Презентация меоты земледельческие племена северо западного кавказа. Страна меотов -прообраз черкесии. Курганы Елизаветинского некрополя

- 105.00 Кб

Введение

  1. Меоты – кто они?
  2. Культура меотов.
  3. Система религиозных культов и верований меотов.
  4. Письменность меотов.
  5. Поселения меотов.
  6. Синдо-меотская эпоха.
  7. Меотские племена.
  8. Меоты и кочевники.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Чтобы раскрыть в полном объеме сущность человеческой культуры, недостаточно изучения сегодняшнего состояния культуры народов. Необходимо совершить экскурс в историю становления народа. При этом необходимо исследовать, какое влияние оказывали на становление их культуры другие цивилизации.

Более двух с половиной тысяч лет назад степи берегов Черного и Азовского морей населяли многочисленные и воинствующие народы. Кто они, как выглядели, откуда пришли?

На все эти и другие вопросы сейчас может дать ответ археология. Древние жители этой земли бесследно растворились среди новых кочевников, нашествия которых, как волны, перекатывались через Северное Причерноморье.

Среднее и нижнее течение реки Кубани, Восточное Приазовье, Таманский полуостров и Закубанье занимали оседлые земледельческие племена, объединяемые общим названием - меоты.

Меотами поэтому греки называли племена, жившие по берегам Азовского моря, а позже и все остальные племена, близкородственные азовским по языку, религии и культуре и проживавшие на обширных кубанских просторах.

  1. Меоты – кто они?

В первом тысячелетии до нашей эры побережье Меотиды (Азовского моря), почти вся территория Северного Кавказа, с прилегающими к ней с севера равнинами населены родственными между собой народами. Эти народы - синды, зихи, псессы, дандарии, досхи, тореаты, абидиакены, арреахи, ахеи, мосхи, ситтакены, тарпеты, фатеи в летописях Древней Греции и Древнего Рима собирательно именуются maiotis (здесь и далее меоты).
Меоты - отличные мастера, среди них кузнецы, камнетесы, гончары, сапожники, портные, ювелиры. Представители каждого ремесла составляли родовое сословие. При этом было недопустимо, чтобы кто-то занимался не своим делом.

Меоты - это коренное население Северо-Западного Кавказа, относившееся к кавказской языковой семье и являвшееся одним из отдаленных предков адыгов. Подтверждение этому мы находим как в археологических памятниках, так и в лингвистических данных - названиях племен, собственных именах, географических названиях.
Еще большее значение имеют археологические материалы. Раскопки меотских городищ на территории Адыгеи (Тахтамукайское, Нововочепшийевское, хутора Красного) показали непрерывность развития меотской культуры вплоть до раннего средневековья включительно (VII-VII вв. до н.э.).
Правда, имеется иная точка зрения на происхождение меотов. Лингвист О. Н. Трубачев считает, что синды и меоты это праиндийцы с самостоятельным диалектом, являющиеся остатками индоарийцев на Северном Кавказе после ухода их основной массы на юго-восток.

Меоты жили в горах и на равнинах Предкавказья. Меоты-горцы вели оседлый образ жизни и занимались главным образом земледелием. На равнинах меоты обычно вели полукочевой образ жизни и занимались преимущественно отгонным скотоводством. Важной отраслью хозяйства было рыболовство. Для рыбной ловли использовалась сеть, невод, крючковая снасть.

Меотидой древние греки именовали Азовское море, и в переводе это означает «зловонная лужа». Нелестно; но, для сравнения, название реки Абин в переводе с древнеадыгейского – «гиблое место»… (гипотеза, ныне опровергаемая. – А. Ж.). Последняя экспедиция школьного археологического кружка к городищу увенчалась успехом: найдено более 200 единиц подъёмного материала (попросту говоря – бусинок, черепков, костей рыбы и скота и тому подобное). И хотя общая масса находок довольно скромна (так, амфора сохранилась очень плохо и реставрации сама по себе не подлежит, разве что может быть восстановлена по образцам из других мест), по ним можно кое-что рассказать о жизни поселенцев.
Особо богатых среди них не было: отсутствует роскошно орнаментированная посуда, в то время считавшаяся показателем достатка и авторитета. Практически вся посуда (за исключением амфоры, о ней речь впереди) местного изготовления и очень проста. Очевидна удалённость поселения от культурных и экономических центров, в том числе Тамани, ибо, помимо прочего, отсутствует что-либо, указывающее на их посещение (то есть конская упряжь или фрагменты колёсного транспорта). Поселенцы жили тем, что разводили скот, охотились и ловили рыбу, о последнем говорит обнаруженное высохшее русло реки. Хотя рыбу могли покупать и у заезжих торговцев. Также найдено глиняное пряслице – грузик, придающий веретену силу инерционного вращения; значит, и прядильное ремесло было им знакомо.
Фрагменты жилищ свидетельствуют о том, что жили местные меоты в турлучных избах, строившихся на камышовых «сваях». Значит, случались тут и затопления.
Несмотря на скудость быта, торговые связи с «цивилизованным миром» существовали. Обнаружены две стеклянные бусины разной формы и цвета; одна из них определённо греческая (с Тамани), другая привезена купцами из Египта. Но главное богатство племени (или, по крайней мере, главное богатство археологической группы) – упомянутая выше амфора. Она-то и позволила примерно определить год основания городища.
Произведена она в мастерской известного мастера Лина, клеймо которого хорошо сохранилось на черепке: имя (Λινου) и изображение виноградной лозы, – такой вот античный товарный знак. В других ближайших местностях Абинского и других районов найдено несколько амфор под тем же «брендом». Установить дату событий помогли эпонимы, написанные на другом боку каждой амфоры. Эпонимы – это имена людей (или богов), в честь которых названы, например, годы (как в наших случаях); здесь это правящие магистраты Астимед и Никасагор I. Правда, на амфоре из этого карьера эпоним прочитать не удалось – она очень плохо сохранилась. Но имя промышленника Лина оказалось достаточным. Установлено, что он работал в 200 – 170 г. до н. э.

  1. Культура меотов

Культура меотов складывается на заре железного века и продолжает развиваться на протяжении более чем десяти веков под воздействием культур соседних народов и государств. Раскопки и изучение найденных предметов быта, культуры на Новоджерелиевском городище (раданте, так называют это место местные жители) рассказывают нам о быте меотов. Меоты на протяжении всей истории находились а тесных взаимосвязях с кочевыми ираноязычными племенами, сначала с киммерийцами, затем со скифами и сарматама. Это подтверждается найденными предметами при раскопках могильников. Умерших хоронили скорченно на боку или вытянуто на спина. При погребении воинов клали наконечники копий, стрел, кинжалы, мечи, детали конской сбруи - удила, псалии. Все эти предметы экспонируются в музее истории и археологии станицы Новоджерелиевской.

