Евангелие от Матфея. Толкование на Евангелие от Матфея (Блаженный Феофилакт Болгарский) Евангелие от матфея 28

Использованы фрагменты комментариев Женевской Библии.

28:1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
Первый день недели после субботы по идее должен называться по -недельник (по прошествии недели), однако
в странах, знакомых с христианством, в честь воскресения Иисуса Христа - первый день после субботы стали называть воскресеньем

Немного экскурса в историю дня недели «воскресенье», по сути - языческом дне отдыха и поклонения Богу солнца:
У многих народов воскресенье было днём, посвящённым Солнцу (богу Солнца). Это было характерно, в частности, для
дохристианских верований Египта и было заимствовано Римской империей через название дней недели
(воскресенье - dies Solis, то есть «день Солнца»). Это название перешло к германским племенам, и в германских
языках название первого дня недели буквально означает «день Солнца» (по -английскиSunday,
по-немецки Sonntag). В Индии воскресенье называется Равивар - «день Солнца».
В Римской империи первый христианский император Константин ввёл в 321 г. семидневную неделю и назначил воскресенье
(день Солнца) первым днём недели и днём отдыха и поклонения. Первым днём недели воскресенье продолжает
оставаться в США, Израиле, Канаде и некоторых африканских странах.
В странах бывшего СССР и странах Европы воскресенье считается последним днём недели. Согласно международному
стандарту ISO 8601, первым днём недели считается понедельник, а воскресенье - последним.

28:2-6 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;
3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;
4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;
5 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;
6 Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,
Итак, в первый день после субботы на рассвете две Марии пришли ко гробу, однако тела Христа там не обнаружили. Как объяснил им ангел - Иисус воскрес и они должны были понять, что он САМ ВЕСЬ воскрес, не субстанция его, живущая в теле в виде бессмертной души (как считают некоторые христиане) а Иисус в полном «комплекте», потому и тела его не обнаружили на месте захоронения: если бы из тела выходила некая бессмертная душа или дух, то, по крайней мере, тело бы Христа оставалось бы лежать на месте.

И всё же может возникнуть резонный вопрос: но если Иисус Христос воскрес в виде духа (1Петра 3:18; 1Кор.15:45; 2Кор.3:17), для чего не нужно было использовать человеческое тело, – то куда же всё-таки делось тело его?

Оно было принесено в жертву Богу. Бог в качестве выкупа получил безгрешное человеческое тело Иисуса, способное жить вечно и потому - равноценное телу Адама до его согрешения. Павел разъяснил, что жертв за грех в виде тел животных - Бог не захотел, но тело человеческое уготовал Иисусу для того, чтобы оно было пожертвовано на благо людей. Потому и освящены христиане единократным принесением в жертву Богу - человеческого ТЕЛА Христа, как написано:
5 Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа
. (Евр.10:5,10)

Подобно тому, как в Израиле высшая жертва всесожжения полностью сжигалась на жертвеннике Бога - отдавалась Ему вместе с кровью за возможность народу Бога жить на Его земле и общаться с Ним - так и Христос "целиком и полностью добровольно посвятил себя Богу", отдав Ему в жертву всего себя без остатка, свою кровь (жизнь) и даже тело - за возможность христианам жить вечно и общаться с Богом.
Именно поэтому Иисус не мог при воскресении снова стать человеком: не мог он присвоить себе то, что уже ему не принадлежало. С момента смерти его человеческое тело «ушло» Богу на «оплату долга» Адама, на выкуп человечества от греха и смерти.

Да и Бог не мог сыграть такую «шутку» со Своим небесным первенцем: Иисус просил Отца вернуть ему прежнюю славу, которая была у него до прихода на Землю (Иоанн.17:5). Было бы несправедливо с точки зрения Отца праведного и послушного во всём сына-первенца-духа - "унизить" до «формы» человека, послав его на Землю (Фил.2:6,7) - и не вернуть ему прежнюю "форму" образа Божьего (то есть духа), навсегда оставив небесного первенца в "униженном" положении человеческой плоти. Бог взял умершего сына Своего Христа и через воскресение преобразил внешний облик его, сделав его духом, кем он и был прежде пришествия своего на землю в облике человеческом (1 Петра 3:19, Фил. 2:6,7)

Став духом, Иисус являлся в разных плотских телах ученикам своим для удостоверения в том, что он жив, значит, их вера в воскресение не тщетна. Дух имеет возможность материализовываться или воплощаться в тот вид, который нужен Богу для исполнения Его намерений.

