Характер современных войн и вооруженных конфликтов Характер современных войн и вооруженных конфликтов. Изменяющийся характер современных войн и перспективы формирования постчеловека как «универсального солдата» армий XXI века

В настоящее время характер современных войн определяется их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.

Анализ вооружённых конфликтов, имевших место в 90-х гг. прошлого века и в начале XXI в., позволил сделать выводы, что войны и вооружённые конфликты будущего будут порождаться не одним каким-либо фактором, а сложным переплетением различных социально-политических, экономических, национальных и религиозных противоречий и причин.

Согласно положениям Военной доктрины Российской Федерации 1 наше государство поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооружённых конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности России, а также её союзников в соответствии с международными договорами.

В связи с этим современная война может быть локальной, региональной, крупномасштабной.

Локальная война - война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

Региональная война - война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные во-енно-политические цели;

Крупномасштабная война - война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации 2 вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участииков.

Военный конфликт - форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооружённого противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооружённые конфликты).

Вооружённый конфликт - вооружённое столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооружённый конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооружённый конфликт).

Военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.

Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.

Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны).

В случае возникновения военного конфликта с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны), ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт .

Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта, - важнейшая задача Российской Федерации.

Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил и других войск для отражения агрессии против нее и (или) её союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Применение Вооружённых Сил и других войск в мирное время осуществляется по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством.

2 Эскалация - постепенное увеличение, усиление, расширение чего-либо (например, эскалация войны).

Выводы

  1. Вооружённые Силы Российской Федерации должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооружённых конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового поражения всех разновидностей.
  2. Современная война может локальной, региональной, крупномасштабной.

Вопросы

  1. Какие известные войны XX в. можно отнести к несправедливым (для стороны, совершившей нападение), а какие - к справедливым (для обороняющейся стороны)?
  2. Какое оружие является важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения?
  3. Как подразделяются современные войны по масштабам их проведения?
  4. Какие основные цели определяют готовность Российской Федерации к ведению войн и участию в вооружённых конфликтах?

Задания

  1. Обоснуйте необходимость в современных условиях укрепления воинской дисциплины и повышения эффективности моральнопсихологической подготовки личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации.
  2. Подберите материалы из специальных изданий и подготовьте сообщение на тему «Ведение информационной и пропагандистской работы среди войск и населения противника (на примере одной из войн или одного из военных конфликтов)».

Война́ - конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группировками и т. д.), происходящий в форме военных (боевых) действий между их вооружёнными силами.

В современных условиях войны могут быть

по масштабам:

Локальные,

Региональные,

Крупномасштабные (мировые);

по продолжительности :

Скоротечные и затяжные;

по средствам ведения:

- с применением ОМП или обычных средств поражения.

Основной формой противодействия в войне является вооруженная борьба – организованное применение вооруженных сил для достижения определенных политических и военных целей, совокупность военных действий различного масштаба.

Началу войны обычно предшествует угрожаемых период различной продолжительности, характеризующийся непосредственным приготовлением к ней и расширением масштабов вооруженных конфликтов. Не исключается и внезапное нападение противника путем нанесения авиационных и ракетных ударов с последующим вводом на территорию РФ сухопутных группировок.

Военные действия в современной войне будут вестись с высокой активностью и предельной напряженностью. Они вызовут большие потери в войсках и среди мирного населения, разрушения потенциально опасных объектов, энергетических центров, образование обширных зон разрушений, пожаров и затоплений.

При этом анализ войн последнего столетия показывает, что доля потерь среди мирного населения в них значительно растет. (в 1-й мировой войне -5%, во 2-й – 50%, в войне в Корее – 84%, во Вьетнаме – 90%).

14. Оружие массового поражения, ядерное, химическое и биологическое оружие

ОРУЖИЕ – это устройства и средства, применяемые в вооруженной борьбе для поражения и уничтожения противника. В большинстве случаев оно представляет собой средства непосредственного поражения, средства их доставки к цели, приборов и устройств управления и наведения.

По масштабу и характеру действия различают оружие массового поражения (ядерное, химическое, бактериологическое) и обычное, включающее все виды оружия.

Ядерное оружие – оружие массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер изотопов водорода в более тяжелые. Оно включает различные боеприпасы и средства их доставки. Диверсантами могут применяться и переносные ядерные заряды (фугасы).

Химическое оружие – поражающее действие которого основано на токсических свойствах боевых химически опасных веществ, токсинов и фитотоксикантов. (токсины – поражение животных и людей, фитотоксикантов – поражение растительности). Бинарные боеприпасы – разновидность ХО, при смешивании нетоксичных веществ в результате взрыва образуются высокотоксичные боевые ОВ.

Биологическое оружие (БО ) основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов, способных вызывать различные массовые заболевания людей, животных и растений.

15. Современные средства поражения с обычными боеприпасами.

Обычное оружие составляют все огневые и ударные средства, применяющиеся артиллерийские, зенитные, авиационные, стрелковые и инженерные боеприпасы и ракеты в обычном снаряжении, зажигательные боеприпасы и смеси.

Обычное оружие может применяться самостоятельно и в сочетании с ядерным оружием для поражения живой силы и техники противника, а также для разрушения и уничтожения различных объектов (химические предприятия, атомные энергетические установки, гидротехнические сооружения и др.)..

1). Осколочные боеприпасы предназначены главным образом для поражения людей. Наиболее эффективными боеприпасами этого типа являются шариковые бомбы. Они сбрасываются с самолетов в кассетах, в которых содержится от 96 до 640 бомб. Над поверхностью земли такая кассета раскрывается, а бомбы разлетаются и взрываются на площади до 250000 м 2 . Убойная сила поражающих элементов (металлические шарики d = 2-3 мм) каждой бомбы сохраняется в радиусе до 15 м. От шариковых бомб можно укрываться в зданиях, различного типа укрытиях, складках местности и т.д.

