История пророка Мухаммеда. Основные даты и события жизни, краткая биография. Из жизни праведников (Поучительные истории)

ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие читатели!
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы лучше обучить нас нашей религии, рассказывал интересные, поучительные истории.
Эти истории о жизни прежних пророков и последовавших за ними людей.
Поскольку они дошли до нас в толковании нашего Пророка, то каждая из историй является хадисом. Множество таких историй можно найти в Священном Коране.
Это значит, что Всевышний Господь и наш любимый Пророк хотели, чтобы мы задумались над этими историями и извлекли из них для себя урок.
Из восемнадцати историй, включенных в эту книгу под названием «Рассказы из уст нашего Пророка», четырнадцать выбраны мной из двух самых достоверных источников хадисов «Сахих Бухари» и «Сахих Муслим». Остальные — из книг хадисов, по авторитетности следующих непосредственно за этими произведениями.
Этим я хотел добиться того, чтобы вы получали знания из самых достоверных источников. Жаль, что некоторые люди, желая привлечь внимание к себе, выдумали некоторые истории, якобы переданные нашим Пророком.

Но, познакомившись с этой книгой, вы без труда научитесь отличать истинные истории от выдуманных и не следовать лжи.

Полагая, что вы будете стараться извлечь поучительный урок из прочитанного и желая помочь вам в этом, в конце каждой истории я поместил краткие выводы. Я уверен, что вы сами можете сделать и другие выводы.
Я молюсь за всех вас, и вы молитесь за меня и всех мусульман, да будет доволен Всевышний Господь всеми нами.
Мехмет Яшар Кандемир

МОЛИТВА САРЫ

Как-то пророк Ибрахим (мир ему) вместе со своей женой Сарой странствовал по свету.
Путь их лежал в страну злого и коварного царя.
Сара была очень красивой женщиной. Увидев ее, люди правителя этой страны прибежали к нему с известием:
— Повелитель! В вашем городе появилась прекрасная женщина. Эта женщина достойна только вас и никого другого.
Царь призвал Ибрахима (мир ему) и спросил его:
— Кем тебе приходится эта женщина?
— Она моя сестра, — ответил пророк Ибрахим. Выйдя из дворца, он направился прямо к Саре и рассказал ей о том, что с ним произошло:
— Жестокий царь спросил, кем ты мне приходишься. Чтобы не подвергать тебя опасности, я сказал, что ты моя сестра. И это не обман, потому что сегодня на всем свете нет мусульман кроме тебя и меня. Поэтому по вере мы с тобой брат и сестра.
Через некоторое время пришли люди царя и отвели Сару во дворец.
Придя во дворец, Сара сделала омовение и стала совершать намаз. Затем, раскрыв ладони, она обратилась к Всевышнему Аллаху с мольбой:
— О Господи! Если я уверовала в Тебя и Твоего пророка и всегда была верной женой своему мужу, сохрани меня от этого неверного!
Сару привели к царю. Увидев ее, он вдруг начал задыхаться и хрипеть. Его руку,протянутую к Саре, свело судорогой. От гнева и страха он затопал ногами.
Сара в тревоге взмолилась:
— О Аллах! Если этот человек умрет, все подумают, что это я его убила.
Судороги отпустили царя, он пришел в себя. И вновь протянул руки к Саре, как будто ничего не произошло. Но тут снова дыхание его остановилось, он скорчился. Он с мольбой в глазах посмотрел на Сару, прося ее обратиться к Аллаху и избавить его от страданий. Он дал слово, что больше не дотронется до нее.
Сара произнесла молитву, и царь успокоился. Но, едва придя в себя, вновь попытался приблизиться к ней. На этот раз его скрутило еще сильнее, он не мог вздохнуть. Повалившись, он бил ногами об пол. Он знаками просил Сару еще раз помолиться за него и клялся, что больше не притронется к ней. Придя в себя, он позвал своих слуг и приказал:
— Вы привели ко мне дьявола в образе женщины. Немедленно уведите ее и выдворите из моей страны. Отдайте ей Хаджар.
Когда Сара вернулась со служанкой, Ибрахим (мир ему) спросил ее:
— Что случилось? Расскажи мне.
Сара ответила:
— Видишь, как Аллах унизил и ввел в замешательство неверного! И защитил меня от него. А еще послал мне эту девушку в услужение.

