Отложенный ндс проводки. Учет отложенных обязательств по ндс. Ндс вычет основные средства до момента принятия на учет

Введение в практику бухгалтерского учета таких понятий как отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства в части налога на прибыль (ПБУ 18/02) и соответствующие изменения в Плане счетов бухгалтерского учета вызывают много вопросов о порядке отражения в учете отложенных обязательств организаций по иным налогам. В частности, это касается налога на добавленную стоимость. В этой статье М.Л. Пятов, к.э.н. (Санкт-Петербургский государственный университет), рассказывает о порядке учета отложенных налоговых обязательств по НДС, связанных с реализацией организациями товаров (работ, услуг).

Отложенные налоговые обязательства - это отраженные в бухгалтерском учете суммы кредиторской задолженности перед бюджетом по обязательствам, которые возникнут только в будущих отчетных периодах.

В части налога на добавленную стоимость необходимость отражения отложенных налоговых обязательств возникает в связи с различиями в признании товаров (работ, услуг) реализованными для целей обложения НДС и проданными для целей бухгалтерского учета.

Таким образом, чтобы товар, работа или услуга были по общему правилу статьи 39 НК РФ признаны реализованными, должен иметь место факт:

  • передачи права собственности на товар;
  • передачи результатов выполненных работ;
  • непосредственного оказания услуг.

Согласно пункту 2 статьи 39 НК РФ момент фактической реализации товаров, работ и услуг определяется в соответствии с частью второй НК РФ. Под моментом фактической реализации товаров (работ, услуг) понимается момент, с которого, в соответствии со специальными нормами части второй НК РФ о конкретных налогах, операции, являющиеся реализацией в соответствии со статьей 39 НК РФ, признаются реализацией товаров (работ, услуг) для целей исчисления и уплаты в бюджет конкретного налога. Роль такой специальной нормы части второй НК РФ относительно налога на добавленную стоимость выполняет статья 167 "Определение даты реализации (передачи) товаров (работ, услуг)".

В соответствии с общим правилом в целях применения главы 21 НК РФ моментом определения налоговой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения является:

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ в приказе об учетной политике для целей налогообложения в части НДС налогоплательщик выбирает один из двух "моментов реализации": "по отгрузке" или "по оплате". При этом во втором случае до момента оплаты товаров (работ, услуг) их реализация не признается для целей обложения НДС.

В бухгалтерском учете, наоборот, организация не может установить в учетной политике момент признания продажи товаров (работ, услуг). Порядок признания доходов от продаж в бухгалтерском учете устанавливается пунктом 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации". Согласно ПБУ выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
г) право собственности (владения, пользования, распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Таким образом, в бухгалтерском учете в соответствии с принципом временной определенности фактов хозяйственной деятельности и требованиями ПБУ 9/99 факт реализации товаров (работ, услуг) отражается в момент перехода права собственности на них к покупателю (сдачи результатов работ, оказания услуг) и возникновения его безусловного обязательства по их оплате.

В случае, если приказом об учетной политике для целей налогообложения организации-продавца выбирается момент реализации "оплата", при учете продажи товаров (работ, услуг) до их оплаты имеет место несовпадение бухгалтерских записей по отражению продаж и признания реализации для целей обложения НДС. В бухгалтерском учете составляются проводки по отражению продажи, а обязательства по уплате НДС бюджету еще не возникает.

В этом случае для того, чтобы показываемый в бухгалтерском учете финансовый результат от продажи товаров не был завышен на сумму НДС, необходимо составление специальной корректировочной записи на сумму потенциальной задолженности перед бюджетом по НДС. В соответствии с письмом Минфина России от 12.11.1996 № 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами" такие записи составляются с использованием счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". До того момента, как товары (работы, услуги) будут оплачены, и их реализация будет признана для целей налогообложения, на сумму НДС с оборота по реализации товаров составляется запись:

Дебет 90 "Продажи", субсчет 3 "НДС" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Потенциальные обязательства перед бюджетом по НДС".

После отражения оплаты покупателем (заказчиком) реализованных ему товаров (работ, услуг) записью:

Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

в учете должна быть зафиксирована трансформация потенциального обязательства перед бюджетом в реальную задолженность по налогу на добавленную стоимость. Составляется проводка:

Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Потенциальные обязательства перед бюджетом" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" - на сумму НДС.