(в Библии содержится множество сведений о том, как ангелы являлись древним служителям Божьим в обликах человеческих и становились невидимыми, как и в случае с Иисусом, Лк.24:31) Например:
9 И услышал Бог голос Маноя, и Ангел Божий опять пришел к жене, когда она была в поле, и Маноя, мужа ее, не было с нею.
10 Жена тотчас побежала и известила мужа своего и сказала ему: вот, явился мне человек , приходивший ко мне тогда.
11 Маной встал и пошел с женою своею, и пришел к тому человеку и сказал ему: ты ли тот человек , который говорил с сею женщиною? [Ангел] сказал: я.
20 Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю.
21 И невидим стал Ангел Господень
(Суд.13)

28:7,8 и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.
8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

Ангел попросил женщин спешить сообщить апостолам благую весть о воскресении Христа и о том, что они смогут с ним встретиться в Галилее. Итак, ученики должны были бы поверить в Христа не только распятого, но и воскресшего и делиться этой радостью со всеми, кто был опечален смертью Иисуса.

Интересно отметить в связи с этим случаем, что первыми благую весть услышали не мужчины апостолы, а Иудейские женщины, тоже ученицы Христа, но не апостолы. В Израиле, как мы помним, положение женщин по сравнению с современной эмансипацией - было униженным, только мужчина мог иметь вес в обществе. Во Христе же не имеет значения ни пол, ни возраст, ни национальность: кто проявит любовь и рвение в желании что-то сделать для Христа (как, например, эти женщины на рассвете постарались прийти ко гробу для бальзамирования тела Христа), тот и обретёт «вес» в обществе у Бога.

28:11-15 Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.
12 И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам,
13 и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали;
Наглядно можно увидеть, какими были руководители народа Иеговы в первом пришествии Христа: первосвященник и старейшины - теократическая аристократия - легко решает дела вполне мирскими методами, напрочь забыв о том, что они - представители Божьей власти в народе Бога.

Представители Божьего народа - также не отличились проявлением праведности: заметим, что сначала стражники, охранявшие гроб, рассказали первосвященникам всё, как было: правду об увиденном и услышанном.
Однако легко (всего лишь за деньги) согласились распространять ложь о краже тела Христова - так же старательно, как христиане распространяют благую весть.
При наличии двух видов вести - каждый в Израиле выбрал ту, которая ему больше по сердцу пришлась: те, кому принятие правды о воскресении Христа было невыгодно - приняли ложь о краже тела его и мошенничестве его учеников. Что происходит в мире и до сего дня.

14 и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.
Говоря так, фарисеи воспользовались незнанием стражников об отношении Пилата к охране: он их не посылал и ему было абсолютно всё равно, что происходит у гроба Иисуса. В этой истории единственными лицами, заинтересованными в том, чтобы никто не узнал о воскресении Христа - были первосвященники и фарисеи. А манипуляция с обещанным покровительством пред Пилатом - всего лишь тактическая хитрость для пущей убедительности.
В результате эта ложь о мошенничестве апостолов и отсутствии надежды на воскресение гуляет по миру с тех самых пор и доныне.

15 Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.
Исказить факты, порешать проблемы при помощи даров - взяток, воткнуть кляп в
правдивые уста всех, кто может их открыть - так работают представители системы правления дьявола века сего. И неважно, где они при этом находятся: в среде народа Бога или в гуще мирского нечестия.

28:16,17 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,
17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

Обратилось внимание на то, что из всех учеников Христа лишь одиннадцать апостолов не усомнились, поклонившись Иисусу по воскресении. Остальные усомнились.
Можно, конечно, о них сказать: «ну и слабаки». Но если верховный суд народа Бога признал Христа злодеем, достойным смертной казни, потом грамотно и при помощи свидетелей, охранявших гроб, «доказал», что апостолы украли его тело, то не усомниться в воскресении Христа было нелегко.
Многие могли думать так: ведь в центре же не глупцы сидят, законы Бога знают, перечень грехов для смертной казни – тоже, врать о краже тела не могут, Божьи служители всё же…. Ну не могут же ВСЕ ошибаться!!!….