Формирование меотской культуры происходило вероятней всего на территории Северного Прикубанья в период VIII - VII веков до кашей эры. В область Восточного Приазовья меотские племена пришли лишь во II веке до вашей Эры. Вдоль обоих берегов реки Кирпили (Малый Ромбит) меоты основали ряд поселений, которые тянулись от современной станицы Роговской до города Приморско-Ахтарска.

древнейшие синдские племена занимались не только скотоводством и охотой, но даже античные авторы отмечают, что у тех синдов, которые проживали возле морей и рек, было развито рыболовство. Исследования ученых показывают, что у этих древних племен существовал некоторый культ рыбы. Синды с III тысячелетия до н. э. начали заниматься гончарным производством, о чем свидетельствуют многочисленные материалы археологических раскопок в различных регионах Северного Кавказа – местах обитания синдо-меотских племен. Кроме этого, в Синдике существовало с древнейших времен и другое мастерство – выделка кости, камнерезное дело.

Самых значительных успехов достигли предки адыгов и сам адыгский этнос в земледелии, скотоводстве, садоводстве. Многие злаковые культуры: рожь, ячмень, пшеница и др.– были основными сельскохозяйственными культурами, которые выращивались ими испокон веков. Адыги вывели много сортов яблонь и груш. Наука садоводства сохранила около десяти названий черкесских (адыгских) сортов яблонь и столько же груши 17 .

Синды очень рано перешли к железу, к его получению и использованию. Железо совершило настоящую революцию в жизни каждого народа, в том числе и предков адыгов – синдо-меотских племен. Железо на Северном Кавказе прочно входит в жизнь с VIII в. до н. э. Среди народов Северного Кавказа, которые начали получать и использовать железо, одними из первых были синды. Об этом говорит тот факт, что античные авторы узнали синдов прежде всего как народ железного века. Недаром древние греки считали Кавказ родиной металлургии, а древних металлургов Кавказа – первыми в мире. Высокое мастерство в обработке цветных металлов могли развить только на основе богатого опыта своих предшественников, на ранее созданной материальной и технической базе.

Помимо вышеприведенных памятников древних синдов, много интересного мы находим в их культуре. Это и оригинальные музыкальные инструменты из кости; примитивные, но характерные статуэтки, различная посуда, предметы утвари, оружие и многое др. Древние синды поклонялись Солнцу. При погребении вождей в курганах они строили большие круги из камня. Кроме этого у них в древности был обычай посыпания покойника красной краской – охрой. Это свидетельство поклонения Солнцу. Одним из значительных периодов развития древней Синдики, в том числе и ее культуры, является V в. до н. э., широкое развитие получают в Синдике земледелие и животноводство. Культура достигает высокого уровня развития. Расширяются торгово-экономические связи со многими народами, в том числе с греками.

Имели широкие связи со многими народами, в том числе с народами Грузии, Малой Азии и т. д., и на высоком уровне находилась торговля. Именно в эпоху железа она достигает наивысшего уровня своего развития.

  1. Система религиозных культов и верований меотов
    Для верований меотов характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся меотам в виде бога солнца света, огня, бога дождя, грозы, бога леса, бога моря и других богов. Этим богам меоты приносили жертвы, сопровождаемые сложным ритуалом.
    Были распространены разные магические обряды, осуществляемые старейшинами рода. Обряды состояли в произнесении особых заклинаний, приготовлении магических снадобий. Старший рода, наиболее искушенный в магических познаниях, погружался в транс, во время которого он "видел" события прошлого, настоящего, будущего, "разговаривал" с умершими родственниками, богами, испрашивал помощи или совета как поступить в том или ином случае
    Состав меотского пантеона отличается большой сложностью и с трудом поддается всеобъемлющей классификации. Меотские боги могли олицетворять собою как природные и стихийные явления – боги неба, земли, солнца, огня, ветра, так и абстрактные понятия: гостеприимство, честность, верность традициям предков, верность клятве и т.д. Существовали так же боги покровители представителей каждого ремесла.
    Очень важны для меотов были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Туда же опускали погребальные дары от родных и односельчан умершего - посуду, оружие, одежду, украшения. Над захоронением производили земляную насыпь курган.
    В течение определенного времени от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от того, к какому сословию принадлежал усопший, возле могилы проводились погребальные ритуалы. Меоты устраивали круговое шествие вокруг могилы, с ритуальными песнопениями, плачем, шумом, отгоняя злых духов. Для того чтобы напугать и отогнать злых духов, вокруг могилы устанавливали всевозможные "страшные" изображения хищников, фантасмагорических чудищ.
    Главным богом меотов был бог солнца, огня, света, тепла. Эти явления меоты отождествляли между собой, и считали источником жизни на Земле, обожествляли их. Тело умершего они, как и народы майкопской, дольменной, северокавказской культур, посыпали красной краской - охрой, которая символизировала огонь.
    С эпохи раннего железа, благодаря древнегреческим и восточным письменным источникам, нам становятся известными названия племен и народностей, населявших степи Северного Причерноморья и Северо-Западный Кавказ. В степной полосе античные авторы называют киммерийцев, затем скифов и их восточных соседей - савроматов. Коренным населением Восточного Приазовья, Прикубанья и Закубанья (Адыгеи) были племена меотов, на Черноморском побережье Кавказа родственные им племена керкетов, торетов, ахеев, зихов. Термин "меоты" собирательный, объединяющий целый ряд более мелких племен.
    П. У. Аутлев, исходя из материалов нартского эпоса, считает, что слово "меоты" в его полной форме "Мэутхъох" означало "море, которое мутнее". Предложенная интерпретация названия Азовского моря, как пишет П. У. Аутлев, проливает некоторый свет на вопрос о происхождении этнического наименования "меоты" и топонимического Мэутхъох.
    Впервые меоты и синды упоминаются у древнегреческих авторов VI-V вв. до н. э. Более полные и обстоятельные сведения по истории, географии и этнографии Северо-Западного Кавказа имеются в труде греческого географа Страбона (жил на рубеже нашей эры). У Страбона имеется перечисление многочисленных меотских племен, причем к числу меотов он относит и синдов, а также племена Кавказского побережья. Описывая восточное побережье Меотиды, Страбон отмечает множество пунктов ловли рыбы, идущей на соление, а также Малый Ромбит и мыс с рыбными ловлями, где работают сами меоты. Малый Ромбит возможно отождествлять с рекой Кирпили, впадавшей в древности в Азовское море.
    Кроме античных авторов названия местных племен сохранили для нас посвятительные надписи IV в. до н. э. с территории Боспорского государства. В них имеется перечисление меотских племен, находившихся в подчинении или зависимости от боспорских правителей. Это - синды, дандарии, тореты, псессы, фатеи, досхи. Локализация многочисленных меотских племен на современной карте не представляется возможным за НИ исключением синдов, которые жили в низовьях р. Кубани (на ее левобережье), на Таманском полуострове и Черноморском побережье до Анапы. Исследование археологических памятников показало, что меотские племена заселяли бассейн реки Кубани и ее нижнее и среднее течение, как правобережье, так и левобережье (Закубанье) до северных отрогов Кавказских гор. На севере, в степной полосе, они граничили с кочевыми племенами савроматов (сарматов).

