Грамматические викторины по частям речи. Научный стиль. план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему Разное управление у слов со сходным значением

В прошлом выпуске мы решали задачи на один из типов неоднозначности - полисемию, или многозначность. От лексической полисемии следует отличать другой тип неоднозначности слов – лексическую омонимию. Если разные значения одного многозначного слова имеют какие-то общие компоненты, то омонимы - это случайно совпавшие по звучанию и написанию слова или слова, настолько разошедшиеся по значению, что в современном языке их когда-то имевшаяся связь уже не ощущается.

1. В русском языке есть два разных глагола жать . Значение одного из них - ‘давить’. Найдите в списке ответов значение второго глагола.

(А) полоть сорняки; (Б) вести трактор; (В) срезать стебли злаков; (Г) сеять; (Д) среди вариантов (А)–(Г) нет правильного.

Решение. Если помнить, что жатва - это уборка урожая (например, пшеницы), то становится понятным, что правильный ответ - (Б) или (В). А чтобы выбрать из этих двух ответов один, достаточно сообразить, что исконно русское слово жать появилось задолго до тракторов... Таким образом, жать - это “срезать стебли злаков”. Ответ: (В).

2. Вот список слов: джаз , рок , поп , блюз . Сколько слов из него есть в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля, изданном в 60-е годы XIX века?

(А) ни одного; (Б) одно; (В) два; (Г) три; (Д) четыре.

Решение. Во времена Даля ни один из четырех названных в задаче музыкальных стилей еще не был придуман. Но два из них имеют омонимы: рок - ‘судьба’ и поп - ‘священник’, которые при Дале были даже употребительнее, чем сейчас. Конечно же, они есть в его словаре. А вот у слов джаз и блюз таких омонимов нет. Ответ: (В).

3. От скольких разных глаголов совершенного вида можно образовать глагол несовершенного вида сравнивать ?

(А) ни от одного; (Б) от одного; (В) от двух; (Г) от трех; (Д) от четырех.

Решение. Что, собственно, можно сравнивать ? Можно, например, сравнивать ежа с ужом - в этом случае исходный глагол совершенного вида выглядит как сравнить . Можно долго и тщательно сравнивать с землей остатки крепостной стены - и наконец сровнять . А все, кто любит играть в футбол, прекрасно знают, что иногда самим приходится сравнивать счет на последней секунде, а иногда сравнять счет в такой ситуации, увы, удается сопернику. Ответ: (Г).

Лексические омонимы всегда относятся к одной части речи, они могут быть полными (тогда совпадают все формы слова) или частичными (часть форм совпадает, но какие-то различаются). Так, в приведенных выше задачах глаголы жать 1 и жать 2 имеют совпадающие формы в прошедшем времени, сослагательном наклонении, но разные - в настоящем времени, повелительном наклонении: жну, жнешь, жнет …, жни и жму, жмешь, жмет …, жми . Это частичные лексические омонимы. А вот у всех трех глаголов сравнивать все формы совпадают - это полные лексические омонимы.

Следующие задачи - на различение полных и частичных омонимов.

4. Даны четыре пары слов-омонимов:

норка (зверь) - норка (маленькая нора);
ключ (родник) - ключ (от замка);
наряд (одежда) - наряд (распоряжение о работе);
проводник (в поезде) - проводник (тока).

Однако в некоторых парах составляющие их омонимы имеют небольшие различия в склонении. Сколько здесь таких пар?

(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.

Решение. В первой и последней паре существительные-омонимы различаются по признаку одушевленности/неодушевленности, что приводит к различиям в склонении, ср. вижу норок (зверьков) - вижу норки (маленькие норы); вижу проводника (в поезде) - вижу проводник (тока). В двух оставшихся парах существительных различий в склонении нет. Ответ: (В).

5. Даны пары омонимичных существительных:

1) колода (кусок дерева) - колода (карт);

2) ласка (зверек) - ласка (нежность);

3) косяк (двери) - косяк (птиц);

4) кол (заостренная палка) - кол (оценка).

В каких из этих пар между омонимами имеются различия в склонении?

(А) в 1 и 3; (Б) в 2 и 4; (В) в 1, 2 и 3; (Г) в 1, 2 и 4; (Д) во всех.

