Лучше водки хуже нет. Антиалкогольная политика в современном обществе

26.11.2015

Проблема алкоголизма и антиалкогольная политика в России: государство и общество несут огромные потери из-за алкогольной смертности

Слова российского писателя Виктора Ерофеева "Вы пьёте не водку – вы выпиваете свою душу" часто приходят на память, когда сталкиваешься с очередной жертвой "зелёного змия", с человеческой бедой, болезнью, которая называется "Хронический алкоголизм". О проблемах людей, злоупотребляющих алкоголем, позиции общества к проблеме алкоголизации населения, алкогольной политике в России – беседа с главным наркологом Омской области, главврачом бюджетного учреждения здравоохранения (БУЗОО) Омской области "Наркологический диспансер" С.С. Титовым.

– Какие потери несёт государство и общество от алкоголя?

Потребление алкоголя в России одно из самых высоких в мире, а по потреблению крепких напитков Россия, по мнению экспертов, является мировым лидером.

Алкоголь является разрушительным фактором демографического, социального и экономического развития страны. Как показывают исследования, тяжёлые алкогольные проблемы являются главной причиной того, что уровень смертности россиян катастрофически высок. Причём гибнут молодые трудоспособные мужчины. Алкогольная смертность не исчерпывается алкогольными отравлениями и включает значительную долю убийств, самоубийств, дорожно-транспортных происшествий, смертей от цирроза, сердечно-сосудистых заболеваний, инсультов, панкреатита, болезней органов дыхания, рака органов системы пищеварения.

По оценке А.В. Немцова (Александр Викентьевич Немцов, ведущий российский эксперт в области проблем алкогольной смертности и алкогольной политики, доктор медицинских наук (1977) – прим. ред. сайта), алкогольные потери современной России включают около 30% мужских смертей и 15% женских, что в отдельные годы составляло 600-700 тыс. человек. То есть, государство и общество несёт огромные потери, которые можно предотвратить, если не полностью, то в большей части.

– В чём же причина так называемой алкогольной сверхсмертности в России?

В 1992 году алкогольная отрасль была радикально либерализована, государственная монополия на алкоголь и запрет самогоноварения отменены, рынок наполнила дешёвая водка и другие жидкости с высоким содержанием этанола. При этом отмена запрета самогоноварения в сочетании с системным социально-экономическим кризисом села привели к небывалому росту самогоноварения. В России приходится на душу населения 15 литров чистого спирта в год (А. Немцов). Отсюда ответ: всеми доступными мерами необходимо уменьшить масштабы потребления крепких спиртных напитков.

– Являются ли суррогаты алкоголя главным источником смертности в России?

Конечно, снижение потребления алкогольных суррогатов обязательным, хотя и не единственным условием снижения смертности.

– Государство заинтересовано в устранении важнейшего деструктивного фактора развития России?

Целью алкогольной политики государства является снижение смертности, заболеваемости и социальных проблем, связанных с алкоголем. Интересы бюджетной сферы государства и национальных производителей алкогольной продукции принимаются во внимание только в той мере, в какой они не противоречат основной цели.

Другим важным принципом современной алкогольной политики является её нацеленность на общество в целом, а не исключительно на тяжёлых алкоголиков. Алкоголизм – болезнь социальная, и для лечения её необходимо воздействовать на всё общество, поскольку все когорты потребителей алкоголя в обществе воздействуют одна на другую.

Большинство жертв алкогольной смертности – не алкоголики. Значительная часть вызванных алкоголем смертей, несчастных случаев и преступлений связана с состоянием сильного опьянения, которого регулярно достигают далеко не только алкоголики. Конечно, смертность среди алкоголиков очень высока, однако основные потери идут от самой массовой группы риска – нормальных "добропорядочных" граждан, периодически (например, по выходным) принимающих опасные дозы алкоголя. Также важным приоритетом является максимальное сокращение потребления алкоголя молодёжью. На наш взгляд, без решения проблем алкоголизации населения на государственном уровне невозможно оздоровление общества, экономического, социального, демографического развития.

– Как общество относится к проблеме алкоголизации? Ведь не секрет, что главным оправдательным мотивом из любых уст звучит: "Все пьют?!.."

Поддержка общества значительно облегчает проведение в жизнь мер алкогольной политики. Исследования показывают, что сама по себе пропаганда трезвости и умеренности слабо влияет на поведение людей. Однако проведение такой работы необходимо, так как оно способствует формированию общественной поддержки алкогольной политики государства, без которой невозможно добиться эффекта от таких мер, как уменьшение доступности алкоголя, в особенности крепких напитков, экономически, в пространстве, во времени и по возрасту. К таким мерам относится и запрет на продажу алкогольных напитков в ночное время.

В большинстве северных стран алкогольные напитки не продаются также в один из выходных дней, чаще всего, по субботам во второй половине дня. В России такого запрета нет, и по выходным наблюдаются 8-11%-рост смертности за счёт несчастных случаев и смертей от болезней системы кровообращения.

К эффективным мерам алкогольной политики государства относятся меры, направленные на сокращение количества точек, торгующих алкоголем. Если до ближайшей точки, торгующей алкоголем идти далеко, то не каждый раз человек пойдёт купить бутылку. Если же, зайдя в магазин, чтобы купить хлеб, человек видит на прилавках спиртное, это нередко провоцирует приобретение алкогольных напитков.