Сегодня очень часто звучат те же фразы: в центре христианства – не глупцы, к тому же - полезно верить тому, во что сегодня верит большинство, ведь большинство не может ошибаться.

То же - и в вероисповедании: мнение большинства какого-либо вероисповедания ещё не говорит о том, что оно соответствует мнению Бога: всякую «правду», звучащую как правда Божья - сегодня необходимо проверять по Писанию на соответствие слову Божьему.

28:18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
В пророчестве Даниила предсказано, как Сын Человеческий предстал перед Ветхим днями и получил обетованную власть (Дан. 7:13.14).
В отношении чего и кого воскресший Иисус получил всякую власть? В отношении суда над грешным человечеством и проведения всех мероприятий на земле или на небесах, необходимых для осуществления суда.

По окончании же периода суда - по истечении 1000 лет царствования Христа над землёй - сын сложит свои полномочия и передаст их Отцу своему, Богу Иегове -1 Кор. 15:28.

28:19 Итак идите, научите все народы,
Иисус, обращаясь к своим ученикам, посылает их научить все народы Земли. Чему? Об этом он скажет чуть позже (см. 20 текст)
Для того, чтобы выполнить сие поручение Христа, все его ученики на протяжении всех времён, читая эти слова Христа, по идее, должны желать идти в мир с просветительной духовной деятельностью, самостоятельно заботясь о том, чтобы процесс обучения возможно было осуществить хотя бы в своей местности.

крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Что означают эти слова Христа?
Крещение – это процесс погружения в воду. Он один. Но ЧЕГО РАДИ (для чего или во имя чего) человек это делает - разъяснено в виде ТРЁХ причин:
РАДИ (для) Отца (во имя Отца), РАДИ (для) сына (во имя сына) и РАДИ (для) святого духа (во имя святого духа).

Что это означает?
ВО ИМЯ ОТЦА означает не для буквального имени Бога, а ДЛЯ САМОГО Бога с именем Иегова. То есть, человек сообщает ВСЕМ, что готов посвятить жизнь свою Иегове и жить ради исполнения ЕГО воли , а не в своё удовольствие. Например:, выражение "погибнуть во имя жизни на земле" - не означает, что у жизни есть ИМЯ и ради этого имени надо погибнуть. Фраза во имя жизни означает ради жизни на земле, ради того, чтобы жили на земле.

ВО ИМЯ СЫНА - означает ДЛЯ сына. Здесь тоже не о буквальном ИМЕНИ сына Божьего идёт речь, а о СУТИ носителя имени «христианин»: посвятившийся Иегове христианин обязан пройти путь Христов по следам сына Божьего, ибо только ТАК он сможет прийти к Отцу (никто не приходит к Отцу, как только чрез меня ), иначе какой же он христианин?

ВО ИМЯ СВЯТОГО ДУХА - означает ДЛЯ святого духа. И здесь тоже - не о буквальном ИМЕНИ некого духа идёт речь: ч еловек , посвятившийся Богу, обязан заботиться о том, чтобы в нём возрастало влияние святого духа , правильного и праведного настроя (ибо в человеке и нечистый дух " командует"). Кто победит в христианине - святой дух или нечистый - вот в чём вопрос. Христианин предназначен ДЛЯ проявлений в нём действия СВЯТОГО ДУХА, а не для нечистых действий, чувств или мыслей. Если он не поддаётся положительному воздействию на него святого и чистого духа - какой же он христианин?

Как видим, эти тексты не говорят в защиту учения о Триединстве Бога. Но говорят о трёх составляющих цели крещения того, кто желает посвятить свою жизнь служению Богу: в результате крещения
1) во имя Отца - человек становится принадлежащим Богу;
2) во имя сына - человек становится во всём похожим на Иисуса Христа, сына Божьего; 3) во имя святого духа - человек поддаётся положительному влиянию святого духа и становится со временем плодом святого духа (Гал. 5:22-24) , плодом Божьего воспитания, а не плодом духа противления, характерного для нечестивого века сего.