Решение. Слова колода (кусок дерева) и колода (карт), а также косяк (двери) и косяк (птиц) склоняются совершенно одинаково. Между словами ласка (зверек) и ласка (нежность) имеются следующие различия: во-первых, в родительном падеже множественного числа у первого из них появляется беглый гласный (пушистых ласок), а у второго - нет (материнских ласк); во-вторых, первое из них является одушевленным, а второе - нет, поэтому форма винительного падежа множественного числа у них образуется по-разному (вижу пушистых ласок , но вижу материнские ласки) . Множественное число от слова кол (заостренная палка) - колья , а от слова кол (оценка) - колы . Ответ: (Б).

Кроме лексических омонимов, принято выделять грамматические омонимы, или омоформы. Это совпадающие формы слов.

Могут совпадать формы слов одной части речи, см., напр., следующую задачу:

6. Слово скрести можно понять как две разные формы двух разных глаголов: неопределенную форму глагола, однокоренного с существительным скребок , и форму повелительного наклонения глагола скрестить . Вот список слов: отрасти, пили, полей, мой, стекло, вели, стих .

Сколько в нем слов, которые тоже можно понять как две разные формы двух разных глаголов?

(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.

Решение. Слово отрасти можно понять как неопределенную форму глагола (волосы могут быстро отрасти) и как форму повелительного наклонения глагола отрастить (отрасти бороду) . Слова пили и вели можно понять как формы прошедшего времени мн. числа глаголов пить и вести соответственно (мы пили чай; детей вели в детский сад) и как формы повелительного наклонения глаголов пилить и велеть (пили скорее дрова; вели ему замолчать) . Остальные четыре слова тоже омонимичны, но лишь в одном из пониманий они являются глаголами (полей цветы, мой руки, все стекло на пол, ветер стих ) . В другом понимании полей , стекло и стих - формы существительных, а мой - местоимение. Таким образом, в данном списке три слова, которые можно понять как две разные формы двух разных глаголов, – отрасти , пили и вели . Ответ: (В)

Однако чаще совпадают формы слов разных частей речи.

7. Иногда одно и то же слово можно понять и как существительное, и как глагол.

Например: день (день недели, день это куда-нибудь) . Все перечисленные ниже слова, кроме одного, обладают таким же свойством. Найдите это «лишнее» слово.

(А) гладь; (Б) рань; (В) три; (Г) лишай; (Д) попугай .

Решение. Все данные слова можно понять как глаголы в повелительном наклонении: гладь (от гладить ), рань (от ранить ), три (от тереть ), лишай (от лишать ), попугай (от попугать ). Четыре слова можно воспринять и как существительные: гладь, рань, лишай, попугай . Слово три тоже имеет второй смысл, если обозначает число, но в этом случае оно является числительным, а не существительным. Ответ: (В).

8. Сколько слов из данного списка можно понять и как существительное, и как глагол: шила, мыла, выла, дела, жили, были, рыли, жил ?

Решение. И как существительное, и как глагол можно понять такие слова из списка:

шила, мыла, дела – формы существительных ср. рода шило, мыло, дело;

формы глаголов шить, мыть, деть;

были – форма существительного быль; форма глагола быть;

жил – форма существительного жила; форма глагола жить;

Слова выла , жили и рыли являются только формами глаголов. Ответ: (Г).

9. Сколько среди приведенных слов таких, которые можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?

(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.

Решение. Пять слов из приведенных в задаче можно отнести к разным частям речи: слово рой может быть и формой глагола рыть в повелительном наклонении, и им. п. ед. ч. существительного рой, слово мой - и формой повелительного наклонения от глагола мыть, и им. п. ед. ч. м.р. местоимения мой, слово вой выть вой, слово раскрой - формой повелительного наклонения от глагола раскрыть и им. п. ед. ч. существительного раскрой, а слово простой - и формой им. п. ед. ч. существительного простой, и формой прилагательного простой . Слова спой и открой понимаются однозначно, а именно, как формы повелительного наклонения глаголов спеть и открыть соответственно. Ответ: (Г).

10. Сколько существительных из приведенного списка совпадают по форме с деепричастиями: срыв, перерыв, покров, лев, сев, зев ?

