План схема сюжетно ролевой игры автомастерская. Сюжетно-ролевая игра "автосервис". Для обогащения жизненного опыта

План развития сюжетно-ролевой игры «Автопарк»
в старшей группе

(подготовила: старший воспитатель Радькина С.А.)

Задачи:


  1. Обогащать содержание сюжетно-ролевой игры «Автопарк» за счёт расширения представлений детей об окружающем мире (экскурсии, художественная литература, дидактические игры и пр.);

  2. Продолжать формировать умения менять в ходе игры роль и ролевое поведение при необходимости введения в сюжет новых персонажей, развивать у детей умение подключаться к игре двоих (или нескольких) сверстников, находя подходящую по смыслу роль;

  3. Продолжать учить разворачивать самостоятельно сюжет, учить детей готовить обстановку для игры, самостоятельно и с помощью воспитателя изготавливать необходимые атрибуты.

Подготовительный этап

Изменение игровой среды

Роли


ГАРАЖ

  • Экскурсия к проезжей части

  • Целевые прогулки по улицам района, наблюдение за движением транспорта с целью закрепления ПДД, названий марок машин, их назначение


  • Стихи, загадки о транспорте

  • Дидактические игры «Виды транспорта», «Узнай по описанию», «Подбери гараж для машины»

  • Совместное изготовление атрибутов: «ключи» от машин, вывеска, шапочки таксистов

  • Внесение оборудования: крупный конструктор, огнетушитель, телефон
Словарь: радиатор, фары, кабина, кузов, автомобильный транспорт, скорость, маршрут

В – начальник гаража
М– водитель
Д– диспетчер

АЗС

  • Целевая прогулка к АЗС

  • Дидактические игры: «Найди символ вида транспорта», «Узнай машину», «Найди безопасный маршрут»

  • Художественная литература: Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», сборник «Едет, плавает, летает», «Три сигнала светофора»

  • Работа с плакатами серии «ПДД – малышам»

  • Работа с родителями – поездка на личном автотранспорте на АЗС

  • Совместное изготовление атрибутов: спец. одежда работников АЗС, вывеска, чеки, талоны

  • Внесение оборудования: бензоколонка, пульт оператора, огнетушитель, телефон
Словарь: автозаправочная станция, бензоколонка, кассир, автозаправщик, топливо, бензин

Д, М – оператор АЗС
В – автозаправщик

АВТОРЕМОНТНАЯ МАСТЕРСКАЯ

  • Экскурсия в шиномонтажную мастерскую

  • Встреча с мастером - автослесарем

  • Дидактические игры: «Собери автомобиль», «Узнай автомобиль по силуэту», «Кому, что нужно для работы», «Диспетчер автопарка»

  • Художественная литература: Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», «Какого цвета ремёсла?», сборник «Едет, плавает, летает»

  • Совместное изготовление атрибутов: чертежи деталей, чертежи машин, «технические заготовки», журнал заявок, регистраций

  • Внесение оборудования: игровой центр «Мастерская», вывеска, диспетчерский пульт, машины, заместители
Словарь: автослесарь, ремонтные работы, оборудование, двигатель, запасные части, сервисные услуги

М – мастер
М – автослесарь

МЕДИЦИНСКИЙ ПУНКТ

  • Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, беседа с врачом

  • Экскурсия в поликлинику (доврачебный кабинет)

  • Дидактические игры: «Подбери вывеску», «Угадай профессию по движению», «Кому что нужно для работы»

  • Художественная литература: отрывок из произведения В. Маяковского «Кем быть?», С. Михалков «Прививка», Янис «Кукла заболела», Куприн отрывок из произведения «Слон», К.Чуковский «Доктор Айболит»

  • Совместное изготовление атрибутов: бланки "допуск к работе", печати, медицинские карты

  • Внесение оборудования: медицинский центр, вывеска
Словарь: медпункт, медосмотр, допуск к работе, состояние здоровья, самочувствие

Д, М – врач
Р – медсестра

КАФЕ "У ДОРОГИ"

  • Экскурсия на кухню

  • Работа с родителями: семейный выход в детское кафе

  • Встреча с работником кафе, рассказ о работе в кафе

  • Дидактические игры: «Сервируем стол», «Кому, что нужно для работы», «Скатерть-самобранка», «Угощение», «Готовим обед»

  • Художественная литература: Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», С. Михалков «А что у вас?»