Алкогольные проблемы легли тяжёлым бременем на российское общество. Практически у каждого россиянина есть родственники, погибшие и пострадавшие от алкоголя, многие семьи разрушены, многие жизни искалечены. В связи с этим в российском обществе назрело недовольство ситуацией. Согласно опросам, среди проблем, которые волнуют россиян, на втором-третьем местах регулярно оказывается проблема алкоголизма и наркомании.

Разумеется, поддержка алкогольной политики не одинакова для всех групп населения и для всех мер. Так, женщины более склонны положительно оценивать борьбу с алкоголизмом, чем мужчины. Определённую проблему составляет и то, что наиболее эффективные ограничительные меры алкогольной политики (например, повышение цен на алкогольную продукцию) поддерживаются меньшей долей населения, чем малоэффективные образовательные меры (например, антиалкогольное воспитание в учебных заведениях). Однако следует помнить, что общественное мнение в данном вопросе часто меняется.

– Специалисты из различных ведомств утверждают, что алкоголизм "помолодел". Вы как можете прокомментировать это утверждение?

Многочисленные исследования показывают, что чем позже молодой человек приобщается к алкоголю, тем меньше вероятности, что у него будут проблемы с алкоголем. Именно поэтому законодательство большинства стран, устанавливает минимальный возраст легального приобретения алкоголя. Для России актуальным является не столько повышение этого возраста, сколько выполнение этой нормы. Слишком мягкое наказание и бездеятельность органов, ответственных за выполнение этих норм, закладывают основу для формирования новых когорт алкоголиков. По данным медицинской статистики и социологических исследований регистрируется тенденция омоложения пациентов наркологической службы. Этот же процесс наблюдается и при анализе возраста первых проб психоактивных веществ.

– Пиво – альтернатива крепким алкогольным напиткам или нет?

Россия во многом не похожи на другие европейские страны по динамике алкогольного рынка. Если в странах Европы повышение потребления пива сопровождается снижением потребления крепких алкогольных напитков, то Россия на оправдала надежд сторонников идеи увеличения продаж пива.

Например, за период с 1997 по 2005 гг. производство пива в Российской Федерации увеличилось в 4 раза, а его потребление – почти в 3 раза. Уровень производства и потребления водки и ликёроводочных изделий за этот период почти не изменился. Основная причина роста потребления пива – его высокая доступность. Пиво употребляют более половины совершеннолетних россиян, отмечен рост потребления пива среди подростков обоего пола. При этом риск развития алкогольной зависимости у потребителей пива выше, чем у потребителей вина или крепких алкогольных напитков. Кроме доступности к причинам роста потребления пива можно отнести отсутствие выраженных нарушений поведения и работоспособности при употреблении пива, убеждённость значительной части населения в безопасности и даже полезности этого напитка, лояльное отношение к нему в обществе.

– Рассматривая алкогольные проблемы, мы и общество затронули и государство, но при этом не сказали ещё ничего о позиции каждого человека, о его выборе: пить или не пить?

Каждый человек в жизни проходит этапы знакомства с алкоголем: в детстве и юношестве – абсолютное неупотребление. Молодой человек, девушка получает первый опыт употребления методом проб и ошибок и принимает решение – будет он трезвенником или потребителем алкоголя. В дальнейшем каждый потребитель рискует стать участником алкогольного процесса: через умеренное употребление алкоголя к злоупотреблению и болезни – хроническому алкоголизму.

На каждом из этапов человек делает выбор "пить или не пить?". И от правильности выбора зависит многое: и его судьба и счастье детей, близких и родных людей.

С сокращениями, полный текст печатается по изданию:
Титов С.С. Алкогольная политика в России (статья в газету)
// Профилактика наркологических заболеваний. - Омск: БУЗОО "Наркологический диспансер", 2009. - С.41-44.

Российский путь антиалкогольной политики

Попытки государственного регулирования алкогольного рынка в России предпринимались неоднократно еще в царское время. В 1896 году при императоре Николае II была введена государственная «винная монополия», устранившая почти всю частную продажу алкоголя в стране. В период русско-японской войны в 1904-1905 годы последовал полный запрет на продажу водки в ряде регионов, который продлился до 1907 года. Позднее, в 1914 году, в связи с начавшейся Первой мировой войной, постановлением правительства продажа алкоголя была запрещена на всей территории страны. Это позволило к 1915 году сократить потребление спиртных напитков до 0,2 л на человека (в 1913 году значение этого показателя составляло 4,7 л на человека) . В итоге «сухой закон», введенный Николаем II, продержался в России до августа 1923 года.

Впоследствии советское правительство также предпринимало неоднократные попытки введения различных ограничений на продажу алкоголя. Так, в 1958 году было принято постановление, согласно которому запрещалась продажа водки большинством предприятий общественного питания, расположенных в районе вокзалов, аэропортов, в местах отдыха граждан, а также в непосредственной близости от промышленных предприятий, учреждений сфер образования и здравоохранения . В 1972 году в СССР были введены временные ограничения на продажу алкоголя: торговля спиртными напитками крепостью 30 градусов и выше была разрешена с 11.00 до 19.00, т.е. до официального времени закрытия магазинов, торгующих алкоголем .

