Суды против штрафа за непредставление в налоговую аудиторского заключения. Годовой баланс, когда аудит обязателен Аудиторское заключение за год сроки

В законодательстве нет четких сроков, когда проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности. Раз отчетность годовая, логично проверять ее после окончания года и до того, как баланс и другие формы утвердят собственники компании. Происходит это на очередном ежегодном собрании участников (акционеров). Так, ООО проводят такое мероприятие в марте-апреле года, следующего за истекшим отчетным периодом. АО проводят собрание акционеров в период с марта по июнь (ст. 34 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 1 ст. 47 Закона от 26.12.2014 № 208-ФЗ).

При этом сдать бухотчетность в ИФНС и отделение статистики надо не позднее трех месяцев по окончании года. То есть за 2015 год следовало представить отчетность в эти ведомства до 31 марта 2016 года включительно (подп. 5. п. 1 ст. 23 НК, ст. 18 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Причем сдать отчетность можно было и не утвержденную собственниками организации. Главное – уложиться в срок.

Когда обязательно проводить аудит и кто это делает

Давайте разберемся, какие организации подпадают под обязательный аудит. В частности, проводить его должны любые акцио­нерные общества (как публичные, так и непубличные), страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и кредитные организации.

Также аудит обязателен, если фирма публикует консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда). Тоже самое касается компаний с объемом выручки за предшествующий отчетному год свыше 400 млн рублей. Обязательно проводить аудит и организациям, у которых сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 млн рублей.

Обратите внимание

ГУПы, МУПы, государственные корпорации и компании заключать договоры на проведение аудита могут только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Полный перечень случаев обязательного аудита в части 1 статьи 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Имеет смысл дополнительно заглянуть в сводную таблицу Минфина России (размещена на официальном сайте ведомства) с полным перечнем случаев обязательного аудита бухотчетности за 2015 год. Вдобавок в таблице указаны: вид аудируемой отчетности и возможные проверяющие.

А кто может проводить обязательный аудит? Это вправе делать как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Однако в некоторых случаях поручить обязательный аудит можно исключительно аудиторской компании. Например, это актуально для организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Аналогичное требование действует для банков, страховых компаний, государственных корпораций и фирм с долей госсобственности не менее 25 процентов. Так предусмотрено частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

При выборе аудитора убедитесь, что он является членом саморегулируемой организации аудиторов. Для этого запросите у потенциального ревизора документы о членстве в СРО. Нелишне будет и заглянуть на сайт Минфина России – информация о том, есть ли аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в СРО, приведена в разделе «Аудиторская деятельность».

Еще один момент. Аудитор должен быть независимым по отношению к вашей компании. В частности, если аудитор восстанавливал учет, он не вправе проверять отчетность. Полный перечень запретов на проведение аудита приведен в части 1 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Кстати, если подпадающая под обязательный аудит бухгалтерская отчетность публикуется, вместе с ней придется опубликовать и аудиторское заключение. Такое правило закреплено в части 10 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Принципы аудита и составления заключения

Базовые принципы аудита установлены Правилами (утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696). Также принципы аудита изложены в стандартах ФСАД 1/2010, 2/2010 и 3/2010, утвержденных приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н. Эти документы являются обязательными для всех аудиторов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Также при проверке отчетности аудиторы руководствуются рекомендациями Минфина России.

Теперь про аудиторское заключение. Это официальный документ, в котором подробно описаны результаты проверки. Заключение предназначено для пользователей бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 6 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

В заключении аудитор дает оценку достоверности показателей отчетности. В документе может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухотчетности (п. 14 ФСАД 1/2010).

Обратите внимание

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и проводить внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если аудитор признал отчетность достоверной (то есть в балансе, отчете о финрезультатах и других формах отражено правдивое положение фирмы), он выражает немодифицированное мнение.

Модифицированное мнение аудитор выражает, если на основании получен­ных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения. Аналогичный результат будет, когда аудитор не может получить достаточные доказательства того, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.

Более того, модифицированное мнение делится на три категории. Рассмотрим их в порядке ужесточения, если можно так выразиться.

