Притчи про добро и зло. Притчи про добро и зло Христианские притчи о добре и зле

Тема подборки — притчи о добре и зле:

Название: Добро для падшего (Христианская притча) : Некий брат сказал авве Пимену:
- Если я увижу брата, о котором слышал, что он находится в падении, то неохотно принимаю его в свою келью, а брата, имеющего доброе имя, принимаю с радостью.
Старец ответил ему:
- Если ты делаешь доброму брату добро, то для падшего сделай вдвое, потому как он слаб.

Название притчи: Добрый лисёнок : Жил-был на свете лисёнок. Он был очень добрый. У него было много друзей. Он часто ходил к ним в гости, и все друзья были ему всегда рады.
Но однажды он заболел ангиной. Его друзья часто навещали и заботились о нём, а его друг медвежонок принёс большой бочонок мёда. Лисёнок быстро поправился и в своём маленьком уютном домике, посреди огромного сказочного леса ещё не раз приглашал своих приятелей отведать его чудесных вкусных пирогов.
Путь добра и милосердия - самый надёжный в мире.


Название притчи: Дитя неблагодарное : Вечером у костра беседовали наставник и его ученик:
- Учитель, как вы думаете, что такое добро?
- Думаю, что добро - это отсутствие зла.
Юноша не унимался:
- А чем тогда является зло? Когда оно появилось?
Учитель долго смотрел на огонь, потом повернулся и сказал:
- Что для тебя зло ты можешь определить только сам. Когда именно родилось зло сказать сложно, но пока не появился человек, зла на Земле точно не было.
- Неужели человек - это и есть зло для природы? Но ведь природа-мать зачем-то произвела человека?
- А разве мать рожает, кормит и воспитывает дитя с какой-то определённой целью? Но, всё же, она очень рассчитывает, что её дитя вырастет хотя бы благодарным…


Название притчи: Драгоценность греха : Однажды на ребе Леви Ицхака из Бердичева напал на дороге грабитель, известный своей жестокостью и порочностью. Он схватил ребе за лацкан, вытащил из повозки и, прижав спиной к дверце, заорал:
- Знаешь, кто я такой?
- Знаю, - спокойно ответил ребе, - и должен сказать, я тебе завидую.
- Вздумал надо мной насмехаться? - завопил бандит. - Что значит - завидуешь? Чем это может такой, по-вашему, закоренелый преступник, как я, вызвать зависть благочестивого ребе?
- Наши мудрецы учат, - промолвил ребе, - что из любви к грешнику, возлюбившему Господа и раскаявшемуся в грехах своих, он засчитывает все его злодеяния как заслуги. А теперь посмотри на меня: мои грехи незначительны и малочисленны. Если какие крохи Господней любви мне и достаются, то явно помимо моих грехов. Но ты - совсем другое дело! Слава о твоих злодеяниях распространилась повсюду. Если бы ты возлюбил Господа и покаялся, никто бы и рядом не стоял по величине твоих заслуг перед ним! Вот почему меня берёт зависть!
Сказав это, ребе Леви Ицхак схватил грабителя за лацканы и тряс его, страстно умоляя покаяться, так что в конце концов сердце злодея дрогнуло и он обратился к Богу.


Название притчи: Добрый царь и крестьянин (Христианская притча) : Жил-был царь. Добрый царь, который очень любил своих подданных и был с ними ласков. Кроме того, ему очень хотелось, чтобы их жизнь стала лучше. Он часто размышлял о том, какое бы благодеяние подданным сделать.
Но никак не мог придумать такое, чтобы разом осчастливить всех. Поэтому он ничего доброго и не делал - боялся, что кого-то осчастливит, а остальные на него обидятся и назовут злым. Так и умер царь, не придумав, как осчастливить всех. После смерти о нём почти не вспоминали.
Ну, жил и жил добрый царь, но ведь никого он своей жизнью не осчастливил…
И жил в том же царстве крестьянин - не нищий, да и не богатый, не злой, да и не ангельского характера. Но своим соседям он всегда помогал в меру сил. Чем мог, тем и помогал.
Умер этот крестьянин в один день с царём. Соседи его и по сей день добрым словом вспоминают. Оказалось, что за свою жизнь он очень многим помог. Не осчастливил, но помог.

Название притчи: Долгая память : Однажды Ученик сказал своему наставнику:
- Учитель, я хочу, чтобы обо мне долго помнили.
- Это несложно. Сотвори зло, - ответил тот.
- Но я не желаю никому зла! Я хочу творить добро, как и ты сам! - возмутился Ученик.
Учитель окинул взглядом вершины гор, вздохнул и спросил:
- И тебя не пугает одиночество?


