой проект, это чтобы ты определился кто ты - с точки зрения научной традиции, подходов, того, чем ты хочешь заниматься. Нам кажется, что в этом возрасте мы уже со всем определились, и как-то рефлексировать по поводу самоидентификации уже не всегда просто, но это тоже часть профессионального развития.

RG: А можно самоопредилиться, а потом сменить ориентацию?

ГА: Ориентацию всегда можно менять! Но чтобы поменять мировоззрение, надо его четко отрефлексировать. Понятно, что это не требует подписания документов, мол, я такой-то, но некое понимание того, где ты, с кем ты, и так далее - необходимо.

RG: Когда можно поступать на PhD?

ГА: В большинстве стран мира существует трехступенчатая модель высшего образования. Первая - undergraduate (бакалавриат), вторая - магистратура (master’s), и третья - PhD. Причем в США, например, магистратура и PhD часто не разделяются. Там сразу после бакалавриата можно поступать на PhD, который включает в себя и магистратуру. После российских вузов, если у вас оконченное высшее образование, вы тоже сразу можете подавать заявку на PhD - в России обычно учатся пять лет, что приравнивается к магистратуре. Хотя законченные master’s где-то еще сильно увеличивают шансы на успех.

Большинство магистратур, прежде всего, фокусируются на теоретических знаниях в определенной области, они не будут учить конкретной профессии.

RG: Как я понимаю, большинство взрослых студентов из России здесь учатся именно в магистратурах.

ГА: Да, в Англии на master’s учатся один год, где-то - два года. Это более профессионально ориентированная программа. На разных карьерных путях от людей требуется повышение квалификации через образование, и для этого существуют магистерские программы. При этом не обязательно получать master’s там же, где ты получал степень бакалавра, - это также хорошая возможность поменять направление своей деятельности. Для многих университетов магистратура - это возможность зарабатывать деньги. Туда обычно намного сложнее получить стипендию, чем на PhD. Университеты больше заинтересованы в получении PhD студентов - для них это часть развития исследовательского потенциала. А магистратура - это не обязательно подготовка ученых. Она может преследовать совсем другие задачи, чаще всего, карьерные. Вместе с тем будет неправильно говорить, что на магистратуре дают более инструментальные знания и навыки, а на PhD более теоретические. Большинство магистратур все равно, прежде всего, фокусируются на теоретических знаниях в определенной области, они не будут учить конкретной профессии. Отсюда, кстати, проблема неправильных ожиданий и относительно частое разочарование относительно магистерских программ.

RG: Ты получал магистратуру?

ГА: Да, но в США. Первое свое образование я получил в Иерусалимском университете, на факультетах международных отношений и журналистики. Дальше я какое-то время работал, потом решил, что надо что-то в этой жизни менять. Я немного исчерпал для себя работу журналистом, и чтобы сменить обстановку и понять, что делать дальше, я решил закончить магистратуру. Когда я туда поступал, я проанализировал существующие программы и отправил документы в десяток разных мест. Получил несколько положительных ответов, и из них уже выбирал. В итоге я оказался в университете Джорджа Вашингтона - там как раз первый год открылась очень интересная программа глобальных коммуникаций на факультете международных отношений, и поскольку программа была новая, нас на ней было всего семь человек. И это очень важно, так как преподаватели уделяли нам гораздо больше времени, чем на больших потоках, у нас сложились личные отношения с профессорами. И еще, чем привлекательны университеты США в этом смысле, они дают возможности для стажировок, на которых ты набираешься много опыта.


RG: А как выбрать программу для PhD?

ГА: Есть много рейтингов, но важно также ориентироваться на конкретных научных руководителей, которые обладают знаниями в той области, которая тебе интересна. Когда ты пишешь мотивационное письмо, ты должен объяснить, почему ты хочешь именно к ним попасть. То есть ты пишешь не только почему ты хороший, но и чем они для тебя хороши. И чтобы оправдать свое обращение к ним, ты должен быть очень хорошо знаком с тем, чем они занимаются, и почему это имеет отношение к тому, чем ты хочешь заниматься.

