Сенсорные комнаты в детском саду. Сенсорная комната: как выглядит, для чего нужна, как способна помочь детям с ограниченными возможностями? Наполнение сенсорной комнаты

Так же, работа с подопечным в сенсорной комнате направлена на профилактику и лечение различных заболеваний всех органов чувств и нервной системы. Несмотря на то, что, сенсорные комнаты бывают различных видов, цель работы в такой комнате одна: восстановить душевное и моральное равновесие, обрести гармонию с собой и окружающими, укрепить нервную систему. Исходя из того, для какой категории людей и целей оборудована сенсорная комната, методы проведения сеансов могут быть абсолютно разными.

Сенсорные комнаты бывают различных видов:

Для релаксации

Игровая-развивающая сенсорная комната для детей

Мультисенсорная комната, которая имеет две зоны: игровую-развивающую и релаксационную

Безусловно, оборудование для Сенсорной комнаты должно подбираться высококвалифицированными специалистами, которые учтут категорию подопечных (возраст, возможные ОВЗ, площадь помещения и конечно же, пожелания клиента). У нас Вы можете заказать проект (БЕСПЛАТНО! ), а наши специалисты в течение нескольких часов подберут оборудование и сделают визуализацию проекта. Заказать проект можно по ссылке на нашем сайте, заполнив простую форму: Форма заказа или по электронной почте: [email protected]

Как выглядит сенсорная комната

В оснащение в первую очередь входит световое оформление, сопровождающееся музыкой и видео для релаксации, а так же ароматерапией. В любой сенсорной комнате не обойтись без оформления комфортной бескаркасной мебелью и мягкими модулями. Добавим массажных и тактильных изделий, массажеров и массажное кресло, светозвукового и интерактивного оборудования – так выглядит идеально структурированная Сенсорная комната


Сенсорная комната для релаксации предназначена исключительно для снятия напряжения и усталости, избавления от стресса, психологических зажимов, нормализации сна и эмоционального состояния. В комнатах для Релаксации нет места громкой музыки, веселым играм. Релаксационные комнаты (зоны) оформляются в спокойных, пастельных тонах; используются световые эффекты, с плавным перетеканием цвета: пузырьковые колонны и аквапанели, Фибероптические изделия. Обязательным составляющим является комфортное оформление помещения бескаркасной мебелью; широко востребованы подвесные кресла из натуральных материалов (ротанг) и водяные матрасы. Массажные кресла, матрасы, согревающие подушки и массажные ножные модули.

Игровая-развивающая Сенсорная комната для детей


В игровых-развивающих сенсорных комнатах для детей, делается акцент на обучающие декоративные панели, игровые конструкторы, мягкие строительные модули, сюжетные пуфы, сухие бассейны с шариками. Так же, применяются сенсорные обучающе-игровые системы, виртуальные комплексы проецирования и виртуальной реальности. Для деток с ОВЗ оборудование подбирается исходя от особенностей отклонений.


В Мультисенсорной комнате, как правило совмещают две зоны. Первая, исключительно игровая-развивающая зона, вторая – для релаксации и снятия напряжения, отдыха и сна. Зоны желательно разделить. После обучения, игр и веселья, ребенок должен пройти в зону релаксации, что бы отдохнуть, снять напряжение и усталость.

Основные показания посещения Сенсорной комнаты:

· Неврозы и неврозоподобные состояния,

· Задержки психомоторного и речевого развития,

· Резидуально-органические поражения центральной нервной системы с явлениями заикания, энуреза, тиков и др.,

· Аутизм, адаптационные расстройства, школьные проблемы, необходимость проведения семейной психокоррекции,

· Детский церебральный паралич, двигательные нарушения другой этиологии,

· Нарушения слуха, зрения, речи.

Для здоровых людей различного возраста сеансы в сенсорной комнате направлены на решение самых различных задач:

· Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;

· Активация различных функций центральной нервной системы за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды;

· Стимуляции ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);

· Развитие двигательных функций;

· Создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур

Что бы максимально верно подготовить помещения для Сенсорной комнаты, предлагаем ознакомиться с нашей статьей: ПОДГОТОВКА КОМНАТЫ


Сенсорная комната для детей – особое пространство, спроектированное и оборудованное специально для того, чтобы дать взрослым и детям возможность не только расслабиться и снять стресс, но и улучшить своё эмоциональное состояние, поправить здоровье. Для детей же сенсорная комната – это неиссякаемый источник возможностей для игр, творчества и полноценного развития. Такие комнаты, наполненные специальным оборудованием, создаются в детских дошкольных учреждениях, школах, больницах, санаториях. Для педагогов-психологов, работающих в данных организациях, сенсорные комнаты могут стать незаменимым инструментом, помогающим в работе с юными воспитанниками. Одним из главных предназначений таких комнат является эмоциональная и психологическая разрядка пациентов. Однако использование их для всестороннего развития ребёнка также является очень важной целью. Специальные предметы и оборудование, которыми комплектуется каждая сенсорная комната, помогают тренировать и разрабатывать органы чувств ребёнка. Здесь задействованы все органы чувств: слух, зрение, осязание, вкусовые рецепторы и обоняние. Тренировке вестибулярного аппарата также уделяется большое внимание.

Развитие детей в сенсорной комнате

Ребёнок и его развитие, здоровье – это то, что беспокоит всех ответственных родителей. Полноценно развивать своё чадо невозможно без учёта развития его сенсорных способностей:

  • возможности понимать и оценивать размеры объектов
  • определение формы
  • навыки распознавания цветов
  • слух и восприятие музыки
  • развитие тактильных ощущений

Занятия в сенсорной комнате как нельзя лучше учитывают все особенности развития личности ребёнка в данном направлении:

  • способствуют вливанию ребёнка в коллектив
  • позволяют ускорить адаптацию в социуме
  • помогают создать спокойную и комфортную для ребёнка обстановку
  • развитие успешного сенсорного развития.