28: 20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам;
Эти слова - о необходимости научить все народы всему, что Иисус повелел своим ученикам . А что именно он повелел – об этом многие спорят. Кто-то воспринял только повеления Нагорной проповеди. Кто-то – повеление идти по городам и селениям, и проповедовать ещё и Царство Бога по примеру Иисуса Христа, разъясняя. что оно означает, когда и зачем придёт для людей, Кто его Основатель и т.д. (Луки 4:43).

Но есть ещё и те христиане, кто никак для себя это повеление не воспринимают, утверждая, что это только к апостолам относилось, на них и закончилось. Потому сидят по домам своим и "работают" исключительно над своей праведностью. Хотя и признают, что вера их - всё же от слышания слова Божьего появилась. Значит, нашёлся кто-то, исполняющий повеление Христа ИДТИ и УЧИТЬ, и донёс до их слуха слово Божие и значение праведности.

и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
Иисус заверил всех, кто будет идти и учить заповедям Бога весь мир , что он сам лично будет с этими учениками своими - до скончания века сего нечестивого: до тех пор, пока проповедь о Царстве Бога не охватит всё Землю и не наступит конец этого нечестивого века (Мтф.24:14) Поскольку время жизни смертных учеников ограничено, а появление их у Христа - продлится до самого конца в Армагеддоне, стало быть, Христос будет помогать каждому своему ученику, исполняющему его поручение - с момента призвания до самой смерти ученика.

Этими словами Иисус по сути предупредил человечество о том, что в периоде действия и существования века сего нечестивого на Земле будут появляться его ученики, желающие выводить мир из духовной тьмы через просвещение и обучение слову Божьему. И сколько бы их ни появлялось - на протяжении жизни своих учеников Иисус Христос будет незримо сопровождать каждого из них, содействуя им в распространении слова Божьего на Земле (Мтф.24:14).

Можно заметить, что проповедь о Царстве Бога звучит и сегодня по всей земле. Значит, Иисус - и сегодня со своими учениками. А это, в свою очередь, значит, что учеников Христа возможно найти и сегодня, а, найдя - присоединиться к ним в служении Богу и исполнении поручения Христа " идите, и научите все народы"

В вечер же субботный, свитающи во едину от суббот, прииде Магдалина, и другая Мария, видети гроб. И се трус бысть велий: ангел бо Господень сшед с небесе, приступль отвали камень от двери гроба, и седяше на нем. Бе же зрак его яко молния, и одеяние его бело яко снег. От страха же его сотрясошася стрегущии, и быша яко мертви. Отвещав же ангел, рече женам: не бойтеся вы: вем бо, яко Иисуса распятаго ищете. Несть зде: воста бо, якоже рече: приидите видите место, идеже лежа Господь. И скоро шедше рцыте учеником Его, яко воста от мертвых: и се варяет вы в Галилеи: тамо Его узрите, се рех вам. И изшедше скоро от гроба со страхом и радостию велиею, текосте возвестити учеником Его.