RG: То есть в разные университеты заявки должны звучать по-разному?

Естественно. Я поступал в несколько университетов, в итоге меня приняли пять: в Калифорнии, Сиэтле, Торонто, Оксфорде и Лондоне. Дальше есть несколько параметров, по которым ты принимаешь решение о том, в каком из этих вузов учиться. Часто университеты, когда тебя принимают, сами платят за то, чтобы ты приехал с ними лично познакомился и все посмотрел. Я в итоге съездил во все, кроме Торонто, куда я просто не успел, но выбор остановил на LSE. Во-первых, мне больше всего здесь понравился научный руководитель и департамент. Во-вторых, структура программы здесь короче, чем в США (так как здесь не нужно делать дополнительную магистратуру). Потом, с финансовой точки зрения, меня больше удовлетворяла та стипендия, которую мне предложили в LSE. Ну и для жизни Лондон - не самый плохой город.

Структура PhD очень простая: первый год ты занимаешься разработкой своего вопроса, второй год ты, по идее, должен собирать данные, а на третий год все пишешь. Хотя по факту часто все растягивается на каждом этапе.

RG: Какие еще документы надо предоставить при поступлении?

ГА: Сегодня система поступления в университеты по всему миру базируются на онлайн-платформах, и почти везде можно отправить заявку через интернет. Нужны предыдущие оценки, мотивационное письмо, оценки по стандартизированным тестам и рекомендации. Иногда требуется также приложить CV или профессиональные публикации. Хочу подчеркнуть, что рекомендации бывших преподавателей не должны быть формальными, они должны показывать высокую степень знакомства профессора со студентом. Сами студенты причем эти рекомендации не видят, но, в идеале, это должно быть несколько страниц текста, где тот, кто рекомендует, не только говорит, что ты человек хороший, но и аргументирует это, ссылаясь на примеры своего опыта взаимодействия с тобой. Поэтому я всегда советую: если вы где-то делаете магистратуру, знакомьтесь со своими профессорами, дружите с ними, участвуйте в проектах. Во многом, это даже важнее, чем отметки.

RG: Ты сказал, что тебя удовлетворила стипендия. О какой сумме идет речь, если не секрет?

ГА: Моя стипендия в LSE – £15000 в год.

RG: Этого достаточно для жизни в Лондоне?

ГА: Ну, каждый сам для себя решает. Виза в Англии в этом смысле более либеральна, чем в США, - здесь ты можешь работать на полставки, причем не привязываясь к своему университету.

RG: А кто выдает эти стипендии? Сам университет?

ГА: Часто да. Есть и другие источники финансирования: научные фонды, международные гранты и прочее. Получить стипендию на PhD легче, чем на master’s, многие студенты учатся на стипендии. В США практически все. В Англии это намного сложнее. Но без стипендии получается очень дорого, долго и не очень правильно. Докторанты находятся посередине между сотрудниками университета и студентами, это такой пограничный статус. PhD студенты - это очень важная часть функционирования университета, и, естественно, университеты заинтересованы в том, чтобы получить наиболее перспективных сотрудников.

RG: По каким параметрам оцениваются успехи PhD студентов? Вы сдаете какие-то экзамены?

ГА: То, что я описываю, это исключительно мой опыт в LSE - в каждом университете относительно индивидуальная система. У нас экзаменов, как в бакалавриате, нет. Есть две работы, которые оцениваются в первый год: ты должен сдать экзамен по статистике (в социальных науках), и главное мероприятие в конце года - подготовить свой исследовательский проект. Это такой документ на 10000 слов, который рассылается внутренней комиссии из трех профессоров. Они решают, является ли твой проект ценным с исследовательской точки зрения, и насколько он реализуем в рамках программы диссертации. То есть структура PhD очень простая: первый год ты занимаешься разработкой своего вопроса, второй год ты, по идее, должен собирать данные, а на третий год все пишешь. Хотя по факту часто все растягивается на каждом этапе. В основном, все заканчивают PhD за четыре года. После защиты проекта, как правило, уже все сводится к самостоятельной работе и встречам с научным руководителем.

