Управление медицинской организацией. Профессиональные ошибки медицинского персонала Разбор анализ и профилактика сестринских ошибок

На сегодняшний день в нормативно-правовых актах отсутствует понятие «медицинская ошибка», что дает основание некоторым авторам считать ее внеправовой категорией, и в свою очередь способствует распространению мнения среди медицинского персонала о ненаказуемости за профессиональные ошибки. Это не соответствует современной действительности, так как в ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» предусматривается право медицинских работников на «страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей».

Данное положение свидетельствует о законодательном признании возможности совершения профессиональных ошибок медицинскими работниками, поскольку законодатель выделил критерии медицинской ошибки.

В связи с этим встает актуальный вопрос о законодательном закреплении не только самого понятия «медицинская ошибка», но и разграничения ее от несчастного случая, халатности и причинения смерти по неосторожности, причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности, а также гражданско-правовой ответственности медицинских работников за медицинскую ошибку с учетом, как юридических, так и медицинских особенностей .

Было бы совершенно несправедливо говорить, что проблема медицинских ошибок и ответственности за них существует только в нашей стране. Тема медицинских ошибок, выражающаяся в ошибочном диагностировании, лечении и смерти больного, одна из самых актуальных в мире.

Классификация медицинских ошибок

Среди многочисленных и разнообразных классификаций следует различать:

  • · диагностические ошибки,
  • · лечебно-тактические,
  • · лечебно-технические,
  • · организационные,
  • · ошибки поведения медицинского персонала в лечебных учреждениях.

Ошибка бывает:

  • · случайной,
  • · профессионально квалификационной,
  • · должностной (см. приложение 1).

Диагностические ошибки.

С сожалением приходится признать, что в силу различных объективных и особенно субъективных причин разнообразные диагностические ошибки в практической работе хирурга встречаются пока еще не редко. Точный учет этого вида ошибок отсутствует, так как часть их ускользает от регистрации.

Лечебно-тактические ошибки.

Речь идет об ошибках в хирургической тактике (несвоевременное направление больного к хирургу; неправильное определение показаний к операции или неправильный выбор времени для ее производства; неправильное определение способа и объема хирургического вмешательства; выбор метода операции.

Следует отметить, что тактические ошибки нередки в хирургической практике и составляют примерно 20--25% всех хирургических ошибок. Одна из довольно типичных и нередких тактических ошибок заключается в том, что при правильном диагнозе имеет место недооценка общего состояния больного.

Лечебно-технические ошибки.

Эти ошибки не редко наблюдаются среди других допускаемых в практической деятельности хирургов. Сюда относятся, например, ошибки при инструментальных методах исследования, при выполнении оперативного доступа (например, малые разрезы) и при дальнейших манипуляциях на органах и тканях, ошибки при использовании новой хирургической техники (например, сшивающих аппаратов и др.), а также оставление инородных тел в ранах и полостях.

Последние годы все чаще суды делят ответственность за забытые предметы (в брюшной полости) между хирургами и операционными сестрами.

Организационные ошибки.

К ним относится весьма большая группа ошибок, например: недостаточное оснащение и оборудование хирургических учреждений; отсутствие или неполноценность анестезиологической службы; недостаточная квалификация медицинских кадров и неправильная их расстановка; отсутствие круглосуточной готовности хирургического стационара к оказанию неотложной хирургической помощи, задержка с осмотром и операцией у больного, нуждающегося в экстренной помощи.

Ошибки поведения медицинского персонала в лечебных учреждениях.

Нередкой, к сожалению, ошибкой в работе стационарных хирургических учреждений является незнание или несоблюдение медицинским персоналом правил хирургической деонтологии.

Это -- правила поведения всего медицинского персонала, направленные, в частности, на максимальное оберегание психики больных от всяких вредных воздействий, что, по понятным причинам, имеет особенное значение в практике работы именно хирургических отделений (операционный блок). Именно нарушение этих правил является нередкой и грубой ошибкой в поведении персонала хирургических учреждений, ошибкой, чреватой иногда тяжелыми последствиями для течения и исхода заболевания. Посторонние разговоры вести во время операции нельзя; можно сказать лишь кратко то, что необходимо по ходу работы; какие-либо пререкания с оперирующим врачом совершенно недопустимы, так как это может помешать успешному выполнению операции. Все объяснения должны быть отложены до окончания операции.

Гиппократ утверждал, что хорошим врачом явля­ется тот, кто признается в ошибке. Обращаясь к своим коллегам, он говорил: «Если мы будем тре­бовательны к себе, то не только успех, но и ошибка станет источником знаний».

Советский терапевт и гематолог, академик АМН СССР И.А. Кассирский так писал о врачебных ошибках: «...ошибки - это неизбежные и печальные издержки врачебной дея­тельности, и единственно оптимальное в них то, что они помогают тому, чтобы их не было. Выявленные, признанные, они учат, как не оши­баться. Вот почему систематический анализ допу­щенных ошибок является необходимой предпо­сылкой для совершенствования медицинской по­мощи населению». Эго применимо и к сестрин­ским ошибкам.

Качество сестринских услуг в части безопасности не может быть признано удовлетво­рительным: научные исследования выявляют не­ желательные инциденты на госпитальном уровне оказания медицинской помощи медсестрами.

Важнейшими предпосылками к возникновению сестринских ошибок являются проблемы взаимо­действия между амбулаторным и госпитальным этапами и оказания медицинской помощи. Причины сестринских ошибок - дефекты обра­зования, низкая правовая и этическая культура медсестер.

Воздействуя на причины ошибок, можно улуч­шить качество медсестринской помощи. Не последнюю роль в появлении погрешностей в работе играют стресс, усталость, спешка, т.е. субъективные факторы, которые являются при­ чиной около 10% ошибок. Неправильная органи­зация работы, недостаток опыта, игнорирование пожеланий пациента, недооценка мнения коллег в разных сочетаниях становятся причинами почти каждой выявленной ошибки.

Сестринские ошибки анализируют с разных точек зрения:

Их причины;

Времени и места совершения;

Прогноза для здоровья и жизни;

Своевременности и правильности медицин­ских действий.

Профессиональными ошибками при оказании медицинской сестринской помощи являются:

v Ошибки при идентификации пациента;

v Сестринские ошибки в лекарственной терапии;

v Ошибки общего ухода.

Сестринские ошибки при идентификации пациентов

Идентификация - это процедура, которая позволяет установить, что человек с именем, фамилией и паспортом является данным лицом

В силу особенностей и высокого риска медицинских процедур пациенты обязательно должны быть идентифицированы:

· перед введением медикаментов, переливанием крови или препаратов крови;

· перед взятием крови и других образцов на клинические исследования;



· перед проведением диагностических или лечебных процедур;

· перед проведением хирургических вмешательств

Процесс идентификации может различаться в зависимости от:

v места нахождения пациента (стационарный или амбулаторный больной);

v возраста;

v состояния (в сознании, без сознания, адекватен, неадекватен);

v объема имеющейся на данный момент информации (идентификация по идентификационному браслету или по фотографии).

Сестринские ошибки в лекарственной терапии

Лекарственная помощь должна быть организована таким образом, чтобы нужный пациент:

· получил нужное лекарство;

· в нужной форме и нужной дозировке;

· препарат должен быть введен предписанным образом и в соответствующее время;

· контролировать влияние медикаментов на состояние пациента.

Сестринские ошибки общего ухода

У начинающих медсестер с небольшим опытом работы главная причина - психологический стресс и физическая перегрузка. У стажированных медсестер - невнимательность, небрежность, самодеятельность.

Анкетирование

С целью изучения мнения населения о качестве работы медицинских сестер было проведено анкетирование (Приложение А). Практическое исследование проводилось на базе терапевтического отделения ГУЗ « Узловская РБ» (пос.Дубовка).Группа респондентов среди пациентов составила 30 человек.