Название притчи: Жадный царь : Жил-был царь. И его народ, и соседние цари считали его очень жадным. Он взимал со своих подданных огромные налоги, готов был отобрать последний кусок хлеба у бедняка. Но вот как-то решил царь, что нужно научиться делать добро, чтобы соседи-цари начали его уважать. «Но у меня нет желания делать добро, - подумал он. - Наверное, у тех, кто его творит, есть то, чего ещё нет у меня». Он призвал своих советников-мудрецов и спросил их, кто больше всех делает добра людям:
- Больше всех добра творит счастливый, - единодушно ответили мудрецы. - Счастье его переполняет, и он не может не делиться им с людьми.
«Но я несчастлив, - подумал царь, - из-за того, что мне чего-то не хватает… Мне не хватает богатств. Вот когда я накоплю достаточно, то стану счастливым и начну делать добро».
И увеличил налоги своим подданным. Правда, после этого не стал счастливее, хотя и сделался ещё богаче.
Оказывается, добро творит счастливый, но сделать человека счастливым чужое добро не может.


Название притчи: Добро не пропадает бесследно : Жил на свете один старый камень. Он был серо-зелёного цвета, с немного неровными краями и настолько старый, что местами покрылся мхом. От старости, ветра, дождя и солнца он раскололся на множество мелких камешков.
К этим камешкам пришёл маленький мальчик. Он подобрал с земли несколько камешков и стал играть с ними. Когда настал вечер и мальчик пошёл домой спать, он бросил камешки во дворе. А ночью мальчику приснился удивительный и волшебный сон. Он был весь воздушный и счастливый.
Утром мальчик вышел во двор и увидел, что одна девочка, его соседка, сажает во дворе небольшую сосенку. Она поливала её из пластмассовой бутылки. Тогда мальчик взял камешки, которыми вчера играл, и выложил их вокруг только что посаженной сосенки, чтобы вода не растекалась возле деревца. И они потом ещё долго стояли и смотрели на маленькую сосенку. А деревце еле слышно сказало им:
- Спасибо.
А потом прошло время и под этой сосенкой люди сделали очень удобную лавочку. На ней очень любили сидеть влюблённые и вдыхать аромат соснового леса от уже повзрослевшего соснового деревца.


Название притчи: Зло и добро : Мухаммед однажды сказал Вабишаху:
- Не правда ли, ты пришёл за тем, чтобы спросить меня, что есть добро и что есть зло?
- Да, - отвечал тот. - Я пришёл именно за тем.
Тогда Мухаммед обмакнул в миро свои пальцы, коснулся ими его руки, сделав знак в направлении сердца, и сказал:
- Добро - это то, что придаёт твоему сердцу твёрдость и спокойствие, а зло - это то, что повергает тебя в сомнение, даже в такое время, когда другие люди оправдывают тебя.

Темы: поучительные притчи о добре и зле для детей и взрослых.