RG: Вы пересекаетесь с другими докторантами?

ГА: Пересекаемся, конечно, хотя совместных проектов у нас нет. В естественных науках: химии, физике, биологии, - то есть работах, связанных с дорогим оборудованием, очень часто есть групповые проекты. Но в социальных науках, которыми я, в частности, занимаюсь, это часто более индивидуально.

RG: А чем конкретно ты занимаешься?

ГА: Я занимаюсь изучением роли социальных технологий между людьми и государственными институтами во время природных катаклизмов. То есть грубо говоря, мы говорим о треугольнике, когда есть природа с ее наводнениями и пожарами, есть государственные структуры и человек. Меня интересует роль интернета в контексте этого треугольника. Например, какие задачи могут выполнять онлайн-платформы в зависимости от характера отношений между волонтерами и службами чрезвычайного реагирования, и как роль интернета зависит от типа этих взаимоотношений. В особенности меня интересуют краудсорсинговые платформы как механизм привлечения ресурсов пользователей интернета для достижения конкретных задач.

RG: Насколько это уникальная тема?

ГА: Естественно, сегодня есть много людей, которые изучают и природные катаклизмы, и интернет, но в том аспекте, в котором я к этому подхожу, есть оригинальный подход и теоретическая новизна - иначе в моей работе нет смысла. Существует разная база, на основе которой ты делаешь свое исследование: теоретическая, методологическая и практическая. Практическая, в моем случае, это интервью, которые я проводил в разных странах, в том числе в России, Австралии, Англии, Кении. Ну и еще, наверное, важно то, что мой интерес изначально базируется на некотором практическом опыте - в том числе проекте «Карта Помощи», который мы с моим коллегами делали в России во время пожаров в 2010 году.

Маленькие дети и PhD действительно сочетаются очень плохо.

RG: Тебе приходится заниматься преподаванием?

ГА: Я начал преподавать в этом году. В США это обязательная практика, там ты вообще довольно много работаешь на свой университет, но в Англии такого обязательства нет, и в этом есть определенные минусы, так как преподавание - это тоже часть обучения. Но в моем университете количество мест для преподавания меньше, чем количество PhD студентов, поэтому получение такой возможности проводится на конкурсной основе. Аспиранты стремятся получить эту должность - не из-за денег, они тут очень незначительные, - а потому, что это важно для резюме. Особенно если ты дальше хочешь искать работу в академической среде, где преподавание - это принципиально важный навык.

RG: А что еще нужно, чтобы получить работу в академической среде?

ГА: Самое-самое-самое важное - это публикации. Причем они бывают нескольких видов, самые престижные - в научных рецензируемых журналах. Также важны конференции. Там ты знакомишься с другими исследователями, делишься своими идеями и проектами. По итогам конференций часто выходят публикации с упоминаниями твоих работ, и те статьи, которые ты готовишь для конференций, ты также можешь переделать потом в статью для журнала. Но естественно, никто не ведет учет, на каких конференциях ты был или не был, и никаких формальных требований на этот счет не существует. Хотя конференции – это прекрасная вещь. Они позволяют много поездить по миру, особенно если университет дает микрогранты на поездки. Правда, и тут важно знать меру, суметь найти правильный баланс между поездками и работой над PhD. В этом году мне пришлось полностью отказаться от конференций, иначе я никогда не закончу свою диссертацию.

Мне легче выступить на тему роли Фуко в анализе конструирования субъектов в контексте роли краудсорсинговых платформ, чем купить стиральный порошок.

RG: Возможно совмещать работу над PhD с работой где-то еще?