В 1985 году была развернута самая масштабная в истории СССР антиалкогольная кампания, в ходе которой правила продажи спиртного стали еще жестче, были закрыты многие торговые точки. В тех же магазинах, где торговля спиртными напитками была разрешена, продавать алкоголь можно было только с 14.00 до 19.00 . Кроме того, был введен запрет на распитие спиртного в парках, скверах, а также поездах дальнего следования. Начавшийся в 1987 году в стране экономический кризис, а также массовое недовольство населения мероприятиями кампании вынудили правительство свернуть борьбу с алкоголизмом. Однако временные ограничения на продажу алкоголя отменены не были и действовали в стране до середины 1990 года. Согласно имеющимся оценкам, за годы кампании продажи алкогольной продукции в расчете на душу населения сократились на 60% . В то же время в эти годы в стране стал активно развиваться «теневой» рынок алкоголя, возросли объемы самогоноварения и нелегального производства спиртного, увеличилось количество отравлений алкогольными суррогатами.

К сожалению, после распада СССР антиалкогольная политика не вошла в число приоритетов российского правительства. В условиях быстро развивающихся рыночных отношений государство утратило как монополию на производство и продажу спиртного, так и контроль над временем его продажи. В 1990-е годы на рынок алкогольной продукции вышло множество производителей и продавцов, в том числе крупные международные компании. Согласно данным Росстата, объем продаж алкоголя в литрах чистого спирта в расчете на душу взрослого населения резко увеличился с 7,1 в 1990 году до 10-11 в 2000-е годы .

Исследователи подчеркивают негативную роль ослабления антиалкогольной политики государства. Трейзман отмечает, что рост смертности, наблюдаемый в России в начале 1990-х годов, был вызван действующей ценовой политикой в отношении алкоголя (низкая относительная цена водки), а не социальным стрессом от проводившихся в стране политических и экономических реформ. Другие авторы считают именно окончание антиалкогольной кампании Горбачева основной причиной так называемого «российского кризиса смертности» .

Последние годы характеризуются, однако, повышенным вниманием со стороны российского правительства к регулированию ситуации на алкогольном рынке. Ключевым документом в этом отношении стала принятая в 2009 году «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года». В документе, помимо мер законодательного регулирования, заложены и экономические меры, направленные как на ограничение ценовой доступности алкоголя (повышение акцизов на спиртное, установление минимальных розничных цен), так и на снижение его физической доступности (сокращение точек и времени продаж алкоголя). Цели и направления антиалкогольной политики государства были в дальнейшем зафиксированы в Указе Президента РФ от 7.05.2012 №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

С июля 2011 года введены единые по всей стране ограничения ночного времени продаж спиртных напитков – с 23.00 до 8.00 . Согласно закону, с 1 января 2013 года запрет на ночную продажу спиртного был распространен и на пиво. Единые федеральные ограничения, введенные в 2011 году, оказались достаточно мягкими по сравнению с теми, что устанавливали ранее отдельные регионы .

В 2011 году начинается существенное повышение акцизов на алкоголь, введенных еще в 1992 году. Так, в 2010 году они составляли 231 рубль за 1 л безводного этилового спирта крепостью более 9%, в 2011 году – 254 рубля, в 2012 – 300 рублей, в 2013 году - 400 рублей, в 2014 году – 500 рублей, а с 1 января 2015 года возросли до 600 рублей.

К числу новых для России мер государственной политики относится законодательное установление минимальной цены на водку. Одной из основных причин введения этого механизма стало снижение цены водки относительно средней зарплаты, чем и объясняют многие исследователи рост потребления спиртного, наблюдавшийся в России за последние 20 лет. Относительная цена алкоголя в стране постоянно снижалась в течение этих лет, делая его все более доступным. Так, в середине 1990-х годов на среднюю заработную плату можно было купить 25 л водки или 100 л пива, а в 2009 году – уже 79 и 358 л соответственно. Изменения минимальной цены водки и доступность алкоголя в соотношении со средней зарплатой показаны в табл. 1. В 2010 году значение минимальной цены водки было установлено впервые и на достаточно символическом уровне - 89 рублей за пол-литровую бутылку. Но впоследствии цена несколько раз повышалась, и к 1 августа 2014 года достигла уже 220 рублей.

Таблица 1. Минимальная цена водки относительно средней заработной платы

Дата введения

Минимальная цена, рублей за 0,5 л

Средняя зарплата, рублей

Сколько бутылок можно купить?

Однако с 1 февраля 2015 года минимальная розничная цена водки впервые была снижена до 185 рублей (или на 16%). Среди причин данного факта эксперты выделяют как замораживание ставки водочного акциза на 2015 и 2016 годы, так и увеличение теневого сектора алкогольного рынка .

Таким образом, к числу наиболее заметных мер регулирования алкогольного рынка в последние годы можно отнести введение минимальной розничной цены продажи водки, повышение акцизов на алкоголь и установление временных запретов на продажу спиртного. Как и следовало ожидать, официальные статистические данные показывают, начиная с 2010 года, стабильное сокращение объемов продажи как алкогольных напитков в целом (в пересчете на чистый спирт), так и водки. Продажи пива, несколько увеличившись в 2011 году, снова начали сокращаться, и в 2014 году среднедушевые продажи алкоголя, пива и водки оказались ниже уровня 2010 года (табл. 2).