Две вишни. Притча святителя Николая Сербского

У одного человека было две вишни перед домом. Одна была злая, а другая добрая. Когда бы он ни выходил из дома, они звали его и о чем-то просили. Злая вишня всякий раз просила разное: то “окопай меня”, то “побели меня”, то “напои меня”, то “отведи излишнюю влагу от меня”, то “заслони меня от жаркого солнца”, то “дай мне больше света”. А добрая вишня всегда повторяла одну и ту же просьбу: “Господин мой, помоги мне принести добрый урожай!”
Хозяин был одинаково милостив к обеим, ухаживал за ними, внимательно выслушивал их просьбы и выполнял все их желания. Он делал то, что просила и одна, и другая, иначе говоря, злой вишне давал все, что она требовала, а доброй – только то, что считал нужным, имея конечной целью прекрасный преобильный урожай.
И что же потом случилось? Злая вишня сильно разрослась, ствол и ветви блестели, будто маслом намазанные, а обильная листва была темно-зеленой, раскидистой, как густой шатер. В отличие от нее добрая вишня своим внешним видом ничьего внимания не привлекала.
Когда же пришло время урожая, злая вишня уродила мелкие редкие плоды, которые из-за густой листвы никак не могли дозреть, а добрая принесла много-премного очень вкусных ягод. Стыдно стало злой вишне, что она не смогла дать такого урожая, как ее соседка, и стала она роптать на хозяина, укоряя его за это. Хозяин рассердился и ответил: – Разве я в этом виноват? Не я ли целый год выполнял все твои желания? Если бы и ты думала только об урожае, я бы и тебе помог принести такие же обильные плоды, как у нее. Но ты притворялась, что умнее меня, который тебя посадил, вот поэтому-то ты и осталась бесплодна.
Горько раскаивалась злая вишня и обещала хозяину, что в следующем году она будет думать только об урожае, и его будет просить только об этом, а обо всем остальном предоставит заботиться ему самому. Как обещала, так и сделала – стала вести себя, как добрая вишня. И на следующий год обе вишни принесли одинаково хороший урожай, а радость их, как и хозяина, была велика.
***
Мораль этой простой притчи ясна для всех, кто Богу молится.
Хозяин сада есть Бог этого света, а люди есть Его саженцы. Как и всякий хозяин, Бог требует от Своих насаждений урожая. “Всякое дерево, которое не родит добро, рубят и в огонь бросают!” – говорится в Евангелии. Поэтому прежде всего и больше всего требуется заботиться об урожае. И должно молиться Хозяину – Богу, “Господину жатвы”, о добром урожае. Не нужно просить Господа о мелочах. Посмотри, ведь никто не идет к земному царю, чтобы попросить его о какой-нибудь мелочи, которую можно легко получить и в другом месте.
“Господь наш есть Господь Даритель”, – говорит святой Иоанн Златоуст. Он любит, когда дети Его просят у Него нечто великое, достойное царевича. А наибольший дар, который Бог может дать людям, есть Царство Небесное, где Он Сам царствует. Поэтому Господь Иисус Христос велит: “Ищите прежде всего Царствие Божие, а остальное вам добавится”. И еще Он велит: “Не беспокойтесь о том, что будете есть, или что будете пить, или во что одеваться. Ваш Отец Небесный знает, что вам все это требуется”. И еще Он говорит: “Знает Отец ваш еще прежде молитвы вашей, что вам нужно!”
Итак, что нужно просить у Бога? Прежде всего то, что есть самое лучшее, самое великое и самое бесконечное. А это и будут те духовные богатства, что называются одним именем – Царство Небесное. Когда прежде всего об этом мы просим Бога, Он дает, вместе с этим богатством, и все остальное, что нам требуется на этом свете. Конечно, не возбраняется просить Бога и об остальном, что нам нужно, но об этом можно просить только заодно с главным.
Сам Господь учит нас молиться и о хлебе каждодневно: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь!..” Но эта молитва в “Отче наш” стоит не на первом месте, но только после молитвы о святом имени Божием, о приходе Царствия Небесного и о владычестве воли Божией на земле, как и на Небе.
Итак, сначала духовные блага, и только потом материальные. Все материальные блага – из праха, и Господь их легко творит и легко дает. Дает их по милости Своей даже тем, кто об этом и не просит. Дает их и животным, как и людям. Однако духовные блага Он никогда не дает ни без воли человеческой, ни без искания. Самые драгоценные богатства, то есть духовные, такие, как миролюбие, радость, доброта, милость, терпение, вера, надежда, любовь, мудрость и другие, Бог может дать так же легко, как дает материальные блага, но лишь тем, кто возлюбит эти духовные сокровища и кто будет о них просить Бога.

Добро и зло — эти две противоположности существовали и, я думаю, будут существовать всегда. Видимо так уж устроена наша жизнь. Но чего в нашей жизни будет больше, зависит всё-таки от нас. Сказки, легенды, притчи о добре и зле нас учат этому с самого детства.

Борьба добра со злом — мы часто сталкиваемся с этим в нашей жизни, но наше отношение к этому, какой путь мы в итоге выбираем берёт своё начало в нас самих.

Короткая притча о добре и зле про волков как раз об этом. Мудрость этой притчи актуальна во все времена.

Прочитайте её сами и обязательно расскажите своим детям.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: » А какой волк в конце побеждает?»
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Добро — оно появляется с детства — родился ребёнок — это ли не добро — чистое, светлое создание. И какой ребёнок будет дальше, зависит от нас, взрослых. Поэтому прав был старый индеец, что раскрыл истину о внутренней борьбе добра и зла своему внуку, пока он ещё ребёнок.

Посмотрите в видео эту притчу в стихах в исполнении автора Владимира Шебзухова.

Мы с детства должны формировать у детей понятие о добре и зле. Ведь на их мировоззрение оказывает большое влияние окружение — детский сад, школа и многое другое, но семья даёт начало всему.

Ведущий советский педагог — новатор В.А. Сухомлинский говорил:

Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени.

И главная задача для нас, родителей, всеми силами попытаться сохранить чистоту маленького человечка.

Понятно, что идеальным человек не станет и наступит время, когда он сам будет формировать свою личность. Но заложенные основы добра в детстве дадут свои плоды.