Большинство предметов и оборудования, которое используется для занятий в сенсорной комнате, являются довольно необычными для детей объектами. Это только усиливает интерес ребёнка к занятиям. И способствует более эффективному погружению детей в столь комфортную среду.

Методики для занятий в сенсорной комнате

Основные методики работы, которые при этом используются, таковы: это свето- и цветотерапия, терапия музыкой и звуками, (при отсутствии аллергии). Используются специальные столы и приспособления для рисования песком и интерактивные панели для «рисования» светом. Внимание и усидчивость ребёнка, восприятие им различных цветов и их оттенков тренируются при помощи пузырьковых колонн различных типов. Фиброоптические волокна, световые панели, фонтаны и модули также используются для релаксации и игр со светом. Оборудование должно соответствовать всем требованиям электро и пожарной безопасности. Более подробная информация в рубрике .

Ребенок дошкольного возраста активно познает окружающий мир, и от того, насколько богатыми и разнообразными будут его сенсорные ощущения, зависит полнота развития его психики, эмоциональной и физической составляющей. Помочь дошкольнику в познании мира и себя самого поможет детская сенсорная комната. В ней достаточно находиться несколько часов в неделю, чтобы открыть перед ребенком разнообразие окружающего мира, научить его взаимодействовать с ним и понимать суть происходящего.

Для чего нужна сенсорная комната в детском саду

Помимо присмотра за детьми дошкольного возраста в детском саду проводят комплекс мероприятий для всестороннего развития ребенка. В этом плане сенсорная комната крайне полезна для детей с любым психотипом и уровнем развития. В возрасте от 2 до 7 лет основную информацию об окружающем мире малыш получает через сенсорные органы: глаза, уши, вкусовые сосочки на языке, обонятельные рецепторы, кожный покров. В сенсорных комнатах стимулируется каждый орган чувств малыша, и происходит это не принудительно, а самопроизвольно: ребенок попадает в уникальную среду, где каждая деталь стимулирует его на познание окружающего мира.

Ребенок 2-7 лет активно осваивает высшие психические функции: речь, запоминание информации, мышление, воображение и внимание, связь причин и последствий любых действий или событий. В этот период формируется эмоциональная сфера ребенка и его личностные качества. Правильно оборудованная помогает деликатно стимулировать ребенка на познание окружающего мира и в то же время не перегружает его психологическое и психическое здоровье.

Каких целей помогает достичь сенсорная комната:

· зрительная стимуляция - развивает способность концентрироваться на объекте, распознавать его форму, размер, цвет, характер поведения, развивает память и воображение;

· слуховая стимуляция - развивает способность распознавать и идентифицировать звуки окружающего мира, расслабляться или мобилизоваться при определенном уровне шума и характере звуков, развивает воображение и память;

· стимуляция осязательных рецепторов - развивает мелкую моторику, память, внимание и воображение, вырабатывает способность выстраивать причинно-следственные связи, стимулирует развитие логического мышления;

· обонятельная стимуляция - запахи влияют на психику не меньше, чем зрительные и слуховые образы, поэтому для всестороннего развития ребенка важно использовать ароматериапию.

Помимо целенаправленной мобилизации отдельных способностей сенсорные комнаты позволяют малышам расслабиться и отрешиться от проблем, которых у дошколят немало, несмотря на юный возраст. Эмоциональная разгрузка способствует более спокойному поведению у гиперактивных детей, а замкнутые малыши учатся взаимодействовать с окружающим миром и людьми.

Преимущества сенсорной комнаты перед обычными занятиями

Занятия в сенсорных комнатах в детском саду считаются элементами экспериментальной педагогики. Тем не менее они зарекомендовали себя как универсальный и эффективный метод для развития и воспитания подрастающего поколения. Потрясающие результаты были достигнуты как в групповых, так и в индивидуальных занятиях с детьми, имеющими разнообразные проблемы развития:

· гиперактивные дети и дети с синдромом дефицита внимания в сенсорных комнатах ведут себя более сдержанно и могут концентрироваться на деталях, избавляются от стресса и полноценно расслабляются в физическом и эмоциональном плане;

· дети со сниженной мотивацией к взаимодействию и обучению, потерей внимания и замкнутостью легко активируют эмоциональный фон, проявляют интерес к обучению и общению со сверстниками и воспитателями;

· аутичные дети устанавливают контакт с педагогом, а затем и со сверстниками, учатся взаимодействию и приобретают необходимые для обучения и развития навыки.

Такие особенности делают сенсорные комнаты универсальным инструментом для комплексной коррекции физических и психологических расстройств у детей младшего возраста. Занятия проводятся в форме игры, а элементы стимуляции отдельных качеств и чувств чередуются с релаксацией, благодаря чему они без усилий обогащают чувственные и физические способности. В будущем это позволит управлять эмоциями, налаживать коммуникацию, выстраивать жизненную позицию и создавать мотивационный настрой к любым видам деятельности.

Оборудование для сенсорной комнаты в детском саду

Для оснащения сенсорных комнат в детских садах используют разнообразное оборудование, которое обладает стимулирующим или релаксирующим действием:

1. Воздушно-пузырьковые колонны, которые стимулируют зрительное восприятие ребенка, заставляют его концентрироваться, следить за движущимися элементами (пузырьками). Помимо стимуляции такие колонны помогают малышу расслабиться психологически.

2. Оптоволоконные панели, которые развивают способность концентрировать внимание. Подобные устройства используются для релаксации и развития способности удерживать внимание на одном действии. Оптоволоконные устройства используются для развития усидчивости у гиперактивных и склонных к агрессивности детей.