В вечер субботный - выражение однооднозначущее с выражением Луки (Лк.24:1) утру глубоку и с словами Марка (Мк.19:2) - зело рано возсиявшу солнцу (ибо здесь под солнцем надобно разуметь утренние лучи солнца, зарю). Так, с наступлением восьмого часа ночи, по общему мнению, наступает начало следующего дня и утро: посему-то тогда и было с одной стороны время вечера субботнего , а с другой начало дня воскресного. Сей последний день Евангелист называет единою от суббот: это потому, что вообще дни седмицы называли субботами, а первый день - единым; почему воскресный день и оказывается единою от суббот, то есть первым из дней недели, ближайший к этому первому дню - вторым (от суббот), следующий - третьим и так далее. Господь воскрес в ту пору, когда камень лежал еще на гробе. По воскресении же Господа, приходит и ангел, чтоб отвалить сей камень и открыть женам вход во гроб. Землетрясение было для того, чтоб пробудились стражи и поняли необычайность случившегося, то есть чудо воскресения. Господь воскрес тридневен. Но каким образом насчитываются три дня? В восьмом часу пятка Господь был распят; с этого часа до десятого была тьма: это (время тьмы), считай за ночь. Затем, с девятого часа опять был свет; это считай за день. Вот - как бы сутки (день и ночь). Далее, ночь пятка и день субботы составляют вторые сутки. Потом следовала ночь субботы и утро воскресенья, означенное у Матфея словами - свитающу во едину от суббот; утро принимается в счет за целый день; вот третьи сутки. Можешь и иначе насчитать три же дня; в пятницу Господь предал дух - это один день; субботу пребыл во гробе, - другой день; ночью на воскресенье воскрес, но с своей стороны и воскресенье считается за особый день. И вот все три дня. Так обыкновенно и говорят об усопших: напр. если один умер в десятом часу дня, а другой в первом часу того же дня; то обыкновенно говорят, что оба они умерли в один день. Могу показать тебе и еще способ, как насчитать три дня и три ночи. Слушай! в четверг вечером Господь совершил вечерю и говорил ученикам: приимите ядите тело Мое. Отсюда видно, что Он как имеющий власть положит душу Свою по своей воле, тогда же и заклал Себя, когда преподавал Своим ученикам тело Свое; потому что без заклания тела не едят. Считай же: вечером преподал Он тело свое: та ночь и день пятницы до восьмого часа составляют сутки; потом с восьмого часа до девятого тьма, а с девятого часа до вечера опять свет; вот и еще ночь и день. Далее, опять ночь по пятке и день субботы; вот третьи сутки. После вечера субботы Господь уже воскрес. Таким образом получаются все трое суток три дни и три нощи (Мф.12:40). Об ангеле Матфей говорит, что он сидел на камне, между тем как Марк свидетельствует, что он, отвалив камень, сидел внутри гроба на правой стороне. Не противоречат ли они друг другу? Нет: ангел сначала, надобно полагать, явился сидящим на камне, а потом, когда жены входили во гроб, он предварил их и снова явился уже сидящим на правой стороне внутри гроба. Он сказал женам: не бойтеся вы: то есть, стражи пусть боятся, они того стоят, но вы, ученицы Господни, не бойтесь. После же того, как освободил их от страха, начинает благовествовать им о воскресении. Так и следовало - сначала изгнать страх, а потом сообщить радостную весть. Ангел не стыдится называть Господа распятым; потому что крестом, доставившим нам все блага, Он хвалится, как некоторым победным оружием.


1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;

3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;

4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

Воскресение. Художник Ю. Ш фон КАРОЛЬСФЕЛЬД

5 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;

6 Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,


Воскресение. Художник Андреа Мантенья 1457-1459 гг.

7 и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

10 Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

Воскресение. Художник Г. Доре

11 Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.

12 И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам,

13 и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали;

14 и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.

15 Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,

17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,

20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Единии же надесяте ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус. И видевше Его, поклонишася Ему: ови же усумнешася. И приступль Иисус, рече им, глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся елика заповедах вам: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века: аминь.