Для изучения мнения пациентов была разработана специальная анкета, которая включала 19 вопросов. Анкетирование проводилось в виде письменных ответов на вопросы, анонимно.

Результаты исследования:

1. Ваш пол?

Вывод: Группа респондентов составила 30 человек, из которых 20 человексоставили мужчины, а 10 – женщины. Преобладают лица мужского пола.

2. Ваш возраст?


Вывод: Основная возрастная группа составляет от 35 до 60 лет

3. Ваш социальный статус?

Вывод: 50% респондентов являются пенсионерами.



На этом вводная ознакомительная часть анкеты закончена. В результате анализа был выяснен половозрастной состав респондентов и их социальный статус.

Следующая группа вопросов направлена на выяснение отношения пациентов к своему здоровью и оказание качественной медсестринской помощи.

4. Как часто Вы лечитесь в стационаре?


Вывод: 59% респондентов проходили лечение в режиме круглосуточного пребывания.

5. Как Вы оцениваете отношение медицинских сестер во время пребывания в медицинской организации?

Вывод: 70% респондентов удовлетворены отношением медицинских сестер во время пребывания в стационаре.

6. Удовлетворены ли Вы профессиональной деятельностью медицинских сестер?

Вывод: Профессиональной деятельностью медицинских сестер удовлетворены 87% респондентов.

7 . Укажите, пожалуйста, каковы, на Ваш взгляд, причины неудовлетворительного качества работы медицинских сестер?


Вывод: Большинство респондентов считают,что большая нагрузка и низкая оплата труда являются причинами неудовлетворительного качества работы медицинских сестер.

8. Как Вы оцениваете внешний вид медицинских сестер?

Вывод: 78% респондентов оценивают вид медицинских сестер хорошо.

9. Имеют для Вас значение личностные (душевные) качества медицинской сестры?

Вывод: Для 83% респондентов имеет значение личностных (душевных) качеств. Все это говорит о том, что большинство пациентов желают общаться с высококвалифицированной, душевной медицинской сестрой.

Качество сестринской помощи в большей степени зависит от профессионального мастерства, добросовестности, дисциплинированности.

Вывод: Большинство респондентовоценивают качества медсестер оказывавших им медицинскую помощь, как доброжелательность, милосердие, внимательность и тактичность.

11. Как Вы оцениваете профессиональное мастерство выполнения медицинских манипуляций (инъекции, перевязки)?

Вывод: 60% респондентов удовлетворены профессиональным мастерством выполнения медицинских манипуляций.

12. Отдаете ли Вы предпочтение какой-либо одной медсестре, учитывая качество инъекций, перевязок, манипуляций, а также доброжелательное и внимательное отношение?


Вывод: 85% респондентов отдают предпочтение какой-либо одной медсестре, учитывая качество инъекций, перевязок, манипуляций, а также доброжелательное и внимательное отношение.

13. Разъясняет ли Вам медсестра характер проводимой медицинской манипуляции, правила приёма лекарственных средств, назначенных врачом?


Вывод: 90% респондентов ответили, что медсестра разъясняет характер проводимой медицинской манипуляции, правила приёма лекарственных средств, назначенных врачом?

14. Возникали ли у Вас конфликтные ситуации с медсестрами?


Вывод: 93% респондентов указали, что не возникали конфликтные ситуации с медсестрами.

Вывод: Большинство респондентов оценивают полученную сестринскую помощь как хорошо и удовлетворительно.

16. Как Вы оцениваете эффективность проведённого Вам лечения от момента поступления в больницу?


Вывод: 50% респондентов оценили эффективность проведённого лечения как выздоровление лечения от момента поступления в больницу.

17. Удовлетворены ли Вы полностью оказанными услугами в медицинской организации?


Вывод: 83% респондентов полностью удовлетворены оказанными услугами в медицинской организации.


19. Ваши предложения, пожелания по улучшению качества предоставляемых медсестринских услуг (вписать)________________________________________

Следующий показатель, который был выяснен при анкетировании - это как улучшить оказание медсестринской помощи. На что респонденты предложили для улучшения качества оказания медицинской помощи следующее:

Подводя итог по проведенному анкетированию можно сделать вывод, что психологическая эмоциональная сфера и качество жизни пациентов с различными заболеваниями, а следовательно, и само течение и исход заболевания зависит от того, насколько сильно пациент ощущает помощь и поддержку медицинской сестры.

На основании проведенной работы можно составить следующие рекомендации:

· Повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранение.

· Развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи.

· Совершенствование системы подготовки и использования сестринских кадров.

· Обеспечение качества сестринской помощи населению.

· Совершенствование системы управления сестринскими службами.

· Совершенствование правового регулирования использования сестринских кадров в здравоохранении.

· Повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии.

· Обеспечение социальной защищенности сестринского персонала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Сестринское дело - составная часть системы здравоохранения, которая включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Сестринское дело охватывает физические, интеллектуальные и социальные аспекты в жизни в той мере, в которой они влияют на здоровье, возникновение болезни, нетрудоспособность и смерть.

Развитие сестринского дела требует, чтобы каждая медицинская сестра брала на себя ответственность за сестринскую помощь и располагала достаточными полномочиями для этого. Ответственность стала одним из основополагающих принципов «глобальной стратегии достижения здоровья всех» и имеет перспективное значение для профессиональной сестринской помощи. Медицинская сестра должна четко знать границы своих полномочий и меру своей ответственности.

Такая помощь должна предоставляться сестринским персоналам в учреждениях в здравоохранении и в любых других учреждениях, а так же на дому, иными словами, везде, где есть в ней потребность.

Необходимо создание многоуровневой системы управление сестринскими службами с рациональными распределение задач и полномочиями сестер- руководителей, начиная с главного специалиста по сестринскому делу Минздрава РФ, органов управление здравоохранение субъектов РФ и кончая старшой сестрой отделение учреждение здравоохранение.

Повышение качество сестринской помощи будет способствовать осуществление комплекса мероприятий по стандартизации, лицензированию, аккредитации и сертификация.

Разработка и внедрение стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала как в амбулаторно-поликлинических так и в больничных условиях должны обеспечит четкую организацию работы сестринских служб.

Культура сестринского дела, этические нормы поведения, уважение прав пациента должны стать основой профессиональной деятельности сестринского персонала во всех ее организационных формах.

Высокий профессиональный уровень качества сестринской медицинской помощи может сохраняться при условии хорошо функционирующей системы обучения, наличия профессиональной практики, контроля над проведением медицинских мероприятий и за деятельностью медицинского персонала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты:

1. Конституцию РФ;

2. Гражданский кодекс РФ;

3. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1;

4. Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 907 «О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».

5. Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техничес­ком регулировании»;

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (МЗ РФ) № 321 от 21.10.2002 г. «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок организации работы по формированию перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств».

8. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года № 445-1

9. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

11. Приказ МЗ РФ и Федерального фонда обязательного меди­цинского страхования (ФФОМС) №363/77 от 24.10.1996 г. «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации»;

12. Письмо ФФОМС от 5 мая 1998 г. № 1993/36.1-и «О методи­ческих рекомендациях «Возмещение вреда (ущерба) застра­хованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования»;

13. Федеральный закон № 128-ФЗ от 8.08.2001 г. «О лицензиро­вании отдельных видов деятельности»;

14. Приказ МЗ РФ № 314 от 9.08.2001 г. «О порядке получения квалификационных категорий».

Нормативно-технические документы:

15.ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

16. ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».

17. ГОСТ 7.0.5.-2008 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»

Книги и статьи из периодических изданий:

18. Островская И. В., Широкова Н. В. Основы сестринского дела; ГЭОТАР-Медиа - Москва, 2013. – 283с.

19. Тульчинская В. Д., Соколова Н. Г., Шеховцова Н. М. Сестринское дело в педиатрии; Феникс - Москва, 2012. – 148 с.

20. Славянова И. К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии; Феникс - Москва, 2014. - 230 c.