3. Интерактивные панели с сенсорными датчиками, которые стимулируют зрительное и звуковое восприятие, помогают малышам установить причинно-следственные связи, а также развивают мелкую моторику, воображение и память. Они незаменимы для малышей в плане развития творческих способностей и логического мышления.

4. Тактильные панели и дорожки, бизборды и балансировочные панели, лабиринты и модули, которые развивают мелкую моторику, активируют двигательную и физическую активность ребенка, развивают логическое и пространственное мышление. Подобные элементы сенсорной комнаты незаменимы для малышей с задержкой речевого и умственного развития, а также при недостаточной коммуникации со сверстниками.

5. Реабилитационные и развивающие элементы (паззлы, конструкторы, симуляторы и тренажеры, сухие бассейны), которые необходимы дошколятам для стимуляции деятельности ЦНС, общего физического развития и бытовых навыков. Такие элементы сенсорной комнаты используются для тонизирования или расслабления в зависимости от особенностей ребенка.

6. Звуковое оборудование, которое воспроизводит музыку, звуки природы и окружающего мира. Используется для формирования представления об окружающем мире, релаксации или мобилизации.

Помимо этого сенсорная комната для детей наполняется различными элементами для создания уютной, комфортной для малышей атмосферы. Для этого используют бескаркасную мебель: пуфики, кресла-мешки, мебель в форме мягких кубиков, матрасы с сухим наполнителем или водные, пушистые ковры и ширмы для зонирования. Текстура элементов должна быть разнообразной, то есть гладкие элементы сочетаются с ворсистыми или структурными.

Создать благоприятную для получения новых знаний и навыков атмосферу помогают декоративные элементы: светильники, подвесные светящиеся потолки, проекторы, увлажнители воздуха и генераторы запахов.

Зонирование сенсорной комнаты

Для планомерного влияния обучающих, стимулирующих и релаксирующих элементов сенсорная комната в детском саду разделяется на несколько изолированных зон:

1. Стимулирующая зона. В ней собраны преимущественно интерактивные элементы и декор, который пробуждает фантазию, заставляет ребенка быть активным физически и эмоционально: конструкторы, бизборды, интерактивные панели, тактильные и балансировочные элементы, сухой бассейн, аквапанель для рисования и многое другое. Звуковой фон активный и жизнерадостный, освещение яркое.

2. Зона реабилитации и развития. Здесь располагают разнообразные тренажеры, тактильные панели и дорожки, напольные конструкторы и дома-трансформеры с интерактивными элементами, паззлы, столы с карточками, книгами и игрушками. На полу развивающие маты и матрасы, яркие коврики с сочетанием различных текстур. Освещение в этой зоне должно быть ярким.

3. Зона релаксации. Самая уютная и наиболее затемненная зона с обилием мягких элементов и бескаркасной мебели: кресел-мешков и пушистых ковриков, водяных матрасов, пуфиков и специальных шезлонгов. Именно здесь рекомендуется устанавливать воздушно-пузырьковые колонны, лава-лампы, оптоволоконные панели, проекторы с отображением медленно движущихся изображений на потолок, генераторы запахов. Звуковой фон в зоне размеренный и расслабляющий, верхний и дневной свет нежелательны.

Так как не всегда можно оборудовать несколько изолированных помещений, сенсорные комнаты в детских садах нередко делают универсальными: изменяют техническое оснащение, интенсивность освещения и звуковое сопровождение по мере необходимости, убирая ненужные элементы обстановки за ширмы.

Организация занятий в сенсорной комнате

Занятия в сенсорной комнате в детском саду проводят в групповой или индивидуальной форме в зависимости от физических, психологических и эмоциональных потребностей воспитанников. Выделяют несколько направлений педагогического и психологического воздействия на малышей:

1. Психокоррекция и коррекция поведения. Используется для детей, страдающих от вспышек агрессии, вспыльчивости, неуверенности в себе и замкнутости. Также такие занятия направлены на выведение ребенка из пассивного состояния или гиперактивности. В зависимости от имеющейся проблемы проводятся стимулирующие или релаксирующие мероприятия, в ходе которых ребенок избавляется от навязчивых состояний, учится контролировать эмоции, налаживать контакты с окружающими.

2. Нейропсихологическая коррекция. Используется для детей преимущественно дошкольного возраста (5-7) лет, у которых отсутствует мотивация к обучению и интерес к познанию мира.

3. Развивающие занятия. Проводятся в младшем возрасте (от 1 до 3 лет), а также у детей постарше, у которых отмечаются проблемы с памятью, вниманием, образным мышлением и фантазией, речью. В результате дети расширяют пассивный и активный словарный запас, учатся ориентироваться в пространстве и управлять своим телом, наблюдать и запоминать информацию.

4. Психотерапия и коррекция психоневрологических проблем. Подобные занятия полезны для детей с заиканием, страхами, прочими нарушениями психологического и психоневрологического характера. Проводятся преимущественно индивидуально или в небольших группах (2-3 человека).

В старших группах детского сада сенсорные комнаты используются для психологической и эмоциональной подготовки детей к дальнейшему обучению. Педагоги работают над формированием мотивации, обучают навыкам самостоятельного эмоционального и физического расслабления, повышению устойчивости к стрессам.

Требования безопасности для сенсорных комнат в детском саду

Наполнение сенсорной комнаты в детском саду должно отвечать стандартным требованиям безопасности: не представлять угрозы физическому здоровью, соответствовать нормам гигиены и не быть токсичными.

Исходя из них все предметы обстановки не должны иметь острых углов, при контакте с которыми дошколята могут пораниться. Именно поэтому при оснащении комнат стоит отдать предпочтение бескаркасной мебели и элементам с мягким наполнением. Это относится к пуфикам, коврикам, креслам, игровым блокам (напольным конструкторам, домикам-трансформерам и т.д.). Мелкие элементы должны быть прочно прикреплены к основным конструкциям.