ГА: Все возможно. Зависит и от того, насколько человек дисциплинирован, и от характера работы. Я ведь тоже занимаюсь не только PhD все это время - есть и другие проекты, которые я веду, в том числе исследовательские. Также я преподавал два года спецкурс в Высшей Школе Экономики в Москве. По идее, это можно совмещать и с постоянной работой где-то, главное, мощный самоконтроль. Особенно первый год в этом смысле сложно. При этом я вижу, что тем аспирантам, у которых есть маленькие дети, - вот им очень тяжело. Маленькие дети и PhD действительно сочетаются очень плохо.

ГА: Окончательный срок сдачи моей диссертации - октябрь следующего года. Дальше буду смотреть, какие позиции в каких университетах предлагают. Есть два основных варианта развития: пост-докторант (это когда тебя берут как исследователя на год, но у тебя нет преподавательского статуса, ты просто увеличиваешь свое научное портфолио) или преподавание. Впрочем, не обязательно придерживаться академического пути. Можно, например, заниматься консалтиногм, используя свои исследовательские умения и знания в той или иной области.

RG: То есть к октябрю ты все же должен закончить свою диссертацию? Не буду спрашивать, сколько страниц осталось, спрошу только, сложно ли вообще писать по-английски?

ГА: Конечно, сложно. Академический язык отличается от разговорного. Но я к нему привык, и в этом смысле мне легче выступить на тему, не знаю там, роли Фуко в анализе конструирования субъектов в контексте роли краудсорсинговых платформ, чем купить стиральный порошок. Но все равно я работаю с пруфридером - это считается легитимной практикой. Она исправляет мои грамматические ошибки и делает текст более читаемым.

RG: А остается время на что-то помимо учебы?

ГА: Первый год я вообще никуда не ходил и сидел все время в библиотеке – благо, она круглосуточная. Но потом понял, что так жить нельзя, мозги перегорают. Да и вообще учиться в нескольких сот метрах от Royal Opera House и ни разу туда не сходить - просто неприлично. Хотя (только обещай, что оставишь это между нами!) за три года в Лондоне в National Gallery я так и не побывал. А еще важно понять, какое время является самым продуктивным для работы. Вот у меня, например, лучшие идеи приходят в душе. Но там, как известно, с компьютером не поработаешь, поэтому я приобрел одно из самых гениальных изобретений человечества для PhD студентов – водостойкий блокнот. Это мой маленький секрет успеха, правда, чтобы говорить про успех, надо все-таки сначала успешно закончить диссертацию.

Научная степень доктора наук впервые была присуждена Болонским университетом в 1130 году. Через 100 лет эту степень начал присуждать Парижский университет. В университетах России научная степень док-тора наук появилась в 1819 году. В Советском Союзе с 1934 года была введена двухступенчатая система ат-тестации научных кадров - стали присуждаться научные степени кандидата и доктора наук.
Доктор философии Phylosophy Doctor (Ph.D., PhD, обычно произносится как пи-эйч-ди) - учёная степень, присуждаемая в странах Запада. Во многих странах приоритетным эталоном документа о научном признании является Диплом PhD, без указания специальности. Несмотря на название, в настоящее время степень не имеет никакого практического отношения к философии (только историческое) и присуждается почти во всех научных областях, например: доктор философии по ли-тературе или доктор философии по физике.
Такое положение связано с традициями, восходящими к временам средневековых университетов, стандартная структура которых обычно предполагала наличие факультетов:

  1. философии,
  2. юриспруденции,
  3. теологии
  4. медицины.

Поэтому помимо степени доктора философии существуют и ограниченный ряд других докторских степеней того же ранга;

  1. врачам присуждается степень доктор медицины (MD),
  2. юристам - доктор права (LL.D.),
  3. богословам - доктор богословия (Theology Doctor. ThD),
  4. а всем остальным доктор философии (Phylosophy Doctor PhD).

Как переводить ученую степень "кандидат наук"

Как переводить степень кандидата наук? Споров очень много. Основная причина споров - отсутствие точного аналога в англоговорящих странах.