    Меоты на протяжении своей истории неоднократно вступали в тесные взаимоотношения с кочевыми ираноязычными племенами. Сначала с киммерийцами, затем со скифами и, наконец, с сарматами. Киммерийцы были степняками-кочевниками, населявшими степные пространства Северного Причерноморья. Общепризнанным является пребывание киммерийцев и в степях правобережья Кубани. Отсюда киммерийцы двинулись через Закавказье в Переднюю и Малую Азию. Скифы вытеснили киммерийцев из степей Северного Причерноморья и вслед за ними проникли в Переднюю Азию. Походы скифов относятся к началу VII в. до н.э. Пробыв в Передней Азии около 90 лет, они вернулись на свою первоначальную родину. Скифы при своем возвращении могли задержаться на какой-то срок в Прикубанье. Это сказалось в предметах вооружения, в элементах звериного стиля.

  1. Письменность синдо-меотских племен

Исследования специалистов показали, что у древних синдов именно в период военной демократии появилась своя, пусть во многом примитивная, письменность. Так, в местах проживания синдо-меотских племен найдено более 300 плиток из глины. Они были размером 14–16 см в длину и 10–12 см в ширину, толщиной около 2 см, были сделаны из серой глины, хорошо высушены, но не обожжены. Знаки на плитках загадочны и очень разнообразны.

Специалист по Древней Синдике Ю. С. Крушкол отмечает, что трудно отказаться от предположения, что знаки на плитках являются зародышем письменности. Определенное сходство этих плиток с глиняными, тоже не обожженными, плитками ассирийско-вавилонской письменности подтверждает, что они являются памятниками письменности. 19 .Значительное число этих плиток найдено под г. Краснодаром – одном из районов проживания древних синдов.

Помимо Краснодарских плиток, учеными на Северном Кавказе обнаружен другой замечательный памятник древней письменности – Майкопская надпись. Она относится ко II тысячелетию до н. э. и является самой древней на территории бывшего Советского Союза. Эта надпись была исследована крупным специалистом по восточным надписям профессором Г. Ф. Турчаниновым. Он доказал, что она является памятником псевдоиероглифического библского письма.

Сходство Краснодарских плиток с Майкопской надписью красноречиво свидетельствует о зарождении письменности у синдо-меотских племен – предков абхазо-адыгов еще во II тысячелетии до н. э. При этом следует отметить, что ученые обнаруживают некоторое сходство Майкопской надписи и Краснодарских плиток с хеттским иероглифическим письмом. Список литературы.

И. Н. Анфимов

МЕОТСКИЕ ПЛЕМЕНА ПРИКУБАНЬЯ

В VIII-VII в в. до н. э. на территории Северо–Западного Кавказа получает распространение производство орудий труда и оружия из железа. Железо сюда проникло, вероятно, из Малой Азии и Закавказья, где секрет его производства был открыт еще в середине II тысячелетия до н. э. Сравнительно позднее освоение человеком железа объясняется тем, что оно почти не встречается в природе в чистом виде, его трудно обрабатывать и, кроме того, до открытия техники науглероживания железо было слишком мягким материалом для изготовления орудий труда. Железо, в отличие от месторождений меди и олова, широко распространено в природе. В древности его добывали повсюду из бурых железняков, болотных и других руд. Но выплавка железа из руды для древних металлургов была недоступна из-за очень высокой температуры его плавления (1528°С). Единственной технологией получения железа в первобытном обществе был сыродутый способ: железо восстанавливалось из руды углекислым газом при сгорании древесного угля, слои которого чередовались с рудой в печи. Для лучшего сгорания угля древние металлурги поддували в печь атмосферный воздух без подогрева («сырой»), отсюда и название этого способа - сыродутый. Железо получали в тестообразном состоянии в виде крицы весом несколько килограммов при температуре 1110°-1350°. Полученную крицу многократно проковывали для уплотнения и удаления шлака. Уже в глубокой древности был открыт способ закалки (цементации) мягкого кричного железа путем его насыщения углеродом в кузнечном горне. Более высокие механические качества железа, общедоступность железных руд и дешевизна нового металла обеспечили быстрое вытеснение им бронзы и камня, который продолжал использоваться для изготовления некоторых видов орудий и оружия вплоть до конца эпохи бронзы.

Технический переворот, вызванный распространением железа, намного расширил власть человека над природой и изменил его жизнь. Ф. Энгельс, отмечая революционную роль перехода от бронзы к железу, писал: «Железо сделало возможным полеводство на крупных площадях, расчистку под пашню широких пространств, оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из известных тогда металлов». В исторической периодизации выделяется ранний железный век, который охватывает время от начала широкого употребления железа до эпохи раннего средневековья, то есть до IV в. н. э. включительно. В эпоху раннего железного века в Прикубанье происходят крупные сдвиги в развитий хозяйства и общественных отношениях. Степные племена окончательно переходят от пастушеско–земледельческого хозяйства к интенсивному кочевому скотоводству. Развитие пашенного земледелия, животноводства, различных ремесел, в первую очередь, металлургическою производства, послужило основой расцвета культуры оседлых земледельческих племен Северо–Западного Кавказа. Развитие производительных сил во всех областях хозяйственной деятельности привело к социальному расслоению: в роде, племени появляются богатые семьи, образующие родовую аристократию, в зависимость от которых попадает рядовая масса общников. В условиях частых военных набегов с целью захвата пастбищ, скота, рабов создаются более или менее крупные союзы племен, постепенно складывается класс профессиональных воинов–дружинников во главе с вождями–военачальниками.