Таблица 2. Динамика продажи алкогольных напитков в России, 2010-2014 годы

Суммарный годовой объем продаж:

Все алкогольные напитки, в млн дкл спирта

Водка, млн дкл

Пиво, млн дкл

В расчете на душу взрослого населения в год:

Все алкогольные напитки, в л спирта

Можно ли утверждать, что наблюдаемые на макроуровне позитивные изменения являются следствием проводимой государством антиалкогольной политики? Учитывая, что схожие экономические меры на протяжении многих лет активно используют правительства разных стран, проанализируем известные исследования по оценке их эффективности.

Критически оценивая опыт прошлого, включая негативные последствия последнего десятилетия, необходимо особо выделить насущную задачу современного развития российского общества, перспективная цель которого должна сводиться к постепенному искоренению причин массового пьянства, минимизации его негативных последствий.

Основным направлением в достижении этой цели должна стать профилактика (предупреждение) пьянства. Основное же в профилактике - устранение причин, порождающих это явление и позитивное воздействие на обстоятельства, выступающие качестве условий, порождающих почву для появления и действия причин.

Говоря о предпосылках преодоления пьянства следует учитывать несколько обстоятельств:

Во-первых, достижение положительных результатов в антиалкогольной политике возможно лишь при условиях комплексного подхода к проблеме пьянства и алкоголизма;

Во-вторых, необходимо иметь ввиду, что глубинные причины этих явлений кроются в социально-экономическом неблагополучии российского общества;

В-третьих, значение усиления эффективности антиалкогольной политики далеко выходит за рамки борьбы лишь с пьянством и алкоголизмом, способствуя защите здоровья граждан, воспитания здорового образа жизни, борьбе с преступностью.

С учетом того, что пьянство - это социальное зло, то и борьба с ним может иметь успех лишь при условии активного использования всей системы социально-правового воздействия, включая комплекс организационных, профилактических, воспитательных, медицинских, экономических мер.

1. Совершенствование федеральной и региональной антиалкогольной политики как средства решения общесоциальной профилактики пьянства.

Связь пьянства с другими проблемами жизни выдвигают в качестве принципиального требования к постановке такой работы ее многоцелевой характер. Именно поэтому антиалкогольная политика - это неотъемлемая часть общей социальной политики государства. В силу многоцелевого социального характера антиалкогольной политики, с одной стороны, и отсутствия реальной нормативно-правовой базы, защищающей интересы не отечественных производителей спиртных напитков, а большинства граждан, - с другой, правомерно сегодня поставить вопрос о разработке целенаправленной государственной антиалкогольной доктрины.

Главными задачами антиалкогольной политики должны стать предотвращение, устранение или смягчение последствий (вклю-чая криминальные) потребления алкоголя населением, снижение уровня и структуры потребления алкогольной продукции и предотвращение ее употребления молодежью, более эффективный контроль за производством, торговлей и потреблением спиртных напитков, защита здоровья населения.

Учитывая состояние алкогольной ситуации в России и большинстве ее регионов, основными целями антиалкогольной политики должны стать:

Всеобщее антиалкогольное просвещение и трезвенное воспитание подрастающего поколения, формирование антиалкогольного общественного мнения;

Последовательные меры по сокращению потребления алкогольной продукции населением при государственной монополии;

Предотвращение, устранение или смягчение социально-нега-тивных, включая криминальные, последствий потребления алкогольной продукции среди населения;

Обеспечение защиты интересов граждан, семей, общества и государства как от процесса алкоголизации, так и от его последствий, в т.ч. от пьянства и алкоголизма;

Осуществление защиты здоровья населения, особенно молодежи, предотвращение ухудшения генофонда народа, стабилизация и улучшение социально-демографической обстановки.

Основными субъектами антиалкогольной политики, как показывает отечественный и зарубежный опыт, должны стать государственные органы Российской Федерации и ее субъектов, органы муниципального самоуправления, общественные объединения и движения, юридические лица, а также граждане-активисты.

В качестве первого организационного шага, обеспечивающего взаимодействие государственных и общественных организаций, представляется оправданным создание Государственного комитета по проведению антиалкогольной политики в Российской Федерации. Учитывая профилактическую направленность координации, было желательно привлечь к работе Государственного комитета руководителей министерств, обеспечивающих развитие социальных сфер; руководителей правоохранительных органов, Госкомиссии по винной монополии, представителей общественных формирований.

Острейшая ситуация диктует необходимость того, чтобы Государственная Дума Российской Федерации учредила в составе постоянных комиссий Комиссию по вопросам антиалкогольной политики и периодически на своих заседаниях рассматривала подготовленные законодательные документы и ход проведения антиалкогольной политики.

Деятельность всех субъектов антиалкогольной политики требует создания стройной правовой системы правовой основой деятельности Государственного комитета и его региональных органов по реализации целей антиалкогольной политики государства являются Конституция РФ, обновленное законодательство (включая нормы гражданского, административного, уголовного кодексов). С учетом того, что современная правовая основа страдает отсутствием многих норм и значительно отстает от реалий российской действительности, требуется скорейшее принятие специального закона “Об основах антиалкагольной политики Российской Федерации”, других правовых актов федеральных органов, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Антиалкогольная политика должна проводится по строгом соблюдении прав и свобод человека и гражданина при условии ненарушения прав и свобод других лиц. Основной формой работы с населением должно стать просвещение, воспитание и убеждение. Запрещение и принуждение применяются лишь в тех случаях и в отношении тех лиц, когда происходит нарушение установленных законов и правовых норм.