Мораль
Аллах помогает правдивым. Он помогает тем, кто, воздев руки, искренне и с добрыми намерениями обратится к Нему с мольбой. Он не оставит их. Любому человеку, попавшему в трудное положение, следует обратиться с мольбой к Аллаху.
Всевышний Аллах подвергает рабов своих в этом мире испытаниям, чтобы в мире ином наделить их еще большей милостью.
Мусульманин, попавший в трудное положение, чтобы сохранить свою жизнь, может при необходимости допустить хитрость в отношении неверных. Пророк Ибрахим допустил хитрость, представляя свою жену как сестру. Он знал, что царь был огнепоклонником. Эти язычники женились на собственных сестрах и чужих женах и верили, что такой брак является священным.
Одной из особенностей дурных людей является нарушение ими данного слова. Царь не держал данного им слова, поэтому Всевышний Аллах каждый раз расстраивал его дела.
Дурные люди не извлекают урока из случаев, являющихся предупреждением для них.
Жестокий царь трижды был свидетелем того, что Сара — человек, молитвы которого принимаются Всевышним. Вместо того, чтобы усмирить свою страсть, он, наоборот, утверждал, что она не женщина, а дьявол.
Служанка Хаджар, подаренная жестоким царем Саре, впоследствии стала матерью пророка Исмаила. Жестокий царь, увидев чистоту души Хаджар, посчитал ее порождением дьявола и, отдавая ее Саре, хотел избавиться одновременно от них обеих.

Профессор М. Йашар Кандемир Из книги «Рассказы из уст Пророка»

Дорогие братья, рассказывая о жизни Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), стараемся разбудить и научить мусульман любить Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Хотя, на самом деле, даже если не мусульмане услышат об этих историях, об эпизодах из жизни нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) - то ни одно сердце, наверное, не сможет остаться безучастным и не отреагировать на тот или иной эпизод из жизни Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).

И так часто бывало, что не мусульмане, услышав какую-то историю из жизни Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), принимали Ислам, настолько их поражала высокая нравственность Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), который и сам говорил:

"إِنَّمَا بُعِثْتُ لِأُتَمِّمَ مَكَارِمَ الْأَخْلَاقِ"

(رواه البيهقي عن أبي هريرة)

«Воистину, я послан, для того, чтобы усовершенствовать нравственность» .

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) был очень внимательным и очень заботливым ко всем одинаково.

Эта история, которую я хочу рассказать, о делегации из Йемена. Когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) переехал из Мекки в Медину, и когда Ислам уже окреп, разные арабские племена стали посылать к нему делегации для того, чтобы объявить, что они принимают Ислам.

Также из Йемена пришла делегация из 13 человек и с собой привела скот в качестве закята. Когда йеменцы пришли, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) им очень обрадовался, проявил почтение, и они сказали: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), мы принесли то, что положено нам давать перед Всевышним – это закят из нашего имущества». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Верните ваш закят вашим же беднякам!». А они говорят: «Мы принесли уже то, что было излишне», т.е. мы уже раздали нашим беднякам, а то, что осталось, мы принесли сюда. И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) им очень удивился, также удивился Абубакр и сказал: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), подобно этой делегации, ни одна делегация ещё не приходила к нам!». Их визит, и с чем они пришли, и как они пришли - очень обрадовало и сподвижников и самого Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), восхитившись, сказал: «Воистину, наставление в руках Аллаха и тот, кому Он желает благо, тому Он раскрывает сердце для веры». И тут они стали спрашивать Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) о разных вещах: о Коране, о сунне… и получали ответы. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) велел Билялу показать места, где они будут ночевать. Пробыв там несколько дней и удовлетворив свои нужды, получив ответы на вопросы, они стали прощаться с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям), А Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) распорядился, чтобы всем им дали подарки. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) спрашивает у них: «Что вас торопит, почему вы так рано уезжаете?». Они говорят: «Мы хотим поскорее вернуться к нашим племенам, рассказать о том, что видели Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), о нашем разговоре с тобой, и о том, как ты нам отвечал. Мы торопимся обо всём этом рассказать». И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Кто-нибудь из вас остался, кого я не видел, кому не достались дары?» - и они отвечают: «Мы оставили юношу, самого молодого среди нас, он смотрит за нашими верблюдами, он не приходил ещё сюда». И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Скажите ему, чтобы он подошёл ко мне». Казалось бы, это был простой юноша, можно было бы его не заметить, он сторожил верблюдов. Но Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) и о нём заботится и говорит, чтобы и он пришёл к нему. Когда они пришли к верблюдам, его товарищи сказали: «Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) велит тебе идти к нему, он ответил нам на наши вопросы, удовлетворил наши нужды. Иди и ты попроси у него исполнения своей просьбы, скажи ему о том, что ты хочешь ему сказать». И юноша отправился к Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям) и, встретив его, поздоровался с ним и говорит: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), я юноша из племени бану Абва, из тех людей, которые только что тебя покинули, ты исполнил все их нужды, все их просьбы. Я прошу, чтобы ты и мою просьбу тоже исполнил». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «А в чём заключается твоя просьба?», он говорит: «Моя просьба не похожа на просьбу тех, с кем я пришёл, моих товарищей. Они пришли, желая принять Ислам и привели то, что привели. А меня - клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям)! - меня привела сюда лишь одна просьба, одно желание: я хочу, чтобы ты попросил у Всевышнего для меня прощения, проявил ко мне милость, и чтобы он сделал моё богатство - в моём сердце», т.е. чтобы он был удовлетворён тем, что у меня есть. И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) поднял руки к небу и сказал:

"اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ وَاجْعَلْ غِنَاهُ فِي قَلْبِهِ"

«О Аллах, прости его, смилуйся над ним, и помести его богатство в его сердце!» , т.е. сделай его довольствующимся тем, что Ты ему ниспосылаешь. И потом Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) велел дать ему те же подарки, что были отданы и его товарищам.

На 10-ый год Хиджры Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) встретился с этими людьми в период Хаджа. Когда он совершал Хадж, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) их узнал и они его узнали, и сказали: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), мы та делегация, которая приходила к тебе в тот год», и Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «А как поживает тот юноша, который был с вами в тот год?». Они ответили: «Среди нас нет никого, подобного ему. Он отрешён от этого земного мира (дунья), он довольствуется тем, что у него есть. Даже если бы все люди поделили этот мир (дунья), он бы не обратил никакого внимания на тех людей». И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сделал ему дуа, ещё раз обратился ко Всевышнему с просьбой, чтоб он умер целиком - но они не поняли выражение Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и один из них сказал: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), как это человек может «умереть целиком»?».

Человек в погоне за своими страстями, желаниями, с алчностью, сотнями желаний, которые его разделяют, хочет и то и это, постоянно живёт с какими-то желаниями, преследует какие-то цели… О человеке который оказался в одном из таких ущелий своих желаний, а в это время Аллах забирает его душу в таком состоянии - Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорит, что «я хотел бы, чтобы умер именно в том состоянии, в котором он преследует одну цель – довольство Всевышнего».

Когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) скончался и многие люди стали уходить из религии, из Ислама, стали вероотступниками, этот юноша был из числа тех, кто стал, как Абубакр, среди жителей Медины призывать к тому, чтобы они поклонялись Аллаху, что если и умер Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), то Тот Аллах, которому вы поклоняетесь - не умер и не умрёт, Он вечно живой! Этот юноша тоже стал им напоминать о Всевышнем, об Исламе и Пророке (салляллаху аляйхи васаллям). Его слова возымели большой успех и многие люди в том месте, где он жил, в Йемене, вернулись в Ислам, последовав его примеру.

И Абубакр, будучи халифом, тоже восхищался этим человеком и велел, чтобы к нему проявляли особую заботу, такое распоряжение он дал Зияду бну Лябибу. Опять-таки, это пример того, как Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) в своё время уделил внимание всем, понимая, что, возможно, тот юноша является лучшим среди них, более всего любимым Всевышним, и возможно, что от него будет такая большая польза для Ислама!

Вопрос – ответ

Почему арабы, особенно курайшиты, заслуживают большей любви мусульман, чем другие народы?

Арабы были избраны Всевышним для распространения Ислама. Аллах ниспослал человечеству последнее Священное Писание – Коран – на арабском языке. А из арабов Он выделил курайшитов, избрав из этого рода Мухаммада (ﷺ ) Пророком. Об этом сказано и в хадисах Посланника Аллаха (ﷺ ). И так как Пророк (ﷺ ) был арабом, Коран ниспослан на арабском и язык обитателей Рая – арабский.

Какие знаменательные события предшествовали рождению Пророка (ﷺ )?

В ночь, когда родился наш Пророк (ﷺ ), в небе появилась новая звезда. Все идолы, находившиеся в Каабе, рассыпались; погас огонь, которому неверующие поклонялись и который не потухал в течение тысячи лет; озеро Савва, которому неверующие поклонялись, высохло. С той ночи жрецам прекратились вести с небес, которые им приносили джины; стены дворца персидского шаха (Кисра) треснули, и упало 14 балконов; войска правителя Йемена Абрахи, который собирался разрушить Каабу, взяв с собой боевых слонов, были погублены Всевышним и т. д.

Перечислите некоторые знамения и чудеса, которые произошли в то время, когда мать Пророка (ﷺ ) была беременна им.