Пример

Организация А продает организации В партию готовой продукции, себестоимость которой составляет 150 000 рублей. Цена продажи продукции - 240 000 рублей (в том числе НДС - 40 000 рублей). Приказом об учетной политике для целей налогообложения организации А установлен момент реализации "оплата". Отразим в бухгалтерском учете организации А факт продажи продукции:
1) Отражается продажа продукции организации В:

Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка" - 240 000 рублей.

2) Списывается проданная продукция:

Дебет 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж" Кредит 43 "Готовая продукция" - 150 000 рублей.

3) Начисляется потенциальная задолженность бюджету по НДС:

Дебет 90 "Продажи", субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 40 000 рублей.

4) Отражается оплата продукции организацией В:

Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - 240 000 рублей.

5) Отражается возникновение задолженности бюджету по НДС:

Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 40 000 рублей.

Принятие НДС к зачету

В связи с изменениями правил по определению периода отнесения НДС в зачет, в случае, когда дата получения товаров, работ, услуг и дата выписки счета-фактуры относятся к разным периодам (новая редакция статьи 256 НК РК в соответствии с изменениями, внесенными Законом РК от 30 ноября 2016 года № 26-VІ ЗРК) в подсистему учета НДС внесены изменения.


Изменения в объектах конфигурации

В типовом плане счетов добавлен новый счет 1422 "Налог на добавленную стоимость (отложенное принятие к зачету)". Счет 1420 "Налог на добавленную стоимость к возмещению", используемый ранее, переименован на счет 1421 "Налог на добавленную стоимость к возмещению". Таким образом, остатки по счету 1420 будут отражены по счету 1421. Также добавлена группа счетов 1420 "НДС к возмещению", которая включает в себя счета 1421 и 1422.


Для налогового плана счетов реализованы аналогичные изменения.


ВпервичныхдокументахпоотражениюНДСкзачету(Поступление ТМЗ и услуг ,

Поступление доп.расходов , Поступление НМА , Поступление из переработки , Авансовый отчет , Возврат товаров поставщику )добавлен новый механизм,

позволяющий отложить принятие НДС к зачету. В указанных документах добавлен признак , редактирование которого возможно в форме

Цена и валюта по кнопке «Цена и валюты» .

«Стандартное» принятие НДС к зачету

При "стандартной" схеме принятия НДС к зачету, т.е. когда налоговый счет-фактура получен вместе с первичными документами:

1) Оформляется первичный документ. Например, документ Поступление ТМЗ и услуг .

2) На основании поступления вводится документ Счет-фактура (полученный) .



В данном случае опция Отложить принятие НДС к зачету НЕ устанавливается, зачет НДС выполняется в стандартном режиме при проведении первичного документа. Т.е. при проведении документа поступления будут сформированы бухгалтерские проводки по дебету счета 1421 "Налог на добавленную стоимость к возмещению" и движения по регистру накопления НДС к возмещению . При отражении операций возврата от поставщика будут сформированы бухгалтерские проводки по кредиту счета 1421 "Налог на добавленную стоимость к возмещению" и движения по регистру накопления

Отложенное принятие НДС к зачету

Ситуация по отложенному принятию НДС к зачету возникает в случае, когда налоговый счет-фактура получен позднее первичных документов. В этом случае схема документооборота будет следующей:

1) Оформляется первичный документ с установленной опцией Отложить принятие НДС к зачету .Например,документ Поступление ТМЗ и услуг .

2) Оформляется документ Регистрация прочих операций приобретенных товаров (работ, услуг) в целях НДС .

3) Вводится документ Счет-фактура (полученный) .

Если счет-фактура был выписан позднее даты отгрузки/получения товаров, то НДС необходимо относить в зачет по наиболее поздней дате, по дате счета-фактуры . Для этого в первичном документе устанавливается признак Отложить принятие НДС к зачету .Установка этого признака приводит к тому,что при проведении документа будетсформирована бухгалтерская проводка по дебету счета 1422 "Налог на добавленную стоимость (отложенное принятие к зачету)". Движения по регистру накопления НДС к возмещению будут отсутствовать.



Для формирования операции по отнесению НДС в зачет необходимо создать документ

Регистрация прочих операций приобретенных товаров (работ, услуг) в целях НДС с

видом операции "Регистрация оборота".