Вариант № 1. Мнение с оговоркой

Таковым мнение будет, если получены достаточные доказательства того, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является существенным. Но это не затрагивает большинство значимых элементов отчетности.

Также мнение с оговоркой аудитор озвучит, если у него отсутствует возможность получить достаточные аудиторские доказательства, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор может сделать вывод, что влияние необнаруженных искажений является существенным, но не затра­гивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Вариант № 2. Отказ от выражения мнения

Аудитор должен отказаться выражать мнение, если у него нет возможности получить достаточные доказательства, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор считает, что влияние необнаруженных искажений существенно и затрагивает большинство значимых элементов отчетности.

Вариант № 3. Отрицательное мнение

Аудитор должен выразить отрицательное мнение при получении достаточных доказательств того, что обнаруженные искажения могут существенно повлиять на состояние бухгалтерской (финансовой) отчетности и большинство значимых ее элементов.

Все это предусмотрено пунктами 1, 13, 15, 16 ФСАД 1/2010.

По результатам аудита могут быть выявлены ошибки и нарушения законодательства. До составления аудиторского заключения проверяющие должны сообщить об этом руководству организации. Причину нарушений ведения бухучета и формирования отчетности аудиторы описывают в документе, составленном в произвольной форме (например, в форме отчета). После изучения этого документа сотрудники проверяемой организации должны исправить ошибки. Если аудируемая компания отказывается устранить нарушения, аудиторы не смогут выразить в заключении немодифицированное мнение.

Куда сдавать аудиторское заключение

Фирмы, подпадающие под обязательный аудит, должны представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это можно двумя способами. Во-первых, сдать документ одновременно с бухгалтерской отчетности. Во-вторых, представить документ отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения. Конечно, эта дата может оказаться раньше 31 марта (срок сдачи бухотчетности). Поэтому законодатели прописали самый крайний срок сдачи аудиторского заключения – не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Таковы требования части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Обратите внимание

Организации, которые подпадают под обязательный аудит, не вправе применять упрощенные формы бухгалтерского учета и отчетности (ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Будьте внимательны – если проигнорировать обязанность по сдаче в Росстат аудиторского заключения (равно как и сдать его с опозданием), будет административный штраф по статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. А именно, руководителя компании как должностное лицо оштрафуют на сумму от 300 до 500 рублей, а саму организацию накажут на сумму от 3000 до 5000 рублей. Об этом предупреждает Росстат в письме от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ.

А вот в налоговую инспекцию подавать аудиторское заключение не нужно. Ведь этот документ не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию (письма Минфина России от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31.03.2014 № 13-11/030545).

Возможен ли добровольный аудит

Помимо обязательного бывает еще и добровольный аудит. Его проводят по решению собственников или руководства организации. Такая проверка может проходить, например, когда собственникам (руководителю) необходима информация о состоянии учета при смене главного бухгалтера или при получении банковского кредита.

Давайте разберемся, может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации.

Важна организационно-правовой форма компании. В ООО решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников (подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). При этом отдельный участник вправе инициировать проверку, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). При таком раскладе решение общего собрания не нужно (подп. 10 п. 2 ст. 33, п. 2 ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, постановление ВАС РФ от 13.05.2008 № 17869/07).

В акционерных обществах ситуация немного иная. Выбирает аудитора общее собрание акционеров, а определяет размер оплаты совет директоров или наблюдательный совет. Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п. 2 ст. 86, п. 3 ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Как учесть расходы на аудит

В бухучете затраты организации на проведение внешнего аудита отразите в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

По общему правилу расходы на проведение внешнего аудита признаются в том отчетном периоде, в котором были произведены (т. е. в день подписания акта об оказании услуг), независимо от факта оплаты (п. 18 ПБУ 10/99).

Исключение – малое предприятие ведет бухучет кассовым методом. В таком случае как выручку, так и все расходы (в т. ч. на аудиторские услуги) признают по мере оплаты.

Проводки такие:

ДЕБЕТ 26 (44)   КРЕДИТ 60 (76)
– отражены расходы на аудиторские услуги.

