Краткая информация о конвенции оон о правах ребенка. Конвенции о правах ребенка сокращенный Информационная работа конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка кратко говоря вместила в себя все о правах ребенка. Главный документ международного права, касающийся прав детей – Конвенция ООН о правах ребенка. К ней обращаются все страны, присоединившиеся к Конвенции, если возникают спорные вопросы при защите интересов детей, или в законодательстве страны не предусмотрен конкретный случай. Слово «конвенция» означает «международный договор». В этом договоре рассмотрены все возможные права, которые страны должны предоставлять растущим в них детям.

Договор был принят в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН. Работа над ним велась с 1979 года, когда профессор – международник из Польши А. Лопатка предложил проект Конвенции. До этого существовала Декларация прав ребенка, которую приняли в ООН в 1959 году. В ней упор делался на 10 положений, в которых говорилось, что ответственные за воспитание детей обязаны давать детям все лучшее и действовать ему во благо.

К 2 сентября 1990 года договор был подписан двадцатью странами и именно с этого дня он вступил в силу. На ноябрь 2014 года, когда была внесена последняя поправка о защите детей от порнографии, в Конвенции принимали участие 169 стран. Сегодня это наиболее полный международный документ, в котором оговорены права ребенка и их защита.

Конвенция о правах ребенка, статьи

Конвенция о правах ребенка включает 54 статьи.

В первой статье ребенком признается любой гражданин государства до 18 лет, если он не был признан достигшим совершеннолетия раньше по законам своей страны. В статьях перечислены права ребенка на:


Конвенция о защите прав ребенка

Защита прав ребенка должна осуществляться государством, родителями, другими людьми, получившими полномочия быть их защитниками.

Каждый ребенок в стране, участвующей в Конвенции, имеет право на защиту:

  • от всех видов насилия;
  • от эксплуатации труда детей, если он мешает их развитию и учебе;
  • от применения или распространения наркотиков;
  • от похищения, а также от торговли детьми;
  • от жестоких наказаний;
  • на защиту при совершении преступлений. В соответствии с договором детей нельзя осуждать на смертную казнь, а так же на заключение пожизненно;
  • на защиту во время войны. Участие в войне возможно только после 18 лет;
  • информации, наносящей вред развитию ребенка.

В Конвенции указывается на необходимость борьбы с детской смертностью, болезнями, на оказание помощи матерям во время беременности и после рождения детей, на работу по обучению планированию семьи.

Для соблюдения статей Конвенции в ООН каждые четыре года избирается Комитет по защите прав ребенка, который получает сообщения о нарушениях договора. В Комитет входят 10 человек из числа стран, принимающих участие в Конвенции.

Сообщения о нарушениях прав детей не должны быть анонимными. Когда комитет получает подобные известия, он предлагает государству принять меры по исправлению положения и представить отчет.

Если речь идет о торговле детьми или об их участии в войне, Комитет должен провести расследование. У страны, в которой произошло нарушение, спрашивают разрешения на присутствие и проведение расследования членами комитета. После окончания расследования уполномоченный член комитета дает рекомендации по ликвидации нарушения и следит за его выполнением.

С 2014 года сообщения о нарушении прав, указанных Конвенцией, Комитет принимает и непосредственно от детей.

Любая страна, участвующая в Конвенции, может заявить о выходе в любое время, но перестанет быть участницей договора только через год.

Конвенция о правах ребенка кратко формулирует все возможные права детей и защиту детских интересов в статьях 1-42, остальные статьи посвящены правилам подписания и ратификации этого договора.

Все государства, ставшие участниками договора, обязаны широко освещать Конвенцию среди народа.

Международный документ, принятый ООН 20 ноября 1989 г., подробно описывает, как на уровне государства, семьи, воспитательных учреждений должны соблюдаться права и свободы каждого маленького человечка, не достигшего совершеннолетия.

Текст разделен на 4 части. Основные положения конвенции о правах ребенка – преамбула (аннотация) и 54 статьи, в которых четко разграничено и объяснено, какие возможности государство предоставляет каждому гражданину в возрасте от рождения до 18 лет. Так как малыш не может сам отстоять свои интересы, эта задача возложена на родителей, опекунов или государство.