При формировании документа Регистрация прочих операций приобретенных товаров

(работ, услуг) в целях НДС на основании документов поступления активов,у которыхустановлен признак отложенного принятия НДС в зачет, программа автоматически установит в качестве корреспондирующего счета счет 1422 "Налог на добавленную стоимость (отложенное принятие к зачету)". При проведении документа будут сформированы проводки по отнесению сумм отложенного НДС в зачет. Сформируются проводки по дебету счета 1421 "Налог на добавленную стоимость к возмещению" и кредиту счета 1422 "Налог на добавленную стоимость (отложенное принятие к зачету)", а также движения по регистру накопления НДС к возмещению .

На основании документа Регистрация прочих операций приобретенных товаров (работ, услуг) в целях НДС можно сформировать документ Счет-фактура (полученный).

В случае возврата товаров на основании документа Возврат товаров от поставщика

создается документ Регистрация прочих операций приобретенных товаров (работ, услуг) в целях НДС с видом операции Корректировка оборота .При проведении будутсформированы движения по дебету счета 1422 "Налог на добавленную стоимость (отложенное принятие к зачету)" в корреспонденции со счетом 1421 "Налог на добавленную стоимость к возмещению", а также движения по регистру накопления

Корректировка НДС к возмещению .


Таким образом относить НДС в зачет теперь можно с соблюдением новых правил по наиболее поздней из следующих дат: по дате получения товаров, работ, услуг или дате выписки счета-фактуры.

Механизм заполнения табличных частей в документе Регистрация прочих операций приобретенных товаров (работ, услуг) в целях НДС

Для удобства заполнения/перезаполнения данных в документе Регистрацияпрочих

Налог на добавленную стоимость является, пожалуй, самым сложным налогом в существующей системе налогообложения Российской Федерации.

Как известно, налоги можно разделить на прямые и косвенные. Прямые налоги, взимаются государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенные же налоги не зависят от доходов, они устанавливаются в виде надбавок к ценам или тарифам. Производители и продавцы товаров и услуг реализуют их по ценам с учетом таких надбавок.

Налог на добавленную стоимость относится именно к косвенным налогам. Порядок исчисления, уплаты и учета данного налога определен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Налог на добавленную стоимость». Для организаций, занимающихся оптовой торговлей, порядок исчисления этого налога не содержит каких либо специальных положений, то есть, если организация торговли является плательщиком НДС, она исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке.

В процессе осуществления своей деятельности торговые организации осуществляют продажу (реализацию) товаров. В соответствии с нормами главы 21 «Налог на добавленную стоимость», а именно статьи 146 НК РФ, операции по реализации товаров на территории Российской Федерации являются объектом налогообложения по НДС.

Обратите внимание!

Объектом налогообложения является реализация товаров именно на территории Российской Федерации.

Если товары реализуются на территории иностранного государства, то реализация этих товаров не является объектом налогообложения. Суммы НДС, уплаченные поставщикам при производстве (приобретении) этих товаров, к вычету не принимаются и учитываются в их стоимости (данное правило установлено пунктом 2 статьи 170 НК РФ).

Место реализации товаров устанавливается в соответствии с правилами статьи 147 НК РФ, согласно которой товар считается реализованным в России, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

· товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;

· товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Итак, применительно к торговле, объектом налогообложения является реализация товаров на территории Российской Федерации. Стоимостная характеристика объекта налогообложения представляет собой налоговую базу, которую налогоплательщики - торговые организации в общем случае определяют в соответствии с положениями пункта 1 статьи 154 НК РФ:

«Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога».

Фактически это означает, что для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки, и пока не доказано обратное, считается что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Таким образом, налоговая база по НДС в организациях торговли представляет собой стоимость реализованных товаров, по которым они реализуются покупателям за минусом НДС.

Обратите внимание!

Работники налогового ведомства имеют право проверить правильность применения цен лишь в случаях:

· осуществления сделки между взаимозависимыми лицами;

· когда сделка носит характер товарообменной (бартерной) операции;

· при осуществлении внешнеторговых сделок;

· при отклонении цены сделки более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам в течение непродолжительного времени.