Если аудиторская организация (индивидуальный аудитор) является плательщиком НДС, входной НДС отразите проводкой:

ДЕБЕТ 19   КРЕДИТ 60 (76)
– учтен предъявленный НДС.

Если организация компенсирует своему учредителю расходы на проведение аудита, отразите эти расчеты на отдельном субсчете счета 75 (например, 75-3 «Расчеты с учредителями по прочим операциям»). В зависимости от источника финансирования этих затрат в учете сделайте следующую проводку:

ДЕБЕТ 84 (26, 44)   КРЕДИТ 75-3
– отражены расходы, связанные с выплатой учредителю компенсации расходов на оплату услуг аудитора за счет нераспределенной прибыли прошлых лет (расходов по обычным видам деятельности).

При расчете налога на прибыль расходы на аудиторские услуги включите в состав прочих расходов (подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Это касается как обязательного, так и добровольного аудита.

Если организация применяет кассовый метод, то в состав расходов затраты на аудит включите только после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

В налоговом учете расходы на аудит являются косвенными расходами (п. 1 ст. 318 НК РФ). Если организация применяет метод начисления, то затраты на аудиторские услуги включите в состав расходов в один из следующих дней:

  • в день, установленный для оплаты аудиторских услуг в соответствии с условиями договора;
  • в последний день отчетного (налогового) периода;
  • на дату предъявления акта об оказании услуг.

Об этом сказано в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

Фирмы на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» также могут учесть расходы на аудит по общим правилам. То есть услуги должны быть оказаны и оплачены (подп 15 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Налоговый консультант Тамара Петрухина

Каждый бухгалтер должен знать, что из себя представляет аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности и в каких случаях его наличие обязательно. Этому посвящена наша статья.

Какую роль играет документ

На основании статьи 6 Закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ аудиторское заключение бухгалтерской отчетности – это специальный документ, в котором выражено мнение аудиторской фирмы или частного аудитора о правдивости бухгалтерской отчетности предприятия за год.

По общему правилу аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности представляет собой положительную оценку (характеристику), когда:

  • аудиторы не нашли критичных недочётов в документации;
  • эти ошибки удалось ликвидировать в ходе аудита.

С 2017 года порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности регламентирует Международный стандарт аудита 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», а также ряд других. Он начал действовать в России на основании приказа Минфина от 09.11.2016 № 207н.

Этот же стандарт приводит массу требований к содержанию аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности.

В период составления заключения на бухгалтерии проверяемого предприятия лежат примерно такие задачи:

  • оперативно и в надлежащем составе (формате) выдать проверяющему основные формы бухгалтерской отчетности для аудиторского заключения, которые он посчитает нужным иметь на руках для выражения мнения о достоверности;
  • исправлять обнаруженные существенные и иные ошибки.

Образец

Конкретный пример аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности всегда зависит от:

  • задачи, которая стоит перед аудитором;
  • специфики проверяемой организации;
  • состояния отечественного законодательства.

Заметим, что Советом по аудиторской деятельности при Минфине России одобрены 2 сборника примерных образцов аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности:

  1. Которое готовят на основе норм отечественного законодательства.
  2. Которое составляют с 2017 года согласно международным правилам аудита (их можно найти на официальном сайте Минфина по следующей ссылке – http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/standarts/international/documents/).
Мнение

Мы провели аудит финансовой отчетности организации ЗАО «Гуру», состоящей из бухгалтерского баланса по состоянию на 31 декабря 2016 года, отчета о финансовых результатах, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств за год, закончившийся на указанную дату, а также пояснений, включая краткий обзор основных положений учетной политики.

По нашему мнению, прилагаемая годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность дает правдивое и достоверное представление о финансовом положении ЗАО «Гуру» по состоянию на 31 декабря 2016 года, а также ее финансовых результатах и движении денежных средств за год, закончившийся на указанную дату, в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Руководитель,
аудиторская организация «Контроль-П»____________/А.А. Вислов/

Имейте в виду: аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности составляется только в случае предоставления необходимых документов. Иначе аудиторы имеют полное право дать отказ или не выражать своё мнение о состоянии отчётности.