Конвенция ООН о правах ребёнка устанавливает следующие постулаты закона:

  1. Каждый несовершеннолетний гражданин обладает равными возможностями вне зависимости от социального или материального положения семьи, различий по половому признаку, цвету кожи, национальности, вероисповедания и другим различиям.
  2. Государство и родители должны создать подходящие условия, чтобы дети нормально развивались в духовном, нравственном, физическом направлении. При этом обязанностей, оформленных законодательно, к несовершеннолетним не предъявляется.
  3. Человек, вне зависимости от возраста, должен быть гражданином той страны, в которой он родился. Гражданство и имя вправе иметь каждый.
  4. Определяя право на жизнь, соответственно надо предоставить жилье, медицинское обслуживание, образование, социальное обеспечение не только здоровым несовершеннолетним членам общества, но и отмеченным физическими или умственными недостатками.
  5. Малыш должен воспитываться в семье с родителями (родными или приемными). Нельзя разлучать мать и дитя, если нет законных оснований.
  6. Государство должно обеспечить маленьким гражданам защиту от посягательств сексуального плана, насилия, жестокого обращения со стороны близких или посторонних людей.
  7. Каждый маленький человек видит окружающий мир по-своему, а взрослые должны считаться с мнением и желаниями несовершеннолетних.

Важно! Ответственность за несоблюдение закона несут только взрослые (родители, опекуны или государственные чиновники).

Статьи конвенции

Статьи конвенции ООН подразделяются на 3 группы:

  1. Определяется правообладание услугами или определенными благами с самого рождения члена общества (дается имя, устанавливается гражданство, обеспечивается медицинское обслуживание и образование, проявляется государственная или родительская забота об-инвалидах детства, опекаются сироты, предоставляется положенный досуг).
  2. Предоставляется законная защита от посягательств на жизнь, разлуки с матерью, отцом, трудовой эксплуатации, вовлечения в преступную сеть, сексуального насилия и других подобных факторов.
  3. Несовершеннолетние могут, сообразно своему осознанию, участвовать в окружающей жизни , чтобы подготовиться к вступлению и адаптации взрослой жизни.

Анализ документа

Положения конвенции начинаются с преамбулы, в которой пересказывается вся история законов о защите детских интересов с учетом особенностей развития культуры и традиций различных стран.

Забота о подрастающем поколении со стороны международного объединения всех наций обозначилась в Декларации, принятой в 1959 году.

Документ обозначил перечень из 10 принципов, которыми следует руководствоваться, заботясь о счастливой жизни наших несовершеннолетних сограждан. При этом основной постулат заключался в том, что человечество должно выделять малышам все самое лучшее.

Большую часть времени малолетний проводит в окружении родителей, поэтому должно быть заинтересовано, чтобы сохранить эту ячейку общества. А родители, в свою очередь, прививают моральные и нравственные качества, чтобы взрослеющий человек стал полноценным гражданином своей страны.

Это интересно! Несовершеннолетние граждане страны должны знать и понимать свои права, уметь ими пользоваться. При этом необходимо научить юное поколение уважать права окружающих людей, чтобы не создавать конфликты.

Функция государственного аппарата: оказывать поддержку семье, чтобы беспрепятственно выполнялись требования по воспитанию подрастающего поколения. Одновременно защищать младших от негативного воздействия родителей (алкоголизм, жестокое обращение).

Являясь уникальным документом, конвенция на международном уровне регулирует правовые семейные отношения: как должны выстраиваться взаимоотношения родителей с детьми.

Характеристика международного закона

Характеризуя кратко документ в целом, следует выделить следующие группы статей:

  • ст.1 служит определением, кого называют ребенком;
  • общие принципы конвенции изложены в статьях 2, 3, 5 и 12;
  • охрана прав несовершеннолетнего освещена статьями 6-11 и 13-40;
  • нормы выполнения конвенции внутри государства заложены статьями 41-42, 44 и пунктом 6 четвертой статьи;
  • как осуществлять контролирующее действие говорят ст. 43-45;
  • заключительная фаза отображена в 46-54 ст.

В европейском законодательстве малыши рассматриваются наравне со взрослыми, которые имеют гражданские и политические свободы. Но малыш не может самостоятельно защитить себя, поэтому государство и семья должны взять эту проблему на себя.

О чем говорит 31 статья

Материалы конвенции ООН о правах ребенка регулярно дополняются международными документами, которые приобретают статус законов. Так 1 февраля 2013 года к ст. 31 добавлен новый подпункт о праве на игру, досуг.