Если налоговый орган установит, что цена сделки, примененная налогоплательщиком, отклоняется более чем на 20% от рыночной цены, то не исключена ситуация, что организации придется пересчитать сумму налога, исчисленную исходя из рыночной цены на товары. Кроме того, не удастся избежать штрафных санкций.

Если торговая организация осуществляет реализацию сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), то налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 НК РФ с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. Иначе говоря, в этом случае торговая организация обязана исчислить НДС с разницы между продажной ценой с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. Данное положение установлено пунктом 4 статьи 154 НК РФ.

Указанный порядок применяется в отношении сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации от 16 мая 2001 года №383 «Об утверждении Перечня сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)».

Очень важным моментом при исчислении налога на добавленную стоимость является момент возникновения налогооблагаемой базы.

Мы уже обращали внимание читателя на этот момент, когда рассматривали вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения. Однако, не лишне будет напомнить, что в соответствии с требованиями статьи 167 НК РФ организация может выбрать момент возникновения налоговой базы по НДС либо «по оплате», либо «по отгрузке».

Согласно статье 167 НК РФ:

«1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)».

· Перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года №998 «Об утверждении Перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» .

Подпункт 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ выводит из под налогообложения операции по реализации почтовых марок, маркированных открыток и маркированных конвертов. При этом необходимо иметь в виду, что указанное освобождение не распространяется на перепродажу знаков почтовой оплаты по ценам, превышающим их номинальную стоимость.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила регистрации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 года №35 «О регистрации образцов изделий на родных художественных промыслов признанного художественного достоинства».

Обратите внимание!

Статья 149 НК РФ содержит перечень операций, не подлежащих обложению налогом. Можно ли считать, что такие освобождения являются льготой? Попробуем разобраться. Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ:

«Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Указанная статья 149 НК РФ как раз позволяет не уплачивать налог с перечисленных операций.

А раз это льгота, то налогоплательщик имеет право на основании пункта 2 статьи 56 НК РФ отказаться от ее использования либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если это не противоречит нормам налогового законодательства.

Можно ли отказаться от использования льгот, установленных статьей 149 НК РФ (Приложение №4)?

Статья 149 НК РФ содержит два вида льгот:

· льготы, от использования которых, налогоплательщик может отказаться;

· льготы, от которых налогоплательщик отказаться не вправе.

Перечень льгот, для которых предусмотрена возможность отказа, установлен пунктом 3 статьи 149 НК РФ, на льготы, установленные пунктом 2 данное правило не распространяется. Таким образом, торговая организация вправе отказаться от использования льготы только при реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Обратите внимание!

Если организация торговли осуществляет операции, как подлежащие налогообложению, так и освобождаемые от него, то она в обязательном порядке должна вести раздельный учет таких операций (пункт 4 статьи 149 НК РФ).

Кроме того, необходимость раздельного учета в торговых организациях возникает и в связи с тем, что налоговое законодательство предусматривает различные ставки налога при реализации товаров. И хотя перечень товаров, которые облагаются налогом по ставке 10% достаточно обширный, все-таки основная ставка НДС – 18%, и нередко оптовые организации торговли осуществляют реализацию товаров с разными ставками налога. Несмотря на то, что сам НК РФ не обязывает налогоплательщика вести раздельный учет при реализации товаров по разным ставкам (в отличии от одновременного осуществления налогооблагаемых и освобожденных от налогообложения операций), на наш взгляд делать это необходимо, так как в противном случае налог будет исчисляться по максимальной ставке со всего объема реализации.

Ведение же раздельного учета в разрезе применяемых ставок позволит определить налоговую базу отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам (пункт 1 статьи 153 НК РФ), а затем воспользоваться правилами пункта 1 статьи 166 НК РФ:

«Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз».

Нужно отметить, что оптовые торговые организации не испытывают особых сложностей для организации раздельного учета, в отличие от розничных организаций торговли. При осуществлении оптовых продаж, продавец-налогоплательщик НДС на каждую операцию по реализации товара выписывает покупателю счет-фактуру, в котором по каждому виду товаров указывается применяемая ставка налога и сумма налога, исчисленная с этой ставки.

Обязанность налогоплательщика по выписке счетов-фактур предусмотрена главой 21 «Налог на добавленную стоимость», а именно статьей 169 НК РФ.

Напоминаем!

· Счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товара.

· В расчетных документах и в счетах-фактурах сумма налога выделяется отдельной строкой.