Обязательность

Сразу заметим, что аудиторское заключение к бухгалтерской отчетности обязательно в силу закона только в одном случае – когда организация обязана проводить у себя такой аудит. Основные из этих случаев названы в статье 5 Закона № 307-ФЗ. Это, например:

  • все без исключения акционерные общества;
  • компании с крупной годовой выручкой (от 400 млн р.) или размером активов по балансу (от 60 млн р.).

Когда аудит в силу требований закона обязателен, аудиторское заключение в составе бухгалтерской отчетности организация должна направить в местное подразделение Росстата.

Законом установлено 2 варианта срока, когда аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно поступить в Росстат (ч. 2 ст. 18 Закона <О бухучете˃ № 402-ФЗ):

  1. Вместе с годовой бухотчетностью – в общий срок.
  2. Если вердикт аудиторов еще не готов, то закон дает 10 рабочих дней с даты на заключении, но не позже 31 декабря года, который идет за отчётным.

Строго говоря: является ли аудиторское заключение частью бухгалтерской отчетности? Формально – нет. Этот вывод доказывает хотя бы тот факт, что сдавать его в налоговый орган не нужно. Аналогичный вывод содержит, к примеру, письмо финансового министерства РФ от 30 января 2013 года № 03-02-07/1/1724.

Срок раскрытия

Учтите, что для ПАО и ОАО действует единый срок раскрытия бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. То есть опубликовать для всеобщего сведения их надо вместе. В 2017 году это – 03 апреля. (п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).

Но загвоздка в том, что далеко не все такие акционерные компании успевают провести у себя к этой дате аудит. Хотя бы потому что правило об общем сроке раскрытия указанных документов действует только второй год. Как быть в этом случае? Советуем при заключении договора с аудиторской фирмой заранее подгадывать сроки.

Журнал "Главбух", 25 Апреля 2014

Аудиторское заключение к годовой бухгалтерской отчетности в ИФНС сдавать не надо. Об этом сообщает столичное управление в письме от 31.03.2014 г. № 13−11/030545.

Чиновники напоминают об изменениях, которые в закон о бухучете внес Федеральный закон от 21.12.2013 г. № 357−ФЗ. Так, в ч.2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ теперь говорится, что аудиторское заключение нужно сдать либо вместе с отчетностью, либо в течение 10 рабочих дней после даты заключения (но не позднее 31 декабря). При этом указанное требование относится к обязательному экземпляру бухотчетности, который компании сдают в статистику, а не в налоговую.


Другие документы по запросу: Уплата налогов, взносов, сборов Разделы налогообложения


МРИ ФНС России №22 по М.О., 19 Сентября 2011
МРИ ФНС РФ N13 по М.О., 26 Июля 2011
МРИ ФНС РФ N7 по М.О., 19 Июля 2011

Код вида доходов предусматривает следующие группы :

  • 1 - налоговые и неналоговые доходы;
  • 2 - безвозмездные поступления.

В группу Доходы включаются следующие подгруппы :

  • 01 - налоги на прибыль, доходы;
  • 02
  • 03 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • 04 - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • 05 - налоги на совокупный доход;
  • 06 - налоги на имущество;
  • 07 - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • 08 - государственная пошлина;
  • 09 - задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • 10 - доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • 11 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • 12 - платежи при пользовании природными ресурсами;
  • 13 - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
  • 14 - доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • 15 - административные платежи и сборы;
  • 16 - штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • 17 - прочие неналоговые доходы.
  • Код Статьи вида доходов производит дальнейшую детализацию кода Подгрупп вида доходов.

    Код подСтатьи вида доходов производит дальнейшую детализацию кода Статьи вида доходов.

    Код элементов доходов :

    • Для налоговых доходов код элемента доходов соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
    • Для неналоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований, органами управления государственных внебюджетных фондов.
    • Для безвозмездных поступлений код элемента доходов определяется исходя из принадлежности трансферта его получателю.