Материалы, из которых изготовлены элементы в сенсорной комнате детского сада должны легко мыться и обрабатываться. Ворсистые коврики и текстильные предметы интерьера должны быть обработаны пыле-, водо- и грязеотталкивающим составом, безопасным для детей младшего возраста. От них не должен исходить химический запах.

Особое внимание уделяют электронным и электрическим устройствам. Они должны быть устойчивыми к высокой влажности, а провода, розетки и выключатели необходимо размещать так, чтобы у детей не было доступа к ним.

Сенсорные комнаты в дошкольных учреждениях приобретают все большую популярность благодаря возможности комплексно решать проблемы психологического, эмоционального и физического развития детей. Они не могут заменить обычные игровые комнаты, так как имеют принципиально иное предназначение. Познание себя и окружающего мира, обучение и коррекция нарушений в них осуществляется через все органы чувств малыша, что делает занятия более результативными.

Очиева Яна Юрьевна

Сенсорная комната (в литературе встречаются и другие названия: Комната психологической разгрузки / Комната релаксации / Комната "Снузлин" / Мультисенсорная комната) представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее. Сенсорная комната (СК) является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка СК способствует нормализации психического состояния у людей.

Размышляя о будущем свой школы, мне захотелось привнести в неё что-то новое и в тоже время важное и действительно необходимое. Я решила, что сенсорная комната необходима в каждой школе будущего, поскольку ученикам и сотрудникам очень важно правильно расслабляться, отдыхать, и более того, получать от этого пользу.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Школа нашей мечты»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

( Сенсорная комната)

Ученица 10 «Б» класса

МОУ СОШ №1

ХМАО-Югра

628240

Тюменская область

Г. Советский

Ул. Орджоникидзе д.13 кв.

Руководитель: Симигук Елена Ивановна

Учитель технологии

МОУ СОШ №1

Ул. Гастелло д.24

г. Советский

2011

Аннотация

I Введение…………………………………………………………………………. 3

II Основная часть…………………………………………………………...…….. 4

1.История создания сенсорных комнат…………………………...........................4

2.Области применения сенсорной комнаты……………………………….….......4

3. Ресурсная база…………………………………………………………….……. 5

4. Методики работы в сенсорной комнате …………….………………...……….7

5. Социальная значимость сенсорной комнаты……….……………….….………9

6. Экономическое обоснование……………………………..……………………...10

III. Заключение………………………………………………………………………11

IV. Литература……………………………………………………………………... 12

V. Приложение………………………………………………………………..……. 13

Аннотация

Сенсорная комната (в литературе встречаются и другие названия: Комната психологической разгрузки / Комната релаксации / Комната "Снузлин" / Мультисенсорная комната) представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее. Сенсорная комната (СК) является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка СК способствует нормализации психического состояния у людей.

Размышляя о будущем свой школы, мне захотелось привнести в неё что-то новое и в тоже время важное и действительно необходимое. Я решила, что сенсорная комната необходима в каждой школе будущего, поскольку ученикам и сотрудникам очень важно правильно расслабляться, отдыхать, и более того, получать от этого пользу.

I. Введение

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Сенсорные комнаты используются в медицинской и психологической практике и предназначены для решения следующих задач:

Обучение на основе сенсорной стимуляции,

Психотерапия.

В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между специалистом и человеком. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату называют "комната-доктор". Пребывание в сенсорной комнате способствует:

Улучшению эмоционального состояния;

Снижению беспокойства и агрессивности;

Снятию нервного возбуждения и тревожности;

Нормализации сна;

Активизации мозговой деятельности;

Ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Сенсорные комнаты используются в работе как со взрослыми, так и с детьми. Отсутствие опасных предметов, "мягкий пол и стены" дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, способствуют развитию психических навыков. В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации.

Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент терапии и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья человека.

Сенсорная комната может использоваться для релаксации людей с невротическими и психосоматическими расстройствами и для стимуляции различных функций организма (слуха, зрения, осязания, обоняния, двигательных функций).

Разрабатывая проект, я поставила перед собой цель : создание в моей школе такого места, куда я могла бы прийти и отдохнуть морально и физически.

Задачи: 1) Изучить историю

2) Исследовать имеющиеся варианты

3) Разработать свой вариант СК приемлемый для нашей школы и школ в небольших городах России.

Актуальность: Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас, при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияния окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС.

Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов.

Кроме того, сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно

безобразно . В сенсорной комнате возможно создать условия, в которых человек будет получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, даёт возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время. Английскими учеными установлено, что состояние релаксации наступает через 15 - 20 минут пребывания в сенсорной комнате, а это, значит, появляется реальная возможность сократить время на восстановление сил и работоспособности.

В наше время у молодёжи много стрессовых ситуаций, вследствие которых случается множество случаев суицида, психических расстройств, нервных срывов. Тем самым создание таких комнат актуально, необходимо и важно.

II Основная часть.

1. История создания сенсорных комнат.

Сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов, где родилась идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия. Сенсорные комнаты использовались реабилитологами и социальными работниками для работы с наиболее тяжелым контингентом больных психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта.

В начале 80-х годов, кроме Голландии, одним из самых активных пользователей сенсорных комнат стала Великобритания. Расширился круг пациентов: комнаты стали активно использоваться при лечении пациентов с девиантным поведением, детей с различными психическими отклонениями и т.д. Метод был также с успехом опробован в анти-стрессовых и реабилитационных центрах.

В простых вариантах комнаты делается акцент на методы цветосветовой и звуковой терапии. Более сложные проекты предлагают создание мультисенсорной комнаты с определенной тематической атмосферой (воссоздание атмосферы пещеры, осеннего парка). При воссоздании соответствующей темы используется комплексное воздействие на органы чувств. Например: зрение - сухие листья, слух - шум сухих листьев, ветра в деревьях, шум дождя, осязание - листья разного размера и формы, обоняние - запахи трав и сухих листьев, вкус - травяной чай.