Внутренняя борьба добра со злом происходит постоянно, очень часто жизнь подкидывает нам разные ситуации, когда нам приходится принимать те или иные решения, делать выбор. Минимизировать зло, действовать исходя из добрых побуждений может каждый из нас. Ведь чем больше будет в мире добра, тем лучше для всех нас.

Хотя частенько встречается такая информация, что без зла мы бы не смогли оценить добро, что в жизни отсутствует черное и белое, есть только серое, что добро и зло едины и выполняют какую-то общую миссию.

Да, тема интересная и она претендует на отдельный разговор, но поскольку вы заглянули на эту страничку за притчами, не буду забирать у них ваше внимание. Но одно скажу, коль уж существуют эти две противоположности в нашей жизни, помнить надо, что есть и «закон бумеранга».

В завершении всего вышесказанного ещё одна маленькая притча.

Притча о добре и зле

Был у Гнева сын. Звали его - Зло. Такой сложный характер был у сына, что Гнев с трудом с ним справлялся.

Решил он женить сына на какой-нибудь добродетели. Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет!

Похитил он Радость и женил на ней Зло. Только недолгим был тот брак поневоле. Правда осталось от этого союза дитя, а имя его Злорадство.

Правда говорят, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добро всё равно не получается!

P.S. Вы познакомились с короткими притчами о добре и зле. Если вы хотите продолжения этой темы, загляните на страничку , приятная и милая сказка-притча, которая нравится и взрослым и детям.

Елена Касатова. До встречи у камина.

Предлагаю небольшую подборку притч о добре и зле.

Притча первая.

Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос:
— Все, что существует, создано Богом? И если Бог создал все, значит, Бог создал зло, раз оно существует. Согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло.
Все притихли, услышав такие выводы. Тогда один студент встал и спросил:
— Могу я задать Вам вопрос, профессор? Скажите, а холод существует?
— Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?
Молодой человек ответил:
— На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы называем холодом, является отсутствием тепла. Мы изучаем тепло, а не холод. Профессор, а темнота существует?
— Конечно, существует.
— Сэр, темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучать свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучать различные длины волн каждого цвета, но не можем измерить темноту. Темнота – это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. Скажите, пожалуйста, профессор, зло существует?
— Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилие по всему миру. Эти примеры являются не чем иным, как проявлением зла.
На это студент ответил:
— Зло – это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод – слово, созданное человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло – это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света.
Говорят, имя этого студента – Альберт Эйнштейн.

Притча вторая.

Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.

Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?

Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Притча третья (из книги Джебран Халил «Пророк»)

… И один старейший города сказал: Скажи нам о Добре и Зле.
И он ответил: О хорошем в вас я могу говорить, а не о зле. Ведь что есть зло, если не добро, измученное собственным голодом и жаждой? Поистине, когда добро голодно, оно ищет пищу даже в темных пещерах, и когда оно жаждет — оно пьет даже мертвые воды.
Вы добры, когда вы едины сами с собой. Но и когда вы разъединены, вы не зло. Потому что и дом, где нет согласия, — еще не гнездо воров, это просто дом, где нет согласия. И корабль без руля может плавать без цели между опасными островами и все же не уйти на дно.
Вы добры, когда заставляете себя дарить. Но и когда вы хотите получить для себя — вы не зло. Потому что, когда вы стараетесь приобрести, вы просто корень, который прильнув к грудям земли, сосет их молоко. Конечно, плод не может сказать корню: «Будь как я, зрелым и всегда раздающим свое изобилие». Потому что для плода отдавать есть его назначение, так же как получать — предназначение корня.
Вы — носитель добра, когда вы говорите, все ваши чувства не спят, отражаясь в словах. Но вы не носитель зла, даже когда ваш язык бормочет что-то без цели, в то время, как Я ваше спит. Ведь даже и бормотание может усилить слабый язык. Вы — носитель добра, когда вы идете к цели своей твердо и шаги ваши смелы. Но вы не носитель зла, и когда идете хромая. Даже тот, кто идет хромая, идет тоже вперед. Но вы, кто силен и скор, смотрите, чтоб не хромать перед настоящим хромым, думая, что этим вы делаете доброе дело.
Вы хороши в бесчисленных добрых делах, но вы не несете зла, и когда не делаете добра, Вы просто теряете даром время и медлите. Жаль, что олени не могут учить быстроте черепах.
В вашем стремлении сделать свое Я огромным лежит ваша доброта, и это стремление есть в каждом из вас. Но в некоторых это стремление сильно как поток, мощно несущийся к морю, увлекающий за собой секреты склонов холмов и песни лесов. А в других то же стремление — лишь тихий ручей, теряющийся в собственных петлях и изгибах и не достигающий моря. Но пусть тот, кто ретив, не скажет тому, кто спокоен: «Почему ты медлишь и останавливаешься?»
Потому что настоящий носитель добра не спросит у голого: «Где твое платье?» — иль у бездомного: «Что с домом твоим случилось?»