IPA (международная Ассоциация Игры) провела исследования, как влияет игра на детское развитие. В итоге выяснилось, что часто подменяется понятие радости от творчества состязаниями «любой ценой». Взрослые стараются применить по отношению к детям свой взгляд на окружающий мир, не понимая, что значит игра для малыша.

Поэтому на международном законодательном уровне были даны пояснения, что такое игра. При этом требуется всесторонняя поддержка и содействие детскому творчеству, привносящему в жизнь малышей радость и счастье.

Перечень действий:

  • включать игры во все общественные мероприятия по поддержке физического и психического здоровья несовершеннолетних;
  • создавать во всех учреждениях (школы, больницы, магазины) условия для игр;
  • предоставлять на улице и в помещении возможность и место для игр;
  • в начальных классах применять методику детской игры, чтобы школьники лучше усваивали новый материал;
  • в семейных условиях игра выступает, как выражение заботы взрослых о юном поколении;
  • детское игровое творчество должно поддерживаться государством, предоставляя каждому индивидууму равные возможности для самовыражения.

Следует выделять специальные места на улице (придомовые детские площадки, соответствующее оборудование в школах и детсадах). При этом необходимо приобщать к игре детей разных возрастов, социального статуса, материального положения. В строящихся домах следует предусматривать игровые зоны.

Желательно содействовать распространению фольклорных игр, приостановить выпуск игрушек, рекламирующих насилие. Обеспечить малышей и подростков играми, соответственно возрасту и интересам. Содействовать распространению командных и одиночных игр спортивного направления. Проконтролировать допуск младшего поколения к свободному посещению парков, скверов для игр на свежем воздухе.

Основные положения

  • государство, которое подписало международный закон, обязуется фактически обеспечивать права несовершеннолетним гражданам, которые по возрасту не достигли 18 лет. При этом малыш считается равным в правах с взрослыми гражданами страны;
  • дети получают возможность жить, а родители совместно с государственными органами должны содействовать выживаемости маленьких граждан вне зависимости от их возраста, социального или материального положения;
  • каждый рожденный в стране малыш должен получить имя и соответствующее гражданство;
  • маленькие граждане имеют право жить в семье со своими или приемными родителями, за исключением случаев, когда нарушен закон;
  • перемещаясь по другим странам, малыш имеет право вернуться на родину. Обеспечивается право заключением международных договоров;
  • несовершеннолетний может получать любую информацию, знание которой соответствует его возрасту;
  • рекомендуется учитывать детское мнение во время принятия решений, изменяющих условия их жизни. При этом стоит соотносить желания соответственно адекватному восприятию действительности;
  • предоставление бесплатного начального образования, медицинских услуг первой необходимости;
  • уголовная ответственность наступает с 14 лет, при этом подростки содержатся отдельно от взрослых, смертная казнь исключается;
  • дети до 15 лет не участвуют в военных конфликтах;
  • государство распространяет информацию о правах несовершеннолетних среди всего населения страны, при этом полное описание можно беспрепятственно скачать в интернете.

Внимание! Конвенция о правах ребенка затрагивает все сферы жизни несовершеннолетних граждан.

Смысл 20 статьи

Статья 20 документа предусматривает воспитание несовершеннолетних, лишившихся семьи, людьми, которые обязаны преимущественно общаться на родном их языке, уважать культурное наследие, религиозные убеждения. За соблюдением закона должны следить чиновники, утвержденные государством.

Полезное видео

Подведем итоги

В общем, значение документа имеет общемировое значение, с которым согласилось большинство стран ООН, ратифицировавших конвенцию. При этом текст конвенции приравнен к международному закону, соблюдение которого обязательно повсеместно.

Вконтакте

Основным документов защиты прав детей является «Конвенция о правах ребенка» Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.

Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, определяет носителя этих прав как человека, не достигшего 18-летнего возраста. Обеспечение прав ребенка – многофункциональная и сложная проблема, скорее даже комплекс взаимосвязанных проблем, от решения которых в значительной мере зависят перспективы физического выживания и нравственного развития любого общества.

Сравнивая Конвенцию о правах ребенка с Декларацией о правах ребенка 1959 года можно отметить следующее: Декларация содержала 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), Конвенция имеет 54 статьи, которые учитывают все, связанное с жизнью и положением ребенка в обществе. Конвенция о правах ребенка конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция в отличие от Декларации обязывает государства, которые присоединяются к Конвенции, нести юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции. Подписывая Конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения, несут ответственность перед международным сообществом.