2). Фугасные боеприпасы предназначены для разрушения промышленных, жилых и административных зданий, железнодорожных и автомобильных магистралей, поражения техники и людей. Основным поражающим фактором фугасных боеприпасов является воздушная ударная волна, возникающая при взрыве обычного ВB, которым снаряжаются эти боеприпасы.

От ударной волны и осколков фугасных и осколочных боеприпасов эффективно защищают убежища, укрытия различных типов.

3). Кумулятивные боеприпасы предназначены для поражения бронированных целей. Принцип действия их основан на прожигании преграды мощной струей продуктов детонации ВВ с t 0 ≈ 6000-7000 градусов и давлением 5000-6000 кгс/см 2 . Образование кумулятивной струи достигается за счет кумулятивной выемки в заряде ВВ. Сфокусированные продукты детонации способны прожигать отверстия в броневых перекрытиях толщиной в несколько десятков сантиметров и вызывать пожары.

4). Бетонобойные боеприпасы предназначены для поражения железобетонных сооружений высокой прочности и для разрушения взлетно-посадочных полос аэродромов. Обычно в корпусе боеприпаса размещаются два заряда – кумулятивный и фугасный и два детонатора. При встрече с преградой срабатывает детонатор мгновенного действия, который подрывает кумулятивный заряд. С некоторой задержкой (после прохождения боеприпаса через перекрытия) срабатывает второй детонатор, подрывающий фугасный заряд, который и вызывает основное разрушение объекта.

5). Зажигательные боеприпасы предназначаются для поражения людей, уничтожения огнем зданий и сооружений промышленных объектов и населенных пунктов, подвижного состава и различных складов.

6). Боеприпасы объемного взрыва. Принцип действия такого боеприпаса заключается в следующем: жидкое топливо (обычно сверхлетучее горючее), обладающее высокой теплотворной способностью (окись этилена, диборан, перекись уксусной кислоты, пропилнитрат), помещенные в специальную оболочку, при взрыве разбрызгивается, испаряется и перемешивается с кислородом воздуха. При этом образуется сферическое облако топливовоздушной смеси радиусом около 15 м и толщиной слоя 2-3 см. Образовавшаяся смесь подрывается в нескольких местах специальными детонаторами. В зоне детонации за несколько микросекунд развивается температура до 2500-3000° С. В момент взрыва внутри оболочки из топливовоздушной смеси образуется относительная пустота. Возникает нечто похожее на взрыв оболочки шара с откаченным воздухом (“вакуумная бомба”).

Уровень угроз и факторов неопределенности оказывают существенное влияние на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире, на создание очагов напряженности и зон конфликтов, па характер воин и вооруженных конфликтов. Следует отметить, что войны и вооруженные конфликты будущего будут порождаться не одним каким-либо даже очень весомым фактором, а сложным переплетением различных социально-политических, экономических, национальных и религиозных противоречий и причин, которые следует учитывать при раскрытии стратегического содержания вооруженной борьбы будущего.

Рассматривая специфику вооруженных конфликтов 1990-х гг.- начала XXI века необходимо остановиться на следующих принципиальных моментах:

Не выявилось обобщенного типа вооруженного конфликта. Конфликты по формам и принципам ведения боевых действий были весьма различными;

Значительная часть конфликтов имела ассиметричный характер, то есть происходила между противниками, стоящими на разных стадиях в техническом отношении, а также качественного состояния вооруженных сил;

Все конфликты развивались на относительно ограниченной территории в пределах одного театра военных действий, однако с использованием сил и средств, размещенных за его пределами. Однако, локальные по сути, конфликты сопровождались большой ожесточенностью и имели своим результатом в ряде случаев полное уничтожение государственной системы (если таковая была) одного из участников конфликта;

Существенно увеличилась роль начального периода вооруженного конфликта или войны. Как показывает анализ исхода вооруженных конфликтов, именно захват инициативы на начальном этапе боевых действий предопределял исход;

Основная роль в начальный период войны, безусловно, отводилась дальнобойному высокоточному оружию, действующему совместно с авиацией. Однако в дальнейшем основная тяжесть ведения боевых действий ложилась на Сухопутные войска.

Главной особенностью конфликтов нового исторического периода оказалось то, что произошло перераспределение роли различных сфер в вооруженном противоборстве: ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей.

На этом фоне выявилось усиление взаимозависимости и взаимовлияния действий стратегического, оперативного и тактического уровней в вооруженной борьбе. Фактически это говорит о том, что прежняя концепция обычных войн, как ограниченных, так и широкомасштабных, претерпевает значительные изменения. Даже локальные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями. При этом основные задачи будут решаться не в ходе столкновения передовых частей, а путем огневого поражения с предельных дальностей.

Говоря о факторе ядерного сдерживания, особенно применительно к сдерживанию угроз связанных с применением противником обычных вооружений, нужно учитывать и то, что оно в современных условиях может быть осуществлено эффективно только при наличии высокооснащенных и боеготовых сил общего назначения. Только в этом случае угроза применения ядерного оружия в ответ на нападение с использованием обычных вооружений будет выглядеть убедительно.

На основании анализа наиболее общих черт конфликтов конца XX - начала XXI веков, можно сделать следующие принципиальные выводы относительно военно-политических особенностей вооруженной борьбы на современном этапе и в обозримой перспективе.

Вооруженные силы подтверждают свою центральную роль в осуществлении силовых операций. Реальная боевая роль полувоенных, военизированных формирований, ополчений, подразделений сил внутренней безопасности оказывается существенно меньше, чем предполагалось до начала вооруженных конфликтов.