Обратимся к разъяснению Министерство образования и науки РФ:

Согласно п. 262 Международной стандартной классификации образования (МСКО) 2011 (документ № 36 C/19), установлено, что «В разных странах программы, относящиеся к уровню МСКО 8, называются по-разному, например, кандидат наук (PhD), доктор наук/философии (DPhil), доктор литературы, (D.Lit), доктор (естественных) наук (D.Sc), доктор права (LL.D), докторская степень или аналогичные термины. Значит, кандидат наук = PhD.

Как переводить ученую степень "доктор наук"

Но тогда как переводить отечественную степень "доктор наук"? Ряд университетов присваивают по определённым специальностям степень доктора наук (Sc.D., D.Sc., S.D. или Dr.Sc.) Эта учёная степень, как альтернативная степени доктора философии, присваивается Гарвардским университетом, университетом Джонса Хопкинса, Массачусетским технологическим институтом, университетом Роберта Морриса и университетом Тулэйн (Тулейнский университет Луизианы).

  1. Доктор наук - DSc in Philosophy
  2. Кандидат наук - PhD in Philosophy
  1. Доктор наук - Doctor of Psychology
  2. Кандидат наук - Candidate of Psychology
  1. Доктор наук - Doctor of Political Science
  1. Доктор наук - Doctor of Science
  2. Кандидат наук - Candidates of Science
  1. Доктор наук - Doctor of Science
  2. Кандидат наук - Candidates of Science
  1. Доктор наук - Doctor of Philology
  2. Кандидат наук - PhD in Phililogy
  1. Доктор наук - D.Sc. in Economics
  2. Кандидат наук - Ph.D. in Economics

Таким образом, как мы видим, общепринятого перевода ученых степеней в России нет.

Нет единых правил и в Западной Европе, США и др. странах.

Так, например, в немецкоговорящих странах принято:

Dr rer. nat.: Doctor rerum naturalium, literally "Doctor of the things of nature"

Dr rer. pol.: Doctor rerum politicarum, Doctor of economics, business administration, or political science

Dr rer. medic.: Doctor rerum medicarum, Doctor of medical sciences

Dr sc. nat.: Doktor der Naturwissenschaften, Doctor of Natural Sciences

Dr sc. ETH: Doktor der Naturwissenschaften ETH, Doctor of Natural Sciences, awarded by ETH Zurich, Switzerland.

Dr phil. nat.: Doctor philosophiae naturalis, used only by Goethe University Frankfurt instead of Dr rer. nat.

Dr.-Ing.: Doktor der Ingenieurwissenschaften (Doctor of Engineering), awarded by German universities in areas of technology and engineering.

Dr mont.: Doctor rerum montanarum, awarded by the University of Leoben instead of Dr techn.

Dr techn.: Doctor technicae, awarded by Austrian technical universities.

Dr sc. agr.: Doctor scientiarum agrariarum, Doctor of Agricultural science

Dr sc. hum.: Doctor scientiarum humanarum, Doctor of Humanistic Sciences

Dr sc. inf.: Doctor scientiarum informaticarum, Doctor of Science in Informatics

Dr sc. inf.med.: Doctor scientiarum informaticarum medicæ, Doctor of Science in Medical Informatics

Dr sc. inf.biomed.: Doctor scientiarum informaticarum biomedicæ, Doctor of Science in Biomedical Informatics

Dr sc. math.: Doctor scientiarum mathematicarum, Doctor of Mathematics

Dr scient. med.: Doctor scientiæ medicæ, Doctor of Medical Sciences

Dr sc. mus.: Doctor scientiae musicae, Doctor of Musicology

Dr sc. oec.: Doctor scientiarum oeconomicarum, Doctor of Economics

Dr sc. pol.: Doctor scientiarum politicarum, Doctor of Political Sciences

Dr sc. soc.: Doctor scientiae socialis, Doctor of Social Sciences

В англоязычных странах

В Европе доктор наук (Doctor of Science – сокр. DSc or ScD) – почетное звание, которое не связано с PhD, т.е. ученый может иметь звание доктора наук даже без степени PhD.