Конвенция ООН о правах ребенка была ратифицирована СССР 15 сентября 1990 года. Ее выполнение стало обязанностью России как правопреемника и продолжателя СССР.

В конвенции о правах ребенка рассматриваются нормативно-правовые основы защиты прав ребенка в современном образовательном учреждении; проблема защиты прав детей и пути ее решения; реализация прав ребенка в РФ; содержание, формы и методы работы с педагогическим коллективом образовательных учреждений по защите прав ребенка. Для настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Центральной идеей Конвенции выступает требование «по наилучшему обеспечению интересов ребенка» и, в отличие от ранее принимаемых документов, она обладает силой международного права.

Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Значение Конвенции неоценимо, так как она в значительной степени обращена не столько в настоящее, сколько в будущее человечества. И это актуально для нашего государства, в котором проживает более 32 миллионов детей.

Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:

· признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами

· приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, общества, семьи, религии.

Конвенция констатирует, что свобода, необходимая ребенку для развития своих моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня медицинского обслуживания, обеспечения норм питания, одежды и жилища, но и предоставления этого в приоритетном порядке всегда, независимо от состояния развития государства.

Конвенция - это документ высокого социально-нравственного значения, основанный на признании любого ребенка частью человечества, на примате общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам. Она подчеркивает приоритет интересов детей, специально выделяет необходимость особой заботы любого государства и общества о социально депривированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

В Конвенции нет статей основных и второстепенных, каждая статья - главная, так как утверждает конкретные права и свободы ребенка, конкретные механизмы их защиты.

Для более глубокого осознания положений Конвенции целесообразно все права ребенка, закрепленные в ней, распределить по группам. Наиболее оптимальной представляется следующая структура этих групп:а) личные (гражданские) права детей; б) социальные права ребенка; в) политические права; г) права ребенка на образование и культуру; д) права детей на защиту в экстремальной ситуации.

№57 Характеристика Закона об образовании РФ (2013)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) является основополагающим документом, задающим правовые основы регулирования сферы общего образования в Российской Федерации. Федеральный закон закрепляет ключевые аспекты уже сложившейся системы общего образования, а также задает новые перспективы для ее развития.

При этом часть вопросов передается на уровень подзаконного регулирования, соответственно, окончательное представление о решении тех или иных проблем сложится только после принятия соответствующих подзаконных актов (например, по вопросам дисциплинарной ответственности обучающихся Минобрнауки России повторно разместило на официальном сайте проект документа, коренным образом отличающийся от первоначально опубликованного).

Краткая информация о Конвенции ООН о правах ребенка

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которая сегодня является международным законом.

СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.

Конвенция о правах ребенка закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет. Право на жизнь и развитие. Право на спокойное детство и на защиту от насилия. Право быть уважаемым за свой образ мыслей. В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.

Страны, присоединившиеся к Конвенции, обязаны максимально использовать все имеющиеся средства для обеспечения прав ребенка.

Краткое содержание Конвенции о правах ребенка

Конвенция ООН о правах ребенка состоит из 54 статей. Все они одинаково важны и действуют как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов.

Статья 1

Ребенок — это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.

Статья 2

Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения, обладает всеми правами, предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3

В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.

Статья 4

Государства, ратифицировавшие Конвенцию, должны стремиться в меру всех имеющихся в их распоряжении ресурсов осуществлять социальные, экономические и культурные права ребенка. Если ресурсов не хватает, необходимо искать решения путем международного сотрудничества.

Каждый ребенок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребенка, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень.

Статья 7

Ребенок имеет право на имя и национальность. Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать, кто его родители. Ребенок имеет право рассчитывать на заботу со стороны родителей.

Статья 9

Ребенок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания, кроме случаев, когда это отвечает его интересам. Ребенок, который не живет с родителями, имеет право встречаться с ними регулярно.

Статья 10

Запросы членов семей, живущих в разных странах и желающих соединиться, должны рассматриваться доброжелательно, гуманно и быстро,

Статья 12-15

Ребенок имеет право высказывать свое мнение по всем имеющим к нему отношение вопросам. При рассмотрении судом и властями дел, касающихся ребенка, необходимо заслушать его показания и действовать прежде всего в его интересах. Права ребенка на свободу мысли, совести и вероисповедания должны уважаться.

Статья 18

Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка

Статья 19

Ребенок имеет право на защиту от физического и психического насилия, от отсутствия ухода или использования родителями или опекунами в их интересах.