Если торговая организация реализует товары, реализация которых освобождена от налогообложения, то в этом случае выписывается без выделения соответствующей суммы налога, при этом на счете-фактуре делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Выставленный счет-фактура в соответствии с требованием пункта 3 статьи 169 НК РФ регистрируется в книге продаж, форма которой предусматривает раздельный учет товаров в разрезе используемых ставок налога и продаж, освобожденных от налога. По окончании каждого налогового периода налогоплательщик использует итоговые показания граф книги продаж при заполнении налоговой декларации. Таким образом, налогоплательщику не требуется специального выделения в учете реализации товаров, осуществляемых по разным ставкам.

Однако в связи с тем, что в книгу продаж, наряду с операциями по реализации товаров, заносятся и суммы налога, начисленные по другим основаниям, например, суммы аванса или иные платежи, связанные с расчетами за товары, то организация торговли перед заполнением налоговой декларации видимо должна составить специальную бухгалтерскую справку, где из общей суммы налога начисленного к уплате, следует выделить суммы НДС, относящиеся к разным видам доходов.

Обратите внимание!

Порядок заполнения счетов-фактур, ведения журналов учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года №914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

По данным этих документов организация торговли заполняет налоговую декларацию и предоставляет ее в налоговый орган. Частота предоставления деклараций зависит от налогового периода по НДС, который налогоплательщики определяют в соответствии с правилами статьи 163 НК РФ, согласно которой:

«1. Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как календарный месяц, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи.

2. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, устанавливается как квартал».

Уплата сумм налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Более подробно с вопросами, касающимися учета и налогообложения в торговых организациях, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Торговая деятельность».

На вопросы отвечала Н.А. Мартынюк, эксперт по налогообложению

Какие вычеты по НДС можно отложить на завтра

Теперь в любом квартале в течение 3 лет с даты принятия покупки на учет вы можете заявить указанные в п. 2 ст. 171 НК вычеты, то есть вычеты того НДС, которы йп. 1.1 ст. 172 НК РФ :

  • <или> предъявил вам поставщик при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав);
  • <или> вы заплатили при ввозе товаров в Россию.

Как ранее разъясняли нам в ФНС, это касается только товаров, работ услуг, принимаемых на учет начиная с 1 января 2015 г. (см. , ).

Последний квартал, в котором можно заявить вычет, - тот, в который попадает дата истечения 3 лет с момента принятия покупки на учет, несмотря на то что декларация за него подается уже за пределами этих 3 лет.

О том, что в целях переноса вычетов НДС считать датой принятия на учет и как отсчитать 3 года, вы можете прочитать:

Счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге покупок за тот квартал, в котором вы будете заявлять вычет. И как-то обосновывать, почему вы выбрали именно этот квартал, не нужно.

Эта замечательная возможность не только облегчила жизнь бухгалтерам, но и вызвала у них вопросы о том, можно ли переносить на будущее вычет НДС по отдельным операциям.

НДС по экспорту, строительству хозспособом и изготовлению продукции с длительным циклом производства

К. Спиваковская, главбух

Разрешите противоречие с экспортными вычетами НДС.
С одной стороны, в Налоговом кодексе осталось указание на то, что вычеты применяются на момент определения налоговой базы по экспорт уп. 3 ст. 172 НК РФ .
С другой стороны, это вычеты НДС по приобретенным товарам, работам и услугам, которые просто были использованы для экспортных операций. То есть те самые вычеты, которые с 2015 г. разрешено переносить на будущее в течение 3 лет с даты принятия покупки на учетп. 1.1 ст. 172 , п. 2 ст. 171 НК РФ .
Так можно их все-таки переносить или нет?

: Сразу скажем, что точно так же обстоит дело с вычетами по строительству хозспособо мп. 10 ст. 167 , абз. 3 п. 6 ст. 171 , п. 5 ст. 172 НК РФ и по изготовлению продукции с длительным циклом производств ап. 7 ст. 172 НК РФ .

Переносить их можно. Вопрос в том - на основании какой нормы. От ответа на этот вопрос зависит срок, внутри которого вы можете заявить вычет. Существуют два подхода.

ПОДХОД 1. Новая норм ап. 1.1 ст. 172 НК РФ к этим вычетам не применяется.

