Северный дачник - новости, каталог, консультации. Коренные малочисленные наро­ды 10 коренных малочисленных народов

В России проживают 776 национальностей, многие из которых насчитывают не больше нескольких сотен человек, а некоторые находятся на грани исчезновения. Мы вспомнили малые народы нашей страны.

Чулымские тюрки или июс кижилер («чулымские люди»), живут на берегах реки Чулым в Красноярском крае и имеют свой язык. В прежние времена проживали в улусах, где строили землянки (одыг), полуземлянки (кыштаг), юрты и чумы. Занимались рыболовством, охотой на пушного зверя, добывали лекарственные травы, кедровый орех, выращивали ячмень и просо, заготавливали бересту и лыко, плели веревки, сети, изготавливали лодки, лыжи, нарты. Позже стали растить рожь, овес и пшеницу и жить в избах. И женщины, и мужчины носили штаны, сшитые из налимьих шкурок и рубашки, отороченные мехом. Женщины заплетали множество кос, носили подвески из монет и украшения. Для жилищ характерны чувалы с открытыми очагами, глиняные низкие печи (кемега), нары и сундуки. Одни чулымчцы приняли православие, другие остались шаманистами.
У народа сохранился традиционный фольклор и ремесла, но родным языком владеют только 17% из 355 человек.

Коренные жители Сахалина. Сами называют себя уйльта, что означает «оленные».
Орокский язык не имеет письменности, на нем разговаривает почти половина из 295 оставшихся ороков. Ороками народность прозвали японцы.
Уйльта занимаются охотой – морской и таежной, рыбалкой (добывают горбушу, кету, кижуча и симу), оленеводством и собирательством. Сейчас оленеводство пришло в упадок, а охота и рыбалка находятся под угрозой из-за нефтяных разработок и проблем с землями. Ученые оценивают перспективы дальнейшего существования народности с большой осторожностью.

Шаманисты энцы, они же енисейские самоеды, сами называют себя эньчо, могади или пэбай. Живут на Таймыре в устье Енисея в Красноярском крае. Традиционное жилище - конический чум. Из 227 человек родным языком владеет только треть. Остальные разговаривают на русском или ненецком.
Национальная одежда энцев - парка, меховые штаны и чулки. У женщин парка распашная, у мужчин – цельная. Традиционной пищей является свежее или мороженное мясо, свежая рыба, рыбная мука – порса.
Испокон веков энцы занимаются охотой на северного оленя, оленеводством, добывают песца. Почти все современные энцы живут в стационарных поселках.

Тазы (тадзы, дацзы) – немногочисленная и довольно молодая народность, проживающая на реке Уссури в Приморском крае. В первый раз упоминается в XVIII веке. Тазы произошли от смешения нанайцев и удэгейцев с маньчжурами и китайцами.

Язык похож на диалекты северного Китая, но очень сильно отличается. Сейчас на территории России насчитывают 274 тазы, и почти никто из них не говорит на родном языке. Если в конце XIX века его знали 1050 человек, то сейчас им владеют несколько пожилых женщин в селе Михайловка.
Тазы живут охотой, рыболовством, собирательством, земледелием и животноводством.
В последнее время стремятся возродить культуру и обычаи предков.

Финно-угорская народность ижора (ижоры) жила на одноименном притоке Невы. Самоназвание народа - каръялайшт, что означает «карелы». Язык близок к карельскому. Исповедуют православие.
Во времена Смуты ижоры попали под власть шведов, и спасаясь от внедрения лютеранства, переселились на русские земли.
Главным занятием ижор стало рыболовство, а именно - добыча корюшки и салаки. Ижоры плотничали, занимались ткачеством и корзиноплетением. В середине XIX века в Петербургской и в Выборгской губерниях проживало 18000 ижор. На численности населения катастрофически сказались события II мировой. Часть деревень сгорела, ижоры были вывезены на территорию Финляндии, а вернувшиеся оттуда перевезены в Сибирь. Те, кто остались на месте, растворились среди русского населения. Сейчас ижор осталось всего 266 человек.