    Устанавливаются следующие коды элементов доходов :

    • - федеральный бюджет;
    • - бюджет субъекта Российской Федерации;
    • - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    • - бюджет городского округа;
    • - бюджет муниципального района;
    • - бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
    • - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
    • - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
    • 09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
    • - бюджет поселения.
  • Код Подвидов доходов бюджетов (14 - 17 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) состоит из 4-х знаков.

    Детализация кодов осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами местного самоуправления.

    Классификация подвидов доходов кодируется четырьмя знаками .

    По доходам от взимания налогов, сборов, регулярных платежей за пользование недрами (ренталс), таможенных пошлин, таможенных сборов и доходам от взимания государственной пошлины Код подвидов используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней, денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору), поэтому налогоплательщик должен самостоятельно выбрать этот код в зависимости от вида платежа. При этом администраторы указанных доходов обязаны доводить до плательщиков полный код бюджетной классификации в соответствии со следующей структурой кода подвидов доходов, в частности:

    • 1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
    • 2100 - пени;
    • 2200 - проценты по соответствующему платежу;
    • 3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации.

    ОМС : Для страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется по коду классификации доходов бюджетов 000 1 02 02101 08 0000 160 "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования" примененяются следующие коды подвида доходов бюджетов:

    • - "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков";
    • - "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года)";
    • 2011 - "Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков";
    • 2012 - "Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшимся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года)";
    • 3011 - "Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающим от плательщиков";
    • 3012 - "Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшимся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года)".

    ПФР : Администрирование платежей, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" от застрахованных лиц и работодателей, отражаемых в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляется по коду классификации доходов бюджетов 000 1 02 02041 06 0000 160 "Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации" с применением следующих кодов подвида доходов бюджетов:

    • - дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;
    • - взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Госрегистрация : В целях учета поступлений, администрируемых федеральными государственными органами..., по видам доходов бюджетов подгрупп доходов... 113 - доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства, ... применяются следующие коды подвида доходов бюджетов: - федеральные государственные органы... (Например, Плата за предоставление информации, содержащейся в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП).

    Полный перечень Кодов подвида доходов бюджетов .

  • Классификация операций сектора государственного управления , относящихся к доходам бюджетов определяется трехзначным кодом (18 - 20 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) классификации операций сектора государственного управления, предусматривающей группировку операций по их экономическому содержанию, и представлена следующими позициями:

    • 110 - налоговые доходы;
    • 120 - доходы от собственности;
    • 130 - доходы от оказания платных услуг;
    • 140 - суммы принудительного изъятия;
    • 150 - безвозмездные поступления от бюджетов;
    • 151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • 152 - поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
    • 153 - поступления от международных финансовых организаций;
    • 160 - страховые взносы на обязательное социальное страхование;
    • 170 - доходы от операций с активами;
    • 180 - прочие доходы;
    • 410 - уменьшение стоимости основных средств;
    • 420 - уменьшение стоимости нематериальных активов;
    • 430 - уменьшение стоимости непроизведенных активов;
    • 440 - уменьшение стоимости материальных запасов.
  • " № 4/2009

    Многие организации даже не подозревают, что они отчитались за 2008 год перед инспекцией не в полном объеме. Дело в том, что в состав бухгалтерской отчетности наравне с балансом и иными документами входит аудиторское заключение (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Только теперь определять, нужен ли компании обязательный аудит, необходимо по новым правилам. Начиная с этого года в расчет берутся данные выручки и активов не за отчетный год, как раньше, а за год, предшествующий отчетному (Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). То есть компании должны были поднять свои показатели выручки и активов за 2007 год и на их основе определить, проводить аудит за 2008 год или нет. Как быть компаниям, которые не учли этот момент при сдаче годового отчета, выясняют гости редакции – , юрист.