Учитывая множественность и иерархию субъектов антиалкогольной политики, одним их первых реальных шагов по решению проблемы могла бы быть разработка Федеральной комплексной антиалкогольной программы. Составными частями такой программы, решаемой на уровне Российской Федерации, должны стать:

Научно обоснованная разработка комплекса мероприятий по антиалкогольному, трезвенному воспитанию детей и молодежи с использованием всех возможностей дошкольных и школьных учреждений, книг и средств массовой информации, театра и кино;

Действенное обеспечение государственной монополии на оборот алкогольной продукции и государственный контроль за этим оборотом;

Разработка мер по государственному регулированию цен на алкогольную продукцию (включая импорт);

Разработка комплекса мер по предупреждению социально-негативных последствий пьянства и алкоголизма, включая деятельность правоохранительных органов и судов;

Введение льготного налогообложения и предоставления других льгот юридическим и физическим лицам, общественным объединениям, непосредственно связанным с социально-реабилита-ционной и антиалкогольной работой с населением;

Обеспечение на федеральном уровне запрета рекламы и пропаганды алкогольной продукции и привлечение виновных к ответственности;

Обеспечение медицинской помощи населению, медико-со-циальной и социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом;

Разработка нормативно-правовой базы для профилактической работы всех органов, привлекаемых к осуществлению задач антиалкогольной политики.

По нашему представлению, основными направлениями антиалкогольной политики, решаемой субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, могли бы стать:

Разработка и реализации в рамках Комплексной антиалкогольной программы Российской Федерации мероприятий, относящихся к ведению и территории субъектов федерации;

Координация работы по реализации антиалкогольной политики на своей территории;

Регламентация отдельных вопросов в сфере оборота, ввоза и реализации алкогольной продукции;

Проведение культурно-просветительных и воспитательных мероприятий, направленных на формирование у граждан, особенно детей, молодежи, женщин, четких антиалкогольных убеждений;

Осуществление мер по социальной реабилитации больных алкоголизмом;

Привлечение к ответственности юридических и физических лиц, виновных в правонарушениях, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, нарушениями общественного порядка в состоянии алкогольного опьянения.

Важным направлением антиалкогольной политики является обеспечение действенного государственного и общественного контроля за реализацией алкогольной продукции и ограничения ее производства. В связи с этим, представляется необходимым пересмотр в сторону усиления требований экспертизы винно-водочных изделий и пересмотр действующих норм ГОСТа. Производство и реализация алкогольной продукции без лицензии и сверх установленной квоты должно быть полностью запрещено. Необходимо добиться восстановления практики заявок отечественных производителей на качественный спирт, отмененной под давлением МВФ, обеспечив тем самым более высокое качество реализации через розничную торговлю алкогольных напитков.

Следует полностью запретить рекламу алкогольной продукции через средства массовой информации. Запрету подлежит пропаганда алкогольной продукции, т.е. формирование у населения представлений о полезности и допустимости ее употребления по случаю торжеств и других актов.

Перечисленные выше основные направления антиалкогольной политики, на наш взгляд, удачно сочетают формы общесоциальной профилактики. При этом они являются наиболее перспективными, в сравнении с карательными являются меры, поскольку связаны с образовательным, воспитывающим воздействием на убеждение и поведение населения большого числа субъектов антиалкогольной политики.

2. Важным направлением усиления антиалкогольной политики, по нашему мнению, должны стать меры совершенствования правовой базы борьбы с пьянством.

Реально оценивая ситуацию нарастания в общественном сознании нигилизма, безнаказанности и вседозволенности в стране, неэффективность применения административных и уголовных наказаний, по нашему глубокому убеждению назрела серьезная необходимость повышения действительности применения уголовно-правовых, административно-правовых, гражданско-право-вых и семейно-правовых норм и средств предупреждения противоправного поведения на почве пьянства.

В этой связи особо нуждается в дальнейшем совершенствовании уголовное законодательство, регулирующее отношения, возникающие в сфере борьбы с криминогенными проявлениями пьянства и алкоголизма. В принятом новом Уголовном Кодексе Российской Федерации, вводимом в действие с 1 января 1997 года, по мнению разработчиков, были учтены многие международно-признанные системы ценностей, устранены многие несоответствия системы санкций требованиям справедливости. Однако наряду с ними из нового УК РФ были убраны статьи, которые с точки зрения профилактики играли ранее важную роль в борьбе с пьянством и алкоголизмом.

Сравнивая официальный текст УК РФ, принятый Государственной Думой Российской Федерации 24 мая 1996 г. и вводимый в действие с 1 января 1997 года, с модельным Уголовным кодексом, принятом на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеей стран-участников СНГ 17 февраля 1996 г., следует сделать вывод: российские законодатели не учли многие рекомендации, которые способствовали бы более эффективной профилактической работе правоохранительных органов.