Решающим моментом для достижения военно-политического успеха является захват стратегической инициативы в ходе вооруженного конфликта. Пассивное ведение боевых действий в расчете на «выдыхание» наступательного порыва противника приведет к утрате управляемости собственной группировки и впоследствии - к проигрышу конфликта.

Особенность вооруженной борьбы будущего будет состоять в том, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструктурой, гражданское население и территория. Несмотря на развитие точности средств поражения все исследованные вооруженные конфликты последнего времени были в той или иной степени гуманитарно «грязными» и повлекли за собой значительные жертвы среди мирного населения. В связи с этим возникает необходимость в высокоорганизованной и эффективной системе гражданской обороне страны.

Критерии военной победы в вооруженных конфликтах будут различными, однако, в целом, очевидно, что главное значение имеет решение политических задач в вооруженном конфликте, тогда как военно-политические и оперативно-тактические задачи носят преимущественно вспомогательный характер. Ни в одном из рассмотренных конфликтов победившая сторона не смогла нанести противнику запланированный ущерб. Но, тем не менее, смогла достичь политических целей конфликта.

Несмотря на повышение роли развернутых к моменту угрожаемого периода группировок сил и средств, значительную роль в исходе вооруженного конфликта будет играть наличие боеготового резерва и системы его отмобилизования и развертывания. Это даст возможность сохранять стратегический ресурс силового реагирования при любом развитии ситуации в ходе вооруженного конфликта.

Боевые действия будут характеризоваться сочетанием маневренных операций и позиционных действий. Разведывательно-диверсионные действия и партизанская война рассматриваются как часть «обычной» войны. Это подтверждает необходимость сбалансированного состава сил и средств вооруженных сил, а также комплексной боевой подготовки.

Ключевым условием победы практически во всех конфликтах стал подрыв морального духа войск и стимулирование брожений в офицерском корпусе. Существенную роль в вооруженных конфликтах конца XX-начала XXI века будет играть соотношение уровней морально-психологической устойчивости сторон и в особенности, - высшего командного состава. Это означает необходимость укрепления воинской дисциплины, законности, создания подлинно эффективной системы морально-психологической подготовки вооруженных сил от солдата до генерала, а также повышения эффективности деятельности органов военной контрразведки. Большое значение для исхода вооруженных конфликтов будет иметь наличие инструментов ведения информационной и пропагандистской работы среди войск и населения противника.

Еще по теме Характер современных войн и вооруженных конфликтов:

  1. Типологизация характера и акцентуаций в современной психологии. Застревающий тип акцентуации характера и особенности его проявления у военнослужащих
  2. Принципы организации анестезиологической и реаниматологической помощи в локальных вооруженных конфликтах и войнах
  3. Психологические операции в вооруженных конфликтах на Американском континенте

Политическую историю человечества часто называют историей войн. За 4 тысячи лет известной нам истории лишь 300 лет были абсолютно мирными. Всего на Земле отгремело около 15 тыс. войн в которых погибло 3,5 млрд. человек, а материальный ущерб составил более 500 млрд. долларов.


В течение XX в. в войнах, вооруженных конфликтах и других вооруженных акциях погибло примерно 150 млн. человек, а только прямые потери в третьей мировой войне предполагались в районе млн. человек. По оценке американских экспертов, в случае массированного ядерного удара по территории США, погибло бы сразу около 200 млн. человек, и еще 10 млн. получили бы тяжелые травмы, раны и ожоги.


Важную роль в обеспечении обороны страны и безопасности государства играет Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г Военная доктрина – государственный нормативный акт, представляющий собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно- политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.


Военной доктриной определены следующие основные внешние угрозы: территориальные претензии к Российской Федерации; вмешательство во внутренние дела Российской Федерации; международный терроризм; наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников; создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях, расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации; создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников.







Превосходство это основано на постоянно развивающихся системах связи и управления. Недалек тот день, когда все вооруженные силы США, включая самые мелкие тактические единицы, будут связаны единой системой управления, позволяющей в режиме реального времени реагировать на изменения оперативной обстановки на поле боя.




Характеристика вооруженных сил США по состоянию на Регулярные ВС - 1,434 млн. человек МБР «Минитмен-3» – 500 единиц МБР «Пискипер» – 50 единиц Всего 1550 боевых зарядов суммарной мощностью 470 Мт


ПЛАРБ «Огайо» – 14 единиц Всего 336 БРПЛ «Трайдент-2» на которых находится боевых зарядов суммарной мощностью Мт


Бомбардировщиков В-2 – 21 единица Бомбардировщиков В-1В – 89 единиц Бомбардировщиков В-52– 93 единицы Радиус действия: 4, 12 и 8 тыс. км Суммарная бомбовая нагрузка – тонн


В таких условиях Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в случаях: -использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения; -крупномасштабной агрессии с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях.




В возможном военном конфликте Китай вряд ли применит собственное ядерное оружие. Война, скорее всего, примет формы II й мировой, но с большей дальностью и вероятностью поражения объектов. Со стороны Японии военные действия сведутся к ряду десантных и контрдесантных операций на Курилах, Сахалине, возможно в Приморье и на Камчатке.


Характеристика вооруженных сил Китая по состоянию на Регулярные ВС – 2,255 млн. человек Мобилизационные ресурсы – 208 млн. человек Боевых самолетов – 4 тыс. единиц Истребитель- бомбардировщик J-8


Характеристика вооруженных сил Японии по состоянию на Регулярные ВС – 239,9 тыс. человек Мобилизационные ресурсы – 29,2 млн. человек Боевых самолетов – 270 единиц




В военно-техническом плане исламские фундаменталисты пока еще очень слабы, открытое военное противостояние с армиями ведущих государств мира приводит к закономерному результату, который мы дважды наблюдали в Ираке: в 1991 и 2003 гг. Отсюда и перевод войны в ассиметричные, не прямые формы, в террористическую и партизанскую войну.