21. Вебер В. Р., Чуваков Г. И., Лапотников В. А. Основы сестринского дела; Медицина - Москва, 2013. - 299 c.

22. Яромич И. В. Сестринское дело и манипуляционная техника; Феникс - Москва, 2012. - 284 c.

23. Н. В. Алламярова, В. М. Алексеева // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2015. - № 1-2. - С. 53-57

24. Бершадская, М. Б. Делопроизводство и документооборот в деятельности медсестры- руководителя / М. Б. Бершадская // Главная медицинская сестра: журнал для руководителя среднего медперсонала. - 2016. - № 1. - С. 21-31.

25. Ладыгина, Е. Е., М. Н. Михайловский // Медицинская сестра. - 2015. - № 5. - С. 47-48.

  1. 1. Типичные ошибкиТипичные ошибки в работев работе медицинскоймедицинской сестрысестры В помощь практикующей медицинской сестреВ помощь практикующей медицинской сестре №3(39) 2013№3(39) 2013
  2. 2. ИДЕНТИФИКАЦИЯИДЕНТИФИКАЦИЯ БОЛЬНЫХБОЛЬНЫХ  Идентификация́Идентификация́ (от (от лат.лат. identificoidentifico - - отождествлятьотождествлять):):  ИдентификацияИдентификация - - установлениеустановление тождественноститождественности неизвестного объектанеизвестного объекта известному на основанииизвестному на основании совпадения признаков;совпадения признаков; опознание.опознание.
  3. 3. В основе любых действий медперсоналаВ основе любых действий медперсонала должна лежать четкая идентификациядолжна лежать четкая идентификация пациента (его биоматериалов, документов)пациента (его биоматериалов, документов) При идентификации больных рекомендуетсяПри идентификации больных рекомендуется использовать как минимум дваиспользовать как минимум два индивидуальных признака:индивидуальных признака: * имя пациента и* имя пациента и * дату рождения.* дату рождения.
  4. 4. Идентификация:Идентификация: Стационарного больного:Стационарного больного: Ключевой информацией являются:Ключевой информацией являются:  ФИО больного,ФИО больного,  дата рождения и/илидата рождения и/или  домашний адрес.домашний адрес. Номер палаты (койки) для этихНомер палаты (койки) для этих целей НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ.целей НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ. Амбулаторного больного:Амбулаторного больного: Ключевой информацией являются:Ключевой информацией являются: Документ с фотографией,Документ с фотографией, ФИО больного,ФИО больного, дата рождения и/илидата рождения и/или домашний адрес.домашний адрес. Вызывая из приёмной пациента поВызывая из приёмной пациента по имени, медработник долженимени, медработник должен помнить о мерах предосторожностипомнить о мерах предосторожности и называть только имя и фамилиюи называть только имя и фамилию пациента, ни в коем случае непациента, ни в коем случае не озвучивая другую информациюозвучивая другую информацию конфиденциального характера.конфиденциального характера.
  5. 5. Идентификация пациентов, находящихсяИдентификация пациентов, находящихся без сознания, под воздействиембез сознания, под воздействием лекарственных препаратов (загруженного)лекарственных препаратов (загруженного) и в состоянии сна:и в состоянии сна:  Если пациент спит – его необходимо разбудить. Идентиф-яЕсли пациент спит – его необходимо разбудить. Идентиф-я в соответствии с правилами описанными выше.в соответствии с правилами описанными выше.  Если пациент в коме или загружен – идентиф-я проводитсяЕсли пациент в коме или загружен – идентиф-я проводится со слов друзей или родственников. Необходимо такжесо слов друзей или родственников. Необходимо также записать данные человека, который подтвердилзаписать данные человека, который подтвердил идентичность больногоидентичность больного..
  6. 6. Идентификация ребенка иИдентификация ребенка и подростка:подростка:  Желательно, чтобы идентиф-я детей проводиласьЖелательно, чтобы идентиф-я детей проводилась тем же методом, что и взрослых пациентов.тем же методом, что и взрослых пациентов.  М/с, опекун или родственник ребенка могутМ/с, опекун или родственник ребенка могут опознать ребенка.опознать ребенка.  Данные человека, который верифицировалДанные человека, который верифицировал личность больного, должны быть занесены в еголичность больного, должны быть занесены в его медицинскую карту.медицинскую карту.
  7. 7. Идентификация больныхИдентификация больных отделения реанимации:отделения реанимации:  Если пациент в коме или загружен – идентиф-яЕсли пациент в коме или загружен – идентиф-я проводится со слов друзей или родственников.проводится со слов друзей или родственников. Необходимо такжеНеобходимо также записать данныезаписать данные человека, который подтвердилчеловека, который подтвердил идентичность больногоидентичность больного..  Обеспечить временную идентификациюОбеспечить временную идентификацию (прикрепить к телу больного с помощью браслета(прикрепить к телу больного с помощью браслета или другого устройства больничный номер).или другого устройства больничный номер).
  8. 8. Современные технологииСовременные технологии идентификации больных:идентификации больных: Использование идентификационных браслетов сИспользование идентификационных браслетов с двухмерными штрих-кодами.двухмерными штрих-кодами. Использование идентификационных браслетов сИспользование идентификационных браслетов с радиочастотными идентификационнымирадиочастотными идентификационными системами.системами. Использование опознавательных браслетов сИспользование опознавательных браслетов с фотографией пациента.фотографией пациента.
  9. 9. Ответственность за ошибки приОтветственность за ошибки при идентификации больного:идентификации больного:  Дисциплинарное взыскание;Дисциплинарное взыскание;  Освобождение от занимаемой должности;Освобождение от занимаемой должности;  Судебное разбирательство.Судебное разбирательство. Поскольку ошибки в идентификации пациента могутПоскольку ошибки в идентификации пациента могут нести угрозу жизни пациента, они налагаютнести угрозу жизни пациента, они налагают значительную правовую ответственность как назначительную правовую ответственность как на медицинского работника, совершившего такуюмедицинского работника, совершившего такую ошибку, так и на медицинское учреждение, котороеошибку, так и на медицинское учреждение, которое наняло на работу данного сотрудника.наняло на работу данного сотрудника.
  10. 10. Важные правила идентификацииВажные правила идентификации больных:больных:  Правильная постановка вопроса: «Скажите, как Ваше имя?»Правильная постановка вопроса: «Скажите, как Ваше имя?»  Нельзя строить опознание пациента на записях, наклеенныхНельзя строить опознание пациента на записях, наклеенных на кровати пациента или на медицинское оборудование.на кровати пациента или на медицинское оборудование.  Нельзя проводить процедуры пациентам, чья идентичностьНельзя проводить процедуры пациентам, чья идентичность не подтверждена или не гарантирована, или если в процессене подтверждена или не гарантирована, или если в процессе идентификации пациента выявлены расхождения данных.идентификации пациента выявлены расхождения данных.  Обо всех имеющихся расхождениях медицинский работникОбо всех имеющихся расхождениях медицинский работник обязан немедленно докладывать своему руководителю.обязан немедленно докладывать своему руководителю.
  11. 11. Сестринские ошибки вСестринские ошибки в лекарственной терапиилекарственной терапии  Неблагоприятная побочная реакцияНеблагоприятная побочная реакция (НПР) – любая непреднамеренная и(НПР) – любая непреднамеренная и вредная для организма человека реакция,вредная для организма человека реакция, которая возникает при использованиикоторая возникает при использовании препарата в обычных дозах с цельюпрепарата в обычных дозах с целью профилактики, лечения и диагностики.профилактики, лечения и диагностики.  Побочные явления – любыеПобочные явления – любые неблагоприятные с медицинской точкинеблагоприятные с медицинской точки зрения проявления, которые возникаютзрения проявления, которые возникают во время лечения препаратом, но нево время лечения препаратом, но не обязательно имеют причинно-обязательно имеют причинно- следственную связь с этим лечением.следственную связь с этим лечением.
  12. 12. Основные требованияОсновные требования лекарственной безопасностилекарственной безопасности сводятся к выполнению следующих требований:сводятся к выполнению следующих требований: 1.1. Любую лекарственную процедуру начинать с идентификации больного;Любую лекарственную процедуру начинать с идентификации больного; 2.2. Проверять надпись на этикетке упаковки, когда она берется изПроверять надпись на этикетке упаковки, когда она берется из шкафчика с лекарствами (1-й уровень лекарственного контроля);шкафчика с лекарствами (1-й уровень лекарственного контроля); 3.3. Проверять надпись на этикетке упаковки, когда она берется, чтобыПроверять надпись на этикетке упаковки, когда она берется, чтобы достать ампулу (2-й уровень лекарственного контроля);достать ампулу (2-й уровень лекарственного контроля); 4.4. Проверять надпись на ампуле перед тем, как набрать шприц (3-йПроверять надпись на ампуле перед тем, как набрать шприц (3-й уровень лекарственного контроля);уровень лекарственного контроля); 5.5. Проверять надпись на шприце (флаконе) перед введением препаратаПроверять надпись на шприце (флаконе) перед введением препарата больному (4-й уровень лекарственного контроля).больному (4-й уровень лекарственного контроля).