  • Совместное изготовление атрибутов: выпечка, меню, салфетки для сервировки, вывеска

  • Внесение оборудования: фартуки, центры «Кухня», касса
Словарь: меню, шеф-повар, официант, посетитель

Д, М – официант, повар, посетитель

План развития сюжетно-ролевой игры «Семья»
во второй младшей группе

(подготовили воспитатели: Припадалова Л.В., Шилкина Е.А.)
Задачи:


  1. Учить осуществлять игровые действия, исходя из своего опыта и знаний.

  2. Формировать навык применять приемы, которые могут быть использованы при развитии сюжета игр и игровых ситуаций.

  3. Продолжать знакомить детей с видами транспорта, уметь различать грузовую машину от легковой машины.

  4. Познакомить с трудом медсестры. Воспитывать уважение к труду медицинских работников.

  5. Устанавливать с детьми эмоционально – положительный контакт, вызвать интерес к совместной деятельности со взрослым, побуждать к использованию в игре предметов – заменителей.

  6. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Подготовительный этап

Предметно-игровая среда

Роли


СЕМЬЯ

  • Рассматривание иллюстраций.

  • Беседы: «Где работает папа?», «Как надо встречать гостей», «Как мы переезжали на новую квартиру».

  • Дидактические игры «Напоим куклу чаем», «Уложим куклу спать», «Расскажи мишке, как надо встречать гостей», «Сервируем стол», «Готовим обед»

  • Чтение: Капутикян «Маша обедает», «Колыбельная песенка», А. Введенский «Вот какая мама», Ф. Мугур «Бабушкины руки»

  • Кукольная посуда

  • Куклы

  • Коляски

  • Кукольная и ростовая мебель

  • Кукольная одежда
Словарь: чайный сервиз

В – бабушка

ШОФЕР

  • Беседа о труде шофера.

  • Рассматривание иллюстраций о труде шофера, с изображением транспорта.

  • Дидактические игры «Покажем Карлсону, как работает шофер».

  • Чтение А. Барто «Грузовик», Е Благинина «Про машину», Б. Заходер «Шоферы», Н. Павлова «На машине».

  • Машины, другой транспорт

  • Набор инструментов

  • Специальная одежда, фуражки
Словарь: з аправка, транспорт, бензин, груз

М – водители

ВРАЧ

  • Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, беседа с медсестрой.

  • Рассматривание иллюстраций.

  • Дидактические игры: «Угадай профессию», "Кому, что нужно для работы".

  • Беседа «Как доктор лечит детей»

  • Художественная литература: Янис "Кукла заболела", Е. Крылов «Как лечили петуха»

  • Халаты, косынки, шапочки доктора

  • Предметы-заменители лекарственных средств

  • Телефон

  • Наборы «Маленький доктор»

  • Мебельный уголок «Больница»

Словарь: больной, болезнь, термометр, витамины, шприц, укол, прививка


В – врач

М, Д – медсестра

М, Д - пациенты


ДЕТСКИЙ САД

  • Экскурсия по детскому саду и групповой комнате

  • Беседы «Какая наша группа», «Что мы делаем в детском саду»

  • Рассматривание иллюстраций

  • Чтение Г. Билл «Новичок на прогулке», С. Капутикян «Ясочкин садик»

  • Игрушки

  • Куклы

  • Книги

  • Коляски

  • Посуда

Словарь: ясли, помощник воспитателя


В – воспитатель

Д – воспитатель

М, Д – дети


ПАРИКМАХЕРСКАЯ

  • Беседа «Как я ходил в парикмахерскую»

  • Дидактическая игра «Покажем кукле, как работает парикмахер», «Что нужно парикмахеру для работы»

  • Продуктивная деятельность – ручной труд «Расческа для Пушистика»

  • Пеньюары, фартуки

  • Расчески, игрушечные ножницы

  • Игровой набор «Маленький парикмахер»

  • Альбомы с прическами для девочек и мальчиков

  • Набор косметических средств (искусственных)

Словарь: мужской зал, женский зал, мастер, прическа, парикмахер


В – парикмахер

М, Д - парикмахеры

М, Д - клиенты


МАГАЗИН

  • Беседа: «Какие бывают магазины»