Современная война (вооруженный конфликт) может быть: По военно-политическим целям: По военно-политическим целям: справедливой (не противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии); справедливой (не противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии); несправедливой (противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, подпадающей под определение агрессии и ведущейся стороной, предпринявшей вооруженное нападение). несправедливой (противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, подпадающей под определение агрессии и ведущейся стороной, предпринявшей вооруженное нападение).




Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с усилением их при необходимости за счет переброски войск, сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.


Региональная война может стать результатом эскалации локальной войны или вооруженного конфликта и вестись с участием двух или нескольких государств (групп государств) одного региона, национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения.


Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны, вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. Крупномасштабная война с применением только обычных средств поражения будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания в ядерную с катастрофическими последствиями для цивилизации, основ жизнедеятельности и существования человечества.


Развитие научно-технического прогресса, форм и способов ведения боевых действий привели к созданию широкого спектра средств поражения. Дальность их действия постоянно возрастала на протяжении ХХ в., и уже во время 2-й мировой войны позволила наносить удары по глубокому тылу противника, что и привело к потерям среди гражданского населения.




Современный вооруженный конфликт характеризуется: высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения; высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения; применением нерегулярных вооруженных формирований; применением нерегулярных вооруженных формирований; широким использованием диверсионных и террористических методов; широким использованием диверсионных и террористических методов; сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска; сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска; вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил); вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил); опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну. опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.

















При участии в ударе ВМС США количество ракет увеличивается уже на 4 тысячи. При средней норме две крылатых ракеты на объект, уже в первом ударе на территории России может быть уничтожено 2400 военных и гражданских объектов. При участии в ударе ВМС США количество ракет увеличивается уже на 4 тысячи. При средней норме две крылатых ракеты на объект, уже в первом ударе на территории России может быть уничтожено 2400 военных и гражданских объектов.


В настоящее время мы можем наблюдать четыре вида поражающего воздействия современного оружия: Физическое воздействие; Физическое воздействие; Химическое воздействие; Химическое воздействие; Биологическое воздействие; Биологическое воздействие; Информационное воздействие. Информационное воздействие.


Физическое поражение заключается в воздействии на объекты всех известных форм физической энергии. Исходя из этого, выделяются следующие подвиды поражающего действия: механическое, т.е. воздействие на объекты носителей кинетической энергии – движущихся предметов и других материальных объектов, давления воды, воздуха, грунта и газов;механическое, т.е. воздействие на объекты носителей кинетической энергии – движущихся предметов и других материальных объектов, давления воды, воздуха, грунта и газов; акустическое, т.е. воздействие на объекты энергии акустических волн;акустическое, т.е. воздействие на объекты энергии акустических волн; электромагнитное, т.е. воздействие на объекты энергии электромагнитных излучений;электромагнитное, т.е. воздействие на объекты энергии электромагнитных излучений; радиационное, т.е. воздействие на объекты энергии элементарных частиц и жестких излучений;радиационное, т.е. воздействие на объекты энергии элементарных частиц и жестких излучений; тепловое, т.е. воздействие на объекты тепловой энергии.тепловое, т.е. воздействие на объекты тепловой энергии.


Химическое поражение заключается в воздействии на объекты специально подобранных веществ путем превращений вещества на молекулярном уровне. Биологическое поражение заключается в воздействии живых объектов на живые объекты путем изменений на клеточном уровне.


Информационное поражение заключается в воздействии на объекты либо путем изменения сознания и подсознания человека, либо путем изменений на программном уровне электронно-вычислительных систем. В современных условиях наиболее часто наблюдается комбинированное поражающее действие, когда на объект воздействует сразу несколько видов энергии. Современное оружие изначально строится на использовании нескольких видов поражения.

Война - сложное социально-политическое явление, представляющее собой крайнюю форму разрешения социально-политических, экономических, идеологических, а также национальных, религиозных, территориальных и других противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами . Война может осуществляться в виде военных конфликтов разного уровня.

Военный конфликт представляет собой форму разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы. Данное понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты. При этом вооруженный конфликт рассматривается как вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или силами противостоящими в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт). По существующим положениям руководящих документов МО РФ, а также ряда федеральных законов, вооруженные конфликты могут быть внутренними (ВВК), а также международными, как правило, приграничными (то есть военные действия ведутся в приграничных районах для разрешения раз- личных противоречий между государствами).

Приграничные международные вооруженные конфликты могут возникать, как правило, в результате вооружённого нападения на РФ с целью удовлетворения территориальных претензий агрессора. Для локализации такого конфликта и разгрома вторгшихся на территорию РФ группировок противника могут быть привлечены войска приграничных военных округов и флотов во взаимодействии с воинскими формированиями Внутренних войск МВД и формирований пограничной службы ФСБ России. В ходе таких конфликтов могут быть подготовлены и проведены операции по принуждению противника к миру на выгодных для России условиях.

В настоящее время, в современной военно-политической обстановке, все большее распространение получают вооруженные конфликты, которые могут быть внутренними - вследствие обострения внутренних противоречий (они могут при определенных условиях перерастать в гражданские войны) или, что может быть гораздо вероятнее, - трансграничными, где формирование и обеспечение незаконных вооружённых формирований будет осуществляться из-за рубежа за счёт сил и средств геополитических соперников России. При разрешении противоречий во внутреннем вооруженном конфликте ВС РФ, другие войска и органы могут, в зависимости от масштаба конфликта и состава противостоящей стороны (иррегулярных и террористических формирований, сепаратистских группировок) проводить специальную или контртеррористическую операцию объединенной группировкой войск (сил). Группировка войск (сил) для разрешения таких конфликтов создается за счет располагаемых на данных стратегических (операционных) направлениях соединений (частей) и объединений видов ВС РФ, формирований органов пограничной службы ФСБ, а также внутренних войск МВД РФ.