Притча четвёртая.

Однажды ученики пришли к наставнику и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые - трудно и остаются непрочны в нем?»

Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? - спросил старец.

Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, - ответили ученики.

Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые всходы, они выставляют их напоказ и тем губят.

А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и ранят человека в самое сердце.

Вы же — будьте мудры и не делайте так!

Притча – это одна из самых древних разновидностей назидательного рассказа. Поучительные аллегории позволяют коротко и ёмко дать какую-либо нравственную установку, не прибегая к прямому убеждению. Именно поэтому притчи о жизни с моралью – короткие и иносказательные – во все времена были очень популярным инструментом воспитания, затрагивая самые разные проблемы человеческого бытия.

Умение различать добро и зло отличает человека от животного. Неудивительно, что фольклор всех народов хранит немало притч на эту тему. Дать собственные определения добру и злу, исследовать их взаимодействие и объяснить природу человеческого дуализма пытались и на Древнем Востоке, и в Африке, и в Европе, и в обеих Америках. Большой корпус притч на эту тему показывает, что при всей разнице культур и традиций, представление об этих основополагающих понятиях у разных народов общее .

Два волка

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
– В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
– А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Познай и не делай

Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно, нет!
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет…
– Так иди и познай всё это, – воскликнул мудрец, – а познав, не делай!

Чёрная точка

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую чёрную точку. Он спросил их:
– Что вы видите?
Все хором ответили, что чёрную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал:
– А разве вы не видите этот белый лист бумаги – он так огромен, больше, чем эта чёрная точка! Вот так и в жизни – мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».

Притчи о счастье

Где бы ни родился человек, кем бы он ни был, чем бы ни занимался, по сути, он делает одно – ищет счастья. Этот внутренний поиск продолжается с рождения до смертного одра, даже если не всегда осознаётся. И на этом пути человека подстерегает масса вопросов. В чём заключается счастье? Можно ли, не имея ничего, быть счастливым? Можно ли получить счастье готовым или нужно создавать его самому?
Представление о счастье так же индивидуально, как ДНК или отпечатки пальцев. Для одних людей и целого мира мало, чтобы почувствовать себя хотя бы удовлетворённым. Другим достаточно малого – солнечного луча, дружеской улыбки. Кажется, что по поводу этой этической категории согласия между людьми быть не может. И всё же в разных притчах о счастье обнаруживаются точки соприкосновения.

Кусочек глины

Бог слепил человека из глины. Слепил для человека землю, дом, зверей и птиц. И остался у него неиспользованный кусок глины.
– Что же ещё слепить тебе? – спросил Бог.
– Слепи мне счастье, – попросил человек.
Ничего не ответил Бог, задумался и положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Не в деньгах счастье

Ученик спросил Мастера:
– Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Мастер ответил, что они верны полностью.
– Это просто доказать. Ибо за деньги можно купить постель — но не сон; еду — но не аппетит; лекарства — но не здоровье; слуг — но не друзей; женщин — но не любовь; жилище — но не домашний очаг; развлечения — но не радость; учителей — но не ум. И то, что названо, не исчерпывает списка.

Ходжа Насреддин и путник

Однажды Насреддин повстречал угрюмого человека, бредущего по дороге в город.
– Что с тобой? – спросил Ходжа Насреддин путника.
Человек показал ему потрёпанный дорожный мешок и жалобно сказал:
– О, я несчастный! Всё, чем владею я в бесконечно огромном мире, едва заполнит этот жалкий, негодный мешок!
– Плохи твои дела, – посочувствовал Насреддин, выхватил мешок из рук путника и убежал прочь.
А путник продолжил путь, обливаясь слезами. Тем временем Насреддин забежал вперёд и положил мешок прямо посреди дороги. Путник увидел свой мешок, валяющийся на пути, рассмеялся от радости и вскричал:
- О, какое счастье! А я уж думал, что всё потерял!
«Легко осчастливить человека, научив его ценить то, что он имеет», – наблюдая за путником из кустов, подумал Ходжа Насреддин.

Мудрые притчи о морали

Слова «мораль» и «нравственность» в русском языке имеют разные оттенки. Мораль – это, скорее, общественная установка. Нравственность – внутренняя, личная. Тем не менее, базовые принципы морали и нравственности во многом совпадают.
Мудрые притчи легко, но не поверхностно затрагивают именно эти базовые принципы: отношение человека к человеку, достоинство и низость, отношение к Родине. Вопросы взаимоотношения человека и общества часто воплощаются в притчевую форму.