  • Дидактические игры: «Какие продукты продаются в магазине», «Поможем кукле сделать покупку»

  • Целевая прогулка к магазину

  • Продуктивная деятельность «В магазине продаются красные яблоки»

  • Рассматривание иллюстраций

  • Чтение Ч. Янчарский «В магазине игрушек»

  • Макет магазина

  • Касса

  • Наборы продуктов

  • Одежда для продавцов

  • Игрушки

  • Сумки

Словарь: покупатель, продавец, товар, продукты


М, Д – продавцы, покупатели

Картотека сюжетно-ролевых игр для дошкольников

Развитие игровой деятельности.
Основные цели и задачи:
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Сюжетно - ролевая игра "Магазин"

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, располо-женные на витрине, деньги.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия,
мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Сюжетно - ролевая игра "Игрушки у врача"

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Сюжетно-ролевая игра "Аптека"

Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются
строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

Сюжетно-ролевая игра "Строим дом"

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Сюжетно - ролевая игра "Зоопарк"

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Сюжетно - ролевая игра "Детский сад"

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Сюжетно - ролевая игра "Парикмахерская"

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера - расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем
Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Сюжетно - ролевая игра "В библиотеке"

Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».
Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на
несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.

Сюжетно - ролевая игра "Космонавты"

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

Сюжетно - ролевая игра "Семья"

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

Сюжетно - ролевая игра "В кафе"

Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.
Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригласить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

Сюжетно - ролевая игра "Кругосветное путешествие"

Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».
Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.

Сюжетно - ролевая игра "На дорогах города"

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

Сюжетно - ролевая игра "Правила движения"

Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД - милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

Сюжетно - ролевая игра "Мы – спортсмены"

Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.
Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.

Сюжетно - ролевая игра "На станции технического обслуживания автомобилей"

Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.
Оборудование: строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.).

Сюжетно - ролевая игра "Пограничники"

Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».
Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно
распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

Сюжетно - ролевая игра "Школа"

Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.
Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

Сюжетно - ролевая игра "Космическое приключение"

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

Сюжетно - ролевая игра "Мы – военные разведчики"

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

Баранова Татьяна Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Родничок"
Населённый пункт: Челябинская обл., п. Новогорный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сюжетно - ролевая игра "Автомаркет"
Дата публикации: 29.08.2017
Раздел: дошкольное образование

Сюжетно – ролевая игра «АВТОМАРКЕТ» на участке

детского сада.

«Если мастер берется за дело, значит дело спорится»

Подготовила воспитатель: Баранова Татьяна Андреевна

Сюжетно – ролевая игра относится к «Социально – коммуникативной»

образовательной области , а это:

Развитие игровой деятельности, приобщение к общепринятым нормам и

правилам общения со сверстниками и взрослыми;

Совершенствование умений корректировать свои действия с действиями

партнеров;

Укрепление устойчивых детских игровых навыков;

Учит развивать сюжет игры на основе знаний;

развивает

согласовывать

распределять

договариваться о последовательности совместных действий.

Сюжетно – ролевая игра «Автомомаркет» знакомит детей с профессиями

автослесаря,

работника

автозаправочной

инспектора ДПС, воспитывает уважение к мужскому труду.

Формируя

игру

«Автомаркет»

возрастные

особенности

нашей группы, это средний возраст от 4 до 5 лет.

Преследовали следующие образовательные задачи:

обучающая – закреплять знания детей о грузовых и легковых автомобилях;

учить исполнять свою роль следуя сюжету; активизировать в словаре слова

обозначающие

расширять

представления

Автослесаря, автозаправщика.

развивающая – побуждать игровое творчество детей, желание вносить в

Упражнять

придумывании

диалогов, элементов игровой обстановки.

воспитательная – воспитывать желание играть в коллективе, самостоятельно

договариваться друг с другом об общем замысле игры, стимулировать у детей

желание использовать в игре игрушки – самоделки.