Самоназвание этого православного финно-угорского исчезающего народа России – водьялайн, ва́ддялайзыд. В переписи 2010 года только 64 человека причислили себя к водь. Язык народности близок к юго-восточному наречию эстонского языка и к ливскому языку.
Испокон веков водь жили южнее Финского залива, на территории так называемой Водской пятины, которая упоминается в летописях. Сама народность сформировалась еще в I тысячелетии нашей эры.

Основой жизни было земледелие. Выращивали рожь, овес, ячмень, разводили скот и птицу, занимались рыболовством. Жили в ригах, наподобие эстонских, а с XIX века – в избах. Девушки носили сарафан из белого холста, короткую кофту «ихад». Молодые люди сами выбирали себе жениха и невесту. Замужние женщины коротко стриглись, а пожилые брились наголо и носили головной убор «пайкас». В обрядах народа сохранилось много языческих пережитков. Сейчас культура води находится под изучением, создан музей, ведется преподавание языка.

Исчезающий народ. На всей территории России их осталось только четыре человека. А в 2002 году было восемь. Трагедия этого палеоазиатского народа заключалась в том, что издревле они жили на рубеже Чукотки и Камчатки и оказались между двух огней: чукчи воевали с коряками, а доставалось анкалгакку – именно так называют себя кереки. В переводе это означает «народ, живущий у моря».

Враги сжигали жилища, женщин уводили в рабство, мужчин убивали. Много кереков погибло во время эпидемий, охвативших земли в конце XVIII века.
Сами кереки вели оседлый образ жизни, пропитание добывали рыболовством и охотой, били морского и пушного зверя. Занимались оленеводством. Кереки внесли свой вклад в езду на собаках. Запряжка собак цугом - это их изобретение. Чукчи запрягали собак «веером».
Керекский язык относится к чукотско-камчатским. В 1991 году на Чукотке осталось три человека, разговаривавших на нем. Для его сохранения был записан словарь, в который вошло около 5000 слов.

Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.

История народонаселения в Сибири.

Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.

Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом.

Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом.

Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.

Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.

К концу XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть.

К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены (коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).

Коренные народы Сибири в современном мире.

Согласно Конституции РФ каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России. Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются всесторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.

В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью. Итак, начнем.

  1. Якуты - самый многочисленный из сибирских народов. Согласно последних данных, численность якутов составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью среднестатистического европейского государства. Республика Якутия (Саха) территориально расположена в Дальневосточном Федеральном Округе, однако этнос «Якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Это один из немногих народов Сибири, имеющий собственный эпос.

  2. Буряты - это еще один сибирский народ с собственной республикой. Столица Бурятии - город Улан-Уде, расположенный к востоку от озера Байкал. Численность бурятов составляет 461 389 человек. В Сибири широко известна бурятская кухня, по праву считающаяся одной из лучших среди этнических. Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Кстати, Республика Бурятия - это один из основных центров буддизма в России.

  3. Тувинцы. Согласно последней переписи населения, 263 934 идентифицировали себя как представители тувинского народа. Республика Тыва - одна из четырех этнических республик Сибирского Федерального Округа. Её столица - город Кызыл с населением в 110 тысяч человек. Общее население республики приближается к 300 тысячам. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме.

  4. Хакасы - один из коренных народов Сибири численностью в 72 959 человек. Сегодня имеют собственную республику в составе Сибирского Федерального Округа и со столицей в городе Абакан. Этот древний народ издавна жил на землях к западу от Великого Озера (Байкал). Он никогда не был многочисленен, что не помешало ему пронести сквозь века свою самобытность, культуру и традиции.

  5. Алтайцы. Место их проживания довольно компактно - это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации - Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе. Религия - шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.

  6. Ненцы - один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малым народам, традиции и культура которых охраняется государством. Ненцы - кочевники-оленеводы. Они принадлежат к так называемой самодийской народной группе. За годы XX века численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малых народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.

  7. Эвенки - народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса - примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Эвенки - народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Родным языком эвенков считается тунгусский. Эвенки - прирожденные охотники и следопыты.

  8. Ханты - коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа, находящегося в составе Уральского Федерального Округа России. Общая численность хантов составляет 30 943 человека. На территории Сибирского Федерального округа проживает порядка 35% хантов, причем львиная их доля приходится на Ямало-Ненецкий АО. Традиционные занятия хантов - рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков - шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.