По Иоанну, в первый раз Иисус явился ученикам в самый день воскресения, когда двери у них были заперты: потом - спустя восемь дней, когда и Фома уверовал. Затем, когда они только готовились идти в Галилею, и еще не все собрались вместе, но некоторые ловили рыбу на Тивериадском море. Господь явился одним ловившим рыбу, в числе семи. Следовательно то явление, о котором говорит Матфей, было после тех, о которых говорит Иоанн; ибо Господь часто являлся им в продолжение сорока дней, то приходил, то опять уходил, а не всегда и не везде был с ними. Итак верховные ученики вместе со всеми прочими последователями Господа поклонились Ему. Ови же усумнешася , то есть, некоторые же недоумевали о Христе, Он ли это, или нет. Эти слова надобно понимать так: одиннадцать учеников пошли в Галилею; эти одиннадцать и поклонились Ему; а некоторые, вероятно, из семидесяти, усомнились о Христе; впрочем напоследок уверились и сии последние. Некоторые понимают так: Матфей не сказал, кто именно были сомневающиеся; но о чем не сказал он, о том сказал Иоанн, то есть, что сомневающийся был Фома. Впрочем могло быть и то, что и все сомневались, как действительно говорит о том Лука. Судя по всему этому ты должен понимать так: пришедши в Галилею, ученики поклонились Ему; но эти же поклонившиеся в Галилее, прежде, как говорит Лука, сомневались, когда, то есть, были в Иерусалиме. Иисус сказал им: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. В этом заключается следующая мысль: как Бог и Творец, Я всегда имел власть над всем (вся бо работна Тебе , говорит Давид), но добровольной покорности со стороны людей не имел; теперь же приму и ее, теперь покорится Мне все; потому что крестом Своим Я победил уже имеющего державу смерти. Подчинение бывает двоякое, - одно невольное, по которому все мы - рабы у Бога и по неволе, не исключая и демонов; другое подчинение - произвольное; в таком смысле напр. Павел был раб Христов. Прежде, когда все оказывали одно только непроизвольное подчинение. Спаситель имел власть над всем только как бы в половину; но после креста, когда Богопознание стало доступно для всех и когда все покорились добровольно, Христу прилично было сказать: ныне Я получил всякую власть. Прежде Я имел власть только отчасти, когда то есть служили Мне только невольно, поколику Я Творец, но ныне, когда люди служат Мне свободно и разумно, - Мне дана уже всякая и всецелая власть. Кем же она дана Ему? Очевидно, что Он Сам ее принял, смирив Себе до смерти и распятия. Иначе если бы Он не смирился и не сразился с врагом посредством креста, то и не спас бы нас. Поэтому слова - дадеся Ми власть , разумей так: собственными Моими подвигами и борьбою Я спас людей, и вследствие сего они сделались Моим уделом, собственным Моим народом. Значит, на земле Господь имеет власть в том смысле, что вся земля познала Его; а на небе - в том, что награда и жительство верующих в Него находится на небесах. С другой стороны, поелику человеческая природа, прежде осужденная, теперь, по ипостасном соединении с Богом Словом, восседит на небе, приемля поклонение от Ангелов; то прилично говорит: дадеся Ми всяка власть на небеси; потому что и человеческая природа, прежде служебная, теперь во Христе сама властвует над всем. Кратко сказать: если будешь брать во внимание то, что слова - дадеся Ми всяка власть - говорить Бог Слово, то понимай их так: дана Мне всякая власть, поелику ныне и по неволе и по воле признают Меня Богом те, которые прежде служили Мне только по невольному подчинению. Если же будешь смотреть на означенные слова, как на относящиеся к человеческой природе Христа, то соединяй с ними такой смысл: Я, прежде осужденная природа, но теперь, в силу неслиянного соединения с Сыном Божиим, ставшая Богом, - я получила власть над всем, так что и на небе Мне воздают поклонение Ангелы и на земле я прославляюсь во всех пределах. Сообразно с сим Господь посылает учеников Своих уже не к одним иудеям, но как получивший власть над всеми, освятив в Себе все человеческое естество, естественно посылает их ко всем языкам, заповедуя крестить их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Да посрамятся же Арий и Савеллий. Арий тем, что Господь сказал не - во имена, но во имя; а имя у трех есть одно - Бог, следовательно Троица есть един Бог. Савеллий да посрамится тем, что Господь упомянул не об одном Лице, имеющем будто бы три имени, и называющемся иногда Отцем, иногда Сыном, а иногда Духом, как тот суесловит; напротив, упомянул о трех Лицах, которых имя одно - Бог. Далее, поелику недостаточно креститься только, но по крещении должно и делать доброе; то говорит: учаще блюсти вся, елика заповедах вам , - не одну или две, но все Мои заповеди. Убоимся же, братие, зная, что, если и одного не соблюдем, то не будем совершенными рабами Христовыми; ибо от нас требуется хранить все. Смотри, как речь Господа обнимает об ветви Христианского благочестия, богословие и деятельную добродетель Ибо сказавши, что крестить должно во имя Троицы, Он преподал нам богословие, а присовокупивши, что должно учить и соблюдать заповеди, показал нам деятельную добродетель. Наконец, поелику Господь посылает учеников Своих к язычникам и притом на опасности и на смерть; то чтоб ободрить их, говорит: не бойтесь, потому - что Я буду с вами до скончания века. Знай что и о кончине века Он напомнил для того, чтобы побудить их еще более презирать опасности. Не бойтесь, говорит: все мирское, горе ли то, или благополучие, будет иметь конец; посему ни в горе не отпадайте, потому что оно преходит, ни благами не обольщайтесь, потому что они кончатся. Впрочем не к одним Апостолам относится обещание Господа быть с ними, но и ко всем вообще ученикам Его, то есть ко всем верующим в Него и хранящим Его заповеди; потому что Апостолы имели жить не до кончины века. Итак Господь обещает Свое пребывание до скончания века и нам и тем, которые будут после нас; однако не в том смысле, что до скончания века будет, а после скончания не будет. Нет, тогда то особенно и будет пребывать с нами и притом яснейшим образом: ибо речение - до , где ни встречается в писании, не исключает того, что будет после.