Проведена предварительная работа :

Рассматривание альбомов «Транспорт», «Автомастерская»;

Беседы о работе автомастерской, заправочной станции, услугах автомойки;

Изготовление атрибутов к игре;

Настольные игры «Построй автомобиль», «Назови правильно», «В добрый

путь», «Мы едим, едим»;

упражнения

ИЗОуголке

«Дорисуй»,

«Мастерская

покраске

автомобилей»;

Подвижные игры «Такси»(с обручами),»Воробушки и автомобиль», «Дома у

мня друзья».

Игровые роли:

Автослесарь;

Водители;

Пассажиры;

Работники автозаправочной станции;

Медперсонал;

Инспектор ДПС;

Работники автомойки.

Оборудование:

Слесарный инструмент;

Губки и флаконы для автомойки;

машина «Полиция», «Автозаправка», «Автомойка», «Касса», «Пост ДПС»;

Знаки «Зона отдыха», « Пункт питания», «Остановка автобуса»,

Фартуки и нарукавники;

Игровой детский ноутбук;

Сотовые телефоны;

Кассовый аппарат;

Набор посуды и продуктов для кафе;

Основной сюжет:

Слесаря надевают фартуки и готовят инструмент;

работники

автозаправочной

надевают

проверяют

бензоколонку;

распылители

средством;

Пассажиры занимают места в салоне автомобиля вместе с водителем;

Доктор мед.пункта надевает шапочку и халат, раскладывает инструменты.

Сценарий игры.

У автомастерской .

Водитель

(обращается

пассажирам):

необходимо

автомастерскую,

проверить

мотора(подъезжает

автомастерской и сигналит, к нему выходит автослесарь)

Автослесарь: Здравствуйте1 Что случилось?

Водитель: На моем автобусе плохо работает мотор.

Автослесарь: Мы его починим. Вы и пассажиры можите проити в кафе и

попить чай или кофе.

(Автослесари

приборов

проверяют

определяют

неисправность, устраняют неполадку).

Водитель: Вы смогли починить мой автобус?

Автослесарь: Да, мы отремонтировали ваш автобус. У вас мало осталось

бензина и вам нужно заправиться на заправке.

(Водитель благодарит и расчитывается за работу, едит на заправочную

станцию).

Водитель (обращается к работнику заправочной станции): Здравствуйте,

мне нужно заправить автобус бензином.

Работник

Здравствуйте!

заправим

обязательно!(заправляет автобус).

Водитель: Спасибо! (расплачивается)

(Водитель видит, что автобус грязный и направляется на мойку).

Мойщик: Здравствуйте! Вы решили помыть свой автобус? У нас хорошее

обслуживание, мы рады вам помочь. У нас есть разные шампуни для машин –

с запахом банана, мяты, яблока.

Водитель: Я люблю запах мяты.

Мойщик: Пока я буду мыть вам автобус, вы можете немного отдохнуть. У нас

рядом прекрасная зона отдыха.

(Пассажиры и водитель выходя и идут на полянку, где есть столик и

стульчики,

любуются

расположенным

огородом,

цветочными

клумбами).

Водитель: Уважаемые пассажиры! Мы едим далеко и нам нужно проверить,

здоровьем.

мед.помощи».

(Пассажиры и водитель идут в ПМП)

Медработник: Здравствуйте! У нас можно измерить температуру и проверить

ваше давление (измеряет температуру и давление)

Медработник: Все здоровы! Вот вам витамины. Они полезны для здоровья!

Счастливого пути.

(Пассажиры и водитель отправляются в путь).

Усложнения игры:

Автобус останавливает инспектор ДПС и проверяет документы у водителя;

По пути следования водитель останавливает автобус у кафе, все заходят в

кафе, знакомятся с меню и делают заказ;

Автобусу требуется покраска и водитель оставляет транспортное средство в

«Мастерской по покраске автомобилей»;

Путешествие к морю и прогулка на катере «Звездочка Надежды».

Проект сюжетно-ролевой игры в старшей группе
по теме "Город мастеров"
Цели:
 построение ролевых диалогов, ролевое взаимодействие детей;
 дать представление о профессиях «официант» и «администратор»;
 формировать у детей умение играть по собственному замыслу, поощрять творческую активность детей в игре.
 закреплять ранее полученные знания о труде продавца, парикмахера и строителя.
 помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между детьми, выбравшими определенные роли.
 воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманности, ответственности, дружелюбия.