В ночь, когда Амина, забеременев, была избрана Аллахом стать матерью Господина всех людей и общин, животные курайшитов заговорили, свидетельствуя о том, что Амина носит в своём чреве будущего Посланника Аллаха (ﷺ ). Троны многих королей и правителей перевернулись, рассыпались их идолы.

После долгих засух и неурожаев земля вновь пышно расцвела. Амине было сообщено во сне, что она беременна и носит под сердцем Господина всех миров и наилучшее Создание Всевышнего. Она не чувствовала при родах боли и тяжести.

Во время своей беременности Амина замечала, как птицы почтительно окружали её из уважения к тому, кого она носит в своем чреве. А когда она подходила к колодцу набрать воды, то вода сама поднималась наверх в знак почтения перед величием Посланника Аллаха (ﷺ ). Когда она рассказала обо всём этом своему мужу Абдуллаху, он сказал, что причина этого – величие их будущего ребёнка. Амина вспоминала, что она слышала восхваление (тасбих) ангелов в его честь.

Куда забрали ангелы Пророка (ﷺ ) сразу после его рождения?

Сразу после рождения Мухаммада (ﷺ ) ангел Джабраил по велению Аллаха поднял его над землёй от востока до запада и донёс до всех людей и джиннов, находящихся на земле и на небесах, весть о рождении Пророка (ﷺ ). Ему была показана вся Вселенная. Всё это продолжалось не больше часа, и Мухаммад (ﷺ ) был возвращён в свой дом (Саид-афанди, «Кисасул анбия», т. 2, с. 111).

Что сделали с Пророком (ﷺ ) три ангела сразу после его рождения?

Когда родился Пророк (ﷺ ), явились три ангела, чтобы подготовить его перед поднятием на небеса. У одного ангела был серебряный кувшин с ароматом мускуса, у другого – золотая чаша, а у третьего – сложенный шёлк, белый, как снег.

Сначала ангелы, поливая водой из кувшина, семь раз омыли тело Пророка (ﷺ ). Его положили в чашу и вымыли голову и ноги, после чего надушили прекрасными благовониями, а глаза обвели сурьмой. Затем ангел Ризван приложил печать пророчества, что была завернута в шёлк, между лопатками Пророка (ﷺ ) (Саид-афанди, «Кисасул анбия», т. 2, с. 113–114).

В чём заключается мудрость рассечения ангелами груди Пророка (ﷺ )?

Сердце Пророка (ﷺ ) омывали несколько раз. В детстве сердце Пророка (ﷺ ) омыли для того, чтобы защитить его от сатаны. Перед возложением посланнической миссии его сердце было омыто вновь для принятия им откровения (вахью) в самом совершенном, чистом виде. В ночь вознесения его омыли для подготовки к диалогу с Аллахом. (Подробнее об этом читайте в книге Мухаммада аль-Алави «Мухаммад аль-инсануль-камиль».)

Кто и почему дал Пророку (ﷺ ) имя Мухаммад?

Сразу после родов мать Пророка (ﷺ ) послала весть о рождении ребёнка его дедушке Абдульмутталибу. Он очень обрадовался и назвал новорожденного Мухаммадом (ﷺ ). Это имя не было широко известным среди арабов. Но оно было упомянуто в небесных писаниях (в Торе, в Евангелии и др.), и Всевышний Аллах внушил Абдульмутталибу назвать ребёнка именем Мухаммад (ﷺ ), осуществляя Своё предопределение («Нуруль-якин», с. 10).

Все основные мировые религии начинались с человека. Точнее, не с простого человека. Ведь в основе всех религиозных учений стоит пророк - реальная историческая личность, которая и являлась основоположником каждого нового культа. С течением времени все эти личности приобрели ореол таинственности, но все же с ними связано много интересных историй, о которых мало кому известно. История пророков от Адама до Мухаммада может показаться удивительно увлекательной даже людям, далеким от понимания основ религии.

Кто такой пророк?

В мире существует три основные религии, в каждой из которых есть один или несколько пророков. Прежде чем приступать к истории пророков от Адама до Мухаммада, стоит понять, что же такое пророк на самом деле.

Богословы выделяют два вида пророков - христианских и мусульманских. В зависимости от принадлежности к той или иной религии немного различается и само значение этого слова. В христианстве пророк - это человек, имеющий прямой контакт с божественными силами. А в исламской религии так называют тех, кто несет волю Бога всем остальным людям.

В общих чертах толкование слова идентично во всех мировых религиях, но вот количество пророков везде различное. История пророков от Адама до Мухаммада насчитывает множество чудес и странностей, которые люди принимали за божественное провидение.