Племена Прикубанья, находившиеся на стадии разложения первббытно–общинного строя, не имели своей письменности, но уже с первой половины I тысячелетия до н. э., благодаря древнегреческим и отчасти древневосточным письменным источникам, становятся известны названия племен, населявших степи Северного Причерноморья и Северный Кавказ. Это степные ираноязычные кочевники - киммерийцы, позднее - скифы и их восточные соседи савроматы. Среднее и нижнее течение р. Кубань, Восточное Приазовье, Таманский полуостров и Закубанье занимали оседлые земледельческие племена, объединяемые названием «меоты». Впервые меоты и синды, одно из меотских племен, упоминаются у древнегреческих авторов VI- V вв. до н. э. Гекатея Милетского, Гелланика Митиленского, Геродота. Позже сведения о них встречаются у Псевдо–Скилака (IV в. до н. э.), Псевдо–Скимна (II в. до н. э.), Диодора Сицилийского (I в. до н. э.) и у других авторов. Более подробно о них сообщает в своем труде древнегреческий географ и историк Страбон, живший на рубеже новой эры. Описывая восточное побережье Меотиды (Азовское море), Страбон отмечает множество пунктов ловли рыбы, а также «реку Малый Ромбит (возможно р. Кирпили) и мыс с рыбными ловлями, где работают сами меоты». На всем этом побережье, по словам Страбона, живут меоты, «занимающиеся земледелием, но воинственностью не уступающие номадам. Они разделяются на довольно многие племена, из которых ближайшие к Танаису (Дон И. А.) отличаются большей дикостью, а прилегающие к Боспору - более мягкими нравами». Названия меотских племен сохранили также посвятительные надписи IV-III вв. до н. э. на каменных плитах с территории Боспорского царства. Это синды, дандарии, тореты, псессы, фатеи, досхи. Они были в подчинении или зависимости от правителей Боспора. Таманский полуостров и прилегающие к нему территории к югу от Кубани занимали синды. По Черноморскому побережью античные авторы указывают керкетов, торетов, зихов и другие племена, часть из которых причисляют к меотам. Основной массив меотских племен - это коренное население Северо–Западного Кавказа, принадлежавшее к кавказской языковой семье. Так считает большинство ученых–кавказоведов. На основании анализа местных языков и по данным топонимики исследователи (И. А. Джавахишвили, Е. И. Крупнов и др.) доказали принадлежность меотов к одним из отдаленных предков адыгов. Целый ряд имен собственных, сохранившихся на боспорских каменных стелах, можно встретить у современных адыгов (например, Баго, Дзадзу, Блепс и др.). Следовательно, и наука об именах - ономастика - подтверждает кавказское происхождение этих племен. Раскопки меотских поселений на левом берегу Кубани (Тахтамукаевское первое и Новочепшиевское городища) показали непрерывность жизни на них с последних веков до н. э. до VII в. н. э. Таким образом, на основе позднемеотской культуры первых веков н. э. происходит формирование культуры раннеадыгских племен. Иной точки зрения на происхождение синдов и меотов придерживается лингвист О. Н. Трубачев, который, игнорируя данные кавказской археологии и лингвистики, относит эти племена к праиндийцам, сохранившимся на Северо–Западном Кавказе с эпохи бронзы.

Культура меотов складывается на заре железного века и продолжает развиваться на протяжении более чем десяти веков, претерпевая значительные изменения и испытывая воздействие культур соседних народов и государств. Древнейшие памятники меотской культуры (протомеотский период) датируются VIII- VII вв. до н. э. и представлены преимущественно грунтовыми могильниками (Николаевский, Кубанский, Ясеновая Поляна, Псекупские и др.) на левобережье Кубани и в бассейне рек Белая и Фарс. В. настоящее время выявлено и одно поселение IX-VIII вв. до н. э. у села Красногвардейского. Захоронения в протомеотских могильниках представляли собой неглубокие грунтовые ямы. Умерших хоронили скорченно на боку или вытянуто на спине. Рядом с покойником в могиле помещался погребальный инвентарь. Обычно это чернолощеная глиняная посуда: черпак с высокими ручками, миски, кувшинчики, корчаги, разнообразные горшки; бронзовые украшения, а в погребениях воинов - бронзовые наконечники копий и стрел, бронзовая секира, каменные боевые молотки, а позднее - железные мечи и кинжалы с бронзовыми рукоятями, железные наконечники копий. Особенно разнообразны бронзовые детали конских уздечек - удила и псалии, бляхи - украшения ремней конской сбруи. Типы оружия и конской узды из протомеотских могильников Прикубанья сходны с изделиями так называемого киммерийского типа, распространенными на обширных территориях Северного Кавказа, Подонья, Украины и Поволжья, что отражает тесные связи населения Северо–Западного Кавказа в начале I тысячелетия до н. э. со степным миром Юго–Восточной Европы. Меоты на протяжении всей своей истории находились в тесных взаимоотношениях с кочевыми ираноязычными племенами: сначала с киммерийцами, затем со скифами и сарматами.

Киммерийцы являются первыми племенами Северного Причерноморья, известными нам по имени. Этот воинственный народ, знакомый грекам со времен Гомера, неоднократно упоминаемый в ассирийских клинописных текстах, обитал в степях Северного Причерноморья, до начала VII в. до н. э., когда он был отчасти вытеснен, отчасти ассимилирован скифами. Ранняя история скифов связана с военными походами в страны Передней Азии через Кавказ в VII-нач. VI в. до н. э., где они играли активную роль, успешно воюя на стороне то одних, то других древневосточных государств. Впервые скифы упоминаются в ассирийских документах в 70–х гг. VII в. до н.’э., когда они в союзе с Мидией и государством Манна выступили против Ассирии. Геродот (V в. до н. э.), описывая пребывания скифов в Передней Азии, отмечал, что «скифы владычествовали над ней в течение 28 лет и все опустошали своим буйством и излишествами. Они взимали с каждого дань, но, кроме дани, совершали набеги и грабили». В начале VI в. до н, э., потерпев поражение от мидян, скифы вернулись в Северное Причерноморье. В этот период (VII-VI вв. до н. э.) на всей территории Предкавказья обитали многочисленные скифские племена. Это был не только плацдарм, откуда скифы отправлялись в походы через перевалы Кавказа, но и постоянная зона их обитания. В конце XIX-нач. XX века на Кубани были раскопаны погребения родоплеменной знати времени завершения скифских переднеазиатских походов и возвращения их в Причерноморье. Это Келермесские, Костромской, Ульские курганы, расположенные на левобережье Кубани - в бассейне р. Лабы. Под огромными земляными насыпями были найдены богатейшие могилы вождей с многочисленным погребальным инвентарем, украшениями и парадной посудой из золота. Некоторые из них являлись военными трофеями из Передней Азии. Захоронения обычно сопровождались многочисленными конскими жертвоприношениями.