Предварительная работа:
 Беседы о профессиях с использованием иллюстраций.
 Виртуальная экскурсия в парикмахерскую.
 Чтение художественной литературы: Маяковский “Кем быть?”, Д.Родари “Чем пахнут ремесла?”, “Какого цвета ремесла?”

Словарная работа:
1. обогащение словаря-официант, администратор
2. активизирование словаря: водитель, кондуктор, парикмахер, клиент, строитель.

Индивидуальная работа: помощь в выборе роли Максиму.

Методы и приемы: создание игровой обстановки, беседа, художественное слово, вопросы, мотивация “Город мастеров”, грамзапись.

Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.
Воспитатель: У вас, у всех растут года
Будет вам семнадцать.
Где работать вам тогда,
Чем заниматься?
-Когда вырастите, кем вы будете работать? (Ответы детей.)
-Как вы думаете, чтобы стать врачом, парикмахером…, что нужно сначала сделать? (Ответы детей.)
-Правильно, чтобы работать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала в школе выучиться, затем окончить техникум или институт, получить специальность. Но как долго этого ждать, а как хочется стать взрослым прямо сейчас и поработать!

Я знаю один такой город, в котором можно найти себе любимую работу. Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и выбирают для себя профессию. Хотите со мной отправиться в путешествие в волшебный “Город Мастеров”? (Ответы детей.)
-Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.)
-А я предлагаю вам поехать со мной на автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд.)
-Ребята, а кого мы с вами выберем шофером и кондуктором? (ответы детей) Проходите, пожалуйста, усаживайтесь поудобнее. Мальчики будьте вежливы.
Шофер: Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофер и сам мотор!
Нажимаю на педаль
И машина мчится в даль.
Воспитатель: И, так, поехали! Чтоб веселее была дорога, включу музыку. (Звучит песенка “Веселые путешественники.)
-Вот и приехали! Выходите, пожалуйста. Далеко не расходитесь, в незнакомом городе можно потеряться. Посмотрите друг на друга, все собрались, все готовы к экскурсии по городу. (Ответы детей.)
-Ой, что это с вами? Вы все стали взрослыми! В «Городе Мастеров» есть много разных организаций. Давайте пройдем и посмотрим, что в этом городе есть.
-Вот здесь у нас «Парикмахерская»
Здесь светло и интересно:
Зеркала, духи и кресла.
-Вы знаете, кто работает в парикмахерской? Что делает? Кто приходит в парикмахерскую? Как разговаривают с клиентом? Как клиенты ведут себя в парикмахерской? (Ответы детей.)
-А вот «Магазин».
А сейчас мы в магазине -
Все продукты на витрине:
Чай, конфеты, колбаса -
Разбегаются глаза.
Воспитатель: А вот здесь у нас строительная площадка.

Строителя знает весь район,
Мастер он отличный
Со своей бригадой он
Строит дом кирпичный.
Дом среди других домов
И стройней и выше.
Говорят до облаков
Дом достанет крышей.
А вот здесь у нас живут
Куклы, зайцы, мишки,
Ждут, когда к ним придут
Мамочки-малышки.

Воспитатель: Ребята, а вот здесь у нас расположено «Детское кафе». В кафе работает повар, который готовит блюда; официант, который принимает заказ у клиента и администратор, который следит за порядком в кафе и на кухне.
Воспитатель: Вот видите, как много интересного в нашем городке.
-Вы можете выбрать профессию, какая вам нравится.

Как вы думаете, кто справится с работой продавца? (Ответы детей.)
-А кто сможет работать официантом, поваром и администратором? (Ответы детей.) У них получится вежливо разговаривать с клиентами?
-Кого мы можем назначить парикмахером? (Ответы детей.)
-Как вы думаете, кто справится с работой строителя? (Ответы детей.) Работа у них ответственная, так как город наш должен расти и хорошеть.
-В нашем городе есть хороший, уютный дом, где живут игрушки, которых нужно сводить в больницу, в парикмахерскую, купить им в магазине сладости и еду, сходить на прогулку, посмотреть, как строится дом. Да и вообще, любить их и заботиться о них. Кто будет мамой?
-Слышите, музыка. Это значит, в городе начинается новый день и все начинают работать. Проходите на свои рабочие места, посмотрите, что вам нужно еще приготовить…