  13. 13. Основные причины, почемуОсновные причины, почему вводится «не то» лекарство:вводится «не то» лекарство:  Использование емкостей из-под лекарств для немедицинских веществ;Использование емкостей из-под лекарств для немедицинских веществ;  Переливание (пересыпание) медицинских препаратов из одной емкостиПереливание (пересыпание) медицинских препаратов из одной емкости в другую, повторное применение емкостей из-под использованныхв другую, повторное применение емкостей из-под использованных препаратов;препаратов;  Сходный дизайн упаковок, емкостей, ампул, таблеток различныхСходный дизайн упаковок, емкостей, ампул, таблеток различных препаратов;препаратов;  Совместное хранение сходных по дизайну емкостей (упаковок, ампул);Совместное хранение сходных по дизайну емкостей (упаковок, ампул);  Отсутствие практики выделения потенциально опасных препаратов сОтсутствие практики выделения потенциально опасных препаратов с соответствующими отметками на емкостях (упаковках) и отдельнымсоответствующими отметками на емкостях (упаковках) и отдельным хранением;хранением;  Ошибки при передаче информации о назначениях (устной иОшибки при передаче информации о назначениях (устной и письменной).письменной).
  14. 14. Различают 4 типа побочных реакций наРазличают 4 типа побочных реакций на правильно назначенное медикаментозноеправильно назначенное медикаментозное средство:средство:  Тип А (зависимые от дозы);Тип А (зависимые от дозы);  Тип В (независимые от дозы);Тип В (независимые от дозы);  Тип С (эффекты при длительномТип С (эффекты при длительном применении, синдром отмены);применении, синдром отмены);  ТипТип DD (отсроченные эффекты,(отсроченные эффекты, тератогенность).тератогенность).
  15. 15. Реакции типа А:Реакции типа А:  Обусловлены фармакологическимиОбусловлены фармакологическими свойствами препарата, поэтому онисвойствами препарата, поэтому они предсказуемы, возникают часто, зависят отпредсказуемы, возникают часто, зависят от дозы препарата, для них характернадозы препарата, для них характерна невысокая летальность. На долю реакцийневысокая летальность. На долю реакций этого типа приходится около 75% от всехэтого типа приходится около 75% от всех неблагоприятных побочных реакций нанеблагоприятных побочных реакций на препараты.препараты.
  16. 16. Реакции типа В:Реакции типа В:  Чаще всего являются реакциямиЧаще всего являются реакциями иммуноаллергической природы. Онииммуноаллергической природы. Они возникают реже, не связаны с дозойвозникают реже, не связаны с дозой препарата, часто серьезные. Эти реакциипрепарата, часто серьезные. Эти реакции трудно предвидеть (непредсказуемые,трудно предвидеть (непредсказуемые, неожиданные). Для реакций этого типанеожиданные). Для реакций этого типа характерна высокая летальность. Считается,характерна высокая летальность. Считается, что реакции этого типа составляют околочто реакции этого типа составляют около 25% от числа всех зарегистрированных.25% от числа всех зарегистрированных.
  17. 17. К реакциям типа СК реакциям типа С  Относятся реакции, возникающие послеОтносятся реакции, возникающие после длительной терапии, в результате которой удлительной терапии, в результате которой у больного могут возникать новые дополнительныебольного могут возникать новые дополнительные заболевания. Реакции этого типа частозаболевания. Реакции этого типа часто расцениваются как серьезные, способныерасцениваются как серьезные, способные существенно влиять на здоровье человека, частосущественно влиять на здоровье человека, часто бывают необратимыми к моменту их выявления.бывают необратимыми к моменту их выявления. Они особенно трудны для изучения и выявления. КОни особенно трудны для изучения и выявления. К реакциям этого типа относятся: лекарственнаяреакциям этого типа относятся: лекарственная зависимость, синдром отмены, эффекты кумуляциизависимость, синдром отмены, эффекты кумуляции и подавления гормонов, толерантность и др.и подавления гормонов, толерантность и др.
  18. 18. Реакции типаРеакции типа DD::  Отсроченные реакции, включаютОтсроченные реакции, включают канцерогенные, мутагенные, тератогенныеканцерогенные, мутагенные, тератогенные эффекты, дефекты репродуктивной системыэффекты, дефекты репродуктивной системы и другие, которые могут возникнуть черези другие, которые могут возникнуть через месяцы или годы после лечения.месяцы или годы после лечения. Диагностика этих реакций еще болееДиагностика этих реакций еще более затруднительна.затруднительна.
  19. 19. Применение просроченныхПрименение просроченных лекарств – повод для прокурорскойлекарств – повод для прокурорской проверки.проверки.  Соблюдение сроков годности препаратов вСоблюдение сроков годности препаратов в отделениях –отделениях – прямая обязанностьпрямая обязанность сестринского персоналасестринского персонала. Каждая медсестра. Каждая медсестра должна проверить безопасность препаратадолжна проверить безопасность препарата перед непосредственным его применением.перед непосредственным его применением.
  20. 20. Хранение лекарств, контрольХранение лекарств, контроль медикаментовмедикаментов Получив медикаменты, м/с должнаПолучив медикаменты, м/с должна провести их контроль:провести их контроль:  Проверить надписи наПроверить надписи на упаковках;упаковках;  Выборочно проверить внешнийВыборочно проверить внешний вид жидкостей;вид жидкостей;  Убедиться в наличии аннотации.Убедиться в наличии аннотации.  Наркотические ядовитые,Наркотические ядовитые, сильнодействующие препаратысильнодействующие препараты хранятся в шкафу под замком.хранятся в шкафу под замком.  Прочие препараты размещаютсяПрочие препараты размещаются в шкафу наглядно, пов шкафу наглядно, по лекарственным группам.лекарственным группам.  Лекарства оставляют в упаковках,Лекарства оставляют в упаковках, сохраняя номер партии.сохраняя номер партии.  Определенные препаратыОпределенные препараты хранятся в холодильнике,хранятся в холодильнике, темном месте и т.д.темном месте и т.д.
  21. 21. Правило пяти «П»:Правило пяти «П»:  Правильный пациент;Правильный пациент;  Правильный препарат;Правильный препарат;  Правильная доза и концентрация;Правильная доза и концентрация;  Правильный путь введения;Правильный путь введения;  Правильное время введения.Правильное время введения.
  22. 22. Наблюдение за больным и выявлениеНаблюдение за больным и выявление осложнений терапииосложнений терапии Типичные симптомы непереносимостиТипичные симптомы непереносимости препарата или побочных эффектов:препарата или побочных эффектов:  Острые: нехватка воздуха, побледнение,Острые: нехватка воздуха, побледнение, изменение пульса, АД.изменение пульса, АД.  Подострые: тошнота, рвота, головокружение,Подострые: тошнота, рвота, головокружение, головная боль.головная боль.  Отсроченные: диарея, сыпь, головные боли.Отсроченные: диарея, сыпь, головные боли.
  23. 23.  При выявленииПри выявлении непереносимости –непереносимости – прекратить введение,прекратить введение, вызвать врача,вызвать врача, сохранить вводимыесохранить вводимые препараты, далеепрепараты, далее действовать подействовать по инструкции дляинструкции для различных состояний.различных состояний.
  24. 24. Ошибки в процедурномОшибки в процедурном кабинетекабинете  Парентеральное введение препаратов – этоПарентеральное введение препаратов – это инвазивные вмешательства, которыминвазивные вмешательства, которым свойственны определенные риски.свойственны определенные риски.
  25. 25. Основные осложнения, которые могут быть вызваныОсновные осложнения, которые могут быть вызваны ошибочными действиями процедурной м/с:ошибочными действиями процедурной м/с:  1. Внутрибольничное инфицирование (постинъекционный абсцесс,1. Внутрибольничное инфицирование (постинъекционный абсцесс, катетер-ассоциированная инфекция);катетер-ассоциированная инфекция);  2. Травматические поражения (гематомы, повреждения нервных2. Травматические поражения (гематомы, повреждения нервных волокон, повреждение артерий с ишемией тканей вплоть до некроза иволокон, повреждение артерий с ишемией тканей вплоть до некроза и т.д.);т.д.);  3. Химические повреждения лекарственными веществами (флебит,3. Химические повреждения лекарственными веществами (флебит, вызванный раздражающим действием препарата на сосудистую стенку,вызванный раздражающим действием препарата на сосудистую стенку, атрофия, кальциноз тканей);атрофия, кальциноз тканей);  4. Осложнения правильно введенных лекарственных препаратов4. Осложнения правильно введенных лекарственных препаратов (анафилаксия, различные побочные эффекты);(анафилаксия, различные побочные эффекты);  5. Осложнения, вызванные грубыми ошибками (введено неправильное5. Осложнения, вызванные грубыми ошибками (введено неправильное вещество, превышена доза, скорость введения, объем введеннойвещество, превышена доза, скорость введения, объем введенной жидкости).жидкости).
  26. 26. Инфекционная безопасность приИнфекционная безопасность при внутримышечных инъекциях:внутримышечных инъекциях: постинъекционные абсцессыпостинъекционные абсцессы  Постинъекционные абсцессы – частоПостинъекционные абсцессы – часто встречающиеся осложнения в/м инъекций. Околовстречающиеся осложнения в/м инъекций. Около 90% постинъекционных осложнений имеют90% постинъекционных осложнений имеют бактериальное происхождение. По данным разныхбактериальное происхождение. По данным разных авторов, они составляют от 8-40% всех ВБИ.авторов, они составляют от 8-40% всех ВБИ.  Постинъекционные абсцессы принято считатьПостинъекционные абсцессы принято считать дефектом медицинской помощи, следствиемдефектом медицинской помощи, следствием небрежности медицинской сестры.небрежности медицинской сестры.
  27. По различным источникам, осложненияПо различным источникам, осложнения чаще возникают после инъекций:чаще возникают после инъекций:  Сульфата магния – 43,6%Сульфата магния – 43,6%  Анальгина – 30,8%Анальгина – 30,8%  Кордиамина – 5,5%Кордиамина – 5,5%  Витаминов – 4,9%Витаминов – 4,9%  Баралгина и реопирина – по 5,7%Баралгина и реопирина – по 5,7%