  9. Эвены - народ, родственный эвенкам. По одной из версий они представляют собой эвенкийскую группу, которая была отсечена от основного ореола проживания продвигающимися на юг якутами. Долгое время вдали от основного этноса сделало эвенов отдельным народом. На сегодняшний день их численность составляет 21 830 человек. Язык - тунгусский. Места проживания - Камчатка, Магаданская область, Республика Саха.

  10. Чукчи - кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия - анимизм. Коренные промыслы - охота и оленеводство.

  11. Шорцы - тюркоязычный народ, живущий в юговосточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах). Их численность составляет порядка 13 тысяч человек. Основная религия - шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI веку. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в Шерегеше, та как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.

  12. Манси. Этот народ известен русским еще с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа - вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. На сегодняшний день местом их проживания является территория Ханты-Мансийского АО. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.

  13. Нанайцы - малочисленный народ, проживающий по берегам реки Амур на Дальнем Востоке России. Относящиеся к байкальскому этнотипу, нанайцы по праву считаются одним из древнейших коренных народов Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день численность нанайцев в России составляет 12 160 человек. У нанайцев есть собственный язык, корнями уходящий в тунгусский. Письменность существует только у российских нанайцев и основана на кириллическом алфавите.

  14. Коряки - коренной народ Камчатского края. Различают береговых и тундровых коряков. Коряки в основном оленеводы и рыболовы. Религия этого этноса - шаманизм. Численность - 8 743 человека.

  15. Долганы - народность, проживающая в долгано-ненецком муниципальном районе Красноярского Края. Численность - 7 885 человек.

  16. Сибирские татары - пожалуй самый известный, однако сегодня немногочисленный сибирский народ. Согласно последней переписи населения в качестве сибирских татар самоидентифицировались 6 779 человек. Однако ученые говорят о том, что на самом деле их численность намного больше - по некоторым оценкам до 100 000 человек.

  17. Сойоты - коренной народ Сибири, являющийся потомком саянских самоедов. Компактно проживает на территории современной Бурятии. Численность сойотов составляет 5 579 человек.

  18. Нивхи - коренной народ острова Сахалин. Сейчас проживают и на континентальной части в устье реки Амур. На 2010 год численность нивхов - 5 162 человека.

  19. Селькупы проживают в северных частях Тюменской, Томской областей и на территории Красноярского Края. Численность этого этноса составляет около 4 тысяч человек.

  20. Ительмены - это еще один коренной народ полуострова Камчатка. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области. Численность ительменов составляет 3 180 человек.

  21. Телеуты - тюркоязычный малый сибирский народ, проживающий на юге Кемеровской Области. Этнос очень тесно связан с алтайцами. Его численность приближается к 2 с половиной тысячам.

  22. Среди иных малочисленных народов Сибири часто выделяют такие этносы как «кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы», «алеуты», «чулымцы», «ороки», «тазы», «энцы», «алюторцы» и «кереки» . Стоит сказать, что численность каждого из них составляет менее 1 тысячи человек, так что их культура и традиции уже практически не сохранились.

9 августа отмечается Международный день коренных народов мира. Мы решили привести список самых малочисленных коренных народов, которые находятся на грани исчезновения.

Эта группа малорослых темнокожих племен, попала на территорию современной Азии во время одной из миграционных волн с Африканского континента. Этнологи считают, что азиатские пигмеи стали прародителями папуасов и Австралии. Этот небольшой народ вместе с обитателями Шри-Ланки принято объединять в австралоидную расу. Постепенно пришлые племена были вытеснены земледельческими азиатскими племенами и сохранились лишь на немногочисленных маленьких островах.

Очень сильно этот народ пострадал во время великих географических открытий, когда мореплаватели доставляли маленьких темнокожих рабов ко двору, получая за них огромные деньги.

Это малочисленные представители народа, который называют фино-уграми, они считаются коренным населением территории современного Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ленинградские аборигены считаются самым малочисленным и древним народом современной России.

Самоназвание народа – води, что в переводе с водского звучит как «здешний». Народ включен в список ЮНЕСКО исчезающих и малочисленных народов России. Сегодня представителей народа водь насчитывается несколько десятков человек, многие из которых не проживают на территории РФ. Водский язык считается исчезнувшим.