По ходу игры помогаю создавать игровую обстановку, с помощью вопросов, советов, предложений. Обращаю внимание на взаимоотношения детей в игре. Включаюсь в игру по разрешению детей (выполняю роль клиента в кафе, клиента в парикмахерской, перед приходом в гости в семью, покупаю угощение в магазине и т.п.).
Звучит музыка.
Воспитатель: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился. Магазин, кафе, парикмахерская закрываются, заканчивают работу и на стройке. Все наводят порядок на рабочем месте, так как приедут в этот городок новые дети, которые хотят стать взрослыми. (Дети наводят порядок.)
Сигнал автобуса. Все собрались? Посмотрите, чтобы никто не остался здесь один. Проходите в автобус, усаживайтесь поудобнее, расслабьтесь, вы устали после трудового дня. А я включу вам легкую музыку. (Играет спокойная мелодия.)
-Вот и наш детский сад. Выходите, пожалуйста.
Посмотрите друг на друга, вы снова дети. (Называю по именам.)
Вам понравилось в “Городе Мастеров”?
Мы обязательно еще поедем туда и возьмем с собой тех ребят, которые там не были.

План-конспект сюжетно - ролевой игры «Автосервис ».

Составитель: воспитатель высшей категории МБДОУ «Д/С №371» Янова Т.В..

Цель : создание условий для игры , способствующей гендерному воспитанию детей дошкольного возраста, отражению знаний о профессиях своих родителей; воспитание положительно эмоционального отношения к любому виду труда.

Задачи :

Обеспечить педагогически целесообразное руководство на основе партнерства и сотрудничества с детьми, способствующее реализации в игре познавательного опыта в работе автосервиса ;

Учитывать возможности игрового общения для формирования поведенческих и коммуникативных навыков, способствующих успешной социализации ребёнка в социуме ближайшего окружения;

-развивать у детей творчество в выборе замысла, постановке игровых задач, в выборе предметных и ролевых способов их решения;

Дать детям возможность активизировать игру, дополняя её пособиями из бросового материала;

-развивать конструктивные способности и воображение;

Воспитывать умение принимать правильное решение в процессеигры .

Автомойщик - моет машину

Заправщик на бензоколонке - заправляет машины бензином

Автослесарь - принимает заказы , выезжает для устранения срочных неполадок, проводит техосмотр, ремонтирует машины

Продавец автозапчастей - продает необходимые запчасти для ремонтаавтомобилей и инструмент .

Кассир - берет оплату, дает сдачу, выдает чек.

Диспетчер - получает по телефону заказ, сообщает через микрофон куда шофер должен подать машину.

Шиномонтажник - меняет колеса.

Водитель - заправляет бензином, перевозит людей, моет машину, приобретают запчасти в специализированном магазине, соблюдает правила дорожного движения

Полицейский инспектор дорожного регулирования - контролирует соблюдение правил дорожного движения, проверяет исправность машин, выписывает штрафы

Официанты придорожного кафе - обслуживает посетителей кафе, приносит заказы, выписывает счет и направляет к кассиру.

Игрушки - атрибуты.

Строительный материал, 3-4 машины, телефоны, микрофон,спецодежда для автослесаря и автомойщика, набор инструментов для ремонта и обслуживания машин, каски, насос дляавтомобиля, д рель, предметы-заместители (по выбору детей).

Примерная игровая обстановка.

В помещении стоят АЗС, автомойка, автомастерская (используются конструкции из кубов), магазин «Автозапчасти» (используется стол), рядом располагается диспетчер с телефоном, микрофоном, касса.

Предварительная работа.

· Рассматривание тематических альбомов «Транспорт», «Автосервис»;

· Беседа о работе автомастерской, автомойки, автозаправки;

· Игры-имитации «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» (на тему автосервис)

· Режиссерские игры с машинками и игрушками «Автомастерская» (отработка диалогового взаимодействия)

· Изготовление атрибутов к игре;

· Конструктивные игры «Построй автомобиль», «Угадай, какой автомобиль я построил» и др.

· Игровые задания в уголке ИЗО «Почини (дорисуй) сломанный автомобиль», «Мастерская по покраске автомобилей», «Придумай необычную раскраску автомобиля».

