Интонация как основа художественной выразительности сценической речи: детское театральное творчество. Роль интонации в выразительном чтении Какие интонации преобладают в чтении

Правильная интонация: что это?

Интонация - отличительный признак устной речи

Интонация: что это?

5. Значение интонации для формирования выразительной речи.

6, основные элементы интонации


Интонация – это изменение основного тона, интенсивности и длительности звучащего предложения, которое способствует членению потока речи на отдельные отрезки – синтагмы, и имеющиее кроме синтаксического значения также эмоциональное значение. При помощи интонации говорящий выражает свои чувства, пожелания, волеизъявления и т.п.

Обычно под интонацией понимают целый ряд средств организаций звучащей речи, это прежде всего мелодика, динамика (сила) звучения отдельных слов, темп речи, тембр речи и паузы. Все они существуют в своей совокупности и единстве, и таким образом, в целом, интонация относится к суперсегментмым элементам, имеющим отношение или к целому предложению, или к его отрезкам – синтагмам.

Интонация индивидуальна, у каждого говорящего свой средний тон речи, который в зависимости от ситуации может или повышаться или понижаться, но в общем в языке имеются общие закономерности при применении интонации, которые позволяют выделить основные интонационные конструкции (ИК) . В современном русском языке как правило выделяется семь основных интонационных конструкций.



Каждый тип ИК имеет свой интонационный центр (ИЦ) , т.е. слог, на который падает основное синтагментное или фразовое ударение, на этом слоге мелодия предложения или понижается или повышается, в некоторых случаях может произойти и довольно сложное комбинированное движение мелодии от понижения к повышению и наоборот. Кроме того, как правило, выделяется и, так называемая, предцентровая часть , произносимая обычно на среднем тоне говорящего и, так нызываемая, постцентровая часть , которая в зависимости от ситуации может произноситься или с постепенно нисходящей мелодией, или, наоборот, на более высоком тоне, чем предцентровая часть.

Значение интонации для формирования выразительной речи

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи .

Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации , средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л.В., 1991; Зиндер Л.Р., 1979; Светозарова Н.Д., 1982).

Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя. С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Противопоставляют высказывание по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е.А., 1963).

Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовх пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный) в произнесении слов и фраз, ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука.

Логическая выразительность - важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят следующие аспекты. Мелодика - чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.

Логическое ударение - выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется - это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Логическая пауза - деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания, а именно:

Пауза короткая по длительности для добора воздуха - знак «запятая» < , >;
пауза между речевыми тактами - знак «косая черта» < / >;
пауза между предложениями более длительная - знак «две косые черты» < // >;
пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков - знак «три косые черты» < /// >.

Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить се-бя делать фактические остановки. Ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глуби-не. При этом вдох короче выдоха, что важно для речи и голосообразования и собственно говорения. Изменение ритма дыхания влечет за собой изменения ритма разговорной речи. Ритм дыхания диктует предел возможного удлинения выдоха, этот предел обусловлен индивидуальной жизненной емкостью легких.

Интеллектуальная корректировка, заданность структуры высказывания в целом обычно не позволяют говорящему разрывать вдохом слова, словосочетания, связанные сильной семантико-синтаксической связью.

Таким образом, ритм дыхания не сам по себе, а во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулируетритм речи . Индивидуальные колебания естественных ритмов дыхания у различных людей определяют разнообразие ритмов разговорной речи.

«Буквы, слоги и слова, - пишет К.С. Станиславский, - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии, целые симфонии. Неда-ром же хорошую речь называют "музыкальной"». Призывая к соблюдению темпоритма в речи , он рекомендует: «Образуйте из фраз целые речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения. - И. П.), типичные для переживаемых чувств».

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:

  1. Повествовательная;
  2. Вопросительная;
  3. Восклицательная.

Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.

Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания. Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно.

Актерам, как и ораторам, свойственен переход или поэтапное чередование одного типа с другим. Правильная интонация должна вырабатываться во время занятий с педагогами. Также достичь развития можно и в домашних условиях. Для этого можно использовать такой способ, как чтение вслух. При этом, нужно обращать внимание на знаки препинания, расставленные в конце предложения. Постижениеоснов ораторского искусства невозможно без выработки правильной интонации.

Чувство перспективы делает речь лё гк ой, устремлённой к главному в тексте. Надо чувст в овать перспективу в слове (когда все слоги бег у т под ударный слог), в предложении (когда все с л ова стремятся к главному слову), в мысли (когда все пред ло жения направляются к самому важному предло ж ению, в котором и заключён центр мысли), во всём выст упл ении (когда все отдельные части целого не зату ма нивают, не уводят от сердцевины идеи, а выявляют её н аи более убедительно и ярко).
Техника владения персп
е ктивой интонации предполагает умелое поль зо вание и темпо-ритмом речи. Свободные переходы от мед ле нного к быстрому темпу произнесения де л ают интонацию не тяжёлой, не одноритмичной, не топчу ще йся на месте.

Кроме логической выразительности , бол ьш ое значение имеет выразительность эмоциональная . Мы с ль, не согретая чувс тв ами, будет неубедительной и может привести к не пр авильной интонации. Слова насыщаются эмоциональным сод е ржанием при условии, когда диктор должным о бр азом оценивает мысль, проявляет своё от но шение к ней. При этом в речи ведущего появ ля ются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и п ау зы, обусловленные чувствами, настрое н ием, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое со вп адение желательно.

Развитие силового и звуко в ысотного диапазонов голоса соединяйте с работой по непо ср едственному совершенствованию интонации, её мо ду ляции, способности переливать звук из о д ного тона в другой. Интонационная мелодия непов то рима и индивидуальна, т.к. речь - это непосре дст венно сам живой процесс общения. Речь, созданная одним че ло веком - принадлежит одной личности. По ня тие "интонация речи" - глубоко и многообразно. Это резу ль тат проявления конкретной задачи в ко нкр етных обстоятельствах. Но изучение общих закономер но стей рождения интонации, натренированность гол о са в интонировании позволяют ярче проявиться непо вто римости индивидуальности человека.

Знаки препинания

Речь диктора монологична, поэ т ому он должен особенно заботиться о вырази те льности интонации, зная, что монотонность приводит к со нл ивости. Начинающий диктор должен обр ат ить серьёзное внимание на интонирование знаков препи нан ия. Вот несколько упражнений:

Упражнение "добьюсь ответа"


Возьмите текст:

Виде л и ли Лидию?
Полили ли лилию?
Поли
л и ли лилию?
Полили иль нет?

Желание получить ответ рождает вопр ос ы с нарастающей силой. С каждым вопр ос ом всё выше поднимается голос, изменяется темп фонетич ес кой линии в интонации. В последнем вопросе после са м ого высокого тона: "Полили?" - звук понижае т ся на словах "иль нет?".

Вопросительные знаки постарайтесь "уви де ть" и точно нарисуйте их голосом:

Почему чер ну шкой назван
Голуб
ой , как лён, цветок,
А посёлок яс
н оглазый
Носит имя "Волчий лог"?
Почему н
аз вали Белой
Реку, синюю до дна?
Почему на
з вали Верой
Ту, что вовсе не верна?
Поче
м у нелюбую
Звать ты должен Любою?

Прочувствуйте, как с нараст ан ием удивления (на словах Белой, Верой, нелюбую) фоне тич еская линия вопросительного знака идёт вверх. Так и д ол жно быть, т.к. с нарастанием удивления уве л ичивается диапазон голоса. При высшем удивлении воп р осительную фигуру голоса можно повто ря ть на каждом слове. Это усилит действ е нность фразы.

Потренируйте это в следующем тексте:

Вы грозны на сло в ах - попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постели,
Не в силах завинтить св
о й измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой
спор ить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от П
ер ми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясённого Кр
е мля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною
св еркая,
Не встанет русская земля?

(А.С. Пушкин)

Чтобы передать убежд ён ность, всю силу и действенность этих строк нужно д ел ать вопросительные интонации на каждом с ло ве. Диктор должен уметь пользоваться таким приёмом так на зы ваемого "полного вопроса". Необходимо, чт об ы голос выражал вопросительные знаки в различной его с ил е, загибе голоса, с более стремительными или полз ущ ими вверх интонациями вопроса.

Одним из очень действенных знаков пре пи нания является двоеточие:
Небольшая ос
тан овка в интонации на этом знаке что-то подготавливает, рекомендует, выст а вляет или точно указывает на то, что сл е дует.

Радивыми по дм ечено давно:
Ленивый дважды делает одно.
Не хвастайся усп
еха ми до срока:
Кто хвастается, тем до них далёко.


В дикторской речи рекомен ду ется чаще пользоваться этим знаком, чтобы заинтерес ов ать слушателей тем, что будет сказано дальше. О б ратить их внимание на самое важное, подго то вить их к восприятию необходимого факта, или мысли.

Очень важно верное интонирование та ки х знаков, как запятая и точка. Наша житейская интонация рв а ная, без ярко выраженного по ниж ения голоса на точке, без хороших голосовых загибов на за пя тых. Запятая в предложении - усиливает о бщ ение диктора с аудиторией, крепче связывает его со слу ша телями. Вообще, запятая обладает чудоде йс твенными свойствами. "Её загиб, точно поднятая для пре д упреждения рука, заставляет слушателей терп ел иво ждать продолжения недоконченной фразы", гово ри л Станиславский.

Например:

Будь, слово, как рубин, пыл а ющий огнём.
По весу лёгок он, а по цене весом.

Недостатки интонирования

Монотонность диктора. Это речь на неизм ен ной или почти неизменной высоте тона. Для пре одо ления этого недостатка, надо тренир о вать голос не только по расширению диапазона, но и модул я ции звуков речи. В речи даже одна ударная гласная только м е лодически может быть выделена пятью способ а ми: тон голоса звучит ровно - "ма"; постепенно повыш ае тся к концу слога - "мА", понижается - "Ма"; Внач ал е повышается, потом понижается; н ао борот, сначала понижается, потом повышается. Нужно "г ну ть" голос, для того чтобы им можно было свободно моду ли ровать.

Слишком высокий тонведущего. Та ка я интонация неприятно действует на слух и раздр аж ает слушателей. Если у вас высокий голос, не об ходимо поупражняться, чтобы понизить его. Годятся все при в едённые упражнения, в которых трени ру ется понижение тона .

Слишком низкий тон. Причина та к ой интонации в большинстве случаев в отсутствии эн ер гичности и увлечённости диктора. Повыше н ию тона помогают упражнения на развитие диапазона .

Также к нед ос таткам интонации диктора относится недостаточная выразительность в более значительных словах и повторные интонац ио нные обороты. Точная и правдивая интонация, возни ка ющая вследствие соответствующего изменения вы соты тона, определённого темпоритма и умелого при ме нения логических и эмоциональных выразительных с ре дств интонации, делает вещание диктора доход чи вым и убедительным.

Также, чтобы красиво и правильно говорить, читайте раздел -

Слово интонация с латинского переводится как «громко произносить». Она играет важную роль в речи, помогает изменить смысл предложения в зависимости от выбранного тембра голоса. Интонация речи представляет собой ритмическо-мелодическую часть предложения, которая выполняет синтаксические и эмоциональные функции при произношении.

Интонация является необходимым условием устной речи, в письменном виде ее передает пунктуация. В лингвистике интонация используется в значении изменения тона голоса в слоге, слове и в предложении. Компоненты интонации составляют неотъемлемую часть человеческой речи.

Компоненты интонации делятся на:

  • Тембр речи. Тембр речи помогает выразить эмоции и чувства человека. Произнесенная речь в эмоциональном порыве меняется в зависимости от испытанных эмоций или переживаний.
  • Интенсивность. Интенсивность речи бывает артикуляционной и зависит от степени усилий при произношении. Интенсивность речи зависит от работы и направления мышц.
  • Пауза. Пауза помогает выделить фразы и синтагмы в речи. Это остановка в звучании.
  • Мелодика. Это движение главного тона, ее повышение или понижение.

Основные элементы интонации используются в объединенном виде и только в целях изучения рассматриваются по отдельности. Выразительность и разнообразие речи проявляется за счет искусного словесного выражения, ее способностью меняться в зависимости от интонации. Интонация играет важную роль в языковом структурировании. Существуют следующие функции интонации:

  • Разделение речи по интонационным и смысловым частям синтагмам.
  • Создание синтаксической структуры в предложении, интонационные конструкции участвуют в оформлении типов предложений.
  • Интонация помогает человеку выразить эмоции, чувства, переживания.
  • Смыслоразличительная функция служит для различия лексических элементов между предложениями.
  • Различают функции интонации словосочетания – это модальность фразы, ее повествовательные, восклицательные и вопросительные отличия.

Интонация является главной составляющей не только в русском языке, но и любой устной речи. В письменном виде интонацию выделяет пунктуация: многоточие, запятая, вопросительный и восклицательный знак. Как звучала русская речь много веков назад доподлинно уже не известно. Виды интонации в русском языке очень разнообразны. Всего их 16. Но есть интонации, которые одинаково используются во всех странах мира.

Какие бывают предложения по цели высказывания:

  • Повествовательная.

Последний слог высказывания произносится на повышенном тоне. Повествовательные высказывания содержат интонационную вершину и интонационное понижение. Интонационная вершина - это высокий тон, а интонационное понижение – низкий. Если в повествовательной форме происходит объединение слова, фразы, то часть словосочетания произносится на повышенной или пониженной интонации. Чаще всего понижение используется во время перечисления.

  • Вопросительная.

Вопросительные виды интонаций применяются в двух случаях:

  1. Когда вопрос коснулся целого высказывания. В этом случае применяется повышение голоса на крайней слог вопросительного высказывания.
  2. Когда повышение голоса применяется только на слова, к которым адресован вопрос. От расположения слова в предложении зависит ее интонационная картина.
  • Восклицательная.

Такой вид человеческой речи делится на сам восклицательный вид, где интонация выше по тону, чем при повествовании, но ниже чем при вопросе. А также побудительную интонацию, в которой присутствует просьба или приказ.

Все виды интонации соединяются в одном понятии – логическая интонация. Это интонация, которая определяет характеристику выражения, оставаясь противоположностью эмоционального произношения.

В зависимости от жизненных ситуаций люди разговаривают между собой по-разному, от скороговорок и стихотворений до делового выступления. Интонация имеет индивидуальный характер, невозможно найти одинаковый тембр голоса и манеру произношения слова.

Существуют и незаконченные предложения по интонации:

  • Противопоставления. Противопоставление находится в сложных предложениях. В письме выделяет ее пунктуация или тире.
  • Предупреждение. Предупредительная интонация разбивает предложение на две части затяжной паузой. Разделенная часть предложения произносится повышенном тоном.
  • Вводность. В вводной интонации отсутствуют паузы между словами, ударение. Ей присущ быстрый темп речи.
  • Перечисления. Для перечисления характерна пауза между однородными членами предложения. Во время перечисления слов в предложении ставится логическое ударение. Если до перечисления стоит обобщающее слово, то оно выделяется при произношении.
  • Обособления. Обособление разделяется в предложении паузой и выделяется ударением. Первая пауза длинная, вторая поменьше.

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние - радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

  • Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Работа с интонацией

Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной. Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи. Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

  • Чтение вслух.

Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось. Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность. Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи. Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются. Выделите их из текста необходимой интонацией.

  • Упражнения на расслабление.

Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

  • Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

  • Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

В русском языке различают несколько видов интонаций – повествовательную, вопросительную и восклицательную .

Повествовательная интонация


1. Интонация с постепенным понижением тона в конце предложения:

У нас большой дом \. – We have a big house.

2. Иногда в повествовательном предложении интонационный центр может меняться от необходимости выделять тот или иной момент в речи. В этом случае в таких предложениях может быть одновременно как повышение, так и понижение тона:

Я не понимаю /, как решить эту проблему \. – I don’t understand how to solve this problem.

Значение → Имеется в виду, что человек искал выход для решения ситуации, но не смог его найти. Ему нужна помощь или дополнительное время для этого.

Это наш папа / построил дом для нас \. – This our father built a house for us.

Значение → Папа принимал в строительстве дома активное участие. Он был строителем или дизайнером этого дома.

Вопросительная интонация


1. Интонация с использованием вопросительных слов, при которых происходит понижение тона, а в конце предложения тон повышается:

Который \ сейчас час /? – What time is it now?

Сколько \ раз в неделю вы ходите в спортзал /? – How many times per week do you go to the gym?

Где \ находится этот музей /? – Where is situated this museum?

2. Интонация без использования вопросительных слов с резким повышением тона в том центре, от которого зависит ответ на вопрос:

Ты купил чёрную // машину? – Did you buy a black car?

Нет, синюю \. – No, blue one.

Ты // купил чёрную машину? – Did you buy a black car?

Нет, не я. Мой дядя купил её.

Ты купил // чёрную машину? – Have you bought a black car?

Ещё нет \. – Not, yet.

3. Интонация в неполном вопросительном предложении, когда происходит чередование тонов от повышения к понижению или наоборот:

Я поеду к моей сестре \. Ты со мной /? – I’m going to my sister. Are you with me?

Хочешь мороженого /? Хочу. – Do you want an ice-cream? Yes.

4. Интонация в вопросительных альтернативных предложениях, когда есть два интонационных центра. В этом случае происходит резкое повышение тона при использовании в речи всех альтернативных слов:

Вы любите груши / или яблоки /? – Do you like pears or apples?

У тебя есть брат / или сестра /? – Do you have a bother or a sister?

Восклицательная интонация


1. Употребляется при использовании слов как, какой, такой с сохранением повышенного тона на этих словах и понижением тона после их употребления:

Какой / красивый вид из вашего окна на площадь \! – What’s a beautiful view from your window to the square!

Как / я по тебе скучаю \! – I miss you so much!

Ты - такая / маленькая девочка\! – You are such a small girl!

2. В предложениях, имеющих эмоциональный оттенок. В этом случае повышение тона используется с теми словами, которые необходимо выделить эмоционально:

С меня хватит /! – It’s enough for me!

Мы не виделись вечность /! – We havn’t seen for ages!

Это слово переводится как громкая речь. Манера речи и акценты позволяют выразить эмоции без жестов или мимики: переживания, радость, страх и беспокойство. Тональность зависит от тембра голоса и его мелодичности, от общей конструкции и ее частей.

Интонация играет роль ритмической части предложения. В письменном виде тональность выделяется знаками препинания.

Определение

В русском языке есть обороты, знаки препинания и манера речи, чтобы правильно создать логическую конструкцию (по значению каждого элемента). В психологии интонация выражает истинный посыл: если словами люди врут, то их речь наиболее показательна. Для устной речи манера является важным инструментом. Тон голоса может меняться в слоге или отдельных словах, а тональность образовать правильный посыл.

Интонация - это демонстрация эмоций для лучшей коммуникации с собеседником.

Значение слова интонация включает синтаксические приемы, которые нужно использовать отдельно или в комплексе. Движение голоса характеризует мелодику и плавность речи: в интонационной методике важна тональность, протяжность, наличие пауз – это основа речевой конструкции.

Состав

В любой фразе есть своя интонация: вне зависимости от посыла эмоций и ее громкости. Даже нейтральные словосочетания имеют определенную тональность, которая демонстрирует общее значение. Состоит манера речи из таких элементов:

  • частота;
  • интенсивность;
  • паузы;
  • мелодика.

Частота и насыщенность – объекты речи, которые 1-е показывают общий посыл. В зависимости от меняющегося настроения меняется тональность: одно словосочетание может сочетать сразу несколько разных речевых конструкций (выступать в роли акцента, повествования). Чувство, эмоция, сильное переживание влияют на звучание голоса.

Интенсивность – это 2-й показатель эмоций. Зависит он от работы мышечного аппарата лица. Направление мышц создает разную интенсивность речи: происходит изменение тональности и ее продолжительности.

Значение интонации предполагает наличие пауз. Они помогают выделить отдельные словосочетания – так делается акцент. Благодаря паузам речь становится более осмысленной и структурированной. Выражающие паузы – это остановки в монотонной речи (делать их слишком большими нельзя). Для демонстрации эмоций в речи используется мелодика: движение тона (его повышение и понижение).

Функции

Интонация голоса – это совокупность речевых объектов. Они объединяются, чередуются и меняются при необходимости. Чем разнообразнее речь, тем больше ее информативность – используются искусственные словосочетания, которые усиливают манеру речи.

Интонирование необходимо для:

разделения словосочетания или диалога;

  • для того чтобы разделить информацию и сделать ее более четкой;
  • используется для создания правильной структуры (в оформлении словосочетаний всех типов);
  • для описания эмоций и общего посыла;
  • для разделения лексических элементов в словосочетании.

Используется определенная манера речи для модальности текста. Она помогает выстроить повествование в правильной форме и не теряться в бессмысленном тексте.

В речи можно обойтись без интонации, но с ее помощью легче сделать нужные акценты: это полезно для художественной речи, для ведения конструктивного диалога. Если не использовать интонацию, трудно избежать ошибок в общении с собеседником.

Разновидности

Манера характерна для устной речи. Виды интонации разнообразны: более 16 типов. Употребляется интонация в повседневной речи и для ведения официальных разговоров. Ее разделяют на типы по цели, для которой она применяется.

Манера может быть повествовательной, вопросительной и восклицательной формы. Каждая форма играет свою функцию: для информативной речи используется сразу несколько видов интонации.

Повествовательная

Выразительный тон с акцентом на последнем слоге употребляется в повествовательном стиле. В чрезмерном изменении высоты звуков слоги не нуждаются. Тональность спокойная, равномерная. Наблюдается в повествовательном стиле вершина и понижение (низкий пик). Высокий и низкий тон плавно переходит друг в друга. Если в стиле необходимо объединение отдельных частей текста, то одну часть словосочетания произносят с высоким тоном, а оставшуюся – низким тоном.

Для литературного стиля используется резкий перепад тона (в конце делается акцент, символизирующий окончание речи). Повествовательная интонация используется для перечисления: когда необходимо объединить несколько частей и украсить их одним тоном. Такая манера не нуждается в дополнительных усилителях.

Вопросительная

Интонация для вопроса используется в 2 случаях: если нужно просто спросить и когда надо выделить определенную часть словосочетания (показать сомнения или уточнить информацию). Произносится предложение в экспрессивной форме с резким перепадом тона.

Для такой конструкции используются ее отдельные части. Для нее манера смещается к концу словосочетания (высказывание в виде вопроса в конце повествовательного словосочетания). Для громоздких речевых конструкций используются акценты, которые могут быть в середине словосочетания и на его окончании. Акцент смещается на одно слово, и на нем повышается тональность.

Восклицательная

Восклицательные типы интонации – это среднее между повествовательной манерой и прямым вопросом. Восклицательная интонация выше по тону (чем повествовательная) и ниже по тональности, чем вопрос. Включает такой тип побудительную манеру речи, которая демонстрирует просьбу или приказ.

Такая мелодика речи имеет логическую связь между частями конструкции. Она определяет значение всей конструкции: перегружать восклицательное словосочетание дополнительными усилителями не стоит.

Незаконченные конструкции

Есть незаконченные словосочетания, которые эмоционально могут нести смешанную информацию. Различают виды незаконченных конструкций, меняющиеся в разной речевой манере:

  • противопоставление;
  • предупреждение;
  • перечисление;
  • обособление.

Для сложных конструкций используются противопоставления: для их выделения применяются знаки препинания или тире (в письменном стиле). Для разделения конструкции на 2 части используется предупреждение. Оно заканчивается паузой, которая усиливает манеру. Та часть конструкции, которую разделили, произносится с повышением тона.

Однородные члены читаются с единой манерой – через монотонность они выделяются из остальных частей конструкции. Обособление разделяется паузами (одна длиннее, 2-я короче).

Музыкальная

Для мелодичных партий используется организация разных словосочетаний (по интонации) с последовательным местом расположения в конструкции. Общий ритм и продолжительность музыки складывается в композицию. Отличается такой вид интонации от речевой информативным посылом: она не служит для определения прямых эмоций. У словосочетания плавные или резкие перепады: паузы в таком стиле используются редко.

Результат понижений тона при произнесении – перепад громкости для усиления общего эффекта. От точности воспроизведения в такой интонации зависит общий фон. Менять манеру композиции нельзя. С повышением и понижением громкости интонации меняется ее акцент.

Важные свойства

Лингвистические термины интонации связаны с демонстрацией эмоций через создание определенных конструкций. Мелодия передает радость, ненависть, симпатию. Точного значения у такого стиля нет, но есть основные мотивы. Ритмико-мелодическая интонация может передать характер человека, его поведение, мотивы. Мелодия является средством выражения чувственного тона, которое сложно описать словами.

Правильные акценты

Важнейшая часть манеры – ударение. Оно может показать смысловой посыл высказывания. Акцент служит для выделения отдельных слов и их грамотной интерпретации. Правильный акцент бывает логичным и синтагматическим.

Тактовый акцент выделяет отдельные части конструкции из речевого потока. Смысловые группы повышают общее значение. Логические акценты усиливают только важные слова, ради оформления которых построена вся речь. В интонационном типе словосочетания используются дополнительные паузы после акцента.

Заключение

Интонация – это громкая часть речи (выделенная) для передачи смысла и окраски речевой конструкции. С ее помощью люди характеризуют отношения или выясняют спорные моменты. Используются восклицательные, повествовательные интонации и прямые высказывания. Дополнительно выделяются с помощью пауз отдельные части речевой конструкции.