Характерными чертами вооруженных конфликтов являются: применение регулярных войск (сил) и иррегулярных вооруженных формирований; активизация диверсионных и террористических действий; опасность трансформации в локальную войну; вовлечение в вооруженный конфликт большей части местного населения и его уязвимость; ведение очаговых боевых действий; ограничения в масштабах и способах применения средств вооруженной борьбы; привлечение значительных сил и средств для защиты важных объектов жизнеобеспечения, объектов инфраструктуры и государственного управления, транспорта и районов расположения войск (сил); сложность морально-психологической обстановки, в которой действуют войска (силы).

На масштабы и характер вооруженных конфликтов значительное влияние будут оказывать военно-политические цели непосредственно участвующих в конфликте государств (сторон), количественный и качественный состав вооруженных сил, других воинских и иррегулярных вооруженных формирований, принимающих участие в военных действиях, а также степень вовлечения в него государств, оказывающих противоборствующим сторонам политическую, экономическую и военную помощь в различных формах.

Локальная война - война, в которой преследуются ограниченные военно-политические цели, военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и, которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные; экономические; политические и другие).

Локальная война, как правило, потребует ведения военных действий в форме операций группировки войск (сил) на стратегическом направлении, с привлечением в её состав всех войск и сил, развёрнутых на территории военного округа, а также соединений и частей Центра. Для этой цели потребуется оперативная переброска войск (сил) из состава других военных округов, флотов, Воздушно-десантных войск, Дальней авиации и Военно-транспортной авиации от ВВС, Командования Специальных операций. Группировка войск (сил) по своему составу будет межвидовой, межведомственной, а на ряде стратегических направлений и коалиционной (где имеются союзные государства) и должна быть способной в короткие сроки локализовать военный конфликт и не допустить его эскалации, обеспечить разгром вторгшихся группировок войск (сил) противника и принудить его к прекращению военных действий и заключению мира на выгодных для России условиях.

Региональная война - война с участием нескольких государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами в ходе, которой стороны преследуют важные военно-политические цели. Для отражения агрессии регионального масштаба потребуется привлечения всех сил и средств ОСК на вышеназванных стратегических направлениях, Центрального подчинения и привлечения войск (сил) с других направлений (ОСК, военных округов и флотов) за счет перегруппировок различными способами. Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации.

Крупномасштабная война - война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны преследуют радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с привлечением значительного количества государств разных регионов мира. Эта война потребует мобилизации всех имеющихся материальных и духовных сил государств-участников.

Однако в отличие от войны против обычного противника, военные действия против высокотехнологичного противника будут характеризоваться следующим:

а) комплексное применение военной силы, политических, экономических, информационных и иных мер невоенного характера, реализуемых с широким использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций;

б) массированное применение систем вооружения и военной техники, высокоточного, гиперзвукового оружия, средств радиоэлектронной борьбы, оружия на новых физических принципах, сопоставимого по эффективности с ядерным оружием, информационно-управляющих систем, а также беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружения и военной техники;

в) воздействие на противника на всю глубину его территории одновременно в глобальном информационном пространстве, в воздушно-космическом пространстве, на суше и море;

г) избирательность и высокая степень поражения объектов, быстрота маневра войсками (силами) и огнем, применение различных мобильных группировок войск (сил);

д) сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;

е) усиление централизации и автоматизации управления войсками и оружием в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;

ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий;

з) участие в военных действиях иррегулярных вооруженных формирований и частных военных компаний;

и) применение непрямых и асимметричных способов действий;

к) использование финансируемых и управляемых извне политических сил, общественных движений.

В отдаленной перспективе можно предполагать возможность появления у вероятных противников, прежде всего у ВС США, оружия, основанного на прорывных технологиях, способных нивелировать фактор стратегического ядерного сдерживания. Война против такого противника будет носить жестокий истребительный характер и ее основным содержанием неминуемо станут стратегические воздушно-космические операции с применением ракетно-ядерного оружия. Такая война чревата гибелью человеческой цивилизации или прекращением её развития на продолжительный, в историческом измерении срок.

Подобная перспектива исторической судьбы человечества не является секретом ни для кого. Поэтому появляются, так называемые «нетрадиционные войны (вооруженные конфликты)», ставящие в качестве приоритетных задач духовное, идеологическое, национальное, религиозное, экономическое, политическое и другие виды подавления противостоящей стороны. В этом контексте, собственно вооруженная борьба отходит на второй план, так как другие виды противоборства приобретают самостоятельный и все более значимый характер для достижения военно-политических целей войны (вооруженного конфликта).

Война, как это было уже отмечено в трудах Сунь-Цзы (IV век до н. э.), довольно дорогое удовольствие, если она не позволяет получить реальные дивиденды от ее результатов. Так, десятилетнее присутствие 40-й армии ВС СССР в Афганистане и средства на поддержку режима потребовали от Советского Союза около 100 млрд долларов (не в нынешних ценах). А реальный экономически-финансовый эффект от этого, да и политический, довольно туманный.

Военные кампании США в Афганистане и Ираке обошлись значительно дороже. На Ирак государство затратило 1,7 трлн долларов и 490 млрд ушли на выплату льгот ветеранам. В целом же на военные действия США в Афганистане и Ираке затрачено в пределах от 3-х до 4-х трлн долларов, а в ближайшей перспективе (в течение 40 лет) эта сумма может возрасти до 6 трлн долларов. В связи с этим администрация США пришла к выводу, что необходимо изменить отношение к способам достижения военно-политических целей. Следует, учитывая уже имеющийся опыт, а также с учетом новых средств вооруженной борьбы, несколько по иному подойти к содержанию военных действий в войнах и вооруженных конфликтах. В большей степени следует базироваться на таких способах как информационная война, идеологические и ин- формационно-психологические операции, внедрение агентов влияния в высшее военно-политическое руководство, использование «пятой колонны», деструктивной оппозиции, исламского фактора, экономических и финансовых рычагов, а также угрозы применения военной силы.