  28. 28. Безопасность внутривенныхБезопасность внутривенных инъекций (инфузий):инъекций (инфузий): В/в введения лекарственных препаратов имеютВ/в введения лекарственных препаратов имеют следующие риски для пациента:следующие риски для пациента:  Инфекционные (при использованииИнфекционные (при использовании катетеров - КАИ);катетеров - КАИ);  Связанные с введением лекарственныхСвязанные с введением лекарственных препаратов – реакция организма напрепаратов – реакция организма на введенный раствор;введенный раствор;  Травматические повреждения и др.Травматические повреждения и др.
  29. 29. Результатом реализации этих рисков могут стать местныеРезультатом реализации этих рисков могут стать местные и общие осложнения, иногда заканчивающиесяи общие осложнения, иногда заканчивающиеся инвалидностьюинвалидностью и даже смертью пациента.и даже смертью пациента.  Местные осложненияМестные осложнения: флебит, тромбофлебит,: флебит, тромбофлебит, гематома, травмирование близлежащих нервов,гематома, травмирование близлежащих нервов, артерий.артерий.  Общие осложненияОбщие осложнения: анафилаксия,: анафилаксия, неблагоприятные побочные эффектынеблагоприятные побочные эффекты лекарственных препаратов, шок вследствиелекарственных препаратов, шок вследствие быстрого введения препарата, эмболии, пирогеннаябыстрого введения препарата, эмболии, пирогенная реакция.реакция.
  30. 30. Флебиты:Флебиты:  Механический флебит – развивается в ответ наМеханический флебит – развивается в ответ на повреждение иглой или канюлей катетераповреждение иглой или канюлей катетера эндотелия вены. Механическая травма вызываетэндотелия вены. Механическая травма вызывает асептическое воспаление, позже можетасептическое воспаление, позже может присоединиться инфекция.присоединиться инфекция.  Химический флебит – развивается в результатеХимический флебит – развивается в результате химического раздражения эндотелия. Химическиехимического раздражения эндотелия. Химические флебиты часто осложняются пристеночнымфлебиты часто осложняются пристеночным тромбированием с развитием тромбофлебитов,тромбированием с развитием тромбофлебитов, нередко присоединяется инфекция.нередко присоединяется инфекция.
  31. 31. Катетер-ассоциированные инфекцииКатетер-ассоциированные инфекции (КАИ):(КАИ): Различают следующие виды:Различают следующие виды:  Колонизированный катетер;Колонизированный катетер;  Инфекционный флебит;Инфекционный флебит;  Инфекция места постановки катетера;Инфекция места постановки катетера;  Карманная и туннельная инфекция;Карманная и туннельная инфекция;  Инфекция кровотока.Инфекция кровотока.
  32. 32. Гематома:Гематома:  Возникает вследствие неконтролируемогоВозникает вследствие неконтролируемого кровотечения в области введения иглыкровотечения в области введения иглы (катетера) из-за плохой техники(катетера) из-за плохой техники манипуляции.манипуляции.  Основные причины: многочисленныеОсновные причины: многочисленные проколы вены; неверно подобранная вена;проколы вены; неверно подобранная вена; нарушения свертывающей системы крови.нарушения свертывающей системы крови.
  33. 33. Повреждение нерва (укол/прокол нерва,Повреждение нерва (укол/прокол нерва, сдавление нерва)сдавление нерва)  Укол нерва возникает приУкол нерва возникает при неудовлетворительной техникенеудовлетворительной технике катетеризации вены.катетеризации вены.  Сдавление нерва возникает в результатеСдавление нерва возникает в результате гематомы или инфильтрации.гематомы или инфильтрации.
  34. 34. Механические препятствия инфузииМеханические препятствия инфузии могут быть вызваны образованием тромба илимогут быть вызваны образованием тромба или спазмом сосуда.спазмом сосуда. Венозный/артериальный спазм возникает какВенозный/артериальный спазм возникает как результат воздействия холода; механическихрезультат воздействия холода; механических или химических стимулов.или химических стимулов.
  35. 35. Эмболия катетеромЭмболия катетером  Эмбол – это любой нерастворимыйЭмбол – это любой нерастворимый конгломерат, включая сгустки крови,конгломерат, включая сгустки крови, свободно плавающие в крови и двигающиесясвободно плавающие в крови и двигающиеся по кровотоку.по кровотоку.  Эмболы образуются при: поврежденииЭмболы образуются при: повреждении эндотелия; образовании осадков приэндотелия; образовании осадков при смешении несовместимых растворов;смешении несовместимых растворов; закупорке катетера.закупорке катетера.
  36. 36. Перегрузка системы кровообращенияПерегрузка системы кровообращения происходит, если объем введенной жидкостипроисходит, если объем введенной жидкости превышает объем, с которым можетпревышает объем, с которым может справиться сердечно-сосудистая система.справиться сердечно-сосудистая система. Перегрузка ведет к: повышению венозногоПерегрузка ведет к: повышению венозного давления (компенсация), сердечнойдавления (компенсация), сердечной недостаточности, отеку легких, шоку,недостаточности, отеку легких, шоку, остановке кровообращения.остановке кровообращения.
  37. 37. Шок от быстрого введения раствораШок от быстрого введения раствора возникает при быстром, чаще струйном,возникает при быстром, чаще струйном, введении вещества в организм.введении вещества в организм. Препарат в токсичной концентрации быстроПрепарат в токсичной концентрации быстро достигает органы-мишени.достигает органы-мишени.
  38. 38. Ошибки проведения венепункцииОшибки проведения венепункции Самые распространенные ошибки медицинскогоСамые распространенные ошибки медицинского персонала:персонала:  Пункция вены и взятие образца крови до того, как сПункция вены и взятие образца крови до того, как с поверхности кожи испарился спирт;поверхности кожи испарился спирт;  Неплотное соединение компонентов системы дляНеплотное соединение компонентов системы для взятия крови (иглы с держателем);взятия крови (иглы с держателем);  Выбор пробирки без учета особенностей венВыбор пробирки без учета особенностей вен пациента;пациента;  Слишком быстрое оттягивание штока шприца илиСлишком быстрое оттягивание штока шприца или быстрое поступление крови в вакуумную пробирку;быстрое поступление крови в вакуумную пробирку;  Использование иглы для взятия кровиИспользование иглы для взятия крови несоответствующего размера;несоответствующего размера;  Повторная пункция одной и той же вены;Повторная пункция одной и той же вены;
  39. 39. * Блокада иглы из-за неправильного выбора угла введения* Блокада иглы из-за неправильного выбора угла введения иглы в вену или из-за того, что срез иглы уперся в стенкуиглы в вену или из-за того, что срез иглы уперся в стенку вены;вены; * Несоблюдение правил взятия крови через* Несоблюдение правил взятия крови через периферические катетеры для в/в вливаний;периферические катетеры для в/в вливаний; * Взятие пробы крови аспирационной техникой в шприц* Взятие пробы крови аспирационной техникой в шприц с последующим быстрым, под большим давлениемс последующим быстрым, под большим давлением переносом образца из шприца в пробирку;переносом образца из шприца в пробирку; * Энергичное перемешивание или встряхивание* Энергичное перемешивание или встряхивание пробирки вместо аккуратного перевертывания;пробирки вместо аккуратного перевертывания; * Ненадлежащее обращение с пробиркой и несоблюдение* Ненадлежащее обращение с пробиркой и несоблюдение стандартных условий транспортировки образца крови.стандартных условий транспортировки образца крови.
  40. 40. Осложнения венепункции:Осложнения венепункции:  Обморок – кратковременная потеря сознания из-заОбморок – кратковременная потеря сознания из-за недостатка поступления кислорода в ГМ, из-занедостатка поступления кислорода в ГМ, из-за гипогликемии, гипервентиляции легких,гипогликемии, гипервентиляции легких, нарушений кардиологического, неврологическогонарушений кардиологического, неврологического или психического характера, может бытьили психического характера, может быть следствием приема лекарственных препаратов.следствием приема лекарственных препаратов.  Эпилептический припадок/судорожный приступЭпилептический припадок/судорожный приступ во время проведения процедуры взятия кровиво время проведения процедуры взятия крови
  41. 41. Осложнения венепункции:Осложнения венепункции:  Подкожная гематома – кровоизлияние вПодкожная гематома – кровоизлияние в мягкие ткани в месте пункции вены.мягкие ткани в месте пункции вены.  Петехии – небольшие плоские точечныеПетехии – небольшие плоские точечные пятнышки округлой формы, темно-красногопятнышки округлой формы, темно-красного или пурпурного цвета на коже или слизистойили пурпурного цвета на коже или слизистой оболочке пациента, являющиеся результатомоболочке пациента, являющиеся результатом малых капиллярных кровоизлияний смалых капиллярных кровоизлияний с выходом крови в верхние слои кожи.выходом крови в верхние слои кожи.
  42. 42. Осложнения венепункции:Осложнения венепункции:  Кровотечение из места прокола;Кровотечение из места прокола;  Травма нервного ствола:Травма нервного ствола: Основная причина – неправильноеОсновная причина – неправильное выполнение процедуры венепункции: проколвыполнение процедуры венепункции: прокол вены иглой насквозь, активный поиск венывены иглой насквозь, активный поиск вены иглой вслепую.иглой вслепую. * Ятрогенная анемия – это кровопотеря,* Ятрогенная анемия – это кровопотеря, обусловленная врачебными манипуляциями,обусловленная врачебными манипуляциями, в том числе заборами крови дляв том числе заборами крови для исследования.исследования.
  43. 43. Медицина поистине есть самоеМедицина поистине есть самое благородное из всех искусств.благородное из всех искусств. Гиппократ (460-377гг. до н.э.)Гиппократ (460-377гг. до н.э.)