Ведро яблок

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
– Кто чем богат, тот тем и делится!

Низкие и достойные

Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать:
– Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий.
Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри.
– Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны.
Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.

Измени голос

Голубка увидела в роще сову и спросила:
– Откуда ты, сова?
– Я жила на востоке, а теперь лечу на запад.
Так ответила сова и начала злобно ухать и хохотать. Голубка снова спросила:
– А почему же ты покинула родной дом и летишь в чужие края?
– Потому что на востоке меня не любят за то, что у меня противный голос.
– Напрасно ты покинула родные края, – сказала голубка. – Менять тебе надо не землю, а голос. На западе так же, как на востоке, не терпят злобного уханья.

О родителях

Отношение к родителям – нравственная задача, давно решённая человечеством. Библейские легенды о Хаме, евангельские заповеди, многочисленные пословицы, сказки в полной мере отражают представления людей о взаимоотношении отцов и детей. И всё же между родителями и детьми возникает столько противоречий, что современному человеку время от времени нелишне об этом напомнить.
Постоянная актуальность темы «Родители и дети» рождает всё новые и новые притчи. Современные авторы, следуя по стопам предшественников, находят новые слова и метафоры, чтобы снова коснуться этого вопроса.

Кормушка

Жил-был старик. Глаза его ослепли, слух притупился, и колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку, проливал суп, а иногда пища выпадала у него изо рта.
Сын и его жена с отвращением смотрели на него и стали во время еды сажать старика в угол за печку, и еду подавали ему в старом блюдечке. Однажды руки старика так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда молодая невестка стала ругать старика, а сын сделал отцу деревянную кормушку. Теперь старик должен был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их маленький сын с куском дерева в руках.
– Что ты хочешь сделать? – спросил отец.
– Деревянную кормушку, – ответил малыш. – Когда я вырасту, папа и мама будут есть из неё.

Орёл и орлёнок

Старый орёл летел над пропастью. На спине он нёс своего сына. Орлёнок был ещё слишком мал и не мог осилить этот путь. Пролетая над пропастью, птенец сказал:
– Отец! Сейчас ты несёшь меня через пропасть на спине, а когда я стану большим и сильным, я тебя понесу.
– Нет, сынок, – печально ответил старый орёл. – Когда ты вырастешь, ты понесёшь своего сына.

Подвесной мост

На пути между двумя высокогорными селениями было глубокое ущелье. Жители этих селений построили над ним подвесной мост. По его деревянным дощечкам ходили люди, а два троса служили перилами. Люди так привыкли ходить по этому мосту, что могли и не держаться за эти перила, и даже дети бесстрашно перебегали ущелье по дощечкам.
Но однажды тросы-перила куда-то исчезли. Рано утром люди подошли к мосту, но никто не смог сделать ни шагу по нему. Пока тросы были, можно было за них не держаться, но без них мост оказался неприступным.
Так происходит и с нашими родителями. Пока они живы, нам кажется, что мы вполне можем обойтись без них, но как только мы их теряем, жизнь сразу начинает казаться очень трудной.

Житейские притчи

Житейские притчи – это особая категория текстов. В жизни человека каждый момент возникает ситуация выбора. Какую роль в судьбе могут сыграть незначительные, казалось бы, мелочи, незаметные маленькие подлости, глупые провокации, нелепые сомнения? Притчи отвечают на этот вопрос однозначно: огромную.
Для притчи нет ничего несущественного и неважного. Она крепко помнит, что «трепетание крыла бабочки отзывается громом в дальних мирах». Но притча не бросает человека наедине с неумолимым законом воздаяния. Она всегда оставляет возможность упавшему подняться и продолжить путь.

Всё в твоих руках

В одном китайском селении жил мудрец. Отовсюду приходили к нему люди со своими проблемами и болезнями, и никто не уходил, не получив помощи. За это любили и уважали его.
Только один человек говорил: «Люди! Кому вы поклоняетесь? Ведь это шарлатан и мошенник!» Однажды он собрал вокруг себя толпу и сказал:
– Сегодня я докажу вам, что был прав. Пойдёмте к вашему мудрецу, я поймаю бабочку, и когда он выйдет на крыльцо своего дома, спрошу: «Угадай, что у меня в руке?». Он скажет: «Бабочка», – ведь всё равно кто-нибудь из вас проговорится. И тогда я спрошу: «А живая или мёртвая?» Если он скажет, что живая, я сожму руку, а если мёртвая, то я выпущу бабочку на свободу. В любом случае, ваш мудрец окажется в дураках!
Когда они пришли к дому мудреца, и тот вышел к ним навстречу, завистник задал свой первый вопрос:
– Бабочка, – ответил мудрец.
– А живая или мёртвая?
Старик, улыбнувшись в бороду, сказал:
– Всё в твоих руках, человек.