Коран: книга, в которой упоминаются все пророки ислама

Все, что необходимо знать благочестивому мусульманину, содержится в главной священной книге - Коране. Здесь собрана история пророков от Адама до Мухаммада, практически все известные факты об этих людях можно отыскать на страницах Корана. В целом священная книга рассказывает о более чем ста тысячах пророков, но самыми главными считаются двадцать пять из них.

Согласно Корану, самым первым пророком являлся Адам, а последним и самым важным из всех стал Мухаммад. Исламские богословы даже подсчитали, сколько раз каждое из имен упоминается на страницах священной книги. Этот факт определяет значимость пророка и его вклад в развитие ислама.

Каким должен быть пророк?

Истории о всех пророках - от Адама до Мухаммада - отдельно выделяют качества, которыми должны были обладать посланники Бога. Ведь божественная сила наделяла их возможностью творить чудеса, а для этого они должны были быть абсолютно чисты душой и телом.

Самым главным качеством пророка считается правдивость. Он не должен передавать людям ложные сведения и просто обязан отличаться верностью своим убеждениям. В Коране упоминается, что все пророки были абсолютно безгрешны и умны, только такие характеристики позволяли им точно передавать волю Аллаха и убеждать людей следовать за собой.

Рассказы о пророках от Адама до Мухаммада содержат сведения и о дополнительных качествах, которыми обладал только последний пророк ислама, считающийся самым высшим из всех. Коран отмечает, что Мухаммад имеет власть не только над людьми, но и над всеми духами. Причем власть его будет распространена вплоть до последнего дня человечества.

Все ли пророки одинаковы?

Изложенная в Коране история пророков от Адама до Мухаммада подразделяет всех посланников Божьих на три категории:

  • расуль - посланник, получающий информацию от ангелов и Творца;
  • наби - человек, который передает заветы и догмы религиозного учения своему народу (получить их он может от Аллаха или расуля);
  • улю-ль-азм - пророки, которые не просто несут слово Божье, но и терпят лишения за свой народ и веру.

Каждый из них упоминается в священной книге. Интересно то, что один пророк может относить себя ко всем вышеперечисленным категориям. Это тоже отмечено в Коране.

Если вы никогда не интересовались религиозными догмами ислама, то для вас будет сюрпризом тот факт, что практически все пророки, упомянутые в Коране, имеют свои аналоги в христианстве. То есть весьма вероятно, что все эти люди были реальными личностями, которые несли миру свет веры. Вот только почему их откровения послужили поводом для создания двух религиозных течений, остается непонятным до сих пор.

История пророков от Адама до Мухаммада содержит многочисленные упоминания об Адаме - первом пророке ислама. Интересно то, что в христианстве и исламе имя Адама переводится абсолютно одинаково. Столь же идентично интерпретируется история создания первого человека на Земле. Но вот различия в восприятии все же присутствуют. Если для христиан Адам - это личность мифическая, то мусульмане расскажут вам все подробности жизни пророка Адама на земле и укажут на его могилу в Иерусалиме, куда, по преданию, она была перенесена после потопа.

Не каждый знает, что пророк Адам был великаном. Его рост составлял около пятнадцати метров, но после изгнания из райского сада немного уменьшился. И все же он оставался очень высоким человеком.

Из всех пророков, упомянутых в Коране, особое место занимает Ильяс, или Илия. Согласно священной книге, за свою праведную жизнь он был взят на небо еще живым. Мусульмане считают, что он до сих является самым главным советчиком Аллаха и путешествует по небесным землям вместе с ним.

Истории пророков от Адама до Мухаммада: самое интересное о последнем пророке ислама

О пророке Мухаммаде ходит большое количество легенд. Считается, что он постоянно творил чудеса, которые обращали в веру множество людей. Самой распространенной является легенда о расколе луны. Согласно преданию, Мухаммад расколол ночное светило на две части по просьбе толпы, которая тут же обратилась в ислам. Но не эта часть легенды вызывает удивление. Историки находят подтверждение этому факту по всему миру. Во многих письменных источниках существуют сведения о луне, которая внезапно раскололась и находилась в таком состоянии некоторое время. Удивительно, что люди, никак не связанные друг с другом, передавали одни и те же сказания из уст в уста. Выходит, что раскол луны - это вовсе не легенда?