(А) 2; (Б) 3;(В) 4; (Г) 5; (Д) 6.

Решение. Три существительных из списка совпадают по форме с деепричастиями: срыв (от глагола срыть ), перерыв (от глагола перерыть ) и сев (от глагола сесть ). Ответ: (Б).

11. Среди форм единственного числа существительного клей есть, в частности, такие: 1) клей; 2) клея; 3) клею; 4) клеем .

Какие из них имеют омонимичные формы, не являющиеся существительными?

(А) 3 и 4; (Б) 2 и 3; (В) 2, 3 и 4; (Г) 1, 2 и 3; (Д) 1, 2, 3 и 4.

Решение. Форма клей также является повелительным наклонением глагола клеить, клея - деепричастием, а клею - формой первого лица ед. числа наст. времени того же глагола. Форма существительного клеем омонимичных форм не имеет, она лишь совпадает по звучанию с глагольной формой первого лица мн. ч. клеим . Ответ: (Г).

12. Укажите, в каких предложениях из приведенных ниже слово грустно является прилагательным: 1) Нам грустно расставаться. 2) Расставание всегда грустно. 3) Он грустно взглянул на меня.

(А) Ни в каких; (Б) 1; (В) 1, 2; (Г) 1, 2, 3; (Д) 2.

Решение. Слово грустно является прилагательным во втором предложении. Оно выступает в краткой форме и, являясь именной частью сказуемого, согласуется с подлежащим в единственном числе и среднем роде. В первом предложении грустно является предикативным наречием и выступает в роли главного члена безличного предложения. В третьем предложении грустно - наречие, выполняет роль обстоятельства образа действия. Ответ: (Д).

13. - Мы хотим есть! У вас есть белуга?

Нет, сэр. Есть бельдюга!

Что есть бельдюга?

Тоже рыба, сэр!

Ладно, несите.

Есть, сэр!

В скольких разных смыслах в этом шуточном диалоге использовано слово есть ?

(А) в одном; (Б) в двух; (В) в трех; (Г) в четырех; (Д) в пяти.

Решение. Первое есть (форма инфинитива) означает ‘принимать пищу’, второе и третье есть (форма настоящего времени глагола быть ) - ‘иметься’. Четвертое есть - глагол-связка (также в настоящем времени). Пятое есть - междометие, означающее, что указание понято и принято к исполнению. Таким образом, слово есть использовано в диалоге в четырех смыслах. Ответ: (Г).

1, 7 - К.Кноп; 2, 13 - И.Рубанов; 3, 5 - И.Иткин; 4, 6, 8, 10, 12 - Е.Муравенко; 9 - П.Аркадьев; 11 - Л.Иомдин.

Продолжение следует

24. Какие три местоимения в русском языке самые чистые 25. Какие два местоимения мешают ездить по дорогам 26. Какое местоимение требует чистоты 27. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым и скромным 28. Какое местоимение является помощником у прилагательного 29. Какие глаголы без -ся не употребляются 30. Назовите десять глаголов, от которых нельзя образовать возвратных.

31. Замените приводимые ниже словосочетания глаголами: сделать бессильным – сделаться бессильным; сделать слабым – сделаться слабым; делать чёрным – становиться чёрным; превратить в лёд – покрыться льдом.

32. Какие из известных вам грамматических терминов являются по происхождению причастиями 33. Могут ли наречия употребляться при именах существительных Приведите несколько примеров.

34. Есть ли наречия в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» 35. В овощном магазине было такое объявление: «В продажу поступила молодая картофель».

Какого рода слово картофель Как это доказать Каким способом – морфологическим или синтаксическим 36. Определите род следующих существительных: проявитель, водитель, заместитель, двигатель, зритель, артель, числитель, житель, картофелекопатель, покупатель, строитель, постель, предатель, слушатель, канитель, руководитель, избиратель, метель, звукоуловитель, любитель.

*37. Древнегреческий грамматик Аммоний, живший в IV веке до нашей эры, приблизительно так объяснял род существительных: названия активных предметов – мужского рода, а названия пассивных предметов – женского рода.

Согласно другой теории происхождения грамматического рода, названия больших и сильных предметов – стали существительными мужского рода, а названия малых и слабых – существительными женского рода.