Культура скифов, господствовавших в тот исторический период на Северном Кавказе, наложила определенный отпечаток на культуру местного населения, в том числе и меотов Прикубанья. В первую очередь это нашло отражение в широком распространении на Северо–Западном Кавказе предметов, характерных для раннескифской культуры и бытовавших в основном в среде военной аристократии. Это скифские принадлежности вооружения (мечи–акинаки, бронзовые трехгранные наконечники стрел, шлемы), конское снаряжение и произведения декоративно–прикладного искусства в зверином стиле. Сюжеты скифского искусства связаны со стилизованными изображениями могучих животных (барс, олень), хищных птиц или их частей (когти, копыта, клюв, глаза и др.), которые украшали обычно парадное оружие, бронзовые ритуальные навершия, зеркала, предметы конского снаряжения, а также ритуальную посуду и костюм. Образы зверей имели не только декоративное значение, но, по представлениям древних, обладали магическими, сверхъестественными свойствами; они могли олицетворять и различных богов. Предметы кубанского варианта звериного стиля использовались в быту меотов до конца IV в. до н. э.

Основными источниками по истории, экономике, общественному строю и культуре меотов, как и других древних народов Северного Кавказа, являются памятники археологии: поселения, грунтовые могильники и курганы. Поселения на раннем этапе представляли собой небольшие родовые поселки, расположенные по берегам рек. С конца V в. до и. э. они расширяются, появляются земляные укрепления - валы и рвы. Укрепленные поселения - городища оседлого населения известны в Закубанье. Особенно часто они встречаются на правом берегу Кубани от станицы Прочноокопской до станицы Марьянской. Группы меотских городищ найдены на р. Кирпили в восточном Приазовье (III-I вв. до н. э.) и в низовьях Дона, где большинство из них возникло на рубеже новой эры. В настоящее время выделено более десяти групп меотских памятников, в первую очередь поселений и прилегающих к ним могильников, которые, возможно, соответствуют территории расселения отдельных племен. Дальнейшие исследования дадут возможность более точно представить историю расселения меотов и особенности развития каждой локальной группы.

Меотские городища располагались, как правило, по высоким террасам рек, часто занимая естественные отроги и мысы, дополнительно укрепляемые с напольной стороны. На городище обычно имелась холмообразная центральная часть, окруженная рвом. С увеличением населения поселки расширялись, строились внешние укрепления. Их площадь обычно равнялась 1,5- 3,5 га.

В нижнем течении Кубани, западнее станицы Марьянской, встречаются неукрепленные поселения, сохранившиеся в виде холмов «культурного слоя», состоящего из остатков жилищ, золы, бытового мусора. При раскопках городищ открыты остатки турлучных домов, погреба, керамические мастерские; слои насыщены огромным количеством обломков глиняной посуды и костями домашних животных, иногда встречаются обугленные зерна злаков, орудия труда, глиняные грузила от ткацких станков и рыболовных сетей, другие предметы. Меотские жилища, судя по сохранившимся строительным остаткам, были подпрямоугольной формы в плане, с глинобитным полом. Стены представляли собой каркас из прутьев или камыша, обмазанный толстым слоем глины. Куски таких стен, обожженные в огне пожаров, с характерными отпечатками каркасов часто находят при раскопках поселений. Для строительства использовали также сырцовые кирпичи - саман. Крыши делали из камыша или соломы. В центре жилища находился очаг; известны и специальные хлебопекарные печи.

За внешними укреплениями городищ располагались кладбища рядовых общинников - грунтовые могильники, не имеющие видимых наружных признаков; небольшие надмогильные холмики давно сравнялись с землей. Раскопки могильников (Усть–Лабинские, Воронежские, Старокорсунские, у хутора им. Ленина, Лебеди и др.) дают представление о погребальном обряде, в котором нашли отражение определенные религиозные представления, этнические изменения в составе населения, имущественное и социальное расслоение общества. Вместе с умершим в могилу помещали обычно его личные вещи (украшения, оружие, орудия труда), а также жертвенное мясо и набор керамической посуды с едой и питьем. Могилы обычно рыли в виде простых ям глубиной менее двух метров. В курганах, представляющих собой большие земляные насыпи округлой формы, иногда со сложным погребальным сооружением, хоронили представителей родовой аристократии; эти захоронения сопровождались богатым инвентарем, жертвоприношениями животных и, иногда, людей (например, Елизаветинские курганы IV в. до н. э.).

Природные богатства и ресурсы края способствовали развитию и процветанию у меотов пашенного земледелия и скотоводства, рыбного промысла и различных ремесел. Пахотным орудием был деревянный плуг (рало). Возделывали пшеницу, ячмень, просо, рожь, чечевицу; из технических культур - лен. О развитии земледелия говорят находки небольших железных серпов в могилах и на поселениях, квадратных зернотерок и круглых жерновов, а также остатки зерновых ям конической формы. Скотоводство наравне с земледелием имело большое значение в хозяйстве. Оно давало тягловую силу, удобрения и, кроме того, шкуры, шерсть, молоко, мясо. В пищу употребляли мясо коров, свиней, овец, лошадей, коз. Коневодство поставляло боевых коней. Лошади были, главным образом, низкорослые, тонконогие. Присутствие в могилах на всем протяжении истории меотов взнузданных верховых коней указывает на то, что они в известной мере служили мерилом богатства.

Азовское море с его богатейшими запасами рыбы, а также реки Кубань и Дон создавали благоприятные условия для занятия рыболовством, особенно в восточном Приазовье, что было обусловлено обилием промысловой рыбы. Ловили судака, осетра, севрюгу, стерлядь, сазана и сома. Основным орудием лова служила сетевая снасть. На меотских городищах в большом количестве встречаются сетевые грузила, изготовленные из обожженной глины. На донских городищах находят грузила от неводов, сделанные из ручек греческих амфор. Изредка попадаются крупные рыболовные крючки из железа и бронзы.

Рыбу не толькб ели в свежем виде, но солили впрок. О масштабах рыболовства говорят довольно мощные прослойки рыбных костей в культурном слое поселений. Охота имела подсобное значение, добывали оленей, косуль, кабанов, зайцев, пушного зверя.