Мусульмане знают, что Мухаммад был несколько раз женат. От своих жен он имел много детей, но вот пережить его не смог ни один ребенок. Все они скончались еще до исполнения Мухаммаду пятидесяти лет. Исключение составила лишь одна дочь, родившая пророку внука Хуссейна. Она дожила до начала проповеднической деятельности своего отца, и только после этого умерла. От Хуссейна пошел род потомков Мухаммада, которые стали влиятельной правящей династией в Марокко.

К исламу можно относиться по-разному, но не стоит исключать того, что все, о чем рассказано в священных книгах, является чистейшей правдой. Ведь только правду должны были нести людям величайшие пророки, упомянутые в Коране.

История освобождения из рабства

Лукман аль-Хаким – коранический персонаж, его именем в Священном писании названа целая сура. Он был чернокожим рабом-нубийцем. Всевышний Аллах одарил его большой мудростью. В одном из наставлений, адресованных своему сыну, Лукман аль-Хаким говорит: «Поистине, мудрость совершает десять поступков: она оживляет мёртвое сердце; усаживает вместе с бедняками; возвеличивает до степени царей; делает незнатного почитаемым; освобождает рабов; даёт убежище странникам; обогащает нуждающихся; увеличивает благородство благородным и господство господам».

Ибн аль-Джавзий в книге «Аль-Азкия» приводит переданную Макхулем историю о том, как мудрец Лукман аль-Хаким был освобожден из рабства благодаря своей мудрости и проницательности.

Некий человек из племени бану Исраиль купил Лукмана за определенную сумму, после чего тому пришлось прислуживать ему.

Хозяин был заядлым игроком в нарды. Как-то раз он играл с условием, что проигравший выпьет всю воду в реке, которая протекает возле его дома, или же откупится чем-либо другим. И господин Лукмана проиграл, а выигравший потребовал:

– Выпей всю воду в реке или же откупись!

На вопрос, чем же ему откупиться, хозяин услышал:

– Я выколю тебе глаза или же заберу все, чем ты владеешь.

Проигравший попросил отсрочки на день. Всю ночь он провел в грусти и печали. А утром перед ним появился Лукман, принесший вязанку хвороста. Поприветствовав хозяина, слуга сложил груз на землю и обратился к нему (тот, когда видел Лукмана, нередко подшучивал над ним, однако мудрость слов раба всегда приводила его в изумление):

– Почему ты грустишь и печалишься?

Но господин отвернулся. Лукман дважды повторил вопрос, но хозяин всякий раз отворачивался.

– Расскажи, что произошло, возможно, я смогу тебе помочь.

И только тогда господин поведал о случившемся.

– Не беспокойся, я знаю, как решить этот вопрос.

Хозяин заинтересовался, а слуга предложил:

– Когда тот человек скажет: «Выпей всю воду в реке», то спроси: «Мне выпить то, что между берегами, или имеющееся вдоль реки?» Он скажет: «Выпей, что между берегами». Тогда ты предложи: «В таком случае удержи ту воду, что вдоль реки, пока я не выпью, что между берегами». Поистине, он не сможет удержать воду, имеющуюся вдоль реки, а ты освободишься от того, что обещал.

Хозяину понравилась идея Лукмана, и он воспрянул духом.

На следующее утро к нему явился его соперник по игре и спросил:

– Так ты выполнишь условие?

Хозяин ответил:

– Да, но уточни: мне выпить то, что между берегами, или то, что вдоль реки?

– Выпей воду, которая между берегами.

– В таком случае удержи воду, которая течет вдоль реки.

– Как же я смогу сделать это?! – удивился соперник.

Так господин оспорил свой проигрыш, а Лукман аль-Хаким, благодаря своей мудрости, получил свободу.

Самый храбрый из людей

Как-то раз Али ибн Абу Талиб, выступая с проповедью, спросил:

– О люди, кто самый храбрый человек?

Присутствующие ответили:

– Ты, о повелитель верующих!

Али продолжил:

– Что касается меня, то, действительно, с кем бы я ни вступал в поединок, всегда одерживал верх. Однако самый отважный – это Абу Бакр. Однажды мы сделали для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) шатер и спросили присутствующих: «Кто останется охранять Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), дабы язычники не посмели напасть на него?» Клянусь Аллахом, никто не приблизился к нему, кроме Абу Бакра, который, обнажив меч, стал у изголовья Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Кто бы ни пытался приблизиться к нему, на того устремлялся Абу Бакр. Он самый смелый из людей.

Далее Али рассказал, что, когда курайшиты стали враждовать с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), обвиняя его, что многих богов он превратил в одного-единственного Бога, никто, кроме Абу Бакра, не осмеливался выступить в защиту Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Защищая его, он самоотверженно сражался, укоряя их: «Горе вам, вы хотите убить человека лишь за то, что он говорит: “Мой Господь – Аллах”?!»