Проверьте эти теории на русских словах: река, море, солнце, луна, земля, месяц, небо, океан, пруд, ручей.

38. Определите род следующих слов: врач, край, ракета, джунгли, космонавт, солнце, Черных, тропики, плакса, звено, староста, каникулы, эхо, инженер, время, умница, поколение, звезда, тень, такси, Тбилиси, река, шимпанзе, город, стиляга, кофе, сочи, пенсне, Альпы, какао, Карпаты, пень.

Выпишите в следующем порядке: 1) существительные мужского рода, которые могут обозначать мужчин и женщин; 2) существительные общего рода; 3) существительные «никакого рода»; 4) существительные мужского рода; 5) существительные женского рода; 6) существительные среднего рода.

*39. Слово падеж является переводом греческого слова, буквально «падение». Вначале это греческое слово употреблялось в языке игроков в кости (бросив во время игры кость, которая падала той или другой стороной кверху).

По образному представлению древних греков – слова, изменяясь по падежам, словно бы падают со ступеньки на ступеньку. Попадая на «ступеньку» какого-нибудь косвенного «падения», слова отклоняются от своего первоначального положения.

Изобразите наши падежи в виде шести ступенек, каждую из них обозначьте сокращенно И., Р., Д., В., Т., П.

Запишите над соответствующими ступеньками все существительные из предложения: Свой рекорд по плаванию стилем кроль спортсменка нашей страны установила в Токио.

40. Когда мы говорим два письменных стола, то имеем в виду, конечно, не один стол. Почему существительное стол употребляется в этом сочетании в единственном числе, хотя прилагательное, к нему относящееся, имеет форму множественного числа 41. Какие из названных существительных могут употребляться с количественным числительным два, а какие с собирательным числительным двое Почему Сани, бани, щипцы, огурцы, сутки, утки, брюки, руки.

*42. М. В. Ломоносов в одном из параграфов «Российской грамматики» так определил правило употребления собирательных числительных: «Числительные двое, трое, четверо, десятеро и прочие во всех падежах требуют существительного в родительном падеже множественном:

двое мещан, трое беглых, десятеро разбойников. Но сие употребляется только о людях, и то по большей части низких, ибо неприлично сказать:

трое бояр, двое архиереев, но: три боярина, два архиерея» (§ 491).

Какое же правило действует в современном русском языке Употребите числительные четыре или четверо с существительными:

мальчик, друг, девочка, подруга, боец, депутат, министр, женщина, доярка, петух, курица, волк, дом, ножницы, сутки.

43. Какие из названных существительных можно считать Почему 1) молоко, пиво, мука, сахар, бензин, белизна, грусть, езда, ходьба, плаванье. 2) Сани, брюки, ножницы, часы, грабли, сутки, опилки, сливки, хлопоты.

44. Прочитайте предложения с предлогом, а затем без него. Изменился ли смысл предложения Докажите свою точку зрения.

Граф Аракчеев был близок к царю.

Граф Аракчеев был близок царю.

45. Предлоги послелоги.

В тюркских и финно-угорских языках совсем немного предлогов, а больше так называемых «послелогов». Они отличаются от предлогов тем, что стоят не впереди, а после знаменательного слова. Например, русское за Родину в узбекском языке – ватан учун (ватан – Родина).

Среди русских предлогов есть один, который может употребляться и как предлог, и как «послелог». Найдите его среди других: без, близ, в, вне, внутри, возле, вокруг, впереди, до, для, за, из, из-за, из-под, к, кроме, мимо, на, над, напротив, о, около, от, перед, по, под, позади, посреди, при, про, против, ради, с, сквозь, через, у.

46. Кто больше Образуйте от полных форм прилагательных с основой на шипящую краткие, где это возможно. Объясните эту возможность.

Рыжий, пригожий, верблюжий, бесстыжий, медвежий, чернокожий, казачий, могучий, кипучий, птичий, ребячий, пахучий, телячий, колючий, горячий, блестящий, пропащий, шипучий, жгучий.



47. Запишите несколько пословиц или поговорок с краткими именами прилагательными.