У оседлых племен получили развитие различные ремесла, среди которых наиболее важное место занимали металлургия и изготовление гончарной посуды. Именно эти ремесла раньше других выделились в специализированные производства. Из железа ковали практически все основные орудия труда - топоры, тесла, серпы, ножи, а также оружие - мечи и кинжалы, наконечники копий и стрел, части защитных доспехов."Железо, наряду с бронзой, шло на изготовление деталей конской сбруи, бытовых предметов, некоторых видов украшений. Бронза употреблялась для изготовления зеркал, украшений, доспехов. Среди ремесленников выделялись торевты - мастера по художественной обработке металла - золота, серебра, бронзы. Более всего нам известно керамическое производство у меотов. С V в. до н. э. для формовки сосудов начали применять гончарный круг, что привело к широкому распространению кружальной, преимущественно серолощеной, меотской керамики. Для обжига фабрикатов использовали специальные печи, остатки которых найдены на многих меотских поселениях. Например, при раскопках Старокорсунского городища № 2, на сравнительно небольшой территории у северной окраины поселения, были обнаружены 20 горнов, функционировавших в первые века н. э., размер которых колебался от 1 до 2,6 м в диаметре. Меотские печи, построенные из сырцового кирпича, были двухъярусные: внизу от топки проходили жаропроводные каналы, откуда раскаленные газы поступали в сводчатую обжигательную камеру, заполненную изделиями. Обжиг производили в восстановительном режиме: после получения в горне необходимой температуры топочное отверстие закрывали глиняной плитой, все щели тщательно замазывали: без доступа воздуха окислы железа в глине переходили в закись железа, что придавало готовым изделиям характерный серый цвет. Высококачественная меотская гончарная керамика пользовалась спросом и у соседних степных племен, о чем свидетельствуют находки в погребениях кочевников. Кроме посуды, в гончарных мастерских изготовляли и другую продукцию, например, рыболовные грузила. Так, обжигательная камера одной из старокорсунских печей была заполнена грузилами от сетей (по каким-то причинам печь не была разгружена и больше не использовалась). Находки керамических шлаков, деформированной и пережженной при обжиге посуды и специальных инструментов для лощения стенок Сосудов перед обжигом говорят о том, что керамическое производство было распространено практически на всех меотских поселениях.

Наряду с ремеслом важное значение в хозяйстве меотов имела торговля. На протяжении столетий важнейшим торговым партнером меотов и других племен Прикубанья являлось Боспорское царство - крупное рабовладельческое государство в восточной части Северного Причерноморья. В состав Боспора входили греческие города–колонии, а также населенные местными племенами районы Восточного Крыма, низовья Кубани и Дона, Восточное Приазовье. Во время расцвета Боспорского царства в IV в. до н. э. ряд меотских племен низовья Кубани находился в зависимости от боспорских правителей из династии Спартокидов. Раньше других вступили в тесный контакт с греками синды, создавшие в V в. до н. э. свое государство, присоединенное в середине IV в. до н. э. к Боспору (территория современного Анапского района - Восточная Синдика). Через города Боспора меоты втягивались в торговые и культурные контакты с античным миром. Уже в VI в. до н. э. на Кубань начинает проникать античный импорт, но своего расцвета взаимовыгодная торговля между боспорскими греками и соседними племенами достигает к IV в. до н. э. В обмен на хлеб, скот, рыбу, меха, рабов меоты получали вино и оливковое масло в амфорах, дорогие ткани и ювелирные изделия, парадное оружие, дорогую чернолаковую и бронзовую посуду, стекло (бусы, флаконы, чаши и др.). В это время Зерновой хлеб в большом количестве через Боспор поступал в Афины. Древнегреческий оратор Демосфен в одной из своих речей отметил, что ежегодно цари Боспора поставляли в Афины 400 тысяч медимнов зерна (т. е. более 16 тыс. тонн), что составляло половину ввозимого туда хлеба.

Развитие торговых и политических контактов с греками способствовало накоплению богатств в руках родовой аристократии, вождей племен, обуславливало быстрый распад родоплеменных отношений. Общественный строй меотов представлял собой военную демократию - финальный этап развития первобытнообщинного строя и переход к классовому обществу. Этот процесс сопровождался изменением и усложнением социальных структур. В частности, на смену родовой общине пришла территориальная, хотя родовые связи продолжали играть определенную роль в обществе.

Северными соседями меотов в середине I тысячелетия до н. э, были кочевники - савроматы. В конце IV- I вв. до н. э. политическая и этническая обстановка на Кубани изменилась в связи с активизацией и передвижениями сарматских племен. В это время сираки, одно из сарматских племенных объединений, занимали северокавказские степи, вклиниваясь и на территории, заселенные меотами. Вероятно, некоторые меотские племена степного Прикубанья вошли в мощный племенной союз, возглавленный сираками. Часть кочевников на рубеже новой эры перешла к оседлому образу жизни, при этом население меотских городищ правобережья Кубани стало смешанным (меото–сарматским), а площадь самих поселений увеличилась.

С расселением сарматов в предкавказских степях в конце I тысячелетия до н. э. - I в. н. э. и ростом их политического влияния в регионе, у меотов появляются общесарматские элементы культуры: оружие, предметы туалета и украшения, художественный стиль, некоторые детали погребального обряда. В первые века новой эры в кубанских степях начинает господствовать новое сарматское племя, пришедшее с востока, - аланы. На рубеже II-III вв. н. э., вероятно, под давлением алан, часть оседлого меото–сарматского населения правобережья переселяется в Закубанье. Жизнь на небольших поселениях затухает и население сосредоточивается на крупных городищах с мощной оборонительной системой, но и они приходят в запустение через несколько десятилетий, к середине III в. н. э.

Переселившиеся в Закубанье меоты с частично ассимилированными и смешавшимися с ними сикарами, вместе с ранее жившими здесь родственными племенами и племенами зихского союза Черноморского побережья Кавказа заложили основы формирования адыго–кабардинских народов Северного Кавказа в эпоху средних веков.

Меоты - земледельческие племена Северо-Западного Кавказа. Кубановедение 5 класс

1. Заполните пропуски в тексте.

В эпоху раннего железного века в Прикубанье и в Восточном Причерноморье проживали оседлые племена. Своё наименование меоты получили от древнего названия Азовского моря - Меотида .
Меотские племена - синды, дандарии, фатеи, псессы и другие занимали бассейн среднего и нижнего течения реки Кубани .

2. Заполните схему, характеризующую основные занятия меотов.

Виды хозяйственной деятельности

3. На плане "Меотское городище" обозначьте цифрами основные постройки.

1. Вал
2. Оборонительная стена
3. Хижины
4. Мост через ров
5. Сторожевые башни
6. Ров

4. Перечислите в "археологическом дневнике" находки, обнаруженные во время раскопок меотского городища.

Во время раскопок меотских поселений найдены небольшие железные серпы, квадратные зернотёрки, круглые жернова и остатки зерновых ям конической формы.

5. Заполните схему.

Торговые связи меотов с греческими колонистами

6. Восстановить последовательность событий, описанных в рассказе "Городок у дубовой рощи", впишите в клеточки соответствующие буквенные обозначения. Прочитайте название меотского племени, к которому принадлежала царица Тиргатао.