Закончив рассказ, праведный халиф Али ибн Абу Талиб приподнял накидку, прикрывавшую его лицо: слезы из его глаз текли так обильно, что мокрой была даже борода.

«Так давайте же поспешим на свадьбу!»

Ибн Кудама поведал историю, переданную от Ибн Аббаса.

В эпоху правления Абу Бакра случилась сильная засуха. Жители пришли к нему со словами: «Дожди не выпадают, почва не дает всходов, а население – бедствует». Абу Бакру ничего не оставалось, как предложить им проявить терпение и уповать на Всевышнего, что он избавит их от тягот.

Усман был очень богатым человеком, поэтому следующим, к кому отправились за помощью, был он.

Услышав стук в ворота, Усман вышел со своими приближенными и спросил, в чем дело. Ему объяснили, что из-за засухи и неурожая многие в стране голодают:

– Нам стало известно, что у тебя имеется провизия, так продай ее нам, чтобы мы могли раздать ее бедным мусульманам, – попросили мекканские торговцы.

Усман вежливо предложил:

– Входите и покупайте.

В доме торговцы обнаружили большое количество провизии, приобретенной в Шаме. Усман спросил, сколько будет составлять его прибыль с этого товара. Торговцы предложили хорошую сумму, однако Усман сказал, что есть Тот, кто даст ему больше. Торговцы добавили еще, но Усман настаивал на своем. Тогда ему сказали:

– О Абу Амр, в Медине не осталось других торговцев, так кто же тебе даст больше?!

Усман ответил:

– Всевышний Аллах дает мне за каждый дирхем по десять. Есть ли среди вас тот, кто даст больше?

Торговцы воскликнули: «О наш Аллах, так нет же!

Тогда Усман продолжил:

– Делаю Всевышнего Аллаха свидетелем того, что я отдаю эту провизию в качестве добровольного пожертвования в пользу нуждающихся мусульман.

Далее Ибн Аббас рассказал, что этой же ночью во сне он увидел Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) – верхом на черно-белом аргамаке, в одеянии и сандалиях из нура, куда-то спешащего. Ибн Аббас спросил его:

– О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), я очень соскучился по тебе и твоей речи, куда же ты спешишь?

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

– О Ибн Аббас, Усман сделал добровольное пожертвование, и Аллах принял его, а в награду женил его на девице в Раю. Так давайте же поспешим на его свадьбу!

Завет от Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах)

Когда заблудший Ибн Мульджам нанес смертельную рану нашему господину Али бин Абу Талибу (да будет доволен им Аллах), и он лежал на смертном одре, к нему зашел его сын Хасан, он горько плакал. Наш господин Али (да будет доволен им Аллах) спросил его:

– О сынок, из-за чего ты так горюешь?

Хасан ответил:

– Как же мне не горевать, когда ты проводишь свои последние мгновения в мире этом и вступаешь в мир иной?..

Любящий отец промолвил:

– О сынок, храни четыре и еще четыре завета от меня. Если последуешь им, то ничего из совершённого тобой не навредит тебе.

Хасан спросил:

– Какие же, отец?

Али продолжил:

– Наилучшее богатство – разум.

Наибольшая бедность – глупость.

Самое большое одиночество – самолюбие, тщеславие (ибо самолюбие, высокомерие человека вызывает у людей неприязнь и гнев, вследствие чего они отдаляются от него).

Наилучшее благородство и достоинство – добрый нрав.

Хасан попросил:

– О отец мой, это – четыре завета, так расскажи же и о четырех других…

– Остерегайся дружбы с глупцом. Поистине, желая принести тебе пользу, он навредит тебе.

Остерегайся дружбы со лжецом. Поистине, он подобен миражу: будет представлять тебе далекое близким, а близкое – далеким.

Остерегайся дружбы со скупцом. Поистине, он бросит тебя в самый нужный момент.

Остерегайся дружбы с нечестивцем. Поистине, он продаст тебя за бесценок.

Оживление мертвых

Рассказывают, что пророк Иса (мир ему) мог оживлять людей с позволения Всевышнего Аллаха. Не все ему верили и потому предложили:

– Ты оживляешь тех, кто умер недавно, может, они даже и не умирали, оживи того, кто умер очень давно.

– Так выберите сами, – согласился пророк.

– Оживи Сама, сына пророка Нуха (мир ему).