В США нет единого понимания, что есть «доктор наук». Степень или звание? За что, в каком порядке присуждается и о чем свидетельствует данная категория. Каждый университет, исследовательский центр имеет свой взгляд на данный вопрос.

Ассоциация ведущих российских университетов потребовала у ВАК полной свободы

Лучшие российские вузы получат право самостоятельно, без участия ВАК (Высшей аттестационной комиссии) присваивать как степени кандидатов и докторов наук, так и экзотическую для нас, но ведущую в мире степень PhD (доктор философии, аналог российского кандидата). Эти и других предложения, подготовленные по просьбе Минобрнауки, 21 февраля на встрече с главой ВАК Владимиром Филипповым обсудили члены Ассоциации ведущих вузов.

Как явствует из обсуждения, жесткая чиновничья вертикаль присвоения ученых степеней уйдет в прошлое. Вначале участники пилотного проекта, а затем и другие лучшие вузы страны будут присваивать традиционные российские степени кандидатов и докторов наук, а также зарубежную ученую степень PhD собственным решением и на основании собственных процедурных правил: «Локальные акты,- подчеркнул глава разработчиков предложений, ректор МИФИ Михаил Стриханов,- должны составлять до 80-90% всех документов». ВАКу останется только контролировать, как эти акты исполняются. И это при том, что все «дипломы о присвоении степеней, выданные ректорами университетов и директорами институтов, будут обычными дипломами государственного образца - просто оформленными без участия Минобрнауки»,- окончательно расставил все точки над «i» глава ВАК Владимир Филиппов.

Важный нюанс. Условно, степень PhD сегодня считается эквивалентом российского кандидата наук. Но так, похоже, больше не будет. Если «пилот» будет окончательно принят в предложенном виде, для получения обычной отечественной степени кандидата отечественному «доктору философии» (PhD) придется защищаться еще раз: эти степени окончательно разводятся.

Проект Положения о проведении «пилота» по автономизации ведущих научных учреждений и вузов в аттестации научных кадров высшей квалификации – революционное движение вперед,- подытожил глава Ассоциации, ректор СПбГУ Николай Кропачев. Осталось лишь окончательно определиться с отбором участников пилотного проекта и некоторыми сторонами их будущей деятельности.

С процедурой отбора все ясно: это публичный конкурс. Его критерии еще предстоит уточнить, но в их число точно войдет уровень международного признания университета или исследовательского института, отраженный его позицией в самых престижных международных рейтингах вузов – Шанхайском, THE или QS. Другой несомненный критерий – наличие определенного объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Третий – количество публикаций на одного научно-педагогического работника и показатель цитируемости, сообщил Стриханов.

«Пилот» будет продвигаться постепенно: часть научных специальностей в одном и том же вузе пойдет в пилотном режиме, другая останется прежней, это ясно. С числом участников тоже, вроде, все ясно: премьер Медведев уже объявил, что оно будет невелико – только лучшие из лучших. А вот что пока не вяжется с общим курсом либерализации системы присвоения ученых степеней, так это то, что «ректор берет на себя полную ответственность за выданные дипломы, однако Минобрнауки передает в вуз лишь часть своих полномочий»,- подметил ректор СПбГУ.

Действительно, «состав диссертационного Совета по нынешнему закону утверждает ВАК. А ведь именно Совет определяет состав комиссии, которая примет решение, соответствует ли поданная работа должному уровню,- отметил он.- Значит, у вузов должно быть право не только выдавать свои дипломы, но и создавать свои советы. Пусть даже на первых порах оно будет лишь у двух вузов – Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов».

Высокое собрание поддержало это предложение. А глава ВАК Филиппов дал понять, что число ныне действующих в стране диссертационных советов вскоре сократится на 30-40%: «Когда мы посмотрели, что происходит, то выяснилось, что, к примеру, в 2012 году было 1677 советов, где за год не прошла ни одна защита докторской диссертации, и еще 600 – где за тот же срок было не более трех защит кандидатских и докторских». ВАК, как стало известно «МК», рассмотрит этот вопрос уже 25 февраля.