VII. Подтверждение бессмертия Царя (глава 28)

А. Пустой гроб (28:1-8) (Мар. 16:1-8: Лук. 24:1-12; Иоан. 20:1-20)

1. СОБЫТИЯ НА РАССВЕТЕ (28:1-4)

Матф. 28:1-4 . На рассвете первого дня недели несколько женщин пришли ко гробу Иисуса. Они знали, где лежит Господь, потому что видели, как Иосиф и Никодим привалили камень ко входу в пещеру (27:56). Поскольку суббота прошла и наступило утро воскресенья, женщины поспешили ко гробу, чтобы помазать тело благовониями (Мар. 16:1). Но внезапно сделалось великое землетрясение; ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба. Вид его был как молния, и одежда его бела как снег. Стражи, стоявшие на посту у гроба, помертвели от ужаса. Перед посланником небес они сделались бессильны и жалки.

2. ВОЗВЕЩЕНИЕ (28:5-8)

Матф. 28:5-8 . Женщинам, пришедшим ко гробу, Ангел сообщил чудесную весть о совершившемся воскресении Господа: Его нет здесь; Он воскрес, как говорил вам об этом раньше (16:21; 17:23; 20:19). Пустой гроб уже сам по себе свидетельствовал о Его воскресении. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, - сказал Ангел женщинам.

И вслед затем повелел им быстрее идти к ученикам Его с вестью о том, что Он воскрес из мертвых и предваряет их в Галилее… (26:32). Там Его увидите, - заверил Ангел женщин, и ученики действительно увидели Его в Галилее (28:16-20; Иоан. 21:1-23). Это, конечно, не исключало явлений Христа Его последователям и в других местах и в другое время, как, например, вечером того же дня (Иоан. 20:19-25).

Женщины повиновались и, вышедши поспешно из гроба, со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Радость переполняла их при мысли, что их Учитель воскрес, но и страх все еще владел ими, наверное потому, что полностью они не могли вместить смысла происшедшего события.

Б. Явление Его (28:9-10)

Матф. 28:9-10 . Когда женщины шли, чтобы возвестить ученикам о воскресении Иисуса, Он неожиданно предстал перед ними и сказал: радуйтесь! Услышав Его голос, они тут же узнали Его, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Своим явлением и словами "радуйтесь!" и не бойтесь (в первый раз в то утро они услышали это "не бойтесь" от Ангела; стих 5) Иисус облегчил давившее их бремя страха.

Затем Господь повторил поручение, которое дал им Ангел: пойдите, возвестите братьям Моим (ученикам), чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. В Евангелии от Матфея центральное место отводится служению Иисуса в Галилее; естественно, что и первая после воскресения встреча Его с учениками произошла там. Все ученики были из Галилеи и должны были возвратиться туда после праздника Пасхи. Там и явился им воскресший Учитель.

В. "Формальное" объяснение, последовавшее со стороны первосвященников (28:11-15)

Матф. 28:11-15 . Когда же они (женщины) поспешно шли к ученикам, чтобы возвестить им истину о воскресении Христа, другая группа людей в спешке и волнении совещалась о том, как этой истине противостать.

Некоторые из стражи, придя в себя от перенесенного испуга, отправились в город, чтобы объявить первосвященникам о всем бывшем. Тем просто необходимо было выдвинуть свое объяснение происшедшему. Собравшись со старейшинами и посовещавшись, они выработали план действий. Воинам они предложили немалую сумму денег и научили их, что им сказать своим начальникам. Вот что они предложили стражам: Скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда вы спали.