Летучая Мышь

Давным-давно разгорелась война между зверьём и птицами. Труднее всего было старой Летучей Мыши. Ведь она была и животным, и птицей одновременно. А потому она никак не могла для себя решить, к кому же ей всё-таки выгоднее примкнуть. Но потом она решила схитрить. Если птицы будут одерживать верх над зверями, то она станет поддерживать птиц. В противном случае она быстренько переметнётся к зверям. Так она и сделала.
Но когда все заметили, как она себя ведёт, то тут же предложили ей не бегать от одних к другим, а раз и навсегда выбрать одну сторону. Тогда старая Летучая Мышь сказала:
– Нет! Я останусь посредине.
– Хорошо! – сказали обе стороны.
Битва началась и старая Летучая Мышь, оказавшись в середине сражения, была раздавлена и умерла.
Вот почему тот, кто пытается усидеть между двумя стульями, всегда окажется на самой гнилой части верёвки, что висит над пастью смерти.

Падение

Один ученик спросил своего наставника-суфия:
– Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моём падении?
– Вставай!
– А на следующий раз?
– Снова вставай!
– И сколько это может продолжаться – всё падать и подниматься?
– Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.

Православные притчи о жизни

Ещё академик Д.С. Лихачёв отмечал, что на Руси притча как жанр «выросла» из Библии. Библия и сама по себе усеяна притчами. Именно такую форму поучения народа выбирали Соломон и Христос. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с приходом христианства на Русь жанр притчи глубоко укоренился на нашей земле.
Народная вера всегда была далеко от формализма и «книжной» усложнённости. Поэтому лучшие православные проповедники постоянно обращались к аллегории, где обобщённо трансформировали ключевые идеи христианства в сказочную форму. Иногда православные притчи о жизни могли концентрировать в одну фразу-афоризм. В других случаях – в короткий сюжет.

Смирение – это подвиг

Как-то к оптинскому иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения на духовный подвиг: жить одной и без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей:
– Ты знаешь, лукавый не ест, не пьёт и не спит, а всё в бездне живёт, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всём воле Божией – вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всём, неси с благодарением болезни и скорби – это выше всяких подвигов!

Твой крест

Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у Него:
– Можно я выберу себе иной крест?
Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит:
– Выбирай.
Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и наконец нашёл маленький-маленький, лёгонький-лёгонький крестик, подошёл к Богу и говорит:
– Господи, можно мне взять этот?
– Можно, – ответил Бог. – Это же твой собственный и есть.

О любви с моралью

Любовь движет мирами и человеческими душами. Было бы странно, если бы притчи обошли вниманием проблемы отношений мужчины и женщины. И здесь авторы притч поднимают великое множество вопросов. Что такое любовь? Можно ли дать ей определение? Откуда она приходит, и что её губит? Как её обрести?
Затрагиваются притчами и более узкие аспекты. Бытовые отношения мужа и жены – казалось бы, что может быть банальней? Но и здесь притча находит пищу для размышления. Ведь это лишь в сказках брачным венцом дело заканчивается. А притча знает: с этого всё только начинается. И сохранить любовь не менее важно, чем её найти.

Всё или ничего

Один человек пришел к мудрецу и спросил: «Что такое любовь?» Мудрец сказал: «Ничего».
Человек очень удивился и начал рассказывать ему, что читал много книг, в которых описывается, что любовь бывает разной, грустной и счастливой, вечной и быстротечной.
Тогда мудрец ответил: «Всё».
Человек опять ничего не понял и спросил: «Как же тебя понять? Всё или ничего?»
Мудрец улыбнулся и сказал: «Ты сам только что ответил на свой вопрос: ничего или всё. Середины быть не может!»

Разум и сердце

Один человек утверждал, что разум на улице любви - слеп, и что главное в любви - сердце. В доказательство этому он приводил рассказ о влюблённом, который много раз переплывал через реку Тигр, храбро борясь с течение, чтобы увидеться со своей возлюбленной.
Но однажды он вдруг заметил у неё на лице пятнышко. После этого, переплывая Тигр, он подумал: «Моя любимая несовершенна». И в тот же миг любовь, которая держала его на волнах, ослабела, посреди реки силы покинули его, и он утонул.