Обоснование: нормы о моменте вычета по названным операция мпп. 3 , 5 ст. 172 , п. 10 ст. 167 , п. 6 ст. 171 НК РФ являются специальными по отношению к новой норме о возможности переносить вычет. Поэтому у них приоритет.

Поэтому перенести эти вычеты на другие кварталы можно в прежнем порядке, то есть на основании п. 2 ст. 173 НК. Как постановил ВАС, этот пункт позволяет заявить вычеты в любом квартале в течение 3 лет с окончания того квартала, в котором возникло право на вычет, то есть были выполнены все условия для негопп. 27, 28 Постановления ВАС от 30.05.2014 № 33 .

Обратите внимание: до истечения этих 3 лет нужно подать декларацию, отразив в ней выче тОпределение КС от 24.03.2015 № 540-О .

Например, товары, использованные для производства отгруженной на экспорт продукции, вы приняли на учет в I квартале 2015 г., а налоговая база по экспорту возникла в IV квартале 2015 г. Это будет первый из кварталов, в который вы можете поставить вычет (если у вас уже выполнены все условия для него). Три года с конца этого квартала истекают 31.12.2018. Поэтому последним кварталом для заявления вычета будет III квартал 2018 г., поскольку декларация за IV квартал 2018 г. подается уже после 31.12.2018.

Даже если момент определения налоговой базы по названным операциям наступает уже после истечения 3 лет с даты принятия соответствующих товаров, работ, услуг к учету, вычет не сгорает - его можно применить на дату отгрузки. Такие разъяснения Минфин дал применительно к производству товаров с длительным циклом изготовлени яПисьмо Минфина от 15.06.2015 № 03-07-11/34361 .

ПОДХОД 2. Эти вычеты можно переносить на основании новой нормы, так как она более поздняя по сравнению со специальной.

Этот подход дает налогоплательщикам меньше времени для заявления рассматриваемых вычетов.

Ведь в соответствии с ним получается, что заявить их можно начиная с того квартала, за который определяется налоговая база по этим операциям (если на этот момент уже выполнены все условия для вычета), и заканчивая тем, на который приходится дата истечения 3 лет с момента принятия на учет соответствующих товаров, работ, услуг. В нашем примере таким последним кварталом был бы I квартал 2018 г. (см. , )Письмо Минфина от 12.05.2015 № 03-07-11/27161 .

Кроме того, этот подход предполагал бы, что если момент определения налоговой базы по таким операциям наступает после истечения 3 лет с даты принятия на учет, то налогоплательщик вообще остается без вычета, что, очевидно, неправильно.

На наш взгляд, верным является подход 1.

А вот мнение специалиста ФНС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“ В отношении вычетов исчисленного НДС при строительстве хозспособом и вычетов при производстве длительного цикла действует специальное правило: они признаются на момент определения налоговой базы по названным операциям. По указанным вычетам действует другой трехлетний срок - предусмотренный п. 2 ст. 173 Налогового кодекса.

Таким образом, руководствуясь пп. 27, 28 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33, эти вычеты можно заявить за любой из входящих в соответствующий 3-лет -ний срок налоговых периодов при выполнении условий, предусмотренных статьями 171, 172 НК” .

При переносе экспортного вычета на будущее нужно заполнить раздел 5 декларации - так же, как в случае с заявлением вычета по счету-фактуре, полученному уже после определения налоговой базы по экспорту (см. , ).

НДС по командировочным расходам и другие вычеты с особенностями

С. Зорина, г. Санкт-Петербург

Переносить на будущее можно вычеты, которые указаны в п. 2 ст. 171 НК. Под него, в принципе, подпадает вычет НДС по командировочным расходам - это вычет налога, предъявленного нам при приобретении товаров, работ, услуг.
Однако сами вычеты по командировкам указаны в другом пункте ст. 171 НКп. 7 ст. 171 НК РФ . Означает ли это, что их нельзя переносить в другие кварталы?

: Такая же ситуация сложилась и с другими вычетами, которым посвящены отдельные пункты ст. 171 НК:

  • НДС, предъявленного подрядчиками при проведении ими капстроительств ап. 6 ст. 171 НК РФ ;
  • НДС по представительским расхода мп. 7 ст. 171 НК РФ .

На наш взгляд, переносить их на другие кварталы можно.