2. Области применения сенсорной комнаты.

Сенсорную комнату в своей работе могут использовать разные специалисты (логопеды, психологи, коррекционные педагоги).

Сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:

  • Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.
  • Активизация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды.
  • Стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.)
  • Создание положительного эмоционального фона.
  • Развитие двигательных функций.

В образовательных учреждениях сенсорная комната используется для:

  • для педагогической коррекции детей;
  • коррекции игровой деятельности;
  • для решения школьных проблем (снятие стрессов, коррекция психических процессов и др.).
  • реабилитации детей с повышенной агрессивностью и аномальным поведением;
  • для снятия нервно - психического напряжения сотрудников (педагогов и других специалистов).

Основные направления деятельности сенсорной комнаты.

Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Визуализация - свойство человеческого сознания, способного воспроизводить видимые и невидимые образы визуального (зрительного) ряда в своем сознании. По сути - картинки , которые наше сознание воспринимает как зрительный образ, или ощущение такого зрительного образа.
Релаксация (от лат. relахаtiо - уменьшение напряжения, ослабление) - состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта следствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Аутотренинг

Целевые группы.

Дети начальных классов;

Дети классов среднего звена;

Дети старших классов;

Сотрудники школы (педагоги и специалисты).

3. Ресурсная база.

В сенсорной комнате школы необходимо следующее оборудование:

№п/п

Наименование оборудования

Количество (шт.)

Музыкальный центр

Маты напольные

Маты настенные

Подушки

Панно «Бесконечность»

Светильник «Пламя»

Сухой душ

Сенсорная тропа для ног

Установка для ароматерапии

Набор эфирных масел

Функциональность оборудования сенсорной комнаты позволяет работать с различными возрастными группами детей. В зависимости от возраста ребенка изменяется степень сенсорной нагрузки, задания.

При невозможности приобретения дорогостоящего оборудования для сенсорной комнаты можно организовать сенсорные уголки в игровых помещениях. Их можно оборудовать при помощи подручных средств. Можно использовать витражи, выполненные при помощи цветной пленки, музыкальный центр с подобранной релаксационной музыкой, самодельные тактильные поверхности с различной текстурой для рук и для ног, подбор детских музыкальных инструментов с разным звучанием, самодельные панели для мелкой моторики.

Оборудование в сенсорной комнате можно разделить на два основных функциональных блока:

  • релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики, подушечки, настенные маты, сухой бассейн с безопасными зеркалами, водный матрас, приборы, создающие рассеянный свет, установка для аромотерапии и библиотека релаксационной музыки. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и покоя;
  • активационный блок – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, интерактивное оборудование последнего поколения. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу, эмоционально стимулируют человека к новым открытиям, действиям. Применения оборудования этого блока СК направлено на стимуляцию исследовательского интереса, развитие ориентировочно-исследовательской деятельности, стимулирует двигательную активность.

Все оборудование в СК можно разделить на блоки в зависимости от чувств, на которые воздействует оборудование:

мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность, ее цель - создание условий для релаксации и спокойного состояния.

зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной, слуховой и речевой стимуляции, вызывают двигательную активность и исследовательский интерес.

тактильная среда – позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, что позволяет не пресыщать ребенка сенсорными стимулами, сохранить новизну ощущений и мотивационный компонент деятельности. Средняя продолжительность занятий 20-30 минут.

Занятия в сенсорной комнате назначает психолог после комплексного обследования. Психолог определяет наиболее приемлемую форму занятий (индивидуальную, групповую, сочетание индивидуальной и групповой форм), дает рекомендации по содержанию занятий. Групповые или индивидуальные занятия

назначаются в зависимости от возраста, интеллектуальных, коммуникативных возможностей ребенка.

4. Методики работы в сенсорной комнате.

Для работы в сенсорной комнате используются методики свето -, цвето -, звуко - и ароматерапии для воздействия на состояние человека через соответствующие органы чувств.

Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, "красивая пища для глаз" - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето - и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения - глаза.

Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме:

  • осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами;
  • улучшают состояние иммунной системы;
  • регулируют функции многих гормонов;
  • задают и поддерживают ритм суточных колебаний.

Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Вот описанные в литературе примеры воздействия на организм некоторых цветов:

КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует;

ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует,

ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует,

ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает,

СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.

ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

Со всех сторон нас окружают самые разнообразные звуки. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм.

Звукотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.

Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений. Так, от нее отделилась и в последнее время получила большое признание музыкотерапия. Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние.

С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Положительные эмоциональные переживания во

время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии людям предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья.

При активной музыкотерапии люди сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль.

Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма.

К еще одному терапевтическому направлению звукотерапии можно отнести лечение звуками природы. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается во многие направления традиционной медицины; в частности, в психотерапию.

Ароматерапия. Обоняние у людей развито не так сильно, как другие ощущения, но его значение часто недооценивается. Ароматы сопровождают нас всю жизнь, именно они способны вызывать самые отдаленные и дорогие воспоминания, они поэтичны и прекрасны, но, оказывается, еще и полезны. В основе ароматерапии лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древних времен. Ароматические растения и масла тысячелетиями используются в качестве фимиамов, в парфюмерии и косметике, кулинарии и медицине.

Древние греки открыли, что растительные эссенции оказывают различное действие и могут: возбуждать, освежать, расслаблять, усыплять.