    Азат ЕСЕКЕЕВ , старший юрист управляющей компании «Независимые директора»
    Динара КАРИМОВА , аудитор Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт»
    Елена ДЕМЕНЮК , ЗАО «СК ГРИФОН»

    Азат ЕСЕКЕЕВ:

    – Организация должна проводить обязательный аудит, если объем ее выручки превысит 50 000 000 рублей в год или сумма активов по балансу будет больше 20 000 000 рублей. Эти пределы новый закон № 307-ФЗ оставил без изменений. А вот период, за который берутся эти данные, изменился. Теперь это год, предшествующий отчетному. Получается, компании должны были поднять данные за 2007 год и определить, нужен ли им обязательный аудит по 2008 году. Самое интересное, что если компания проводила обязательный аудит за 2007 год, то это автоматически надо делать и по 2008 году. Ведь в обоих случаях в расчет берутся данные одного и того же года – 2007-го. Но такое совпадение действует, как вы понимаете, один раз. Далее ситуация выровняется и года наслаиваться не будут.

    Динара КАРИМОВА:

    – К сожалению, многие наши клиенты не учли нововведение и только сейчас обращаются в компанию с просьбой провести аудит за 2008 год. Хотя, как всем известно, бухгалтерская отчетность, в том числе и аудиторское заключение, должна быть сдана в инспекцию не позднее 90 дней после окончания года – пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ и этот срок уже прошел.

    Азат ЕСЕКЕЕВ:

    – Кстати, отдельные компании допустили ошибку из-за того, что закон № 307-ФЗ вступил в силу с 1 января 2009 года, а проверять, подлежит аудиту или нет, надо было отчетность за 2008 год. Именно поэтому многие решили, что новые правила в отношении отчетности за 2008 год еще не действуют. Но такой подход в корне неверен, раз закон действует с 1 января, то именно его нормами и надо было руководствоваться, чтобы определить, проводить обязательный аудит за 2008 год или нет.

    Елена ДЕМЕНЮК:

    – Что же делать моим коллегам, которые не учли нововведение? Я знаю немало примеров, когда компании попали под обязательный аудит за 2007 год, а по итогам 2008 года из-за случившегося кризиса их показатели резко сократились и они посчитали, что проводить аудит они не обязаны, потому что ориентировались на показатели отчетности за 2008 год.

    Динара КАРИМОВА:

    – У меня только один совет: поскорее заключать договор с аудиторами и готовить документы к проверке.

    Елена ДЕМЕНЮК:

    – Но ведь это не спасет, поскольку сроки сдачи заключения уже прошли. Какие последствия ждут компанию?

    Азат ЕСЕКЕЕВ:

    – В настоящее время за сдачу отчетности без аудиторского заключения организации грозит штраф по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ в размере 50 рублей за непредставление документа в установленный срок. Кроме того, руководство компании могут наказать по части 1 статьи 15.6 КоАП РФ за непредставление сведений, которые необходимы для налогового контроля. Размер санкций по этой статье колеблется от 300 до 500 рублей.

    Елена ДЕМЕНЮК:

    – Значит, максимальный штраф составит всего 550 рублей? Согласитесь, на фоне стоимости услуг аудиторов эта цифра выглядит нелепо. Получается, что организации гораздо выгоднее заплатить штраф и избавить себя от необходимости общаться с аудиторами?

    Азат ЕСЕКЕЕВ:

    – Действительно, ответственность за непредставление заключения не столь существенна, и некоторые организации намеренно отказываются от услуг аудиторов, намереваясь оплатить штраф, если у инспекции возникнут претензии по поводу отсутствия документа. Но я бы не советовал компаниям так поступать. Уплата штрафов все равно не освободит фирму от обязанности представить аудиторское заключение – часть 4 статьи 4.1 КоАП РФ.

    Динара КАРИМОВА:

    – Я бы добавила, что отсутствие заключения может негативно сказаться на репутации компании, ведь многие организации, прежде чем заключить крупную сделку, скрупулезно изучают экономическую подноготную своего будущего партнера. Для этого они запрашивают учредительные документы и бухгалтерскую отчетность. Отсутствие аудиторского заключения в составе отчетности может навести на мысль, что не все в учете гладко, если компания отказалась от обязательного аудита.