Статьи 20-21

Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с действующими законами.

Статья 22

Ребенок-беженец, прибывший один, со своими родителями или третьим лицом, имеет право на защиту и помощь.

Статья 23

Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.

Статья 24

Ребенок имеет право на полноценное медицинское обслуживание. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев.

Беременные женщины и молодые мамы имеют право на медицинское обслуживание.

Статьи 28 - 29

Ребенок имеет право на бесплатное начальное образование. Обучение обязано подготовить ребенка к жизни, развивать уважение к правам человека и воспитывать в духе понимания, мира, терпимости и дружбы между народами.

Статья 30

Ребенок, принадлежащий к национальному меньшинству или коренному населению, имеет право на свой язык, культуру и религию.

Статья 31

Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг.

Статья 32

Ребенок имеет право на защиту от экономического использования и тяжелой работы, которая вредит или мешает образованию и подвергает опасности здоровье ребенка.

Статья 33

Ребенок имеет право на защиту от незаконного потребления наркотиков.

Статья 34

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуального насилия и использования в проституции и порнографии.

Статья 35

Кража, продажа или торговля детьми обязаны пресекаться.

Статья 37

Ребенок не должен подвергаться пытке или другой жестокости, бесчеловечному или унижающему обращению и наказанию. Ребенок не должен незаконно или произвольно лишаться свободы. Ребенок не должен караться пожизненным заключением или смертной казнью. С каждым лишенным свободы ребенком следует обращаться гуманно и с уважением. Ребенок имеет право незамедлительно получить юридическую помощь. Ребенок, находящийся в заключе-нии, имеет право на контакты и встречи со своей семьей.

Конвенция ООН о правах ребёнка, как и любой другой документ, в первую очередь включает преамбулу. Её содержание согласовано со всеми государствами, которые являются участниками настоящего международного договора. В первую очередь акцент делается на справедливость, мир и свободу каждого человека, на охрану его достоинства и чести независимо от пола и возраста, социального положения и расовой принадлежности.

Конвенция о правах ребёнка кратко описывает общую социальную политику международного характера, которая также направлена на защиту общечеловеческого общежития, прав и свобод несовершеннолетних. Данный нормативный документ направлен на поддержание семьи как основной составляющей ячейки общества. Каждый ребёнок этого мира обладает правом на помощь и заботу. С целью гармоничного и естественного как физического, так и личностного развития необходимо окружать дитя заботой, вниманием и любовью. В общем виде данная информация представлена в преамбуле международного документа.

Вводные, но основополагающие статьи

Краткое содержание Конвенции о правах ребёнка включает 54 статьи. Первая норма гласит, что ребёнком признаётся лицо, которое не достигло 18-летнего возраста. При этом документ устанавливает приоритет национального законодательства, указывая на более ранний возраст совершеннолетия. Действие рассматриваемого НПА распространяется на каждого ребёнка, который проживает в любом из государств. Для правозащитных организаций не имеет значение раса и цвет кожи ребёнка, его социальное положение и психическое развитие, религиозная принадлежность или же состояние здоровья.

При разрешении спорных вопросов властные органы должны обращать внимание на удовлетворение интересов ребёнка в первую очередь. В случае отсутствия должной защиты государства обязуются взять на себя ответственность по предоставлению необходимых условий для развития, жизнеобеспечения, заботы и внимания. В свою очередь, к опекунам или родителям применяются все необходимые меры административного или уголовного характера, а ребёнку обеспечиваются надлежащие условия. Краткое содержание Конвенции о правах ребёнка указывает на то, чтобы государства-участники мобилизовали все имеющиеся у них ресурсы для обеспечения детей всем необходимым.

Естественные права несовершеннолетних

Следующий раздел нормативного документа посвящается неотделимым правам. Каждый ребёнок, равно как и любой человек на планете, обладает нерушимым правом на жизнь. Сразу же после рождения он проходит установленную процедуру регистрации и автоматически получает гражданство своего государства. Кроме этого, никто не может умалить право дитя на общение с родителями, а также заботу о нём.

Конвенция ООН о правах ребёнка гарантирует индивидуальность каждого, которая включает гражданство, семейные связи, взгляды, интересы, личностное развитие и так далее. Противозаконное вмешательство и насильственное изменение личности запрещено. Когда существует угроза потери индивидуальности, государство обеспечивает защиту ребёнка, предоставляет необходимую помощь, а также подвергает санкциям нарушителя.