Каждому аромату присущи свои достоинства:

Чабрец, ромашка, бергамот, лимон - это ароматы широкого спектра действия;

Лимонник, мелисса, шалфей - являются стимуляторами;

Ладан, сандал, душица - релаксаторами;

Роза, сосна, герань, мирра, розовое дерево - обладают восстанавливающими свойствами;

Мускатный орех, шалфей - согревающими и тонизирующими свойствами;

Ладан, лаванда, мята - охлаждающими.

Одним из основных правил подбора эфирных масел является "одобрение" запаха. Если аромат эфирного масла не нравится человеку, его следует заменить другим, сходным по свойствам.

Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Аутотренинг - один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга.

Аутотренингом можно заниматься как в группе под руководством психолога (в кабинете психологической разгрузки), так и индивидуально, в свободное время, на природе, перед сном. Частота занятий зависит от степени психоэмоционального

напряжения и колеблется от 1-2 раз в день до 1-2 раз в неделю. Важным условием является спокойная обстановка, исключающая яркий свет, шумы, дефицит времени. Для усиления эффекта аутотренинговых упражнений рекомендуется использовать спокойную, мягкую музыку.

5. Социальная значимость сенсорной комнаты.

Значимость использования сенсорной комнаты в структуре образования велика, так как в условиях сенсорной комнаты занятия могут быть направлены:

– на стимуляцию сенсорных систем, развитие перцептивного восприятия, сенсорных функциях (развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия);

– возможность упорядочить получаемые сенсорные стимулы (раздражители);

– развитие способов взаимодействия, игровой деятельности;

– развитие коммуникативных навыков, что способствует преодолению социальной депривации;

– развитию произвольности и саморегуляции в поведении ребенка;

– возможности сенсорной комнаты позволяют работать над снятием психоэмоционального напряжения, преодоление стрессовых ситуаций.

Важным преимуществом сенсорной комнаты является возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, и воображение, и снижать эмоциональную напряженность через релаксацию. Сенсорная комната позволяет обогатить чувственный мир и обрести уверенность в себе.

Противопоказаний к проведению занятий в сенсорной комнате практически нет, но есть ограничения, которые определяет врач:

– при эпилепсии и судорожной готовности не рекомендовано использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы, а также ритмичную музыку;

– также специалист, работающий в кабинете, в своей работе учитывает рекомендации, которые предоставляют специалисты в листе здоровья. Это может касаться групп детей, страдающих ранним детским аутизмом, детей, переживших психическую травму.

– при работе с гипервозбудимыми детьми (с дефицитом внимания, двигательной расторможенностью) педагогу необходимо снизить нагрузку, исключить элементы активной стимуляции;

– при работе с тревожными детьми следует исключать резкие переходы от одного стимула к другому.

Процесс реабилитации и восстановления, утраченных или ослабленных функций организма напрямую зависит от психоэмоционального состояния человека.

В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей.

Упражнения, включаемые в каждое занятие, позволяют улучшить психомоторное и эмоциональное состояние ребенка и тем самым создать основу для усвоения больших объемов информации. Дети активно осваивают новые ощущения, что стимулирует познавательную деятельность и мотивацию.

Занятия по релаксации могут проводиться и со взрослыми, в данном случае с сотрудниками учреждения.

Чаше всего потребность в таких занятиях возникает у людей, неудовлетворенных своим состоянием, самочувствием или возникшей жизненной ситуацией. Деструктивный социум, внутренний дискомфорт оказывают пагубное воздействие на психическое состояние, вызывают стрессы, которые приводят к неврозоподобным реакциям и сказываются на профессиональной деятельности. Психорегулирующие воздействия, например, проводимые в СК имеют восстановительный эффект, снимающий утомление и нервно-психическое перенапряжение как аутогенной тренировкой, так и комплексом воздействий, сочетающих, к примеру, внушение или функциональную музыку Занятия в СК с помощью релаксационных состояний (мышечных расслаблений) помогут вывести человека из такого состояния и вернуть ему возможность активного, практического управления ходом своей жизни. Занятия по саморегуляции проводятся под музыкально-шумовое сопровождение в затемненной комнате.

6. Экономическое обоснование.

Создание комнаты с учетом материальной базы и ресурсов школы:

Наименование оборудования

Цена за 1шт.

Количество

Сумма

Музыкальный центр

Имеется в наличии.

0руб.

Маты напольные

Имеются в наличии.

0руб.

Маты настенные

Имеются в наличии.

0руб.

Подушки

0руб.

Панно «Бесконечность»

Изготовить учителем технологии.

0руб.

Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой

7500руб.

7500руб.

Безопасное настенное небьющееся зеркало

3540руб.

7080руб.

Безопасный оптиковолоконный пучок

5664руб.

5664руб.

Светильник «Пламя»

3800руб.

3800руб.

Сухой душ

Изготовить с учителем технологии.

0руб.

Сенсорная тропа для ног

3000руб.

3000руб.

Установка для ароматерапии

1700руб.

1700руб.

Музыкальная картина с водопадом

975руб.

975руб.

Набор дисков с релаксационной музыкой

540руб.

540руб.

Набор эфирных масел

2100руб.

2100руб.

Итого:

32359

При заказе всего оборудования:

Наименование оборудования

Цена за 1шт.

Количество

Сумма

Музыкальный центр

5900руб.

5900руб.

Маты напольные

2416руб.

9664руб.

Маты настенные

3168руб.

12672руб.

Подушки

200руб.

1200руб.

Панно «Бесконечность»

2735руб.

2735руб.

Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой

7500руб.

7500руб.

Безопасное настенное небьющееся зеркало

3540руб.

7080руб.

Безопасный оптиковолоконный пучок

5664руб.

5664руб.

Светильник «Пламя»

3800руб.

3800руб.

Сухой душ

2500руб.

2500руб.

Сенсорная тропа для ног

3000руб.

3000руб.

Установка для ароматерапии

1700руб.

1700руб.