Система образования англоязычных стран коренным образом отличается от русской. Поэтому при переводе научных статусов часто возникает путаница. В данной статье мы опишем русско-английские соответствия в данной области.

Одним из важнейших показателей научной квалификации является степень degree . В англоязычных странах успешное окончание трех-, четырехлетнего курса обучения в высшем учебном заведении, как правило, приводит к получению степени бакалавра Bachelor’s degree :
Bachelor of Science, сокр. B.Sc./B.S. (естественные науки)
Bachelor of Arts, сокр. A.B./B.A. (гуманитарные науки)
Bachelor of Fine Arts, сокр. B.F.A. (искусство)
Bachelor of Business Administration, сокр. B.B.A. (управление)

Степень бакалавра часто называется в англоязычных странах первой степенью first degree . Например, ученый, получивший новую специализацию, может сказать так:
I got my first degree in physics and then I switched over to the field of chemistry.

В российских вузах степень бакалавра присуждается выпускнику с четырехлетним циклом обучения (бакалавра), сдавшего государственные экзамены.
Студенты, продолжающие обучение после получения первой степени (graduate/postgraduate students ), могут претендовать на степень магистра master’s degree :
Master of Science, сокр. M.S.
Master of Arts, сокр. M.A.
Master of Fine Arts, сокр. M.F.A.

Для получения этой степени студент должен в течение года или двух посещать лекционные занятия и участвовать в исследовательской работе, после чего сдать еще ряд экзаменов и, как правило, представить диссертацию thesis .

В российских вузах степень магистра присуждается выпускнику с пяти-, шестилетним циклом обучения, выполнившего и защитившего дипломный проект. Следует иметь в виду, что слово использование слова diploma по аналогии с русским словом диплом (документ об окончании вуза) некорректно и может привести к неточному пониманию собеседником вашей мысли, так как в англоязычных странах завершение курса с получением diploma обычно менее почетно , чем получение degree . Говоря о высшем образовании , следует употреблять degree . Например, обладатель диплома инженера-физика может сказать:
I have a master’s degree in physics.

Следующая степень в англоязычных странах – это степень доктора философии Doctor of Philosophy, сокр. Ph.D . Она присуждается как в области естественных, так и гуманитарных наук. Слово Philosophy не должно смущать русскоговорящего, поскольку изначально оно имело более общее значение в английском языке «наука вообще», которое в данном случае и сохранилось до настоящего времени. Обладателем этой степени может быть, например, математик:
I left England to go to the USA to be a student of advanced mathematics. In the USA I earned the degree of Master of Science and also Doctor of Philosophy.

Часто степень доктора философии называют doctoral degree/doctor’s degree/doctorate :
I studied at a college in California for my bachelor’s degree and my master’s degree. Then I got my doctoral degree at the University.

Претендент на эту степень проводит оригинальное научное исследование, как правило, в рамках специальной учебной программы Ph. D. program/studies , сдает экзамены и представляет диссертационную работу doctoral thesis/dissertation . Как правило, к работе над докторской диссертацией исследователь приступает после получения степени магистра:
I am twenty-six years old and have just completed my master’s degree in science. And I’m going to begin my Ph. D. program next September in the USA.

Ученые нередко называют степени магистра и доктора advanced/graduate/higher degree :
After graduation from the University I received a higher degree in mathematics at Florida University.

Ученый может обладать несколькими степенями в разных областях и от разных учебных заведений:
I have graduate degrees from the American University and the University of Miami in Florida.

Принято считать, что степень доктора философии соответствует русской ученой степени кандидата наук . Понятие ученая степень кандидата наук может быть выражено, например, словом doctorate :
I got my doctorate in economics two years ago.
Сочетания типа candidate’s degree/candidate of sciences или candidate of chemistry/candidate of chemical science(s) и т.п. могут быть не поняты, так как это дословный перевод с русского. Их употребление приемлемо только с указанием пояснений.