М - Ужин уставших воинов.
Ы - Отъезд отряда из посёлка.
И - Возвращение Блепса с поля.
О - Приезд знатных гостей.
Т - Разгрузка гончарной печи.
К - Приготовление лепёшек.
А - Переговоры в доме вождя
С - Сообщение о приближении незнакомых всадников.

Ответ: ИСКОМАТЫ

7. Напишите рассказ "Один день из жизни меотского посёлка", проиллюстрируйте один из его сюжетов.

Отец встал очень рано, ему предстояло отправиться к морю за уловом. А уловом могла стать такая ценная рыба, как осетр, судак, севрюга, сазан, сом. Для этого он использовал сеть, бронзовые и медные крючки. Мать уже суетилась около печи, пекла хлебные лепешки. Скоро встанут дети, они отправятся в поле собирать просо. Младшей дочери дали задание сходить к дедушке, который жил недалеко, он был гончаром. В хозяйстве необходима была посуда, дедушка обещал изготовить новые миски, кружки, сосуды. Девочка с радостью побежала в своем новом наряде, который сшила её мама, из материи, которую соткала её старшая сестра.

8. Определите значение терминов. Выпишите слова, вызвавшие затруднения при изучении материала параграфа. Определите их значение.

Меоты - племена, в I тыс. до н.э. проживавшие на восточном и юго-восточном побережье Азовского моря

Городище - в археологии - поселение, имеющее укрепление (валы, рвы, стены).

Амфора - глиняный (реже металлический) сосуд с округлым или вытянутым туловом, двумя вертикальными ручками и узким горлом.

9. На контурной карте 3 подпишите названия оседлых земледельческих меотских племён.

10. На "ленте времени" (стр. 38) отметьте период обитания на Кубани меотов.

Этническая принадлежность

Вопрос об этноязыковой принадлежности меотов спорен.

По одной версии, меоты являются реликтами древнего индоевропейского населения Приазовья , восходящего ещё ко временам Ямной культуры .

Ещё в XIX веке Эдуард Эйхенвальд провозгласил, что родственные меотам синды - это колония индусов на берегу Чёрного моря. Действительно, Полиен пишет, что «меотиянка Тиргатао (Ира) вышла замуж за грека Гекатея, ставшего царём синдов, которые живут немного выше Боспора». Тиргатао - единственное зафиксированное источниками меотское имя и оно надежно сближается с индо-иранским женским именем Тиргутавия , зафиксированном на территории Митанни , в хурритском Алалахе .

Религия и верования

Меоты имели свою систему религиозных культов и верований. Для их верований характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся меотам в виде бога солнца света, огня, бога дождя, грозы, бога леса, бога моря и других богов. Этим богам меоты приносили жертвы , сопровождаемые сложным ритуалом .

Культура и ремесла

Меотская культура складывается в VIII -VII веков до н. э. и она своими корнями уходит в эпоху бронзы . Основой хозяйства меотских племен было земледелие . Они выращивали пшеницу , ячмень и просо . Большое значение также имело скотоводство - разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей.

Меоты знали развитое ремесленное производство и металлургию , их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен. Меоты, находившиеся на торговых путях из античного мира к скифо-сарматским номадам , выступали и в качестве торговых посредников.

Военные походы

Существуют упоминания (биограф Аврелиана, SHA. Vita Aurel. 16) об участии меотийских племен в Скифской войне III века

Новые находки

Примечания

См. также

Ссылки

  • Список публикаций по меотской археологической культуре

Категории:

  • Индоевропейские народы
  • Исчезнувшие народы Кавказа
  • Народы с неясной языковой принадлежностью
  • Древние народы России
  • Приазовье
  • История Краснодарского края

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Меоты" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Меоты - МЕОТЫ, древние племена (синды, дандарии, досхи и др.) на восточном и юго восточном побережье Азовского моря (древнегреческого Меотида) в 1 м тысячелетии до нашей эры. Сельское хозяйство, рыболовство, ремесла. В 4 3 вв. до нашей эры часть Меоты в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Древние племена (синды, дандарии, досхи и др.) на восточном и юго восточном побережье Азовского м. в 1 м тыс. до н. э … Большой Энциклопедический словарь

    МЕОТЫ, древние племена (синды, дандарии, досхи и др.) на восточном и юго восточном побережье Азовского м. (Меотида) в 1 м тыс. до н.э. В 4 3 вв. до н. э. часть М. вошла в состав Боспорского царства. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Древние племена (синды, дандарии, досхи и др.) на восточном и юго восточном побережье Азовского моря в 1 м тысячелетии до н. э. * * * МЕОТЫ МЕОТЫ, древние племена (синды, дандарии (см. ДАНДАРИИ), досхи и др.) на восточном и юго восточном… … Энциклопедический словарь

    - (греч. Maiotai, лат. Maeotae) собирательное название древних племён, обитавших в 1 м тыс. до н. э. на восточном и юго восточном побережье Азовского моря и по среднему течению Кубани. Название «М.» встречается у античных авторов и в… … Большая советская энциклопедия

    - (Maiotai) древние племена, обитавшие в 1 м тыс. до н. э. на вост. и юго вост. побережье Азовского м. и средней Кубани. Назв. М. встречается у антич. авторов и в надписях Сев. Боспорского царства. Страбон (1 в. н. э.) к числу меотийских племен… … Советская историческая энциклопедия

    меоты - ме оты, ов, ед. ч. ме от, а … Русский орфографический словарь

    Меоты - древ. племена, обитавшие в 1 м тыс. до н.э. на вост. и юго вост. побережье Азовского м. и ср. Кубани. Назв. М. встречается у антич. авторов и в надписях Сев. Боспорского царства. Страбон (1 в. н.э.) к числу меотий ских племен относит… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    За свою более чем 2,5 тысячелетнюю историю Адыги получили очень большое количество этнонимов (экзоэтнонимов). В древней истории адыгских народов невозможно разобраться не зная эти этнонимов. В данной статье указаны только 18 этнонимов адыгов, по… … Википедия

Книги

  • Скиф , Красников В. , В конце четвертого века до нашей эры юноша скиф спасается бегством из захваченного кочевниками городка, а молодой разведчик-ликвидатор в пятидесятых годах прошлого века погибает во время… Категория:

В 1-м тысячелетии до н. э. Античные историки называли страной меотов - Меотидой - территорию от Азовского до Чёрного морей, а Азовское море именовали Меотским озером.