48. Замените данные словосочетания прилагательными в значении существительных. Употребите два- три из них в предложении (стихотворении, пословице, поговорке).

1) Солдат, стоящий на посту. 2) Идущий куда-нибудь человек. 3) Трудящийся, принадлежащий к рабочему классу. 4) Мощёная улица. 5) На евшийся, утоливший голод человек. 6). Человек, испытывающий голод. 7) Минувшее время, прошедшая жизнь. 8) Время, следующее за настоящим.

9) Специалист по шитью платья. 10) Руководитель (-ница) звена.

49. Викторина по теме «Местоимение».

1. Какие три местоимения не имеют форм именительного падежа 2. Какие местоимения употребляются только в именительном падеже 3. Какие три местоимения могут быть и личными и притяжательными 4. Какие разряды местоимений различаются только значением 5. Какие два местоимения различаются в косвенных падежах только ударением 6. Какое притяжательное местоимение может относиться ко всем лицам и числам 7. С какими предлогами местоимения он, она, оно, они употребляются без начального н 8. В середине каких местоимений пишется ь 9. Формы каких местоимений одинаковы в творительном и дательном падежах 10. Припомните десять слов (существительных, прилагательных), образованных от местоимений.

11. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное, обозначающее спортивный термин 12. Объясните смысл и морфологические признаки местоимений в пословице о двуличном человеке: при тебе – за тебя, без тебя – на тебя.

13. Вспомните крылатые выражения, составленные из местоимений.

*50. Кто больше За определённое время запишите как можно больше возвратных глаголов со значением:

1) Действие совершает над собой само лицо (одеваться);

2) Взаимность действия (мириться);

3) Различные чувства, переживания (радоваться);

4) Процессы и свойства предметов (рвётся);

5) Свойства живых существ (кусается);

6) Различные состояния человека (безличные глаголы, например, нездоровится).

51. Викторина по теме «Возвратные глаголы».

1) Какие глаголы без -ся вообще не употребляются 2) Назовите глаголов, от которых нельзя образовать возвратных. 3) Подберите несколько пар таких глаголов, в которых -ся придаёт производному совершенно иное значение, например, сказать и сказаться (отразиться, обнаружиться). 4) Подберите несколько пословиц, поговорок или изречений из известных вам стихотворений, песен с возвратными глаголами.

52. Назовите несколько глаголов с суффиксом -ну-, не имеющих несовершенного вида (например, грянуть). Вспомните отрывки известных вам стихотворений, в которых встречаются данные глаголы.

53. Образуйте глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида: говорить – ; ловить – ; брать – ; приходить – ; ложиться –.

54. Запишите как можно больше пословиц, поговорок, стихотворных строк с глаголами в форме 2-го лица единственного числа настоящего и будущего (простого) времени.

55. Составьте или выпишите из какого-нибудь текста предложения, содержащие глаголы в личной и безличной формах.

56. Всякое ли слово, обозначающее действие, является глаголом 57. Какие формы глагола приближаются по своему значению к словам других частей речи 58. Какие имена существительные превращаются в форму повелительного наклонения глагола, если смягчить конечный согласный 59. Какие имена существительные совпадают по написанию с неопределённой формой глагола 60. В какой форме проявляется различие двух значений глагола косить («срезать косой» и «быть косым, косоглазым») *61. Причастие или прилагательное Внимательно прочитайте приводимые ниже примеры и определите, причастиями или прилагательными являются выделенные слова. Затем «превратите» причастия в прилагательные и наоборот.

1) Память у него была блестящая.

2) Подходящие к перрону поезда.

3) Резко выдающийся вперёд подбородок.

4) Отражённый свет Луны.

5) Избалованный чрезмерной любовью ребёнок.

6) Смеющиеся лица малышей.

7) Яркие, кричащие краски.

8) Взволнованный блуждающий взгляд.

9) Раскисшая от дождя погода.

10) Спокойный, сдержанный характер.

11) Всеми уважаемый товарищ.

*62. Прочитайте отрывок из комедии Д. Фонвизина. В каком значении употребляется здесь слово грамматика О каких частях речи идёт разговор Правдин (взяв книгу) … Это грамматика. Что же вы в ней знаете Митрофан. Много. Существительна да прилагательна… Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное Митрофан. Дверь, котора дверь Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта Прилагательна.