Соответствующие приемы и методики были выработаны еще в годы «холодной войны». Это, прежде всего, активная идеологическая борьба, ведение информационных войн и проведение активных психологических операций, создание управляемой оп- позиции («пятой колонны»), активное использование скрытых предателей среди политического истеблишмента стран, то есть внедрения так называемых «агентов влияния» (в СССР приме- ром могут служить Горбачев, Шеварднадзе и ряд других бывших высших руководителей страны). Помимо этого, широко стала использоваться идея национальных революций, вносимых извне, организация внутри стран управляемого хаоса, то есть применение «мягкой силы», способной решать очень серьезные задачи в интересах достижения США и их ближайшими союзниками мирового доминирования.

США за последние два-три десятилетия без каких-либо санкций СБ ООН провели несколько вооруженных агрессий по отношению к ряду стран (дважды против Ирака - государство практически исчезло с геополитического пространства; Югославии - государство распалось на отдельные образования; Афганистана - перспектива для государства печальна). Издержки этих военных действий огромны, однако результаты не удовлетворяют администрацию США. Поэтому вполне закономерным является инициирование формирования в исламском мире, целом ряде других государств, организаций, чьи действия направлены против их независимости, территориальной целостности и экономической самостоятельности.

Таким образом, спланирован и организован так называемый управляемый хаос в этих странах за счет применения «мягкой» силы». Это позволяет США и их союзникам гораздо дешевле до- биваться своих целей по установлению нового мирового порядка, реализации идеи однополярного мира во главе с США. В рамках этих же планов под эгидой США и ряда государств Европейского союза, с одобрения ОБСЕ, с широким привлечением террористических организаций исламистского толка, были организованы две попытки нарушить территориальную целостность РФ на Северном Кавказе. А в августе 2008 года Грузия, переоценив решимость США в её силовой поддержке, предприняла акцию по захвату Южной Осетии. Под эту же «мягкую силу» попали и государства Средней Азии.

Очередной жертвой в этих устремлениях Запада стала Украина. Её территория стала ареной межцивилизационного столкновения западной локальной цивилизации и российской локальной цивилизации, приведшего к многомерному кризису украинской государственности. В ходе его развития вспыхнула гражданская война, и в результате всенародного волеизъявления Крым и Севастополь перешли в состав РФ. Ключевое для РФ геостратегическое пространство в непосредственной близости от её западных и юго-западных границ стало средоточием серьезных внешнеполитических, экономических и социальных проблем для нашей страны.

При ясном понимании участников мирового сообщества, что все последовательно возникавшие на Украине проблемы могли быть разрешены политическими способами, США и их союзники в ЕС закрывали глаза на незаконный захват власти «майданными» революционерами, террор по отношению к населению собственной страны в Одессе, на Юго-Востоке Украины националистическими вооружёнными формированиями, применение регулярных вооружённых сил против населения Луганской и Донецкой областей. И при этом они же всеми средствами пытаются убедить мировое сообщество и, прежде всего, украинцев, в участии России во всех перечисленных проблемах.

Все это вполне объективно требует несколько по иному подойти к оценке сущности и содержания современных войн и вооруженных конфликтов, и к их квалификации. Следует исходить из того, что помимо вооруженной борьбы в войне осуществляются и другие виды борьбы в различных сферах: идеологической, дипломатической, политической, экономической, а также информационной (на информационно-техническом и информационно-психологическом уровнях). При этом в современной военно-политической обстановке можно наблюдать все более существенную тенденцию в содержании военных конфликтов - достижение военно-политических целей посредством применения невоенных средств и способов действий.

В связи с этим в существующую классификацию военных конфликтов - войн и вооруженных конфликтов, необходимо вносить изменения. В частности, что в современных условиях, в ходе информационной революции, на политической арене появляются новые средства, инструментарии для достижения военно-политических целей, с применением которых существен- но сокращается роль применения средств вооруженной борьбы и военного насилия в достижении военно-политических целей военных конфликтов.

Важнейшим актуальным выводом из анализа современных тенденций в развитии военно-политического и стратегического характера военных конфликтов является положение о том, что для достижения цели военных действий необходимо завоевание господства не только в воздушно-космическом пространстве и на море, но и в радиоэлектронном, киберпространстве, а также до- биться преимущества в информационно-психологической борьбе. Разумеется, при этом опасно увлекаться новыми сферами противоборства, позабыв о традиционных задачах огневого превосходства, различных формах и способах маневра, как в стратегическом, так и в оперативном и тактическом масштабах. Искусство опережающего создания и действия ударных группировок на главных направлениях в решающий момент операции в современных условиях и в перспективе будет играть столь же важную роль, как и прежде. В настоящее время в рамках информационных войн (информационного противоборства по терминологии нашей военной теории) важнейшим средством достижения военно-политических средств по взглядам целого ряда потенциальных противников РФ и ее союзников является кибервойна. То есть информационно-техническое воздействие, в том числе и программное, направленное на информационно-техническую сферу противника для использования его информационного пространства и ресурса, срыва или значительного затруднения функционирования различных систем управления противостоящей стороны и достижения превосходства в управлении.