1 слайд

Внимание: профессиональная ошибка медицинского работника! Сопровождение лекции преподаватель Осташева О.В.

2 слайд

Ежегодно в России Причиняется вред здоровью около 150 тыс. пациентов при оказании помощи в стационарах Журнал «Медицинская сестра» 10/2010

3 слайд

Причины: ¾ - медицинские вмешательства ненадлежащего качества ¼ - профессиональная небрежность Журнал «Медицинская сестра» 10/2010

4 слайд

Формы вины (ст. 25 и ст.26 УК РФ) Преступления совершенные умышленно по неосторожности с прямым умыслом с косвенным умыслом по легкомыслию по небрежности Общественную опасность своих действий (бездействия) лицо осознавало, предвидело, желало осознавало, предвидело, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично предвидело, но без достаточных оснований, самонадеянно рассчитывало на предотвращение последствий не предвидело, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности можно было бы и предвидеть последствия

5 слайд

Статья 109. 2. Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

6 слайд

Статья 111. 1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, - наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет

7 слайд

Статья 115. 1. Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.

8 слайд

Статья 118. 2. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет либо лишением свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

9 слайд

Статья 122. Заражение ВИЧ-инфекцией 1. Заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. 4. Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

10 слайд

Статья 124. 1. Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев. 2. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

11 слайд

Статья 236. 1. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы»

«Медицинский колледж № 5»

Филиал №2

Методическая разработка

Студенческой конференции

тема:

II курс

специальность «Сестринское дело»060501

Составители:

Преподаватели ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным :

Титкова З.А.

Ванина С.В.

Зайцева Е.А.

2015 г.

Рецензия

На методическую разработку внеаудиторного мероприятия студенческой конференции: «Типичные ошибки в работе медсестры»

Методическая разработка предназначена для проведения внеаудиторного мероприятия студенческой конференции с целью активизации познавательного процесса у студентов и решения не стандартных ситуаций.

В разработке обозначены мотивации и цели мероприятия: закрепление теоретических знаний по дисциплине « Сестринское дело», интереса и любви к будущей профессии.

В сценарии студенческой конференции четко обозначены все темы разделов проведения студенческой конференции

Студенческая конференция

Тема: «Типичные ошибки в работе медсестры»

Кто чувствует в себе силу сделать лучше,

тот не испытывает страха

перед признанием своей ошибки

Т.Бильрот.