Музыкальная картина с водопадом

975руб.

975руб.

Набор дисков с релаксационной музыкой

540руб.

540руб.

Набор эфирных масел

2100руб.

2100руб

Итого:

67030

Вывод: Проведя экономические расчеты можно сделать вывод, что используя имеющую материальную базу школы и работая вместе с учителями технологии, создание СК экономически выгодно, так как при заказе всего оборудования затраты составят 67030руб.

III. Заключение.

Разрабатывая проект, я изучила историю появления сенсорной комнаты, исследовала имеющие варианты и пришла к выводу, что сенсорные комнаты можно использовать в работе как со взрослыми, так и с детьми. Отсутствие опасных предметов, "мягкий пол и стены" дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, способствуют развитию психических навыков. В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить

коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации. Сенсорная комната может использоваться для релаксации людей с невротическими и психосоматическими расстройствами и для стимуляции различных функций организма (слуха, зрения, осязания, обоняния, двигательных функций). При изучении материальной базы школы и имеющихся ресурсов, пришла к выводу, что их использование значительно снизит затраты на создание СК в школе, что дает возможность и другим школам малых городов создавать такие комнаты. В сенсорной комнате созданы условия, в которых человек будет получать только положительные эмоции (приложение). Это, в свою очередь, даёт возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время. В наше время у молодёжи много стрессовых ситуаций, вследствие которых случается множество случаев суицида, психических расстройств, нервных срывов. Тем самым создание таких комнат актуально, необходимо и важно в каждой школе будущего.

Психологи и педагоги утверждают, что сенсорное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе путем использования «жизненной обстановки» в целом - помещений детского сада и его территории. Для этого необходимо создание сенсорной комнаты.

Сенсорная комната - это организованная среда, наполненная различными приборами, активное воздействие оказывающие на органы зрения, слуха, обоняния, осязания. Мягкое, теплое убранство комнаты, приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка - вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребенку в развитии сенсорно-перцептивных способностей и активизации речи .

Одним из современных методов сенсорной реабилитации является специально разработанная установка «Снузлин», или Сенсорная комната. Само слово «Снузлин» - составленное из «обонять» и «осязать», трансформированное из голландского языка, является попыткой выразить концепцию взаимодействия ощущений и эмоций. Первоначально сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов и использовались реабилитологами и социальными служащими для работы с наиболее тяжелым контингентом больных психоневрологического профиля и с грубым снижением интеллекта. В начале 80-х активно стала применять сенсорные комнаты в коррекционных и лечебных целях Великобритания. Постепенно диапазон их использования значительно расширился. Они становились просто незаменимым средством в реабилитации людей, как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами .

В настоящее время сенсорные комнаты является так же средством сенсорного воспитания детей. Каждая сенсорная комната - это окружение, которое состоит из множества различного рода стимуляторов. К ним относятся проекторы спецэффектов, световые трубки, фиброоптические волокна, мерцающие бассейны, генераторы запахов, специальная музыка, водяные виброзвуковые кровати, различные световые, звуковые и тактильные настенные панели.

Сенсорная комната предназначена: для проведения игровых занятий с детьми на развитие сенсомоторных функций, психологических консультаций, занятий с различными специалистами, для родителей и детей, а также является волшебной сказочной комнатой для групп кратковременного пребывания (мини-сад). Использование сенсорной комнаты в детском саду основано на гуманистическом понимании психологии ребёнка. Акцентируется поддержка и развитие внутренней натуры ребёнка, развитие собственного «Я» .

Основная задача сенсорной комнаты -- сохранение психического здоровья малышей, так как здесь с помощью цвета, запаха и музыки идет благотворное влияние на душевное состояние ребенка. Детям очень нравятся занятия здесь. Они каждый день ждут посещения «волшебной комнаты». Здесь они играют в вымышленной ими же самими сказками. Это очень хороший способ наладить душевное равновесие ребенка, узнать, чем и как он живет. Но расслабиться здесь могут и взрослые. Для этого по периметру комнаты располагаются удобные мягкие кресла. После двадцати минут, проведенных в сенсорной комнате, все выходят отдохнувшими и полными положительной энергии .

Сенсорная комната выполняет ряд различных функций: снятие мышечного напряжения, коррекция различных нарушений, создание положительного эмоционального фона, активизация различных функций центральной нервной системы, снятие утомления от насыщенного информационного потока и многое, многое другое. Основное назначение сенсорной комнаты - создание гармоничного состояния, радости, спокойствия, и, как следствие, укрепление иммунитета.

Сенсорная комната оснащена современным оборудованием. Пуфик-кресло с гранулами - предназначено для принятия удобной позы тела, мышечного расслабления, аутогенных тренировок. Сенсорное кресло малое - предназначено для принятия удобной позы тела, мышечного расслабления (используется для младших школьников), аутогенных тренировок. Детская подушечка с гранулами - используется в соответствии с характером проводимых индивидуальных игровых или релаксационных занятий. Матрасы наполненные - используются в соответствии с характером игровых или релаксационных проводимых занятий, аутогенных тренировок .

Сухой бассейн, 1100 пластмассовых шаров - используется для снятия эмоционального напряжения, улучшения функционального состояния нервной системы (используется для младших школьников). Зеркальный шар с мотором - предназначен для декоративного оформления интерьера сенсорной комнаты, а при использовании световых пушек для создания классического светового эффекта метели из световых «зайчиков», стабилизирует состояние нервной системы. Профессиональный источник света «Зебра-50» к зеркальному шару. Основное назначение - подсветка зеркального шара узким мощным световым лучом, состоящим из насыщенных цветных полос. При этом достигается изумительный эффект: множество «бегущих» разноцветных «зайчиков» - бликов, меняющих цвета при вращении шара. Без насадки пушка превращается в узконаправленный прожектор белого света .