Современные средства РЭБ, уже имеющиеся на вооружении передовых армий мира, позволяют не только подавлять электро- магнитное излучение (ЭМИ) радиоэлектронных средств (РЭС), но и осуществлять радиоэлектронное поражение, то есть выводить эти средства из строя на физическом уровне, осуществлять внедрение в сети управления войсками (силами) и оружием и нарушать программные продукты. Для достижения данных целей потенциальный агрессор уже и в мирное время может выполнять следующие задачи:

Информационно-разведывательные, в том числе в системе государственного и военного управления, контролировать информационный ресурс государства и его союзников;

Нарушать системы управления критически опасными объектами промышленности (энергетическим комплексом, транс- портной системой государства, объектами оборонно-промышленного комплекса (ОПК), ядерными и химическими объектами и т. д.);

Нарушать систему государственного и военного управления;

Нарушать системы управления стратегическими ядерными и военно-космическими силами.

Также, в рамках информационных войн, в настоящее время все большую значимость приобретают психологические операции, которые могут вестись и в формально мирное время. В ходе таких войн на население и вооруженные силы противостоящей стороны, а в военное время на население и войска (силы), оказывается информационно-психологическое воздействие для достижения, прежде всего, информационно-психологического превосходства, превосходства в управлении, за счет подрыва морального духа населения и личного состава вооруженных сил.

Разновидностью психологических операций в настоящее время становятся интеллектуальные (когнитивные), то есть целенаправленное внедрение в общественное сознание, в сознание индивидуума (социума) ложных представлений об окружающем мире, общественных отношениях и ценностях. Примером может служить обучение в США ряда руководителей государств - Грузии, Украины и ряда других. Или кампании «разоблачений» якобы имеющихся в руководстве той или иной страны коррупционных проявлений. Неслучайно, поэтому, в новой ВД РФ отмечается, что одной из важнейших военных опасностей является «деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества».

Сейчас против РФ ведется активная информационная война на всех уровнях, с использованием всех возможностей СМИ, дискредитируются все попытки РФ и ее союзников и партнеров миролюбиво решать возникающие проблемы во всех сферах международных отношений. Опасно, что в этих условиях в результате проведения необдуманных реформ в системе государственного образования, ослаблено морально-психологическое состояние населения страны, особенно молодого поколения. В связи с этим возникают сомнения в отношении целесообразности наличия в основном законе страны, Конституции РФ, запрета на государственную идеологию.

Одним из важных элементов современной сетецентричной войны являются экономические войны. Экономические санкции и ограничения в использовании современных технологий - представляют собой реальный инструмент влияния на другие страны. Особенно возрастает их эффективность при согласованном применении санкций со стороны коалиции государств, военно-политических союзов (блоков). Примеров тому можно привести много. В современной военно-политической обстановке по отношению к РФ применено множество средств и способов экономического, технологического и финансового давления со стороны США и их союзников. При этом мировым сообществом остаются незамеченными нарушения международного законодательства, заключенных прежде договоров и соглашений, принятых тем же мировым сообществом требований положений ООН, а также ряда других международных организаций.

Политические войны представляют собою форму разрешения противоречий между политическим руководством стран (коалиций стран) при борьбе за политическое господство в международных отношениях, установления зависимости, подчиненности стран. Политические войны на определенных стадиях могут перерастать в вооруженное противостояние, так как война (в классическом понимании) - это продолжение политики насильственными средствами, как писал Клаузевиц.

К сожалению, в современной военно-политической обстановке в США и ряде стран Европы, в том числе в бывших республиках Советского Союза, реально возрождаются и проявляются элементы фашизма: русофобия, проблемы использования языков национальных меньшинств, шовинизм, нарушение прав русскоязычного населения, тенденциозный пересмотр истории и итогов Второй мировой войны, оказание содействия всем деструктивным внутренним и внешним силам, способствующим ослаблению России и устранению её с арены геополитического взаимодействия.

В настоящее время трудно не заметить, что развитие военно-политической обстановки практически адекватно этому процессу накануне Первой и Второй мировых войн. В этой ситуации необходимо осознавать, что политические угрозы в мгновение ока могут перерасти в военные угрозы, что уже подтверждается, как заявлениями политиков, так и военной активизацией НАТО. Есть все признаки возникновения военной угрозы для РФ и ее союзников: переброска войск (сил) в приграничные с Россией районы, происходят реальные поставки вооружения, военной и специальной техники Украине. Демонстрируется явная готовность военно-политического руководства Украины предоставить «коридор» и плацдарм для развертывания передовых мобильных группировок НАТО.

Ведутся активные работы по развертыванию позиционных районов противоракетных комплексов в Польше, Румынии и Южной Корее. Проводятся многочисленные учения и маневры вблизи границ РФ и ее союзников. Усиливается активность НАТО вблизи морских акваторий страны, продолжается барражирование стратегических бомбардировщиков ВВС США вдоль наших арктических воздушных границ.

Весьма существенным фактором является и то, что в настоящее время боеготовность ВС НАТО не позволяет им начать полномасштабные военные действия. Реально же полнокровные группировки войск (сил) первоочередного задействования могут быть развернуты только через три месяца, а в целом ВС НАТО - через год. Сам процесс отмобилизования, оперативного развертывания группировок войск (сил) (в том числе перегруппировка ВС США с американского континента на Европейский ТВД) и подготовки к ведению военных действий, является довольно дорогостоящим. В период экономического кризиса в мире, это никому не надо. По- этому в этих условиях более целесообразно для них является, ограниченными силами оказывать содействие ВС Украины.

Разновидностью политических войн могут быть и дипломатические, ведущиеся между дипломатическими представительствами и дипломатами разных уровней, для разрешения противоречий в дипломатических отношениях, которые могут оказывать самое существенное влияние на идеологические, политические, экономические и военные отношениями между странами, на их внутриполитическую обстановку. По своей направленности политические войны могут быть внешнеполитическими и внутриполитическими.