Иса (мир ему) подошел к его могиле, совершил два ракаата молитвы, а затем попросил Всевышнего Аллаха оживить Сама. Аллах оживил сына Нуха (мир ему), при этом его волосы и борода оказались седыми. Люди удивились:

– Как так может быть, ведь в твоем времени не было седины?

– Я услышал зов и подумал, что наступил Судный день, и мои волосы поседели от страха, – ответил Сам.

– Как давно ты умер? – поинтересовались у него.

– Я умер четыре тысячи лет назад, и горечь смерти еще не покинула меня.

«Танбиху ль-гафилин»

О семи вещах

От Абу Убайдаллаха Куршия передают, что некий человек преодолел семьсот фарсахов, чтобы спросить у ученого о семи вещах. Придя к нему, он сказал: «Поистине, я пришел к тебе из-за тех знаний, которыми Аллах наделил тебя. Расскажи мне о небесах и о том, что тяжелее их; об этой земле и о том, что шире её; о камне и о том, что жестче его; об огне и о том, что жарче его; о стуже и о том, что холоднее её; о море и о том, что богаче его; о сироте и о том, кто слабее его».

Мудрец ответил: «Клевета на чистого человека тяжелее, чем небеса; истина шире, чем земля; сердце довольствующегося малым богаче моря; жадность в теле жарче огня; нужда к близкому человеку, когда не решается, холоднее стужи; сердце неверного черствее камня, и разоблачившийся сплетник слабее, чем сирота, так как он становится униженным».

«Танбих ль-Гафилин»

Парализованная рука

Передают от Аиши (да будет доволен им Аллах), что однажды к ней подошла девушка, рука у нее была спрятана в рукаве.

– Что с тобой, почему ты прячешь руку? – спросила Аиша (да будет доволен им Аллах).

– Не спрашивайте, о мать правоверных, – ответила девушка.

– Ты должна мне все рассказать, – настояла Аиша (да будет доволен им Аллах).

Тогда девушка поведала:

– О мать правоверных, у меня были родители, и мой отец любил давать милостыню, а мать, напротив, не любила этого, я не видела, чтобы она давала пожертвование, кроме кусочка жира или изношенной одежды. Когда родители умерли, я увидела во сне, как будто наступил Судный день. И я увидела среди людей свою мать, на ней была изношенная одежда, а в руке кусочек жира, который она облизывала и кричала: «О, жажда!» И я увидела отца на краю водоема, он поил людей водой, а для него не было любимей милостыни, чем поить людей водой. Я взяла чашу и напоила свою мать, тогда я услышала голос: «У того, кто напоит эту женщину, отсохнет рука», – а когда я проснулась, моя рука была уже парализована.

«Танбиху ль-Гафилин»

Набожный брат

У одного праведника был набожный брат, который посещал его раз в год. И вот он в очередной раз пришел навестить брата, постучал в дверь, невестка спросила:

– Кто там?

– Брат по вере твоего мужа, пришел навестить его.

– Он ушел за дровами, да не вернет его Аллах! – ответила жена и начала сильно ругать и обзывать своего мужа.

В это время вернулся муж, его тюк с дровами нес на себе лев, а сам он шел впереди. Подойдя ближе, он поздоровался и поприветствовал брата, затем спустил дрова со спины льва и сказал ему:

– Ступай, да одарит тебя Аллах благодатью.

Затем завел своего брата в дом, а жена продолжала ругаться, но он ей ничего не отвечал. Затем, накормив брата, проводил его и попрощался. Гость был очень удивлен, как терпеливо его ближайший родственник сносил безобразное поведение жены.

Он посетил его вновь на следующий год. Постучал в дверь, невестка спросила:

– Кто там?

– Брат вашего мужа, пришел навестить его, – ответил человек.

– Добро пожаловать, – послышался приветливый ответ. Затем она стала расхваливать мужа и гостя, предложив подождать.

Муж вернулся, на этот раз дрова он нес на спине. Заведя брата домой, накормил его, а жена продолжала хвалить их обоих.

Когда они решили попрощаться, брат спросил о том, что он видел в этот и прошлый раз: как случилось, что лев нес дрова на себе, когда у него была плохая жена с нехорошим языком, и о том, что он нес дрова на себе, когда у него жена добрая, хвалящая его, праведная? Муж ответил:

– О мой брат, умерла та злобная жена, а ведь я терпел всю её ругань и упреки, и Аллах из-за моего терпения подчинил мне льва, которого ты видел несущим на спине дрова. А затем я женился на праведной женщине и нахожусь в покое с ней, от меня ушел лев, и я вынужден таскать дрова на себе, по причине того покоя, который я получил от праведной жены.

«Аз-Заваджир»