Правдин. Почему же Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана неделю дверь стоит ещё не повешена: так та покамест существительна.

63. Укажите, какие из приведённых ниже слов имеют одинаковые окончания.

Домов, столов, коров, ковров, голов, основ, степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

О Т В Е Т Ы 2. Определение какая при слове домина автор поставил в форме женского рода, а местоимение в этом стоит в форме мужского рода.

5. Носков, чулок, бурят, монголов.

6. Все они содержат субстантивированные слова: смелого, старое, пустое, порожнее, ленивому, старого, бывалого.

7. Мужского рода. Можно. Синтаксически – в словосочетании гардинный тюль; морфологически – занавески из тюля, вышивать по тюлю.

8. Якоря. Штормы. Якори – устар. Шторма – профессиональное.

9. 1) Ворота («Волк на псарне»). 2) Переговоры (там же). 3) Очки («Мартышка и очки»). 4) Щи («Муму» И. С. Тургенева).

10. Теремок, лесок, ленок, мирок, листок.

11. Да, могут, если обозначают разновидности (сорта) каждого из веществ, названных приведёнными в задании существительными. Например: сортовые стали, растительные жиры, технические масла и др.

12. Ножницы, щипцы, плоскогубцы, тиски, грабли, вилы, носилки и др.

13. В предложном: в доме и на дому, о саде и в саду и т. д.

14. В винительном падеже: в среду – в среду.

15. Существительное ость (ср.: остистый). Толковый словарь русского языка представляет два значения существительного ость: 1) у растений – тонкий, заострённый, иногда колючий или перистый отросток на верхушке или спинке нижней цветковой чешуи или (реже) колосовой чешуи у многих злаков – остистая (безостая) пшеница и т. д.; 2) у млекопитающих животных – верхний ярус волосяного покрова, относительно тонкие у основания и утолщённые у вершины, длинные и прямые волосы.

17. «Зимняя дорога»: «Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика, – то разгульно удалое, то сердечная тоска…» 18. Русской национальности (русский, русская).

19. Прошлое («… забудем прошлое, уставим общий лад…»); другие (…с другими грызться рад…); ловчий, мировая (…»с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой…); гончие (… и тут же выпустил на волка гончих стаю»).

20. Первый. Второй. Способ образования морфологический (супплетивация).

21. Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поёт (дверь).

22. Некого, нечего, себя.

23. Кто не с нами, тот против нас. Один за всех и все за одного и др.

24. Вы, мы, ты.

27. Я: всегда говорит о себе, но в алфавите последнее.

28. Самый. Ср.: Самый добрый, самый умный, самый тёплый и т. д.

29. Смеяться, улыбаться, стараться, бояться, гордиться, карабкаться и др.

30. Бежать, болеть, греметь, гудеть, плыть, помогать, вредить, толстеть, худеть, отвечать. При желании можно назвать и другие глаголы.

31. Обессилить – обессилеть; ослабить – ослабеть; чернить – чернеть; оледенить – оледенеть.

32. Подлежащее. Сказуемое.

33. Могут. Например: езда верхом, путешествие пешком, бег трусцой, бег вприпрыжку, разговор шёпотом, чтение вслух, чтение лёжа, прогулка вдвоём и т. д.

35. В объявлении допущена ошибка. Оно должно быть написано так:

«В продажу поступил молодой картофель». Картофель – существительное мужского рода. Морфологический способ определения рода: слово имеет нулевое окончание, мягкий согласный в основе, окончание -а в родительном падеже. Синтаксически можно определить род существительного по окончанию глагола прошедшего времени (нулевое окончание): поступил и окончанию прилагательного: молодой (картофель). Как видим, это не помогло автору безграмотного объявления.

36. Имена существительные одушевлённые с суффиксом -тель относятся в русском языке к мужскому роду. В задании это будут: водитель, заместитель, зритель, житель, покупатель, строитель, предатель, слушатель, руководитель, избиратель, любитель. И существительные неодушевлённые, образованные при помощи суффикса -тель: проявитель, двигатель, числитель, картофелекопатель, звукоуловитель.