Племена этого малочисленного народа проживают к востоку от Амазонии, и, по мнению ученых, ни одному другому народу так не грозит исчезновение как Гуаджа. На данный момент осталось всего около 350 представителей, треть из которых оторвана от внешнего мира, проживая в труднодоступных тропических лесах.

Проблемы у Гуаджа, как и у многих народов Нового света начались после начала колонизации. Гуаджа были вынуждены оставить свой оседлый образ жизни, и превратились в кочевников, что в корне нарушило их вековой уклад и поставило под угрозу исчезновения.

Огромный ущерб народу нанесла вырубка лесов под сельскохозяйственные нужды, которую власти согласились приостановить лишь под давлением международных организаций.

Кереки – один из самых малочисленных народов Российской Федерации. Называют себя также «анкалгакку», что переводится как «приморские люди». На данный момент представителей этого малочисленного народа насчитывается всего несколько человек, и, скорее всего, через несколько лет не останется ни одного представителя. Очень сильно кереки пострадали от ассимиляции чукчей. Считается, что именно от этого народа чукчи научились запрягать собак в упряжки, так как именно кереки изобрели этот способ перемещения.

Народ обитает на северо-востоке Танзании, является самым малочисленным народом в регионе. Представители этого древнего народа не знают животноводства и живут исключительно собирательством и охотой. Основным источником пищи являются лесные звери и бортничество. Окиеки – одни из самых искусных пчеловодов, которые умеют обращаться с пчелами и могут получить вкуснейший мед на континенте. Под угрозу Окиеки попали после того, как началась вырубка лесов, в результате чего численность животных и пчел в лесу сократилось.

Юги (юген) - коренной малочисленный народ, проживающий в среднем течении Енисея, в Туруханском районе Красноярского края. Традиционные занятия - охота и рыболовство. Югский язык, относящийся к енисейской языковой семье, считается мертвым.

После революции 1917 года и вплоть до 2002 года юги переписями не выделялись и учитывались как кеты, которых в 1926 году насчитывалось 1428 человек. В 2002 году в России проживало 19 югов, в 2010 году о принадлежности к этому народу заявил только один человек.

Греки-урумы (урум)

Этническая группа тюркоязычных греков, населявших мусульманские государства. Предки урумов, выходцы из Милета (территория современной Турции), переселились в Крым не ранее VIII века до н.э. В Крымском ханстве урумы занимались торговлей, владели мастерскими, садами, виноградниками. В 1778 году, после окончания Русско-турецкой войны, урумы как христиане были насильно переселены на территорию России, в Азовскую губернию. По данным переписи 2002 года, урумами себя назвали 54 человека, в 2010 году - только один.

Меннониты (немцы-меннониты)

Этнорелигиозная группа немецкого происхождения. Первое переселение меннонитов в Россию состоялось в 1789 году по приглашению Екатерины II. Им обещали свободу вероисповедания, свободу от военной и гражданской службы. В середине XIX века меннониты стали селиться в Поволжье. Массовая их эмиграция из России началась в 1874 году, когда все колонисты были признаны подлежащими воинской повинности. В переписи 2002 года были включены в состав немцев, в 2010 году о своей принадлежности к меннонитам заявили четыре человека.

Кереки

Первые упоминания о "земле кереков" (Анадырский лиман) содержатся в "отписке" Семена Дежнева о походе на Анадырь 1655 года. К началу XX века кереки оказались в зависимости от соседей - коряков и чукчей, использовались в качестве пастухов и прислуги, нередко принудительно. От других народов их отличал малый рост (до 150 см). Основные занятия - рыболовство, охота, пушной промысел. По данным переписи 1897 года, в России проживало 600 кереков. В 2010 году о принадлежности к этому народу заявили всего четыре человека.

Багулалы (багвалинцы)

Коренное население западного Дагестана, мусульмане-сунниты. Самоназвание народа имеет несколько толкований: "богатыри", "бедные люди", "едящие сырое мясо". С 1-го тысячелетия до н.э. входили в союз Дидури (Дидо), в одно из влиятельных объединений Кавказа. В XV веке объединились в союз сельских общин с центром в селении Хуштада (территория Дагестана), с XIX века - в составе Российской империи. По данным переписи 1926 года, в СССР было 3054 багулала. В 2010 году багулалами себя назвали пять россиян.