· Лепка «Автомобили, автомобили буквально все заполонили!» (Схемы с пошаговой инструкцией для самостоятельной лепки)

· Игры на внимание «Какой части автомобиля не хватает в рисунке?»

· Школа вежливых наук «В придорожном кафе», «На заправочной станции», «Автомобильный слесарь и водитель» и др.

· Подвижная игра «Таксисты» (с обручами).

Приемы руководства игрой.

1 этап.

Беседа «Что такое «Автосервис»?

Предложение поиграть

Участие воспитателя в игре

Совет, подсказка

2 этап.

Создание ситуации неопределенности (в салонеавтомобиля пахнет бензином , что делать? Машина сломалась, срочно нужен ремонт, что можно сделать в этой ситуации? У вас разбита фара здесь рядом есть магазин« Автозапчасти ». Лопнуло колесо, а запасного нет, как быть?)

Обсуждение-беседа из личного опыта о том, что необходимо для создания «новых цехов»

Совет, подсказка

Обсуждение как дети играли, что можно изготовить для игры

3 этап.

Самостоятельная игра, воспитатель наблюдает за игрой, дает рекомендации

Введение роли полицейского инспектора (говорит, что машина неисправна, выписывает штрафы, проверяет строительные объекты),

Варианты игровых ситуаций:

· Автомобилю необходимо поменять колесо, фары и т.д.;

· Семья едет на море, по дороге необходимо проверить исправность автомобиля, заправить его и помыть;

· Водитель решил перекрасить свой автомобиль, у него есть эскиз необычной раскраски машины.

· Водитель на своем автомобиле попал под огромный град, приехал починить машину.

· В автомастерскую приехал мотоциклист.

· В автомастерскую пришел робот-трансформер.

· В автомастерскую обратился Бетмен, чтобы сделать свой автомобиль летающим.

· В автомастерскую обратилась Баба Яга, у неё сломалась ступа.

· В автомастерскую приехал Емеля на печке, желает подремонтировать свое транспортное средство.

· Передвижная автомастерская.

· В автомастерской имеются волшебные виды топлива (автомобиль начинает прыгать, летать, петь, всех смешить и т.п.)

Возможный вариант развития сюжета.

1 этап.

1. Беседа «Что такое автосервис и кто там работает?» Можем ли мы у себя попробовать поиграть?

Воспитатель может взять на себя роль администратора автосервиса и давать рекомендации по обустройству рабочих мест.

Где мы можем разместить автомойку? Автозаправку? Автомастерскую?

Где могут водители взять необходимые им запасные части к автомобилю или инструмент?

Что для этого необходимо?

Люди каких профессий могут работать в автосервисе?

Какие атрибуты необходимы для каждой профессии?

Кто хочет быть диспетчером?

Для наших машин необходимы водители, кто будет управлять техникой?

2. У автослесаря имеется набор карточек-схем «Неисправности автомобиля». В автомастерской работают 2 автослесаря. Сначала водитель отправляется на диагностику. Автослесарь с помощью приборов обследует неисправности автомобиля и выдает водителю карточки с изображением выявленных неисправностей. Водитель с этими карточками обращается к другому слесарю за ремонтом, масло можно поменять на АЗС, вымыть автомобиль — в «автомойке».

3. Педагог помогает детям в игре, разъясняет.

4. После игры проводится обсуждение о том, как дети играли, что можно изготовить для игры.

2 этап.

1. Педагог создает ситуацию неопределенности.

В салонеавтомобиля пахнет бензином , что делать?

Машина сломалась, срочно нужен ремонт, что можно сделать в этой ситуации?

У вас разбита фара здесь рядом есть магазин« Автозапчасти ».

- Лопнуло колесо, а запасного нет, как быть?)?

2. Обсуждение из личного опыта о том, что необходимо для создания «новых цехов»

3. Воспитатель берет на себя второстепенную роль, советует, подсказывает, как продуктивнее играть.

3 этап.

1. Открытие магазина «Автозапчасти».

2. Педагог предлагает кому-то из детей взять на себя роль продавца магазина.

3. Функционирует несколько «цехов» (автомастерская, кафе, автозаправочная станция, автомойка, магазин «Автозапчасти»).

4. Введение роли шиномонтажника (гололед, нужно поменять колеса).