Пояснительная записка

Данная методическая разработка студенческой конференции на тему: « Типичные ошибки в работе медсестры » составлена с целью развития умений студентов обобщать полученные знания, проводить анализ сравнения, делать необходимые выводы.

В разработке указаны основные методические составляющие:

    Пояснительная записка

    Этапы работ ы над конференцией

    Темы разделов конференции

    Цели

    Задачи

    Мотивация

    Приложение

    Список литературы

В информационной части есть не только сценарий, но и мультимедийная презентация.

Данная разработка составлена преподавателями при поддержке студентов.

Этапы работы над конференцией

    Подготовка педагога со студентами о конференции.

    Рационально организованная самостоятельная работа с ее последующей активизацией.

    Наглядные методы (использование конспектов и схем).

    Творческая работа студентов (оформление презентации).

    Методы, включающие проблемный, поисковый, частично-поисковый, исследовательский.

Темы разделов конференции

    Сестринские ошибки при идентификации пациентов

    Сестринские ошибки в лекарственной терапии

    Сестринские ошибки при выполнении медицинских процедур

Цели

    Активизировать познавательную, исследовательскую деятельность студентов;

    Способствовать освоению профессиональных и общих компетенций;

    Сформировать ответственное отношение к приобретению знаний для будущей профессии.

Задачи

    Своевременность и правильность диагностики

    Своевременное и правильное оказание медицинской помощи пострадавшему или пациенту

    Своевременное техническое выполнение операции и послеоперационное ведение пациента

Мотивация

Дорогие друзья!

Людям свойственно ошибаться, в том числе и на своем рабочем месте, и даже если они выполняют очень ответственную работу, от которой зависят жизнь и здоровье человека. Ошибаться на своем рабочем месте могут и медсестры. Следствием таких ошибок бывают страдания, и даже смерть пациента. Последнее время тема медицинских, в том числе и сестринских, ошибок стала серьезно волновать широкую общественность.

Продолжает расти число судебных исков против медицинских работников, ужесточаются наказания. Если еще пять лет назад обвинительный приговор в отношении медицинского работника в нашей стране был редкостью, то теперь он стал практически нормой, многие суды заканчиваются реальным тюремным заключением для обвиняемого врача или медсестры.

Необходимо сделать все возможное, чтобы такие ошибки не повторялись. Нужно изучать причины каждой допущенной ошибки и искать пути их устранения.

Сценарий студенческой конференции на тему:

« Типичные ошибки в работе медсестры»

Ошибки - неизбежные и печальные издержки лечебной работы,

ошибки - это всегда плохо, и единственное оптимальное,

что вытекает из трагедии врачебных ошибок, это то,

что они по диалектике вещей учат и помогают тому,

чтобы их не было .

ВЕДУЩАЯ : Рассмотрим первую тему раздела нашей конференции - «Что такое идентификация пациентов»

Идентификация - это процедура, которая позволяет установить, что человек с именем, фамилией и паспортом является данным лицом.

Студент 1: Это первый и самый важный этап в обеспечении безопасности обслуживания пациентов. Ошибки, связанные с неправильной идентификацией пациента, случаются практически на всех этапах диагностики и лечения пациентов. Следует отметить, что идентификация пациентов затруднена, если пациенты находятся под действием лекарственных препаратов, или дезориентированы в окружающей среде – все эти факторы повышают риск возникновения ошибок. Вследствие этого пациенту может быть назначено неверное лечение, что чревато фатальным исходом.

В силу особенностей и высокого риска медицинских процедур пациенты обязательно должны быть идентифицированы:
- перед введением медикаментов, переливанием крови или препаратов крови;
- перед взятием крови и других образцов на клинические исследования;
- перед проведением диагностических или лечебных процедур;

Перед проведением хирургических вмешательств

Процесс идентификации может различаться в зависимости от:

    места нахождения пациента (стационарный или амбулаторный больной);

    возраста;

    состояния (в сознании, без сознания, адекватен, неадеватен);

    объема имеющейся на данный момент информации (идентификация по идентификационному браслету или по фотографии).

ВЕДУЩАЯ: Рассмотрим несколько ситуаций, в которых были нарушены правила идентификации пациентов.

Ситуация№1

Студент 2 В отделение кардиореанимации одновременно по скорой поступили двое пациентов в крайне тяжелом состоянии. Два сопроводительных талона были отданы дежурной медсестре. Но оформить истории болезни при сотрудниках «скорой» она сразу не смогла, так как участвовала в оказании помощи поступившим. Один из поступивших пациентов умер, другой пациент, после купирования болевого синдрома, благополучно уснул. На спящего в реанимационном зале пациента был ошибочно составлен посмертный эпикриз и оповещены родственники. Наутро, осматривая пациента, врач обратился к нему по имени отчеству. Тот удивился и поправил. Врач понял, что произошла ошибка при оформлении в истории болезни. Вскоре родным перезвонили и попытались извиниться за ошибку. С трудом удалось договориться, чтобы обойтись без заявления в соответствующие инстанции. Дежурной медсестре был объявлен выговор, и она была лишена премии.

Ситуация №2

Студент №3 Пациентки из двухместной палаты поменялись койками. Медсестра пришла забрать кровь на определение группы и резус-фактора пациентке, которой запланировали срочное переливание крови. Не помня ее в лицо, но зная расположение койки, без лишних слов медсестра проделала нужные манипуляции. При переливании, буквально через минуту пациентке стало плохо, ее зазнобило, появились сильные боли в пояснице, что указывало на несовместимость крови. Переливание остановили, однако самочувствие больной ухудшалось и спустя несколько часов она скончалась. При разборе случая была обнаружена ошибка при взятии пробы крови на исследование.

ВЕДУЩАЯ : Рассмотрим требования к идентификации пациентов в различных ситуациях на примере работы медсестры, которая выполняет забор крови у пациентов.

Студент 1 После приветствия необходимо попросить пациента, если он находится в сознании, четко выговорить свое имя по буквам и назвать дату своего рождения или адрес места жительства. Затем необходимо сравнить сведения, которые получены от пациента, с информацией, которая указана в заявке на проведение лабораторных исследований. Если информация в заявке не совпадает со сведениями, полученными от пациента, необходимо поставить об этом в известность ответственного сотрудника медицинского отделения.

ВЕДУЩАЯ : Идентификация амбулаторного пациента

Студент 2 Амбулаторные пациенты обычно находятся в холле, где они ожидают вызова в процедурный кабинет. Вызывая пациента, медицинский работник должен назвать имя и фамилию пациента. Далее необходимо получить подтверждение, что вошедший пациент на самом деле тот человек, которого пригласили в кабинет, так как мог войти однофамилец или кто–то без очереди.

Для проведения идентификации можно попросить пациента предъявить свои документы с фотографией или предложить ему назвать свои фамилию, имя, отчество, дату рождения или адрес проживания. Информация должна совпадать с той, что помещена в направлении на анализ. Медработнику следует вербальной информации предпочитать ознакомление с паспортными данными.

ВЕДУЩАЯ : Идентификация пациентов, находящихся в состоянии сна.

Студент 3 Спящего пациента необходимо разбудить, его личность должна быть установлена в соответствии с правилами, описанными выше. Сведения, полученные от пациента вербальным способом, необходимо сравнить с информацией, содержащейся в заявке на проведение лабораторного исследования и на идентификационном браслете (если таковой имеется).

Любое несовпадение сведений о больном должно быть зарегистрировано в медицинской документации и доложено старшему по должности.

ВЕДУЩАЯ : Идентификация ребенка и подростка.

Студент 1 Желательно, чтобы идентификация детей проводилась тем же методом, что и взрослых пациентов, однако это не всегда осуществимо. Медицинская сестра, опекун или родственник ребенка могут опознать его, назвав имя, дату рождения или адрес. В медицинскую карту необходимо записать данные человека, который подтвердил личность несовершеннолетнего пациента. При получении данных о личности ребенка не рекомендуется спрашивать о нем других братьев, сестер или соседей по палате.