В п. 2 ст. 171 Налогового кодекса в общем сформулировано, какой НДС в принципе подлежит вычету. А в отдельных пунктах этой статьи установлены уже особенности для некоторых его «разновидностей». То есть все названные вычеты предусмотрены и п. 2 ст. 171 НК тоже. Дополнительный аргумент - толкование неустранимых противоречий в пользу налогоплательщик ап. 7 ст. 3 НК РФ .

А вот как ответил на этот вопрос специалист ФНС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ На вычеты НДС по командировочным и представительским расходам распространяется п. 1.1 ст. 172 Налогового кодекса. То есть эти вычеты можно заявить за любой из входящих в соответствующий 3-лет -ний срок налоговых периодов с момента принятия к учету товаров, работ, услу г” .

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Последствия переноса вычета НДС по представительским расходам

А. Резниченко, г. Саратов

Для НДС по представительским расходам есть специальное правило: к вычету его можно принять только в той части, в которой расходы укладываются в «прибыльный» норматив - не более 4% от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период по налогу на прибыл ьп. 7 ст. 171 , п. 2 ст. 264 НК РФ .
Означает ли это, что такой вычет НДС привязан именно к тому кварталу, в котором «представительские» товары, работы, услуги приняты на учет, и его нельзя переносить?

: Вовсе нет. Это всего лишь означает, что размер подлежащего вычету НДС следует определить по данным этого квартала. А поставить вычет можно и в любой другой квартал в течение следующих 3 лет.

А. Резниченко, г. Саратов

Если такой вычет НДС переносить на будущее, то в каком-то периоде общая сумма «представительских» вычетов может превысить сумму входного НДС, приходящуюся на величину признаваемых в этом периоде в налоговом учете представительских расходов. Допустимо ли это?

: Вполне. Пусть в III квартале у вас были представительские расходы. Вся их сумма не «помещается» в норматив, исчисленный для налога на прибыль по итогам 9 месяцев. По этому нормативу вы определяете, какую часть НДС можете взять к вычету. Но этот вычет вам сейчас не нужен, и вы оставляете его на счете 19. Три года, в течение которых вы можете принять его к вычету, отсчитываете от даты принятия «представительских» товаров, работ, услуг к бухучету.

Затем по итогам года норматив вырос, и в него уже укладывается вся сумма представительских расходов. Поэтому в IV квартале у вас возникает право на вычет остатка НДС по нимПисьмо Минфина от 06.11.2009 № 03-07-11/285 . Но и этот вычет вам пока не нужен, и вы тоже откладываете его на потом. Обратите внимание: 3 года для принятия к вычету НДС с остатка все равно отсчитываются от даты принятия «представительских» товаров, работ, услуг к бухучету, то есть от III квартала.

В I квартале следующего года:

  • вы решили принять весь этот НДС к вычету;
  • у вас были новые представительские расходы, которые «съели» весь норматив за I квартал. НДС по ним вы тоже ставите к вычету.

В результате общая сумма «представительского» вычета НДС за I квартал окажется больше, чем приходящаяся на принимаемые для налога на прибыль представительские расходы за этот квартал. Если это вызовет у инспекции вопросы, поясните, что такая ситуация сложилась из-за переноса вычета по правилам п. 1.1 ст. 172 НК.

Внутри 3 лет с даты принятия на учет можно сдать уточненку за любой из кварталов

А. Козырева, г. Углич

Сомневаемся, не означает ли новое право откладывать вычет запрета на подачу уточненной декларации с этим вычетом за те кварталы, в которые сразу его не поставили.
Например, в III квартале 2015 г. мы приняли товар на учет, получили счет-фактуру. В этом квартале НДС к вычету по какой-то причине принимать не стали. Следующие несколько кварталов для вычета нам тоже не подошли. Решили дальше не откладывать, поставить вычет в III квартал 2015 г. и сдать уточненную декларацию за него. А допустимо ли теперь это, учитывая, что у нас есть право учесть этот вычет в будущих кварталах?

: Спешим успокоить: допустимо. В такой ситуации вы можете подать уточненную декларацию за любой из кварталов, входящих в трехлетний срок с даты принятия покупки на учет, начиная с того, в котором у вас впервые были выполнены все условия для вычет ап. 2 ст. 81 НК РФ . И в этой декларации показать не заявленный сразу вычет.