Черкесогаи

Этническая группа армян, переселившаяся в XV веке на территорию северо-западного Кавказа (Черкесия, современный Краснодарский край и Республика Адыгея). Черкесские армяне восприняли основные элементы культуры и одежды адыгов, но сохранили христианство. Первый известный документ о черкесских армянах - докладная армянского священнослужителя - архиепископа Иосифа Аргутяна Екатерине II. В ходе переписи 2010 года принадлежность к этому народу указали шесть человек, ранее, в переписи 2002 года, выделялись этногруппой в составе армян.

Кайтагцы

Коренное население юго-востока Дагестана, мусульмане-сунниты. По языку и основным чертам культуры и быта родственны даргинцам. Первые сведения о народе встречаются в арабских источниках IX века. В Средние века входили в крупное и влиятельное феодальное владение Дагестана - Кайтагское уцмийство. С 1813 года - в составе Российской империи. Традиционные занятия - земледелие и скотоводство. В 1926 году в СССР насчитывалось 14,4 тысячи кайтагцев. В ходе переписи 2010 года кайтагцами себя назвали только семь человек.

Алабугатские татары

Этнотерриториальная группа татар в Астраханской области, мусульмане-сунниты. Ключевую роль в их консолидации сыграли Золотая Орда и образовавшиеся после ее распада Астраханское ханство и Ногайская Орда. Традиционные занятия - животноводство, бахчеводство и рыболовство. Большинство астраханских татар сейчас не выделяют себя как особую этническую общность. Примечательно, что в ходе переписи 2010 года принадлежность к ним указали только семь человек, тогда как общее число астраханских татар оценивается в 60 тыс.

Арчинцы (аршиштиб)

Один из малых народов западного Дагестана, мусульмане-сунниты. Первые упоминания относятся к XIII-XVI векам. В XVII-XVIII веках были зависимы от казикумухских ханов, с начала XIX века входили в состав Казикумухского ханства в Дагестане. С 1860 года - в составе Российской империи. Основные занятия - пастбищное скотоводство и земледелие. Также развиты шерстяное ткачество, резьба по дереву. В 1926 году в СССР проживали 863 арчинца. В 2002 году к этому народу отнесли себя 89 человек, в 2010-м - только 12.

Карагаши (ногайцы-карагаши)

Этническая группа, проживающая на территории Астраханской области. Карагаши являются потомками народа так называемой Малой Ногайской Орды, которая в середине XVI века обособилась на Северном Кавказе. В начале XVIII века произошло их отделение от ногайцев Кавказа под влиянием калмыков. Традиционное занятие - полукочевое скотоводство. С 1926 года в переписях записывались татарами, в переписи 2002 года упомянуты вместе с ногайцами. В переписи 2010 года к этому народу отнесли себя 16 человек.

Территория, на которой проживают коренные малочисленные народы России, пролегает вдоль 28 субъектов РФ. Она тянется от дальневосточных регионов вплоть до

Согласно официальному перечню от 2006 года, на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке и в других районах РФ проживают представители 45 коренных народов, что дает в сумме население, близкое к 250 тысячам человек.

Наиболее многочисленным народом из них являются ненцы, их число достигает 44 тысяч. К малочисленным народам относят энцев, которые идентифицируют себя под именем эньчо. Их количество не превышает 200 человек. К также относятся ижорцы — 450 человек, и народность водь, количество которых по последним данным составило менее 100 человек. Как называются остальные малочисленные народы России? Список их можно увидеть ниже.