Так, например, признавая уголовную ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения (ст. 23 УК РФ), законодательно не закреплено применение положение о том, что состояние опьянения в новом УК РФ (общая часть) не признается даже обстоятельством, отягчающим наказание (см.: ст. 63 УК РФ). Более того, в новом УК состояние опьянения при определенных условиях трактуется как обстоятельство смягчающее ответственность.

В связи с выше изложенным автор вносит предложение о необходимости дополнить ст. 63 УК РФ положением о том, что к обстоятельствам, отягчающим ответственность и наказание, наряду с перечисленными в статье позициями, относиться также “совершение преступления в состояние алкогольного, наркотического опьянения или под воздействием токсических средств”.

Особого внимания заслуживает борьба с распространением привычки к потреблению спиртных напитков среди подростков и молодежи, которая велась и сейчас ведется недостаточно решительно. Именно употребление спиртных напитков представляется обстоятельством, активно продуцирующим преступность среди несовершеннолетних.

В соответствии с действующим законодательством есть правовая норма (ст. 151 УК РФ), регулирующая борьбу с вовлечением несовершеннолетних в употребление и злоупотребление спиртными напитками. Цель статьи очевидна - помочь правовыми средствами сохранить здоровье подрастающих поколений, остановить процесс омоложения возраста, с которого начинается употребление спиртных напитков, упредить опасность осложнения в будущем социально-криминологической ситуации.

Однако в следственной и судебной практике последних лет практически отсутствует рассмотрение дел по фактам вовлечения и спаивания несовершеннолетних. Практически не было уголовных дел по ст. 210 старого УК РФ: “Доведение же несовершеннолетнего до состояния опьянения лицом, в служебной зависимости от которого находился несовершеннолетний, влечет уголовную ответственность этого лица в виде лишения свободы на срок до двух лет, или исправительных работ на тот же срок, или штрафа”. В новом УК РФ данная статья (ст. 151) изменена в сторону допущения таких действий до 3 и более раз (системати-ческое употребление).

По-видимому, следует учитывать, что недооценка общественной опасности преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в пьянство, значительно сужает возможности специальной профилактики этого негативного явления среди молодежи и подрывает в целом авторитет законодательства, направленного на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом.

В системе правовых мер борьбы с пьянством и алкоголизмом важную роль должен играть арсенал имеющихся административных средств пресечения правонарушений, посягающий на общественный порядок и связанных с поведением в общественных местах и производстве, воспитанием в семье.

В этой связи следует признать, что современная оценка действенности выделенных выше статей, введенных в Кодекс об административных правонарушениях в период 1985-1987 гг., может быть признана весьма низкой и неэффективной. В первую очередь, такая ситуация связана с совершенно иной ситуацией, сложившейся в результате отхода от целенаправленной антиалкогольной политики нынешнего федерального руководства. В условиях сверхизобилия алкогольных напитков при относительно низких ценах фактически не действуют ст.ст. 160, 1601, 1602, что ставит под сомнение необходимость их сохранения в Кодексе. По-видимому, требуют пересмотра в сторону увеличения размеров штрафа за правонарушения, предусмотренные ст.ст. 162. 163. Так, например, за распитие спиртных напитков на улицах, стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта... или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем общественное достоинство и общественную нравственность предусмотрены штрафы всего лишь размером в 1/3 или 1/2 минимального размера заработной платы.

3. Специальные профилактические меры, направленные на реализацию антиалкогольного законодательства.

Сегодня, когда устаревшее антиалкогольное законодательство практически не действует, а в предупредительной работе служб и подразделений органов внутренних дел недооценивается значение борьбы с пьянством настоятельно встает вопрос об обновлении ведомственных нормативных актов по организации профилактики пьянства и алкоголизма.

Борьба с пьянством и алкоголизмом предполагает постоянное и последовательное применение специальных профилактических мер, направленных на реализацию антиалкогольного законодательства. Ведущее место в этой работе принадлежит органам внутренних дел, в частности службам милиции. В числе основных направлений по специальной профилактике пьянства следует выделить:

Пресечение распития спиртных напитков, а также нахождения в пьяном виде в общественных местах;

Установление притонов и лиц, предоставляющих помещение для наркоманов, токсикоманов, распития спиртных напитков и разврата, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство;

Выявление лиц, нарушающих установленные правила торговли винно-водочными изделиями, изготовляющих и хранящихся с целью сбыта без специального разрешения (лицензии), акцизных марок спиртные напитки;

Предупреждение семейно-бытового пьянства;

Целенаправленная антиалкогольная пропаганда и др.

Среди категорий профилактируемых, на наш взгляд, основное внимание необходимо уделить подросткам и молодежи, поскольку эта категория населения составляет ту социальную часть общества, действия которой под влиянием алкоголя чаще всего переходят криминальную черту.