О родителях

Краткое содержание Конвенции о правах ребёнка в некотором роде относится и к родителям, на которых возлагается ответственность по воспитанию подрастающего поколения. Каждое государство обязано в необходимой мере препятствовать разлучению детей со своими родителями против их желания. Исключением являются лишь случаи, когда компетентные органы разрешают вопрос о праве на воспитание. Здесь разлука происходит для обеспечения интересов ребёнка в настоящем и будущем. Как правило, при этом с малышом жестоко обращаются, не проявляют должной заботы, проживают раздельно от него.

В такой ситуации правом голоса обладает любое заинтересованное лицо, желающее защитить интересы ребёнка. Государства обязуются уважать права ребёнка, касающиеся беспрепятственного общения с ним. В случае разлуки он может реализовывать свое право, если один или оба родителя изъявят желание.

Ограничение общения с родителями может вытекать, исходя из решения правоохранительных органов, например, в результате тюремного заключения, депортации, высылки, смерти. В данном случае ребёнок обладает доступом ко всей необходимой информации о месте нахождения своего родственника. При этом сведения не разглашаются до момента наступления совершеннолетия, если информация может негативно повлиять на развитие личности и благосостояние ребёнка.

О роли СМИ

Конвенция о правах ребёнка (год принятия - 1989-й) указывает на значимость средств массовой информации в обеспечении надлежащих условий жизни каждого дитя. Кроме того, соответствующие организации должны обеспечить доступ к сведениям международного и национального характера. Данные меры направлены на формирование социального, морального и духовного благополучия, а также психического и физического здоровья ребёнка.

С целью реализации вышеназванных мероприятий, государства-участники соглашения обязуются поощрять:

  • СМИ, которые распространяют сведения и материалы, необходимые и полезные для ребёнка в культурно-социальной сфере.
  • Распространение детской литературы и соответствующих ей художественных произведений.
  • Распространение, подготовку, обмен сведениями, которые принесут пользу для несовершеннолетнего. Особый акцент делается на распространении культурных материалов зарубежных стран, национальных, а также международных источников.
  • Развитие языковых способностей ребёнка.
  • Защиту от информации и сведений, способных причинить вред духовному и моральному развитию дитя.

Ответственность родителей

Конвенция о правах ребёнка кратко указывает на санкции, применяемые к родителям за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей по воспитанию. Государства обязаны приложить все усилия для того, чтобы обеспечить равную, общую и одинаковую ответственность каждого родителя за развитие ребёнка. Более того, опекуны, которые в определённом законом порядке взяли на себя ответственность за воспитание, также должны понести наказание в случае ненадлежащего исполнения обязанностей.

С другой стороны, Конвенция о правах ребёнка 1989 года указывает на необходимость взаимопомощи для осуществления надлежащего воспитания. Элементарными мерами является развитие детской инфраструктуры: детских садов, школ, библиотек, поликлиник и так далее. Кроме того, властные органы способствуют тому, чтобы дети знали о своих правах и смогли воспользоваться предоставленными ресурсами.

Защита несовершеннолетнего

Краткое содержание Конвенции о правах ребёнка показывает необходимость защиты каждого ребёнка в моральном и физиологическом смысле. Государство обязано предпринять необходимые меры: административные, просветительные, социальные, уголовного характера для защиты от всех форм отрицательного воздействия. Психическое и физическое насилие, эксплуатация и сексуальное злоупотребление, оскорбления, грубое или небрежное обращение - ребёнок должен быть защищён от данных факторов вообще, а также со стороны родителей, опекунов и государственных органов.

Особая защита

Конвенция прав ребёнка в России гарантирует каждому несовершеннолетнему условия для развития и воспитания. Если дитя осталось без родительской ласки и попечения, без семейного окружения или же подвергается отрицательному воздействию, властные органы обязаны защитить его. Каждый ребёнок имеет право в любой момент обратиться к правозащитным органам, получить заботу и помощь.

Уход за детьми в национальном законодательстве

Государственный уход в случае потери родительской заботы подразумевает передачу на воспитание, усыновление либо иные формы содержания и развития. В случае необходимости реализации таких обстоятельств важно учитывать особенности каждого ребёнка: его этническое происхождение, предыдущее воспитание, религиозную и культурную принадлежность. В обязательном порядке государство уполномочено развивать социальную политику в отношении детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Каждый год необходимо проводить ряд мероприятий, которые помогут подрастающему поколению найти в жизни своё место.