    Елена ДЕМЕНЮК:

    – А ведь сложности могут возникнуть и с получением кредита или покупкой в лизинг. В списке документов, которые компания должна представить этим организациям при заключении кредитного или лизингового договора, очень часто значится пункт с аудиторским заключением. Проверить, подпадает компания под обязательный аудит или нет, ни банковскому работнику, ни сотруднику лизинговой компании труда не составит.

    Азат ЕСЕКЕЕВ:

    – Да, это так. Я тут еще подумал вот о чем. Если организация периодически будет отказываться выполнять требование налоговиков о представлении аудиторского заключения, то это может повлечь ответственность уже по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Штраф по этой статье более серьезный: от 10 000 до 20 000 рублей на саму организацию и от 1000 до 2000 рублей на должностных лиц. Кроме того, должностных лиц, согласно этой же статье, можно будет дисквалифицировать на срок до трех лет.

    И еще один момент. Вынудить организацию провести обязательный аудит могут не только налоговые органы, но и прокурор. Такое право ему дано статьями 22 и 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1-ФЗ. Если компания не будет исполнять требования прокурора, то ей будет грозить новая ответственность, теперь уже по статье 17.7 КоАП РФ. Она предусматривает штраф для должностных лиц компании в размере от 2000 до 3000 рублей. Как видите, привлечение к ответственности и взыскание штрафов может продолжаться до бесконечности.

    Елена ДЕМЕНЮК:

    – Получается, что отсутствие аудиторского заключения может доставить компании немало хлопот и лучше его все-таки сдать. Кстати, я сейчас вспомнила, что в 2005 году мы опоздали с заключением за 2004 год и сдали его вместо марта, только в мае. И никаких последствий для нашей организации не было: обошлось без штрафов. Поэтому лучше не дожидаться требования из инспекции, а сдать заключение самостоятельно, даже если срок пропущен. Велика вероятность, что никаких санкций в этом случае не последует.

    ИТОГИ

    Итак, начиная с отчетности за 2008 год компания, чтобы определить, подпадает она под обязательный аудит или нет, должна ориентироваться на показатели выручки и активов за год, предшествующий отчетному. Если компания в течение 90 дней после окончания отчетного года не сдала аудиторское заключение, то ее ждет ответственность по статье 126 Налогового кодекса РФ в размере 50 рублей, а ее должностных лиц могут привлечь по статье 15.6 КоАП РФ и выписать штраф в размере от 300 до 500 рублей. Уплата штрафов от обязанности сдать заключение организацию не освободит. А это значит, что последуют новые требования и новые штрафы в случае отказа от их исполнения.

    Вопрос:

    Какая ответственность предусмотрена в 2016 г. за непроведение обязательного аудита? Организация является акционерным обществом.

    Ответ:

    В 2016 г. налоговый орган не вправе оштрафовать организацию за непредставление аудиторского заключения по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ. Территориальный орган Росстата за непредставление в соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) аудиторского заключения к отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, может привлечь организацию и ее руководителя или главного бухгалтера к ответственности согласно ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно вынести предупреждение или наложить штраф: на должностных лиц в сумме от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц в сумме от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Банк России может применить санкции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет, а на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей, в случае если акционерное общество не освобождено от исполнения обязанности по раскрытию и предоставлению информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, или если суд не смягчит наказание и не снизит минимальный предел штрафа.

    Обоснование:

    Разберем по ведомствам, кто потенциально может попытаться привлечь организацию к ответственности за непредставление аудиторского заключения.

    Ответственность, вменяемая налоговым органом

    В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 , 129.4 и 129.6 НК РФ, а также п. 1.1 и п. 1.2 ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере двухсот рублей за каждый непредставленный документ.

    В силу ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

    В то же время согласно ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, и при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

    Вместе с тем, по мнению УФНС России по г. Москве, норма ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ относится только к обязательному экземпляру бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемому в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. На основании изложенного чиновники считают, что в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой в налоговые органы, аудиторское заключение включать не нужно вне зависимости от факта публикации бухгалтерской отчетности (Письма УФНС России по г. Москве от 31.03.2014 N 13-11/030545 , от 20.01.2014 N 16-15/003855 ). Ранее подобную позицию высказывал также Минфин России (Письмо Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724).