ВЕДУЩАЯ : Идентификация пациентов отделения реанимации:

Студент 2:


ВЕДУЩАЯ : Современные технологии идентификации пациентов.

Студент 3:

С развитием информационных технологий методы идентификации пациентов становятся все более совершенными. В некоторых медицинских учреждениях уже используются идентификационные браслеты с двухмерными штрих-кодами или с радиочастотными идентификационными системами, которые позволяют вносить в эти браслеты большое количество закодированной информации о пациенте (вплоть до полной истории болезни). Информация о пациенте вносится или извлекается с помощью встроенного в такой браслет электронного чипа для хранения записей.

В качестве дополнительного средства для идентификации пациента может использоваться опознавательный браслет с фотографией. Чем больше информации о пациенте у медицинского работника, тем меньше вероятность ошибки.

ВЕДУЩАЯ : Перечислим важные правила идентификации пациентов:

Студент 1:

При идентификации больных рекомендуется использовать как минимум два индивидуальных признака: например, имя пациента и дату рождения. Номер палаты как индивидуальный идентификационный признак использовать не рекомендуется. Признаки идентификации следует утвердить на уровне ЛПУ, их применение не должно зависеть от предпочтений того или иного работника.

Студент 2:

При проверке информации необходимо использовать активный, а не пассивный метод (пациент сам должен назвать себя). В этом случае необходимо терпеливо дождаться ответа пациента.

Студент 3:

Нельзя строить опознание пациента на записях, наклеенных на кровати пациента или на медицинском оборудовании.

Студент 1:

Все емкости для исследований должны подписываться в присутствии пациента. Предварительная маркировка емкостей запрещена.

Студент 2:

Нельзя проводить процедуры пациентам, чья идентичность не подтверждена или не гарантирована.

Студент 3:

Если в процессе идентификации пациента выявлены расхождения данных, медицинский работник обязан немедленно докладывать своему руководителю.

ВЕДУЩАЯ: а теперь перейдем к рассмотрению второй темы раздела - «Сестринские ошибки в лекарственной терапии»

Студент 4:

Так как ошибки лекарственной терапии являются наиболее частыми причинами неблагоприятных результатов лечения, специалистами в области качества медицинской помощи сформулированы

требования лекарственной безопасности:


ВЕДУЩАЯ: приведем яркие примеры ошибок медсестер в лекарственной терапии.

Студент 5:

В приемное отделение больницы поступила женщина с приступом бронхиальной астмы. Врач осмотрела ее и устно назначила внутривенную инъекцию эуфиллина с коргликоном. Ослышавшись, медсестра начала введение эфедрина с коргликоном, но вдруг больная громко закричала, схватилась за голову. Инъекцию прекратили. При измерении давления тонометр показал двукратное превышение показателей нормы. К счастью, вскоре больной стало лучше, ошибка медицинских работников прошла без последствий для ее здоровья. В этом случае бесполезно выяснять, кто ошибся - врач или медсестра.

Данный случай демонстрирует риски, возникающие при передаче и восприятии устных указаний.

Студент 5:

Пожилая пациентка стала жаловаться на плохой сон по ночам и сонливость днем. Врач расценил эти симптомы как проявление нарушений сна у стариков. По прошествии некоторого времени одна из соседок пожилой пациентки по палате заметила, что она за один раз утром выпивает все пакетики с лекарствами, которые им выдает палатная медсестра на целый день. Таким образом, она выпивает утром и снотворное, которое было завернуто в отдельный пакетик с надписью «на ночь». Эта ошибка объяснила нарушения сна, и, когда она была устранена, сон пациентки восстановился.

Студент 4:

Женщина поступила в терапевтическое отделение с пневмонией. Она страдала также болями в бедре, связанными с недавно перенесенной травмой. Врач, собирая анамнез, выяснил, что пациентка не переносит анальгин, отметив эту информацию в истории болезни. Однако, на ее просьбу дать что-нибудь от болей в ноге, назначил ей анальгин. Медсестра сделала инъекцию анальгина согласно назначению врача, не спросив пациентку о том, переносит ли она этот препарат. У пациентки развилась бурная анафилактическая реакция. Противошокового набора на месте не оказалось. Пришедший по экстренному вызову реаниматолог констатировал смерть. Возбуждено уголовное дело против медсестры.

Студент 4 :

Мы привели вам яркие жизненные примеры и на их основании делаем следующие выводы:


ВЕДУЩАЯ: Переходим к третьей теме раздела - «Ошибки при выполнении медицинских процедур».

Мы хотим рассказать вам случай, когда один из наиболее простых предметов ухода, такой как грелка, дает тяжелые последствия при неправильном применении.

Грелка

Студент 4 :

В детском отделении одной из больниц, в связи с низкой температурой в помещении, педиатр назначил ребенку постановку грелки. Медицинская сестра взяла грелку, залила ее горячей водой из чайника, затем обернула грелку пеленкой и положила рядом с ребенком в кроватку. В результате протекания грелки ребенок получил термические ожоги. За халатность на медсестру было возбуждено уголовное дело.

При использовании грелки необходимо соблюдать следующие требования:


Промывание желудка

Студент 3 :

При промывании желудка 76-летней пациентке медицинская сестра, введя зонд на 7-9 см, почувствовала сопротивление, однако, приложив усилие, преодолела его и закончила процедуру. Пациентка жаловалась на боль, но сестра значения этому не предала и хирургу не доложила. Вскоре больной стало плохо, ее экстренно перевели в реанимацию, где она скончалась. На вскрытии - разрыв задней стенки глотки. Против медицинской сестры возбуждено уголовное дело.

Правила введения зонда:

    При введении зонда необходимо осуществлять контроль свободного прохождения зонда в желудок.

    В случае если возникает сильное сопротивление или же пациент начинает кашлять, задыхаться, синеет лицо, значит, зонд попал в гортань, и следует немедленно его извлечь.

Клизма

Студент 7 :

В одной из больниц умер 3х летний ребенок. В заключение о смерти, которое было выдано родителям, говорилось, что ребенок погиб от диареи. Однако позже специальная комиссия установила, что причиной смерти стала «водная интоксикация» с развитием отека мозга в результате проведения очистительной клизмы, при выполнении которой медсестра ввела ребенку около 1 литра воды.

«Водная интоксикация» - это одно из осложнений, которого следует опасаться при очистительной клизме. Через 20-30 мин после процедуры, а иногда и во время нее у пациента появляются повторная рвота, частый пульс, одышка, бледнеют кожные покровы, западают глазные яблоки; возникают тяжелые нарушения со стороны ЦHC с судорогами. Нередко «водная интоксикация» заканчивается смертью пациента от отека мозга. Против медицинской сестры возбуждено уголовное дело.

Правила постановки клизм:

    количество вводимой воды должно соответствовать возрасту :

    грудным детям – 30-100 мл;

    маленьким детям – 200-400 мл;

    школьникам – 500-1000 мл;

    взрослым – до 1,5 литра.

    наконечник следует вводить осторожно и медленно, чтобы избежать повреждений



ВЕДУЩАЯ:

Подводя итоги нашей конференции, мы хотим, чтобы вы понимали ответственность своей будущей профессии и применяли правила, чтобы избежать ошибок:

Выходят все студенты участники

ВЕДУЩАЯ : НАША КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАКОНЧЕНА. БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ!

В конференции принимали участие студенты II курса по специальности «Сестринское дело».

Список литературы

1 . С.А. Мухина, И.И. Тарновская « Практическое руководство по основам сестринского дела» Москва « ГЭОТАР - Медиа» 2009

2. С.А. Мухина, И.И. Тарновская Практическое руководство к предмету «основы сестринского дела»: Учебник для медицинских училищ – 2-е изд, М,ГЭОТАР – Мед 2008

3. «Типичные ошибки в работе медсестры» в помощь практикующей медицинской сестре №3 2013