Внутриполитические войны - это когда противостояние ведется между политическими силами внутри государства, то есть между политическими течениями, партиями, общественными организациями, религиозными конфессиями, этническими образованиями, за захват власти в стране. Применяемые средства весьма разнообразны, вплоть до вооруженного насилия, насильственного свержения власти, доведения конфликта до гражданской войны. Большую роль в этом играют внешнеполитические силы, которые за счет угрозы применения военной силы, политического давления, организации так называемого управляемого хаоса внутри страны могут устанавливать марионеточные правительства, необходимый им режим, политическую и экономическую зависимость, добиваясь своих военно-политических целей и, прежде всего, получая новое геополитическое пространство, рынки сбыта, дешевую рабочую силу и источники сырья.

Одним из важнейших средств достижения военно-политических целей и форм разрешения противоречий является идеологическая война. В ходе таких войн стороны стремятся добиться, достижения превосходства в информационной сфере, оказания существенного информационно-психологического влияния, как на элиту государства, так и на его население. Идеология, как известно, - это система идей и взглядов, политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, выражающих коренные интересы классов, социальных групп .

Таким образом, война в идеологической сфере является од- ной из основных форм разрешения противоречий между страна- ми, этническими образованиями, различными конфессиями, если при этом преследуется цель достижения победы на мировоззренческом (идеологическом) уровнях для создания благоприятных условий, в последующем, для достижения своих военно-политических целей. Это давно уже было понято руководством США, которое широко использовало методы идеологической войны при ведении «холодной войны» против СССР и всей мировой системы социализма.

Анализ событий Второй мировой войны, показал, что противоречия двух идеологий, мировоззрений, двух противоположных систем привело к возникновению мировой войны, когда разрешение противоречий перешло в свою крайнюю форму. В послевоенный период, «холодная война», как специфическая форма разрешения противоречий между странами (коалициями стран), мировыми системами, велась как в идеологической сфере, так и в технологической, финансово-экономической (достижение технологического превосходства за счет создания ядерного оружия, ракетных и космических технологий, финансово-экономического превосходства). В конечном итоге, это позволило США добиться мирового доминирования почти во всех областях и попытаться создать однополярный мир, устранив своего главного идеологического, экономического и военного соперника.

В рамках идеологических войн ведутся другие виды противоборства: информационно-психологическое и интеллектуальное (как разновидности информационных войн), а также религиозные войны (противоборство, борьба). В частности, религиозные войны имеют глубокие исторические корни и даже на современном этапе эволюции человечества играют важную роль. Так, в нынешней военно-политической обстановке можно реально наблюдать проявления исламского фактора как во внутриполитических, так и внешнеполитических процессах. Крайние проявления его (ваххабизм), а также других конфессий (сектантство, мормонство, а также другие крайне агрессивные течения) приводят как к внутренним противостояниям, в том числе и вооруженным, так и внешним.

В связи с этим следует признать, что религиозный фактор является в современной военно-политической обстановке причиной внутренних и внешнеполитических конфликтов, в том числе вооруженных противостояний. США и их союзники в полной мере используют данное обстоятельство в качестве важнейшего средства в своих информационных войнах и психологических операциях, для достижения своих военно-политических целей. Придавая ему крайние формы, они переводят религиозные противоречия в вооруженную сферу. Примерами могут служить такие события, как внутри РФ (две чеченские кампании, продолжающиеся попытки расшатать внутриполитическую обстановку на Северном Кавказе, в Крыму), так и в Афганистане, Ираке и других арабских странах.

События в современной Европе, «исламизация» общественной жизни в ряде европейских стран (Франции, Великобритании, ФРГ и др.), так называемая европейская «толерантность» реально приводит к дестабилизации внутриполитической обстановки. К сожалению, этот процесс подпитывается со стороны международного исламизма, а также их главного апологета США, если возникающие проблемы соответствуют национальным интересам этой страны (многие террористические исламистские организации, в том числе и международные, созданы и финансируются США, а также крупнейшими исламскими государствами).

Масштабность религиозных противоречий, возрастание возможностей исламских движений в финансово-экономическом и военном отношении, в любой момент позволяет США и их союзникам превратить религиозный фактор в причину возникновения внутренних, а также международных вооруженных конфликтов. США за последнее время организовали и провели ряд «революций» в арабских странах, создав своеобразный «пояс управляемого хаоса», тем самым обезопасив себя и своих союзников от возрастания влияния исламской цивилизации. В результате этого: Афганистан продолжает раздираться внутриполитическими конфликтами. Ливия превратилась в территорию перманентной войны всех против всех. Йемен оказался втянут не только во внутригосударственный военный конфликт, но и стал объектом внешней военной интервенции со стороны Саудовской Аравии и ее союзников. Ирак, как государство, фактически исчез из геополитического пространства. Идет гражданская и религиозная война в Сирии (опять же подпитываемая США и их ближайшими союзниками).

Этнические (межнациональные) войны - это довольно распространенный вид противоборства, имеющий свою продолжительную историю. Причиной их являются противоречия между нациями, народами и народностями (этносами). В современной военно-политической обстановке такие противоречия, а в последующем вооруженные конфликты и войны вполне реальны. Это может быть подтверждено на примерах ряда стран мирового сообщества (Канады, Великобритании, Испании). Субъекты этих государств, на вполне объективной основе, в соответствии с международным правом, делают вполне законные попытки выйти из под их юрисдикции и существовать самостоятельно.

Национальные противоречия в настоящее время в целом ряде государств, в том числе и в странах бывшего СССР, реально существуют. Они представляют реальные угрозы для внутриполитических и внешнеполитических отношений. Эти противоречия можно наглядно наблюдать в Средне-Азиатских республиках бывшего Советского Союза, в Грузии, Прибалтике, а также на примере Украины. Поэтому США и их ближайшие союзники, данные противоречия активно используют, чтобы создавать внутриполитические проблемы, стравливают народы различных национальностей на международном уровне и это, к сожалению, приносит им ожидаемые плоды в достижении своих военно-политических целей.