Не в пользу дословного перевода русского словосочетания кандидат наук как candidate of science(s) без соответствующих разъяснений говорят два обстоятельства.

Во-первых , оно может быть интерпретировано носителем английского языка по аналогии со словосочетаниями bachelor of science, master of science и тем самым создаст впечатление, что вы работаете в области естественных наук, а это может не соответствовать действительности.

Во-вторых , необходимо учитывать, что слово candidate часто используется в сочетаниях Ph.D. doctoral candidate, где оно указывает, что данный исследователь работает над диссертацией на получение научной степени доктора наук, т.е. самой степени доктора еще не получил. Сочетание doctoral candidate может быть удачным эквивалентом русскому понятию соискатель (на ученую степень доктора наук).
Сейчас я являюсь соискателем степени доктора математических наук. – Now I am a doctoral candidate in mathematics.

Соответственно для обозначения понятия аспирант наряду со словосочетаниями graduate/postgraduate student можно использовать и сочетание doctoral student особенно, если учесть, что оно точнее передает позицию аспиранта как исследователя, работающего над диссертацией, соответствующей докторской диссертации в англоязычных странах. Дело в том, что сочетания graduate student (амер.) и postgraduate student (брит.) употребляются для обозначения студентов, которые могут работать по программам, ведущим к получению степени, как доктора философии, так и магистра. Наряду со степенью доктора философии в англоязычных странах есть ряд почетных докторских степеней honorary/higher/senior doctorates, Honor Doctor, Honor degree или Doctor honoris causa , присуждаемых за долголетнюю и плодотворную научную деятельность. Среди них степени: Doctor of Science, сокр. D.Sc. (естественные науки); Doctor of Letters, сокр. Lett.D. (гуманитарные науки); Doctor of Laws, сокр. L.L.D. (юриспруденция). Они не требуют проведения специальных исследований или написания диссертации и присуждаются по совокупности заслуг известным деятелям науки.

Ученый может обладать несколькими или даже многими почетными докторскими степенями. Сочетание senior doctorate может передавать русское понятие степени доктора наук .

Однако следует понимать, что для получения степени доктора наук в России необходимо написание диссертации, а также монографии . При использовании сочетаний типа Doctor of Science / Doctor of the Sciences / Doctor of History / Doctor of Technical science (s) для передачи степени доктора наук следует также давать разъяснения. В частности, можно подчеркнуть, что степень доктора наук является высшей ученой степенью в нашей стране, а многие из ее обладателей имеют звание профессора:
The Russian Doctor of Science degree is the highest research degree in this country. Many scientists having that degree are professors.

Кроме исследовательских степеней research degrees в англоязычных странах имеются также профессиональные докторские степени professional degrees , которые присваиваются специалистам определенной квалификации в ряде областей:
Doctor of Medicine, сокр. M.D. (медицина)
Juris Doctor, сокр. J.D. (юриспруденция).

В англоязычных странах обладатель профессиональной степени обязательно имеет квалификацию, отвечающую требованиям, выдвигаемым к специалистам этого плана соответствующей профессиональной ассоциацией. Например, для получения степени Juris Doctor в США необходимо, как правило, сначала получить степень бакалавра, а затем успешно закончить трехлетнюю юридическую школу law school ; для получения степени Doctor of Medicine – степень бакалавра и закончить четырехлетнюю медицинскую школу medical school и интернатуру internship . Таким образом, можно сказать, что профессиональные степени в англоязычных странах соответствуют русским дипломам врачей и юристов, хотя и требуют большего времени для их получения, и не могут использоваться в качестве эквивалентов русским ученым степеням кандидатов и докторов медицинских и юридических наук. Обладатели этих степеней должны учитывать это обстоятельство и в случае необходимости дать, например, такое пояснение:
I have a degree which we call Doctor of Medical Science degree. It is our senior research doctoral degree in this field.