Верно, что такого рода "объяснение" со стороны стражей не могло понравиться начальству - ведь воин, уснувший на своем посту, подлежал наказанию смертью (Деян. 12:19). Но вожди иудеев, знавшие об этом, пообещали стражам уладить это дело с правителем (стих 14). Судя по фразе мы убедим его, они, возможно, собирались и Пилата подкупить в случае надобности. Охранявшие гроб, взявши деньги, поступили, как научены были.

И пронеслось слово сие между иудеями, и многие из них действительно поверили в то, что ученики Иисуса украли Его тело. Объяснение, идущее вразрез с элементарной логикой! Если стражи уснули, то как могли они знать, что случилось с телом Иисуса, пока они спали? Да и несерьезно, конечно, само это "признание", будто они уснули на своем посту! Далее.

Ученики в то время вовсе не обладали мужеством, необходимым для составления столь рискованного заговора и тем более для исполнения его. Они были охвачены страхом и, когда Иисуса схватили, разбежались кто куда. Так было на деле. Но людям нередко труднее уверовать в истину, чем в ложь, а потому и сегодня многие евреи продолжают верить тому, что 2 тысячи лет назад было придумано врагами Иисуса Христа.

Г. Официальное поручение Царя (28:16-20) (Лук. 24:36-49)

Матф. 28:16-20 . Матфей ничего не сообщает ни о явлении Иисуса десяти ученикам вечером того же дня (Иоан. 20:19-23), ни о явлении Его на 8-ой день одиннадцати ученикам (Иоан. 20:24-29). Но вот о явлении воскресшего Христа (через какое-то время) в Галилее, где Он обещал встретить учеников, у Матфея записано (Матф. 26:32 сравните с 28:7,10). Неизвестно, на какой именно горе встретился Иисус с ними, но они увидели Его. И, увидевши… поклонились Ему; а иные усомнились, пишет Матфей.

Поскольку Его уже видели ранее и удостоверились в том, что это Он, не в факте воскресения Его "усумнились" ученики, а скорее в том, Он ли явился им и на этот раз. Поскольку ранее явлениям Его сопутствовали необычные обстоятельства, а теперь все произошло "просто" (судя по евангельскому повествованию), ученики могли испытать своего рода удивление или сомнение.

Но неуверенность их не могла не рассеяться, когда Иисус заговорил к ним как Существо высшего порядка: Дана Мне всякая власть на небе и на земле, - произнес Он. Эта "власть" (греческое слово "эксоузия" буквально означает "официальное право" или "официальная власть") дана была Иисусу Христу Отцом Небесным, и вот теперь Он, на основании данной Ему власти, повелевает ученикам: Идите! Идите ко всем народам (ко всем, а не только к Израилю; толкование на 10:5-6).

Они должны были идти и учить, т. е. провозглашать истину об Иисусе Христе. Чтобы люди из всех народов могли пойти за Христом, как это сделали они сами. Уверовавших же в Спасителя следовало крестить в воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ибо посредством крещения верующие отождествляются с Иисусом Христом и с триединым Богом - Тем, Который един в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Откликнувшихся на благую весть следовало далее учить и наставлять относительно тех истин, которые были переданы Иисусом Его одиннадцати ученикам.

Конечно, не все, что говорил Он им, было ими передано обращенным, но в первую очередь те конкретные истины, которые касались грядущего века Церкви и действия в нем благодати Божией; их-то и понесли они во все пределы земли. Поручение Христа ученикам сводилось, по сути дела, к одному: "Приобретайте Мне последователей!" Идите, учите, крестите! (по гречески это выражено тремя соответствующими причастиями).

Последними в Евангелии от Матфея звучат слова обещания Иисуса Христа: И се, Я с вами во все дни до скончания века. Хотя физически Иисус и не остался с Одиннадцатью, духовно Он был с ними все то время, пока они выполняли на земле Его задание. Апостолы свято блюли эти последние слова Господа и "действовали по ним": в какие бы страны ни шли, они повсюду возвещали историю своего Мессии Иисуса Христа, Царя Иудейского.