4. Меры совершенствования системы антиалкогольного воспитания и пропаганды. Безнравственность, отсутствие должной общей и правовой культуры, правовой нигилизм являются субъективной стороной генезиса и развития антисоциальных явлений, включая пьянство. Среди мер по преодолению массового пьянства и алкоголизма важным условием выступает развитие и совершенствование системы антиалкогольного воспитания, просвещения и пропаганды. Основным объектом этой работы должны стать дети, подростки, молодежь. Для развития системы антиалкогольного воспитания, просвещения и пропаганды необходимы разработка новой Концепции антиалкогольного воспитания и просвещения; использование положительного отечественного и зарубежного опыта организации трезвеннических кампаний; привлечение к этой работе общественных движений за здоровый образ жизни, ученых; обеспечение через СМИ активного противодействия пропаганде пьянства, аморализма, питейных традиций. Организующую и координирующую роль в разработке Концепции должны сыграть Комитеты Государственной Думы Российской Федерации, Министерство общего и профессионального образования, соответствующие департаменты (комитеты) местной власти в регионах, академии педагогических, медицинских наук, а также организации в рамках общественного трезвеннического движения.

Антиалкогольная пропаганда в молодежной среде должна вестись одновременно и параллельно с антинаркотической пропагандой. Пока же наблюдается явный “перевес” в сторону последней, хотя, как известно, Всемирной организацией здравоохранения и ныне действующим в России ГОСТом, алкоголь признан таким же опасным для здоровья средством, как и наркотики.

Среди мер по преодолению пьянства и алкоголизма чрезвычайно важным условием выступает антиалкогольное просвещение молодежи во всех учебных заведениях. Эта работа обязательно должна проводится и в дошкольных учреждениях, в работе которых сегодня можно обнаружить многочисленные примеры формирования алкогольных представлений у детей уже в возрасте 3-4 лет.

В предупреждении пьянства и алкоголизма важную роль должна сыграть антиалкогольная пропаганда, которая особенно в последнее время требует значительной активизации. Здесь правоохранительные органы должны играть более активную и целенаправленную роль, тем более что Закон РСФСР “О средствах массовой информации” от 27 декабря 1991 г. создал для этой работы все условия.

Необходимо всячески способствовать развитию антиалкогольной инициативы населения, привлекать к этой работе общества и клубы трезвости. Особая роль здесь принадлежит Союзу борьбы за народную трезвость, в рамках которого в Российской Федерации работают региональные организации практически во всех крупных городах.

К числу наиболее эффективных мер антиалкогольной политики эксперты относят те меры, те, которые приводят к повышению цены алкоголя для конечного потребителя, ограничение физической доступности алкогольных напитков, ужесточение наказаний за вождение в пьяном виде, агитацию против чрезмерного потребления спиртного и организация институтов по лечению от алкогольной зависимости (Babor, 2010).

Исследованию результативности государственного регулирования алкогольного рынка и влиянию реализуемых мер на отрицательные последствия, связанные с чрезмерным потреблением алкоголя, посвящены работы ряда отечественных и зарубежных ученых.

Так, в работе Мюллера (1989) была выполнена оценка влияния ужесточения наказания за вождение в нетрезвом виде на показатель смертности в результате ДТП, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (при контроле уровня безработицы и ДТП, совершенных в трезвом виде). В результате проведенного анализа, автором было установлено, что принятые в 1982 году меры в штате Оклахома по борьбе с вождением в нетрезвом виде (отзыв прав на вождение у подозреваемых в вождении в нетрезвом виде и т.д.) и рост безработицы сократили уровень ДТП со смертельным исходом на 9%.

Согласно исследованию бразильского ученого, принятие закона о закрытии баров после 11 вечера в бразильском городе Диадема привело к сокращению числа убийств на 9 человек в месяц (Duailibi et al., 2007).

В работе Макмиллана и Лафэма (2006) исследовались последствия отмены действующих запретов на продажу алкоголя в США. В Нью-Мексико до 1 июля 1995 года нельзя было купить спиртное иначе как в баре или ином месте общественного питания. После июня 1995 года данный запрет был отменен. Согласно полученным результатам, отмена воскресных запретов привела к увеличению количества ДТП по причине нахождения в состоянии алкогольного опьянения на 29%, а также к росту смертности в результате дорожно-транспортных происшествий на 42% (McMillan, Lapham, 2006).

В целом, отрицательное влияние мер антиалкогольной политики на внешние эффекты потребления алкоголя доказано во множестве работ (Wagenaar et al., 2010). Результаты большинства исследований, посвященных оценки результативности мер антиалкогольной политики ряда стран (например, США, Канада, Финляндия, Испания, Дания, Швейцария) показывают положительное влияние реализуемых мер на снижение числа ДТП, количество совершенных насилии, алкогольных отравлений и заболеваемость, связанную с чрезмерным употреблением алкоголя.

В работе Янга и др (2006) была проведена оценка влияния повышения цен на алкогольные напитки на динамику ДТП в США. В результате было установлено, что данная мера привела к снижению ДТП, совершаемых в пьяном виде, на 0,97% за каждый процент повышения уровня цен на спиртное (Young et al.,2006).

В другой работе была выявлена отрицательная зависимость вероятности насилия со стороны родителей над детьми от повышения ставки акциза на спиртное (Markowitz, Grossman, 2000).

В последние годы стали появляться работы, посвященные оценке результативности современных мер антиалкогольной политики в России.

Согласно имеющимся данным, существенное влияние на снижение доступности спиртного среди российского населения оказали временные ограничения продаж алкоголя (Kolosnitsyna et. al., 2014). В процессе анализа микроданных авторами было выявлено, что в регионах с более жесткими временными запретами на продажу спиртных напитков потребление алкоголя значимо меньше, чем в регионах с относительно короткими временными ограничениями. Одним из результатов было выявление более значимого влияния времени начала запрета на продажу алкоголя, чем время завершения ограничения (Kolosnitsyna et. al., 2014).