Этническая принадлежность

Вопрос об этноязыковой принадлежности меотов спорен. Страбон в 11 книге своей Географии причисляет к меотам зихов (др.-греч. Ζυγοί), синдов (греч. Σινδοὶ ), агров (греч. Ἄγροι ), тореатов (греч. Τορέται ), дандариев (греч. Δανδάριοι ), аррехов (греч. Ἀρρηχοί ), тарпетов (греч. Τάρπητες ), досков (греч. Δόσκοι ), обидиакенов (греч. Ὀβιδιακηνοὶ ), ситтакенов (греч. Σιττακηνοὶ ) .

По одной версии, меоты являются реликтами древнего индоевропейского населения Приазовья , восходящего ещё ко временам Ямной культуры .

Религия и верования

Меоты имели свою систему религиозных культов и верований. Для их верований характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся меотам в виде бога солнца света, огня, бога дождя, грозы, бога леса, бога моря и других богов. Этим богам меоты приносили жертвы , сопровождаемые сложным ритуалом .

Культура и ремесла

Меотская культура складывается в VIII -VII веках до н. э. и она своими корнями уходит в эпоху бронзы . Основой хозяйства меотских племен было земледелие . Они выращивали пшеницу , ячмень , просо , чечевицу, рожь, лен. Большое значение также имело скотоводство - разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей.

Меоты знали развитое ремесленное производство и металлургию , их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен. Меоты, находившиеся на торговых путях из античного мира к скифо-сарматским номадам , выступали и в качестве торговых посредников.

Военные походы

Существуют упоминания (биограф Аврелиана, SHA. Vita Aurel. 16) об участии меотийских племен в Скифской войне III века .

См. также

Напишите отзыв о статье "Меоты"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Меоты

– Ah, c"est vous! – сказал Петя. – Voulez vous manger? N"ayez pas peur, on ne vous fera pas de mal, – прибавил он, робко и ласково дотрогиваясь до его руки. – Entrez, entrez. [Ах, это вы! Хотите есть? Не бойтесь, вам ничего не сделают. Войдите, войдите.]
– Merci, monsieur, [Благодарю, господин.] – отвечал барабанщик дрожащим, почти детским голосом и стал обтирать о порог свои грязные ноги. Пете многое хотелось сказать барабанщику, но он не смел. Он, переминаясь, стоял подле него в сенях. Потом в темноте взял его за руку и пожал ее.
– Entrez, entrez, – повторил он только нежным шепотом.
«Ах, что бы мне ему сделать!» – проговорил сам с собою Петя и, отворив дверь, пропустил мимо себя мальчика.
Когда барабанщик вошел в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание. Он только ощупывал в кармане деньги и был в сомненье, не стыдно ли будет дать их барабанщику.

От барабанщика, которому по приказанию Денисова дали водки, баранины и которого Денисов велел одеть в русский кафтан, с тем, чтобы, не отсылая с пленными, оставить его при партии, внимание Пети было отвлечено приездом Долохова. Петя в армии слышал много рассказов про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами, и потому с тех пор, как Долохов вошел в избу, Петя, не спуская глаз, смотрел на него и все больше подбадривался, подергивая поднятой головой, с тем чтобы не быть недостойным даже и такого общества, как Долохов.
Наружность Долохова странно поразила Петю своей простотой.
Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая чудотворца и в манере говорить, во всех приемах выказывал особенность своего положения. Долохов же, напротив, прежде, в Москве, носивший персидский костюм, теперь имел вид самого чопорного гвардейского офицера. Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке. Он снял в углу мокрую бурку и, подойдя к Денисову, не здороваясь ни с кем, тотчас же стал расспрашивать о деле. Денисов рассказывал ему про замыслы, которые имели на их транспорт большие отряды, и про присылку Пети, и про то, как он отвечал обоим генералам. Потом Денисов рассказал все, что он знал про положение французского отряда.
– Это так, но надо знать, какие и сколько войск, – сказал Долохов, – надо будет съездить. Не зная верно, сколько их, пускаться в дело нельзя. Я люблю аккуратно дело делать. Вот, не хочет ли кто из господ съездить со мной в их лагерь. У меня мундиры с собою.
– Я, я… я поеду с вами! – вскрикнул Петя.
– Совсем и тебе не нужно ездить, – сказал Денисов, обращаясь к Долохову, – а уж его я ни за что не пущу.
– Вот прекрасно! – вскрикнул Петя, – отчего же мне не ехать?..
– Да оттого, что незачем.
– Ну, уж вы меня извините, потому что… потому что… я поеду, вот и все. Вы возьмете меня? – обратился он к Долохову.
– Отчего ж… – рассеянно отвечал Долохов, вглядываясь в лицо французского барабанщика.
– Давно у тебя молодчик этот? – спросил он у Денисова.
– Нынче взяли, да ничего не знает. Я оставил его пг"и себе.
– Ну, а остальных ты куда деваешь? – сказал Долохов.
– Как куда? Отсылаю под г"асписки! – вдруг покраснев, вскрикнул Денисов. – И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека. Разве тебе тг"удно отослать тг"идцать ли, тг"иста ли человек под конвоем в гог"од, чем маг"ать, я пг"ямо скажу, честь солдата.
– Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, – с холодной усмешкой сказал Долохов, – а тебе то уж это оставить пора.
– Что ж, я ничего не говорю, я только говорю, что я непременно поеду с вами, – робко сказал Петя.
– А нам с тобой пора, брат, бросить эти любезности, – продолжал Долохов, как будто он находил особенное удовольствие говорить об этом предмете, раздражавшем Денисова. – Ну этого ты зачем взял к себе? – сказал он, покачивая головой. – Затем, что тебе его жалко? Ведь мы знаем эти твои расписки. Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать?
Эсаул, щуря светлые глаза, одобрительно кивал головой.
– Это все г"авно, тут Рассуждать нечего. Я на свою душу взять не хочу. Ты говог"ишь – помг"ут. Ну, хог"ошо. Только бы не от меня.
Долохов засмеялся.
– Кто же им не велел меня двадцать раз поймать? А ведь поймают – меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку. – Он помолчал. – Однако надо дело делать. Послать моего казака с вьюком! У меня два французских мундира. Что ж, едем со мной? – спросил он у Пети.
– Я? Да, да, непременно, – покраснев почти до слез, вскрикнул Петя, взглядывая на Денисова.
Опять в то время, как Долохов заспорил с Денисовым о том, что надо делать с пленными, Петя почувствовал неловкость и торопливость; но опять не успел понять хорошенько того, о чем они говорили. «Ежели так думают большие, известные, стало быть, так надо, стало быть, это хорошо, – думал он. – А главное, надо, чтобы Денисов не смел думать, что я послушаюсь его, что он может мной командовать. Непременно поеду с Долоховым во французский лагерь. Он может, и я могу».
На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает.