Имам Абу Ханифа – лидер ученых Ислама. История о том, как Ан-Ну’ман стал Абу Ханифой

Абу Ханифа входит в число ученых первых трёх веков существования Ислама, которые Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал наилучшими, и поэтому неудивительно, что он относился к числу достойнейших из наших праведных предшественников. Потому так важно для нас знать биографию и фикх этого имама, одного из праведных предшественников.

Нугман бин Сабит бин аль-Марзубан – таково полное имя Абу Ханифы. Согласно наиболее распространённому мнению, Абу Ханифа родился в 80 году хиджры. Большинство историков считают его персом, хотя некоторые исследователи утверждают, что он был афганцем и родился не в Куфе, как принято считать, а в Кабуле.

Еще больше разногласий вызывает его кунья. Учитывая, что «Ханифа» традиционно считается женским именем, возникло утверждение о том, что Абу Ханифа получил свою кунью по имени дочери. Стало быть, ее следует перевести как «отец Ханифы». Однако в исторических источниках упоминается, что у Абу Ханифы был лишь один сын, а звали его Хаммад, так что версия с «отцом Ханифы» становится очень слабой.

Широкое распространение получило смысловое толкование куньи Абу Ханифы через анализ лексического значения ее ключевого слова - «ханифа». Под последним в литературном арабском языке понимается «носимый за поясом письменный прибор, чернильница», с которой Абу Ханифа никогда не расставался. Таким образом, словосочетание «Абу Ханифа» возможно перевести как «человек с чернилами».

Абу Ханифа вошел в историю Ислама как факих – ученый в области фикха. Но мало кому известно, что до прихода в эту науку Абу Ханифа изучал «калам» – нечто вроде философии на религиозные вопросы, но затем бросил его. Вот что его ученики запомнили с его слов о себе: «Я занимался каламом, пока не приобрёл большую известность. Однажды, когда мы сидели поблизости от кружка Хаммада бин Абу Сулеймана, ко мне подошла какая-то женщина и спросила, как по Сунне следует совершать развод, но Абу Ханифа не знал этого. Он направил женщину к Хаммаду, а потом узнал, что тот ответил. Ответ так впечатлил его, что он сказал: “Нет мне больше нужды в каламе”, после чего взял свои сандалии, подсел к Хаммаду и стал записывать его слова».

По рассказам его современников мы можем понять, каким был внешний вид имама. Абу Ханифа был смугловатым человеком выше среднего роста. Он отличался приятной и внушающей уважение внешностью, имел длинную бороду и носил красивую одежду, чалму и сандалии. Он имел красивый голос, был красноречив и часто пользовался благовониями, по запаху которых можно было узнать о его появлении.

О его набожности существует много преданий. Сообщается, что Хафс бин ‘Абд ар-Рахман сказал: «Я поддерживал деловые отношения с Абу Ханифой в течение тридцати лет. Он прочитывал Коран один раз в каждые три дня и ежедневно раздавал садаку».

Ибн аль-Мубарак сказал: «Однажды я сказал Суфйану ас-Саури: “Сколь далёк от поношения других Абу Ханифа! Я никогда не слышал, чтобы плохо отзывался даже о своём враге”, на что он ответил так: “Клянусь Аллахом, он слишком умён для того, чтобы предоставлять власть над своими добрыми делами тому, что уничтожит эти дела”».

Аль-Муваффак приводит рассказ Хафса, являвшегося компаньоном Абу Ханифы, который снабжал его товаром. Хафс рассказывал, что однажды Абу Ханифа прислал ему товар, предупредил, что в какой-то из одежд имеется недостаток, которые он назвал, и велел ему указать на это покупателям, если тот будет продавать её. Хафс продал товар, но забыл указать на эти недостатки и ничего не сказал тому, кто купил у него это, когда же об этом узнал Абу Ханифа, он раздал в качестве садаки все полученные деньги, а было там тридцать тысяч дирхемов.

Абу Ханифа четко придерживался Корана и Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в своем учении и при отсутствии того или иного решения вопроса в этих основных источниках прибегал к высказываниям сподвижников. Но если и среди них не было однозначного ответа, то Абу Ханифа выносил решения, рассуждая по аналогии («кияс»). Другой великий ученый аш-Шафи‘и произнес следующие слова: «Люди черпают знания мусульманского права у Абу Ханифы» или «Люди в мусульманском праве подобны детям при сравнении с Абу Ханифой».

Имам Абу-Ханифа побывал в водовороте двух крупных шиитских восстаний, был свидетелем беспощадного низвержения омейядской династии, прошел через кровавое горнило хариджитской войны, оказавшись даже заложником в осажденном хариджитами родном городе. Все это не могло не отложить отпечаток на его мировоззрение и делало его последовательным сторонником мира. Он был противником сектантства, жестко отзывался о тех, кто прибегал к убийствам и преступлениям в угоду собственному исковерканному пониманию религии. «Клянусь Богом, я не знаю более великого греха среди людей Киблы, чем грех братоубийства», – писал он в письме Усману аль Батти.

Имам обучал людей следовать Корану и Сунне, а также понимать их так, как это делали праведные предшественники – сахабы и табиуны. Так сформировалась его школа – мазхаб, ученики которой записывали слова и фетвы своего имама.

Мазхаб Абу Ханифы распространился из Куфы по различным землям. И в наши дни именно этот мазхаб превалирует в Ираке, Иране, Афганистане, Пакистане, Индии, Китае, Японии, Туркестане, Сирии, Египте. Он получил распространение также и на территории Европы, а именно на Кавказе, в Крыму, в мусульманских анклавах Югославии и Албании.

Абу Ханифа скончался в середине месяца шавваль 150 года хиджры. Абу Хаййан аз-Зийади сказал: «Мне сообщили, что когда Абу Ханифа почувствовал приближение смерти, он совершил земной поклон, и в это время душа его покинула тело». Сообщается, что проводить имама в последний путь собралось очень много людей, количество которых достигало пятидесяти тысяч.

Некоторые высказывания Абу Ханифы

О единобожии
«Взывать к Аллаху следует только посредством Него Самого. Отвратительно, когда говорят: “О Аллах, ответь мне ради такого-то человека”, ведь Аллах ничем не обязан людям» («ад-Дурр аль-Мухтар», 6/396).

О людях, не соблюдающих намазы
Абу Ханифа говорил: «Человека, не совершающего намазы, все равно следует считать мусульманином, и нельзя выводить его из Ислама» («Хашия Ибн Абидин», 1/352).

Запрет имама Абу Ханифы заниматься каламом и предаваться спорам о религии
Когда его сын попытается повторить занятие своего отца каламом, имам категорически запретит ему предаваться подобным занятиям. А на вопрос сына о причине запрета скажет: «Да, мы спорили, но так осторожно, будто бы над головами у нас парили птицы, ибо боялись довести до заблуждения своих оппонентов. Вы же дискутируете, желая довести до ошибки своего собеседника. А кто желает подобное, тот, по сути, желает, чтобы его собеседник стал неверным. А кто желает другому неверия, тот сам станет неверным прежде, чем обратит в неверие своего оппонента…»

Из трудов Абу Ханифы на русский язык переведены несколько работ:

«Аль-Фикх аль-Акбар»
Впервые этот трактат Абу Ханифы был переведен в 2000 году Смирновым А. под названием «Большой фикх» и напечатан в Вестнике Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).
Затем в 2001 году эта работа была заново переведена Рустамом хазратом Батровым. Этот перевод вошел в сборник «Трактаты. Важнейшее знание» и был напечатан в издательстве «Муравей». Данный перевод отличается более ясным изложением мусульманского вероучения.

«Аль-Фикх аль-Абсат»
На русский язык этот трактат перевели и опубликовали под названием «Абу-Ханифа: Упрощенное знание», приняв, что авторство принадлежит этому имаму.

«Письмо Усману аль-Батти»
Это краткое послание, авторство которого приписано Абу Ханифе, упоминает некоторые важные аспекты исламского вероубеждения. Усман аль-Батти – современник Абу Ханифы.

О жизни Абу Ханифы переведены и изданы несколько книг.

Рустам Батыр «Абу-Ханифа. Жизнь и наследие». Издательство: Медина, 2007 г.

1. Абу Ханифа как учёный, его труды и вероубеждение (акыда)

А. Биография

Имам Азам Абу Ханифа (рахимахуЛлах) родился в 80 х./699 г. в Куфе. Его собственное имя Нуман ибн Сабит. Существуют утверждения, что он был тюрком, персом или афганцем. Наибольшее доверие вызывают предания, согласно которым его дед Зута был правителем пограничной области провинции Кабула . Когда во времена омейядов эта провинция была завоевана, семье Зуты были предоставлены гарантии безопасности, и их взяли под свое покровительство рода Таймуллы ибн Саляба из племени бану Бакира ибн Ваиля. Как сообщает его внук Исмаил, отец Абу Ханифы Сабит виделся с Али ибн Абу Талибом и удостоился его молитвы (дуа) . Сабит был богатым купцом. До того, как заняться изучением наук, Абу Ханифа какое-то время, как и его отец, занимался торговлей – он продавал ткани.

Абу Ханифа (рахимахуЛлах) еще в детстве выучил наизусть Коран, усвоив манеру чтения (кыраат) от одного из имамов в этой области – Асыма ибн Бахдаля. После этого сначала он изучал грамматику, синтаксис арабского языка, стихосложение и литературу. Потом занимался вероубеждением и диспутами. Абу Ханифа обладал безупречной логикой и не терялся на словах, поэтому за короткий срок получил признание в этих науках, стал человеком, с которым желали вступить в диспут сектанты и нововведенцы. С этой целью он много раз совершал поездки в Басру .

Как сообщается в его жизнеописаниях, Абу Ханифа сначала занимался вероубеждением и калямом, но когда одна женщина задала ему вопрос о разводе, не смог ответить, и отправил ее к Хаммаду ибн Абу Сулейману. После этого Абу Ханифа сам задумался о необходимости изучения фикха и принял решение посещать занятия Хаммада ибн Абу Сулеймана . До самой смерти Хаммада он продолжал учиться у него. В 120 х./738 г. когда Хаммад умер, Абу Ханифа занял его место и сам начал вести занятия. На этом месте он и оставался с некоторыми перерывами до самой смерти.

Вопрос был ли Абу Ханифа (рахимахуЛлах) табиином или таби-табиином , спорен. Те, кто утверждает, что он виделся с такимим сахабами, как Анас ибн Малик и Абдаллах ибн Абу Ауфа, считают его табиином. Те же, кто считает, что риваяты о встрече Абу Ханифы с сахабами, слабы, относят его к таби-табиинам. 52 года из всей жизни Абу Ханифы прошли при правлении омейядов. Он жил во времена халифов Абдальмалика ибн Марвана и Марвана II.

Абу Ханифа всегда никогда не скрывал своей привязанности к потомкам Пророка (ахль аль-байт). Поэтому и его коснулись те притеснения и репрессии, которым омейяды подвергали членов семьи Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Абу Ханифа был заключен в тюрьму и подвергнут бичеванию, когда отказался при Марване II принять должность судьи (кады) или главы канцелярии. Так как в результате этого его здоровье было подорвано, Абу Ханифу (рахимахуЛлах) выпустили из тюрьмы. После этого он отправился в Мекку, где оставался до конца правления омейядов. Когда в 750 году аббасиды пришли к власти, Абу Ханифа вернулся в Куфу и снова начал давать уроки. Сначала он с симпатией относился к правлению аббасидов, но когда в Медине был убит Мухаммад ан-Нафсуззакиййа и Ибрахим в Ираке, Абу Ханифа стал выступать против их власти. В связи с этим халиф Мансур подверг его заключению в Багдаде, здесь ученого опять бичевали, подвергли издевательствам. По одним преданиям в заключении, по другим, вскоре после выхода из тюрьмы, в 150 х./767 г. Абу Ханифа (рахимахуЛлах) скончался.

Абу Ханифа (рахимахуЛлах) был человеком нетребовательным, щедрым и надежным. Всю жизнь он проводил в поклонении и отрешении от мирского (зухд), носил чистые одежды. Он был таким и в частной жизни, и свои отношения с другими людьми и свои торговые операции строил на этих основах. Абу Ханифа уделял самое тщательное внимание тому, чтобы не обидеть других людей и не нарушить их прав, а также тому, чтобы к его заработку не примешивалось запретное (харам). Он говорил правду в лицо, выступал против ошибок и несправедливости, чинимой халифом и наместниками, критиковал ошибочные решения, вынесенные судьями (кады). В качестве примера можно привести его критику кады Куфы Ибн Абу Ляйлы . По этой причине он вытерпел множество трудностей и притеснений.

Примечание

Mустафа Узунпосталджы, “Абу Ханифа”, Стамбул 1994, X, 131.

Хатыб аль-Багдади, Тарих Багдад, XIII, 324-325

Муваффак ибн Ахмад аль-Макки, Манакыб Аби Ханифа, с. 54; Баззази, Манакыб аль-Имам аль-А‘зам, с. 137; Баязызаде, Ишарат аль-марам, с. 19.

Муваффак ибн Ахмад аль-Макки, Манакыб Аби Ханифа, с. 51, 57; Баззази, Манакыб аль-Имам аль-А‘зам, с. 136.

От араб. таби‘у – последователи, так в мусульманской традиции называется второе поколение праведных предшественников (ас-саляф ас-салих), которые видели сподвижников Пророков (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) (сахаба).

От араб. таби‘ун ат-таби‘ин – последователи или преемники последователей, так в мусульманской традиции называется третье поколение саляф салих, которые видели последователей (табиин) сподвижников Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). – Примечание редактора.

Абу Юсуф составил книгу, посвященную разногласиям между Абу Ханифой и Ибн Абу Ляйлей. Эта книга называется «Ихтиляфу Аби Ханифа и Ибн Аби Ляйля (издана Ebü’l-Vefa el-Efgani, Kahire 1938).

Вопрос от Кодира:

Кто такой имам Азам?

Имам Азам Абу Ханифа является одним из четырех великих имамов-муджтахидов, и основателем ханафитского мазхаба. Его настоящее имя Нуман, а его отца звали Сабит. Имам Абу Ханифа родился в куфе в 80 году хиджры, а умер в 150 году хиджры в Багдаде. В 150 году хиджры в месяце Шабан (в мае месяце 767 года) он был коварно отравлен в тюрьме, куда был брошен по приказу аббасидского халифа Мансура.

Как мы уже сказали, имам АбуХанифа родился в 80 году хиджры (699 год) в Куфе, в богатой и религиозной семье. Будучи еще ребенком, Абу ханифа постоянно находился среди людей обладавших знанием, и именно тогда он имел возможность видеть нескольких сахабов, в частности Анаса ибн Малика.

В юности, наряду с получением знаний, он так же занимался и торговлей. Однако в последующие годы он полностью посвятил себя фикху. Он слушал хадисы приблизительно от четырех тысяч алимов. На протяжении двадцати восьми лет он изучал фикх у своего учителя Хаммада ибн Сулеймана.

Затем, после смерти своего учителя, в возрасте сорока лет он по просьбе своих друзей и учеников, занял место своего учителя и приступил к преподаванию фикха, а затем основал собственную систему фикха.

Его собрание фактически представляло собой академию фикха, в которой обучались ученики из Ирака, Хорасана, Харезма, Туркистана, Ирана, Йемена и других мест. Уроки проводились в форме дискуссий, и в такой форме решались самые трудные вопросы. Среди его учеников были воспитаны очень известные факихи. Самыми известными из них были: имам Абу Юсуф, имам Мухаммад и имам Зуфер. Эти люди приложили огромные усилия к тому, чтобы систематизировать Ханафитский мазхаб.

Имам Азам в совершенстве обладал знаниями тафсира, хадиса, келяма и других религиозных наук, благодаря этим знаниям, он участвовал во многих диспутах с мутазилитами, хариджитами, Кадаритами и Шиитами. Так же имам Азам был известен своей скромностью, степенностью, и богобоязненностью. Он не принимал ни от кого подарков.

Сообщается, что однажды халиф Мансур отправил ему в качестве подарка десять тысяч дирхемов, но он не принял их. Когда посланец халифа пришел к нему, он не открыл ему дверь. Тогда посланец халифа оставил эти деньги на пороге дома и ушел. Перед своей смертью в своем завещании имам Азам приказал своему сыну вернуть эти деньги тому человеку, который их принес.

Халифа Мансур предложил имаму Абу Ханифе занять пост главного кады (судьи), но Абу Ханифа не принял этого предложения, по той причине, что став главным судьей, он был бы вовлечен в политику, и не смог бы заниматься своей научной работой. Когда халиф спросил у него, почему он не принял его предложения стать главным кады, имам Азам ответил: «Я не достоин быть главным кады, поэтому будет неправильно, если ты назначишь меня на эту должность». Халиф снова спросил: «Почему?».

Имам Азам ответил: «Если я честный человек, то эта должность мне не подойдет. Если же я лжец, то лжец не может быть судьей».

Однако халиф Мансур продолжал настаивать. Когда же имам Абу Ханифа в очередной раз отказался от этого предложения, халиф Мансур запретил Абу Ханифе вести преподавательскую деятельность, и бросил его в тюрьму, где имама Абу Ханифу били плетями. Так же в одном из риваятов передается, что там он был отравлен. Когда его здоровье совсем испортилось, он был освобожден из тюрьмы. После освобождения он прожил совсем не долго, и умер в возрасте семидесяти лет.

Основатель ханафитского мазхаба имам Абу Ханифа Нуман ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) родился в 80 (697г.) году по хиджре в городе Куфа. Его отец Сабит, встретившись в Куфе со сподвижником Пророка (мир ему и благословение) Али, получил для себя и своего ребёнка благословение.

Уже в одиннадцать лет к нему приходили люди узнать его мнение по тем или иным мусульманским вопросам.

В течение сорока лет он совершал утренний намаз, не возобновляя омовение, совершённое перед вечерним намазом, тем самым проводя ночи без сна в поклонении Аллаху. В течение тридцати лет он ежедневно держал пост.

Нуман ибн Сабит (Абу Ханифа) за свою жизнь пятьдесят пять раз совершил паломничество в Мекку. Во время совершения им последнего хаджа он вошёл в Каабу и совершил двухракаатную молитву, в первом ракаате которой он прочитал пол-Корана, а во втором (ракаате)- вторую половину. В месяце Рамазан Абу Ханифа полностью прочитывал Коран два раза. Всего же за свою жизнь он прочитал Коран семьдесят тысяч раз.

Великий имам учился у четырёх тысяч учёных. Больше всего у шейха Хаммада. Восемнадцать лет Абу Ханифа находился рядом с шейхом. Абу Ханифа настолько уважал и любил своего учителя, что, будучи даже дома, не протягивал ноги в сторону дома шейха Хаммада, хотя расстояние между их домами было семь улиц.

Когда он давал уроки в мечети Куфы, на каждом уроке присутствовало не менее тысячи человек. Из них сорок были муджтахидами (людьми, дошедшими до такого уровня, что могут извлекать те или иные решения из Корана и Сунны).

Великий имам Абу Ханифа, совершив утреннюю молитву, отвечал на вопросы учеников до обеда. После обеденного намаза до ночного обучал их исламским наукам (ильму), а потом шёл в мечеть и до утреннего намаза совершал ибадат (поклонение) Всевышнему.

Однажды на Куфу напали разбойники и украли овец. Думая, что овец зарезали в городе и продали народу, он не ел с того самого дня овечье мясо в течение семи лет, узнав, что овцы живут самое большее семь лет.

Абу Ханифа активно занимался торговой деятельностью. Однажды Абу Ханифа послал несколько рулонов шёлка, которые имели брак в некоторых местах, Хафсу ибн Абдуррахману на продажу и строго-настрого наказал ему осведомлять покупателей о браке. Несмотря на это, Хафс ибн Абдуррахман забыл о наказе Абу Ханифы и продал ткань людям, не сказав о браке. Узнав об этом, Абу Ханифа раздал всю вырученную сумму от проданного шёлка бедным и неимущим. Весь доход от торговли он расходовал на содержание своих учеников, на оказание материальной помощи своим близким, учителям и т.д.

Как-то раз Абу Ханифа проходил по дороге и некий человек, указав на него, сказал другому: «Этот человек оживляет (проводит в поклонении) всю ночь», в то время как Абу Ханифа оживлял лишь пол-ночи, и с того момента Абу Ханифа начал оживлять всю ночь поклонением и сказал: «Я стыжусь Аллаха, так как мне приписывали то, чего я не совершаю».

В 150 г. (767г.) из-за невыполнения приказа халифа Абу Джафара Мансура возглавить суд Абу Ханифа попал в тюрьму и был наказан ударами плети. Каждый день количество ударов увеличивалось на десять. В день, когда количество ударов достигло ста, он умер. На его джаназа-намазе (погребальной молитве) присутствовало около пятидесяти тысяч мусульман. В течение двадцати дней многие приходили и делали намаз около его могилы. В 150 году Хиджры после смерти великого имама Абу Ханифы, когда омыли его тело, увидели, что на лбу ясно проявились слова Всевышнего, смысл которых был таков: «О, спокойная душа, вернись к своему Господу, довольная Им и довольная собой, войди в Мое служение, войди в Мой Рай!».

На правой руке: «Входите в Рай за то, что вы совершали» , а на левой: «Поистине, совершающим благое Мы воздадим в полной мере».

На животе были слова: «И радует их Господь вестью о Своей милости и довольствии».

Когда его положили на носилки, послышался голос: «О, бдивший ночами длинными, много встававший на тахаджжуд (суннат-намаз), много постившийся! Даровал тебе Господь Дар-ус-салам (Рай)».

Когда его положили в могилу, опять послышался голос: «Благовония и блаженства в Раю «Наим».

Он покинул этот мир в Багдаде, там же находиться и его могила.

"Мы рядом с Абу Ханифа, были как воробьи возле сокола. Имам Абу Ханифа – лидер ученых Ислама"

В книге индийского ученого Муфти Махмуда «Редд-и ваххаби-йи Хинди» говорится: "Чтобы стать ученым Ислама - Муджтахидом, необходимо в первую очередь: знать досконально орфографию, фонетику, синтаксис, морфологию и остальные тонкости арабского языка." (По-арабски эти разделы и подразделы звучат примерно так: Эвдаин, сахихин, мерви, мутаватир, ред, мавду, мазмун, муфрад, саз, надир, муста"маль, мухмаль, му"реб, ма"рифа, иштикак, хакикат, меджаз, муштерак, издад, мутлак, мукаййад, ибдал, кальб…).

Затем тщательно изучить науки, необходимые для понимания Благородного Корана. В том числе науки: сарф, нахв, ме"ани, байан, беди", белягьат. Глубоко изучить такие науки как: усул-и фикх, усул-и хадис и усул-и тафсир. Знать хорошо основные труды Великих Имамов (в первую очередь труды Мутлак Муджтахидов - основателей 4-х мазхабов Суннитов).

Чтобы быть ученым по фикху - факихом , кроме всего перечисленного необходимо знать доказательства обсуждаемого вопроса; уметь аргументировать выводы. Знать способы сличения аналогий, с одновременным толкованием доказательств.

Чтобы стать ученым по хадисам – мухаддисом , необходимо знать наизусть услышанные хадисы без изменений и имена их передатчиков. Мухаддису необязательно знать скрытый смысл хадисов и их аргументированное толкование.

Если факих о каком-либо хадисе говорит, что он достоверный, а мухаддис говорит, что этот хадис слабый, то ценится утверждение факиха. Вот почему при научных спорах более ценными являются выводы и аргументация этих выводов Имама А"зама Абу Ханифы Ведь Имам А"зам в табели о рангах стоит выше всех муджтахидов и факихов, так как передавал хадисы и от Сподвижников Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

Ученый по хадисам не может быть на уровне ученого по фикху, и, тем более, на уровне основателя мазхаба – Мутлак Муджтахида!

Сказано в хадисе: "Лучшими представителями моей общины являются мои современники. Их последователи будут следующими лучшими представителями. Затем, лучшими будут те, которые придут после них". Согласно этому достоверному хадису, последователи Сподвижников (Табиуны) стоят по рангу выше тех, которые пришли позже. Все ученые Ислама единодушно признали, что Имам А"зам Абу Ханифа был последователем Сподвижников. К примеру, хадис «Кто ради Аллаха построит (на свои средства) мечеть, тому будет уготовано специальное место в раю», Имам А"зам передал от Сподвижника Абдуллаха б. Абу Афва, да будет доволен им Всевышний Аллах.

В книге «Дурриль-Мухтар» Алауд-дин аль-Хаскафи пишет, что Имам А"зам виделся с 7 (семью) Сподвижниками. Среди основателей 4-х мазхабов Приверженцев Сунны, сохранившихся до нашего времени, Имам А’зам Абу Ханифа является единственным представителем Табиунов – следующего поколения после Сподвижников Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Следовательно, даже среди этих 4-х великих Имамов, Абу Ханифа занимает более высокое положение…

Один из Праведных Халифов Умар б. Хаттаб при выступлении с пятничной проповедью говорил: «Мусульмане! Посланник (мир ему и благословение Аллаха), выступая перед нами с проповедью, также как я сейчас выступаю перед вами, говорил: «Лучшими из людей являются мои Сподвижники. Лучшими после них будут те, кто придет следом за ними. Затем лучшими будут те, кто будет после них. Среди тех, кто придет позже, будут обманщики».

4 мазхаба Ахл-и-с-Сунна , которым следуют мусульмане – Приверженцы Сунны, ведут именно тем путем, на который неоднократно указывал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Крупнейшие ученые Ислама – Муджтахиды последних столетий единодушно признали, что на сегодняшний день только эти 4 мазхаба Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а следуют Сунне Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

Абдуллах б. Мубарак говорил: "Я не видел более глубокого знатока фикха, чем Имам Абу Ханифа. Один из больших ученых своего времени Мис"ар, учился у него как обычный ученик, стоя на коленях, оказывая ему глубокое почтение. Я имел около тысячи наставников, но если бы не повстречался с Абу Ханифа, то утонул бы в болоте античной философии".

Абу Йусуф говорил: "Мне не приходилось видеть более глубокого знатока науки по хадисам. В области толкования хадисов ему нет равных".

Суфьян ас-Саури, большой ученый Ислама, говорил: "Мы рядом с Абу Ханифа, были как воробьи возле сокола. Имам Абу Ханифа – лидер ученых Ислама".

Али б. Асим говорил: "Если на одну сторону весов положить знания Абу Ханифа, а на другую сторону знания всех ученых его времени, то чаша весов великого Имама перевесит"…

Имамы Ибни Хаджар аль-Макки и аз-Зэхеби и пишут, что Имам Абу Ханифа был крупным ученым по хадисам. Он получил хадисы от 4-х тысяч знатоков. 300 из них были учеными поколения Табиунов.

Имам аш-Ша"рани пишет в 1-ом томе «Мизан-уль-Кубра» : "Я исследовал 3 сборника хадисов Имама А"зама. Все они взяты из достоверных источников"…

Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»