Чинить, а не выбрасывать

Пожилую пару, прожившую более 50 лет вместе, спросили:
– Наверное, вы ни разу за полвека не поругались?
– Ругались, – ответили муж и жена.
– Может быть, у вас никогда не было нужды, были идеальные родственники и дом – полная чаша?
– Да нет, всё как у всех.
– Но вы никогда не хотели разойтись?
– Бывали и такие мысли.
– Как же вам удалось так долго прожить вместе?
– Видимо, мы родились и выросли в те времена, когда сломанные вещи было принято чинить, а не выбрасывать.

Не требуй

Учитель узнал, что один из его учеников настойчиво добивался чьей-то любви.
– Не требуй любви, так ты её не получишь, – сказал учитель.
– Но почему?
– Скажи, что ты делаешь, когда в твою дверь ломятся непрошеные гости, когда они стучат, кричат, требуя отворить, и рвут на себе волосы от того, что им не открывают?
– Я сильнее запираю её.
– Не ломись в двери чужих сердец, так они ещё сильнее закроются пред тобой. Стань желанным гостем и перед тобой откроется любое сердце. Возьми пример с цветка, который не гоняется за пчёлами, а даря им нектар, привлекает их к себе.

Короткие притчи об оскорблении

Внешний мир – жёсткая среда, которая постоянно сталкивает людей друг с другом, высекая искры. Ситуация конфликта, унижения, полученного оскорбления способна надолго выбить человека из колеи. Притча и здесь приходит на помощь, играя психотерапевтическую роль.
Как реагировать на нанесённое оскорбление? Дать волю гневу и ответить наглецу? Что выбрать – ветхозаветное «око за око» или евангельское «подставь вторую щёку»? Любопытно, что из всего корпуса притч об оскорблениях наибольшей популярностью сегодня пользуются буддийские. Дохристианский, но не ветхозаветный подход кажется нашему современнику наиболее приемлемым.

Иди своим путём

Один из учеников спросил Будду:
– Если меня кто-нибудь оскорбит или ударит, что я должен делать?
– Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? – спросил тот в ответ:
– Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, – сказал ученик.
Тогда Будда заметил:
– Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя. Это всё равно что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путём, будто ничего и не случилось.

Забирайте себе

Как-то раз несколько человек принялись злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И потому им стало не по себе. Один из этих людей обратился к Будде:
– Неужели тебя не задевают наши слова?!
– Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, – ответил Будда. – А моё – принимать ваши оскорбления или нет. Я отказываюсь принимать их. Можете забрать их себе.

Сократ и наглец

Когда какой-то наглец ударил Сократа ногою, то он стерпел, не промолвив ни слова. А когда кто-то выразил удивление, почему Сократ оставил без внимания такое наглое оскорбление, то философ заметил:
– Если бы меня лягнул осёл, то неужели бы я стал его привлекать к суду?

О смысле жизни

Размышления о смысле и цели бытия относятся к категории так называемых «проклятых вопросов», и однозначного ответа нет ни у кого. Однако глубокий экзистенциальный страх – «Зачем я живу, если всё равно умру?» – терзает каждого человека. И конечно, жанр притчи тоже касается этого вопроса.
Притчи о смысле жизни есть у каждого народа. Чаще всего он определяется так: смысл жизни – в самой жизни, в её бесконечном воспроизведении и развитии через последующие поколения. Кратковременность бытия каждого отдельного человека рассматривается философски. Пожалуй, наиболее аллегоричная и прозрачная притча этой категории была придумана американскими индейцами.

Камень и бамбук

Рассказывают, что однажды камень и бамбук сильно поспорили. Каждый из них хотел, чтобы жизнь человека была похожа на его собственную.
Камень говорил:
– Жизнь человека должна быть такой же, как моя. Тогда он будет жить вечно.
Бамбук отвечал:
– Нет, нет, жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, но сразу рождаюсь снова.
Камень возражал:
– Нет, пусть лучше будет по-другому. Пусть лучше человек будет, как я. Я не склоняюсь ни под дуновеньем ветра, ни под струями дождя. Ни вода, ни тепло, ни холод не могут повредить мне. Моя жизнь бесконечна. Для меня нет ни боли, ни заботы. Такой должна быть жизнь человека.
Бамбук настаивал:
– Нет. Жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, это правда, но я возрождаюсь в моих сыновьях. Разве это не так? Взгляни вокруг меня – повсюду мои сыновья. И у них тоже будут свои сыновья, и у всех будет кожа гладкая и белая.
На это камень не сумел ответить. Бамбук победил в споре. Вот почему жизнь человека похожа на жизнь бамбука.