    Таким образом, учитывая позицию ведомств, организация, подлежащая обязательному аудиту, не обязана представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью. В таком случае налоговый орган не вправе оштрафовать организацию за непредставление аудиторского заключения по п. 1 ст. 126 НК РФ.

    Ответственность, вменяемая территориальным органом Росстата

    Непредставление в соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ аудиторского заключения к отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, грозит вынесением предупреждения или наложением штрафов на организацию и ее руководителя или главного бухгалтера согласно ст. 19.7 КоАП РФ.

    В силу нормы ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    Ответственность, вменяемая Банком России, до сентября 2013 г. - Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР)

    Согласно п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) публичное общество обязано в том числе раскрывать сведения, определяемые Банком России. В соответствии с п. 2 ст. 92 Закона N 208-ФЗ обязательное раскрытие информации обществом, включая непубличное общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены Банком России.

    До сентября 2013 г. контроль за деятельностью акционерных обществ был подведомственен Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Однако Указом Президента РФ от 25.07.2013 N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" она была упразднена, а ее функции были переданы Банку России. До замены Банком России нормативных документов по регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка продолжают действовать документы, утвержденные ФСФР.

    В силу п. 1 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

    Согласно п. 26 ст. 30 Закона N 39-ФЗ состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг, а также порядок и сроки представления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными актами Банка России.

    Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Банком России 30.12.2014 N 454-П (далее - Положение), устанавливает требования к раскрытию информации о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, информации в форме проспекта ценных бумаг, консолидированной финансовой отчетности эмитента ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг, информации о существенных фактах эмитента ценных бумаг, иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам, а также требования к порядку обязательного раскрытия информации акционерными обществами.

    В соответствии с п. 69.1 Положения акционерное общество, которое обязано раскрывать информацию в соответствии с п. 1 ст. 92 Закона N 208-ФЗ, а также акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (далее именуются вместе акционерные общества), помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать: годовой отчет акционерного общества; годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; устав и внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов; сведения об аффилированных лицах акционерного общества; решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг акционерного общества; дополнительные сведения, предусмотренные гл. 75 Положения.

    Также согласно п. 71.3 Положения годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

    В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.

    В свою очередь, в силу п. 71.4 Положения годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты ее составления, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, - не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.

    Согласно п. 2.13 Положения, в случае если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с настоящим Положением, и (или) в проспекте ценных бумаг, в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Так, ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ определяет, что нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному предоставлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

    Однако тут следует отметить, что Конституционный Суд РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П) указал, что минимальный размер административного штрафа за административные правонарушения, который установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией.

    В то же время Конституционный Суд РФ полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.

    Позиция Конституционного Суда РФ позволяет теперь судам снижать минимальные штрафы для организаций по подобным правонарушениям.

    Также тут необходимо обратить внимание на следующий факт. Законами N N 39-ФЗ и 208-ФЗ предусмотрены случаи освобождения от исполнения обязанности раскрывать или предоставлять информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст. 92.1 Закона N 208-ФЗ, ст. 30.1 Закона N 39-ФЗ).

    Подытоживая все вышесказанное, можно заключить следующее. Налоговый орган не вправе оштрафовать организацию за непредставление аудиторского заключения по п. 1 ст. 126 НК РФ. Территориальный орган Росстата за непредставление в соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ аудиторского заключения к отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, может привлечь организацию и ее руководителя или главного бухгалтера к ответственности согласно ст. 19.7 КоАП РФ, а именно вынести предупреждение или наложить штраф: на должностных лиц в сумме от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - в сумме от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Банк России может применить самые серьезные санкции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет; а на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей. Если, конечно, акционерное общество не освобождено от исполнения обязанности по раскрытию и предоставлению информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, или если суд не смягчит наказание и не снизит минимальный предел штрафа.