Список малочисленных народов России

  • Чукчи.
  • Эскимосы.
  • Чуванцы.
  • Камчадалы.
  • Коряки.
  • Алюторцы.
  • Алеуты.
  • Нивхи.
  • Ороки.
  • Орочи.
  • Удегейцы.
  • Негидальцы.
  • Ульчи.
  • Эвенки.
  • Эвены.
  • Юкагиры.
  • Долганы.
  • Абазины.
  • Кеты.
  • Вепсы.
  • Ижорцы.
  • Ненцы.
  • Игельмены.
  • Саамы.
  • Чулымцы.
  • Шорцы.
  • Ханты.
  • Бесермяне.
  • Кореки.
  • Манси.
  • Сепькупы.
  • Сойоты.
  • Тазы.
  • Телеуты.
  • Тофалары.
  • Тувинцы-тоджинцы.
  • Кумандинцы.
  • Нанайцы.
  • Нагайбаки.
  • Наганасаны.
  • Тубалары.
  • Нганасаны.
  • Челканцы.
  • Карелы.
  • Водь.

Традиционное мировоззрение коренных народов Севера

Традиционно эвены, как и другие коренные малочисленные народы России, обожествляют небосвод со всеми главными светилами, а также основные элементы окружающей флоры и фауны - горные массивы, реки, таежные леса и разнообразных животных, в них обитающих. Так, например, Солнце в традиционном сознании эвена представлено добрым человеком, всецело заинтересованным в интересах и защите местного населения. Бога Солнца можно склонить к взаимодействию путем принесения жертв, а также веры и молитв. Божество способно исполнять волю верующих, одаривать их здоровым и сильным потомством, приумножать стада оленей, приносить удачу охотникам и благоприятствовать рыбному улову.

Ижора

Ижора — самоназвание финно-угорского народа, что в прошлом, наряду с малочисленным народом водь, составлял основное население Ижорской земли. Наименование этого народа лежит корнями в Ингерманладской губернии (Ingermanland). Кроме того некоторые ижорцы называют себя во множественном числе "каръялайшт". Это согласуется с тем фактом, что представители народа водь обозначают ижорцев не иначе как «карелы».

В 1897 г. численность этого народа достигала 14000 человек, однако на сегодняшний день их число приблизилось к 400. В 1920 годах была разработана даже собственная письменность, но и ей пришлось кануть в Лету к концу 1930 годов.

Свое первое упоминание в качестве «ингров» ижорцы получили еще в 1223 году. В XV веке этот народ находится в составе Русского государства. Он плавно претерпевал ассимиляцию с прочим населением в силу православного вероисповедания. В XVII веке часть земель Приневья (Ingermanland) становится шведской провинцией, и ижоры ассимилируются с финнами, а в 1943 году население вывозится немецкими войсками в Финляндию. Впоследствии, до середины 1950 годов, процесс расселения ижорцев в прежних местах претерпевал некоторые ограничения со стороны властей.

Хозяйство ижорцев схоже с русским и предполагает в своей основе земледелие: выращивание овощных и зерновых культур с последующим сбором, сушкой и молотьбой цепами и обивкой о скамью, а также животноводством и специфическим рыболовством, включающим в себя этапы зимнего лова, на который ижорцы уходили, как правило, всем населением, проводя ночи в дощатых будочках.

Проживание ижорцев происходило в деревнях, как правило малыми семьями. Невзирая на православие, народ имел собственную аутентичную похоронную обрядность. Захоронения происходили в святых местах-рощах. Вместе с покойным в гроб клались запас еды и шерстяные вожжи, а также нож.

Огромную культурную ценность представляет собой руническое наследие ижоры в виде большого количества эпических произведений. Так, финский фольклорист Элиас Леннорот использовал руны ижоры при составлении текста «Калевалы».

Водь

Самый малочисленный народ России насчитывает на сегодняшний день всего 82 человека и проживает преимущественно в юго-западной части Ленинградской области. Водь относится к финно-угорским народам. Языков, которыми владеет население народа, три - это водьский, ижорский и русский. Самый близкий к водьскому наречию язык — эстонский. Основным и традиционным занятием этого небольшого народа было земледелие, а также лесной промысел, рыболовство и мелкое ремесленничество. Полученные в хозяйстве продукты обычно сбывались в крупные центры, такие как Санкт-Петербург.

Самый малочисленный народ России не смог сохранить свой первоначальный язык. Этому помешало не только пришедшее православие (проповеди велись на русском языке), но и ненормированность языка, отсутствие школ, в которых преподавался бы письменный водьский язык, маленькая численность народа и множество смешанных браков. Таким образом, водьский язык практически утерян, а культура народности водь сильно поддалась обрусению.