Прибор динамической заливки светом «Плазма» - проекционный прибор, имеющий в составе волоконно-оптический преобразователь, что позволяет добиться невероятного перераспределения цветов. Постоянно меняющееся световые картины напоминают движение плазмы, активизируют процессы воображения. Светильник «Жар - птица» предназначен для создания успокаивающего релаксационного светового эффекта.

Панно «Бесконечность». После включения обычное стекло преображается - внутри загораются лампочки, и появляется светящийся тоннель, уходящий в бесконечность. Используется для зрительной стимуляции и релаксации. Позволяет развить пространственное восприятие, обладает успокаивающим эффектом.

Волшебная нить с контроллером предназначена для создания сенсорных впечатлений, уютной атмосферы. Висящая система «Мелодичный звон». Музыкальный центр, кассетная дека, цифровой тюнер, дистанционное управление. Комплект компакт-дисков для релаксации «Звуки природы» (2 диска). Безопасная колонна пузырьковая «Стела». В прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной дистиллированной водой, поднимаются бесконечное число воздушных пузырьков. Под их действием начинают двигаться пластмассовые рыбки. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище действует успокаивающе на нервную систему, способствует снятию психоэмоционального напряжения, расслаблению мышечного тонуса .

Сенсорная тропа для ног - предназначена для массажа ступней ног с целью повышения мышечного тонуса, профилактики плоскостопия. Набор массажных мячей - предназначен для развития тактильных ощущений при воздействии на кожные рецепторы. Установка для ароматерапии - ультразвуковой распылитель эфирных масел «ЭФА» рекомендуется применять для профилактики и комплексной терапии различных состояний и заболеваний: стресса, депрессии, тревожных состояний, неврозов, бессонницы, умственного переутомления, снижения памяти, ослабленного иммунитета, болезни органов дыхания, сердечной сосудистой системы .

Эфирные масла способны восстанавливать и поддерживать душевное равновесие, процессы саморегуляции и систему иммунитета, они обладают расслабляющим или стимулирующим (в зависимости от выбранного масла), спазмолитическим, обезбаливающим, омолаживающим, очищающим, противовоспалительным и антисептическим эффектами, а так же способствуют нормализации артериального давления.

Запахи эфирных масел, воздействуя на органы обоняния, активируют лимбическую систему головного мозга человека, ответственную за наши эмоции. При этом происходит выделение биологически активных веществ и «гормонов удовольствия», которые вызывают чувство благополучия и умиротворения, снижают тревогу, благотворно действуют на сон и работоспособность человека. Эфирные масла гармонизируют психологическую и физиологическую сферы человека. Эти вещества работают на глубинном уровне: восстанавливают процессы саморегуляции организма, способствуют функциональному обновлению нарушенных систем организма человека, устраняет не симптом, а причину болезни .

Аппарат аэронопрофилактики - электронный очиститель воздуха, ионизатор «Овион -С» предназначен для очистки воздуха в помещениях от пылевого, бактериального и грибкового загрязнения, а так же для обогащения воздуха отрицательными аэроионами. Прибор оказывает благотворное оздоровительное влияние при заболеваниях органов дыхания, при аллергии, переутомлении, нарушениях обмена веществ, расстройствах сна. При этом существенно уменьшается риск ОРЗ и других вирусных инфекций. Прибор в 5-10 раз снижает уровень напряженности электростатических полей, через 1 час после включения в 2 раза снижает уровень радиации воздушной среды.

Для сенсорного развития детей используют темные и светлые сенсорные комнаты. В светлом пространстве комнаты для ребят предлагаются дыхательные и речевые упражнения, выполняются задания на расслабление и напряжение кисти руки, отдельных групп мышц спины, живота, ног. Во время активизации дыхательных и двигательных ресурсов у детей звучит фоном спокойная музыка или шум моря, журчание ручейка и т.д.

Тёмная сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярного аппарата и других рецепторов. Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передаёт соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики.

Сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску. В тёмной сенсорной комнате созданы условия, в которых ребёнок получает положительные эмоции. Здесь с помощью различного оборудования создаётся ощущение комфорта, уюта и безопасности. Ребёнок настраивается на позитивное восприятие и общение с окружающими людьми. В зависимости от направленности воздействия на ЦНС оборудование тёмной сенсорной комнаты можно условно разделить на два функциональных блока: релаксационный и активизирующий .

Тёмная сенсорная комната предназначена для решения следующих задач:

Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения на основе сенсорной стимуляции;

Активизация различных функций центральной нервной системы за счёт создания обогащенной мультисенсорной среды;

Создание положительного эмоционального фона.

В темное пространство комнаты дошкольники перемещаются по корригирующей дорожке, проходя, наступая на шарики, узелки, фасоль, активизируются рецепторы, расположенные на поверхности стопы. В затемненном пространстве сенсорной комнаты, неожиданно загораются огоньки, детям очень нравится вместе с взрослым (психологом, воспитателем) придумывать сказку .

Воспитатель или помощник воспитателя находится с детьми на занятии и является активным участником всех действий. После, когда дети выходят из сенсорной комнаты в светлое пространство, все становятся в круг, занятие завершается проговариванием теплых дружественных слов в адрес друг друга, настраиваются дети на последующую встречу, где будет придумана новая сказка. В сенсорную комнату могут приходить взрослые, заботящиеся о психоэмоциональном состоянии, родители с детьми, будущие мамы, и все, кому необходима релаксация .

В группах кратковременного пребывания два раза в неделю дети посещают волшебную сенсорную комнату и слушают сказки. Все это стимулирует чувствительность и развивает зрительно-моторную координацию, восприятие и внимание ребенка, развивает положительные эмоциональные реакции, воображение, и, конечно, уравновешивает психику ребенка. Рождается ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и воспитателем .