Алекс Прайдмур с коллегами (Pridemore et al., 2013) провели ряд исследований, в которых оценивали введение в 2006 году поправок к 171-ФЗ (ФЗ №102, 2005) на ряд внешних эффектов потребления алкоголя. В результате исследования, авторы пришли к выводу о том, что антиалкогольная политика проводимая правительством России с 2006 года смогла изменить динамику смертности от алкогольного отравления. По данным исследования, в случае отсутствия мер по борьбе с чрезмерным потреблением алкоголя уровень смертности от алкогольных отравлений мужчин мог на 35% превысить существующий (Pridemore et al., 2013a).

Следует отметить, что согласно имеющимся оценкам, уровень смертности среди мужчин и женщин из-за цирроза печени был бы выше текущего на 9 и 15% соответственно, если бы не были предприняты меры по ужесточению мер в отношении оборота алкоголя (рис.1.5). В то же время влияние антиалкогольной политики на уменьшение количества отравлений алкоголем и смертей от цирроза печени может быть несколько преувеличено, так как в 2000-е в России наблюдается стабилизация в экономической и политической сферах общества. Согласно исследованию Немцова А., стабилизация положительно влияет на основные определяющие факторы алкоголизации страны и тем самым снижает потребление алкоголя (Немцов, 2013). Поэтому отделить влияние мер антиалкогольной политики от стабилизационных мер довольно сложно.

Рисунок 1.5. Число смертей в месяц в результате отравления алкоголем или отравления в алкогольном состоянии: Россия, 2000-2010 гг.*

Значение АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА в Энциклопедии трезвого образа жизни

АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

— сфера деятельности общества, связанная с ликвидацией пьянства и алкоголизма. Любая проблема приобретает политический характер, если её решение связано с интересами общества, проблемой власти. А.п. обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы жизни общества. Эксплуататорские режимы, стремясь задержать его поступательное развитие, проводят политику спаивания народа. Так, царица Екатерина II неоднократно подчеркивала: «Пьяным народом управлять легче». В условиях социализма А.п. была направлена на искоренение спиртных изделий населением. В наше время в России вновь возникли алкогольные проблемы, которые были присущи как дореволюционной России, так и ряду стран Запада.

Подробнее об антиалкогольной политике рассказано в видеолекциях раздела «Алкогольный геноцид».

Энциклопедия трезвого образа жизни. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПОЛИТИКА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-11-26 Time: 09:26:58 * Кто стоит высоко и у всех на виду, не должен себе позволять порывистых движений. (…
  • ПОЛИТИКА
    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - см ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ЦЕН И ДОХОДОВ - проводимая правительством страны антиинфляционная политика, основным инструментом которой является ограничение доходов с целью уменьшения денежной …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ФИСКАЛЬНАЯ СДЕРЖИВАЮЩАЯ - см. СДЕРЖИВАЮЩАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ФИСКАЛЬНАЯ РЕСТРИКЦИОННАЯ - см. РЕСТРИКЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ФИСКАЛЬНАЯ см. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ФИНАНСОВАЯ - см. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    УГОЛОВНАЯ - см. УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ТОВАРНАЯ - см. ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ТАМОЖЕННАЯ - см ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    СТРУКТУРНАЯ - см СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    РЕФЛЯЦИОННАЯ - см РЕФЛЯЦИОН -НАЯ …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    РЕСТРИКЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ - см. РЕСТРИКЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ПРЕДПРИЯТИЯ УЧЕТНАЯ - см. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    НЕДИСКРЕЦИОННАЯ - см. НЕДИС -КРЕЦИОННАЯ …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    НАЛОГОВАЯ - см. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ - см МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ - см. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ИНВЕСТИЦИОННАЯ -см ИНВЕСТИЦИОННАЯ …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ЗОНТИКА - политика монополистического регулирования объема производства с целью поддержания цен, установленных фирмой-лидером. Проводится при содействии фирм, поддерживающих …
  • ПОЛИТИКА в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. politika - государственные или общественные дела от polis - государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью …
  • ПОЛИТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (греч. politiko - государственные или общественные дела, от polis - государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями …
  • ПОЛИТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Этим термином обозначают: 1) одну из социальных наук, 2) совокупность реальных фактов, изучаемых ею, и 3) так назыв. политическое искусство. …
  • ПОЛИТИКА в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПОЛИТИКА в Энциклопедическом словарике:
    (греческое politika - государственные или общественные дела, от polis - государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и …
  • ПОЛИТИКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Этим термином обозначают: 1) одну из социальных наук, 2) совокупность реальных фактов, изучаемых ею, и 3) так назыв. политическое …
  • ПОЛИТИКА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, только ед. , ж. 1) Сфера деятельности, связанная с отношениями между нациями, социальными слоями и т. д.; деятельность в …
  • ПОЛИТИКА в Новом словаре иностранных слов:
    ((гр. polltike искусство управления государством) деятельность общественных классов, партий, групп, определяемая их интересами в целями, а также деятельность органов …