Остальные существительные относятся к женскому роду: заимствованные артель и канитель, у них нет данного суффикса -тель, русское слово постель, в котором тоже нет суффикса. В слове метель суффикс ель.

38. 1) Врач, космонавт, инженер. 2) Плакса, староста, умница, стиляга, Черных. 3) Джунгли, тропики, каникулы, Альпы, Карпаты – слова, ко торые употребляются только в форме множественного числа. 4) Тбилиси, город, кофе, Сочи, пень, край, шимпанзе. 5) Ракета, звезда, река, тень.

6) Солнце, звено, эхо, время, поколение, такси, какао, пенсне.

40. В этом сочетании две загадки. В древнерусском языке существительные в сочетании с числительным два имели форму двойственного числа. Затем с исчезновением двойственного числа эта форма стола (сравните форму множественного числа столы) была переосмыслена как родительный падеж единственного числа, в то время как прилагательное имеет форму множественного числа и согласуется с существительным только в падеже, но не в числе.

41. С числительным два употребляются существительные: бани, огурцы, утки, руки т. е. эти конкретные существительные называют предметы, подвергающиеся счёту, например, один огурец, два огурца, три огурца и т. д. С числительным двое употребляются существительные: сани, щипцы, брюки, обозначающие составные предметы, состоящие из двух (парных) частей и сутки, обозначающее отрезок времени. Все эти существительные, в отличие от конкретных, сочетающихся с количественными числительными, употребляются только в форме множественного числа:

двое саней, щипцов, суток, брюк.

43. Такие предметы, как сани, брюки, ножницы, часы, грабли можно считать, используя собирательные числительные (трое саней, четверо брюк и т. д.). Жидкости или неделимое вещество – молоко, пиво, муку, сахар, а также опилки, сливки – измеряют, взвешивают (литрами, стаканами, килограммами, мешками и т. д.), но не считают.

Не сочетаются ни с количественными, ни с собирательными числительными отвлечённые существительные со значением качества (белизна, грусть) или отвлечённого действия (езда, ходьба, плавание, хлопоты).

1. Подберите синонимы к словам: громкий, дремучий (лес), печаль, кричать.

2. Замените данные словосочетания, одним словом-синонимом:

Обозначение, название места, где кто-либо живет и надпись на конверте — …

Внутренняя сторона кисти руки — …

Изображение человека на картине или фотографии — …

3. Подберите антонимы к словам:

освобождать — ………….; настоящий — ………………..; гладко — …………………; возвышенность-…….. ..

4. Запишите пословицы, в которых встречается слово семь.

5.Слова базар и рынок — синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения: птички базар и птичий рынок.

6. В одной из басен у И. А. Крылова есть такие строки:

Мартышка вздумала трудиться, Нашла чурбан и ну над ним возиться! Хлопот Мартышке полон рот…

Объясните значение фразеологизма: хлопот полон рот!

7. Найдите «лишнее» слово в синонимичном ряду:

красивый, миловидный, хорошенький, неказистый, пригожий.

8. В книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» говорится;

«Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от нее любимого щенка». Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите.

9. Составьте предложения или словосочетания, в каждом из которых был бы один из синонимов. Объясните разницу в их употреблении.

Интересный, забавный, занимательный.

10. Напишите слова, значение которых дано ниже:

место на реке, где ее можно перейти — …;

отверстие вулкана — …;

место, где пересекаются улицы — …;

таблица или книжка с перечнем всех дней в году — …

11. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду:

всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.

12. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

13. Сравните по смыслу глаголы в каждой строке, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки?

Глядит — смотрит, молчит — говорит, дремлет — спит, начинает — заканчивает, сверкает — блестит, спасает — выручает, от крывает — закрывает, завязывает — развязывает, зовет — окликает, думает — соображает, теряет — находит.

14. Наши предки называли месяц март — «протальник». Почему? Дайте письменный ответ. Запишите в один столбик изменения (формы) этого слова, в другой — родственные слова.

15. В каком глаголе нет сто раз?

16 Сочинение-миниатюра по пословице

17. Тяп сказал Ляпу:

Я съел тарелку супа.

А Ляп похвалился: — А я уже съел полторы тарелки? Кто из них остался голодным? Почему?

18. Ученик утверждает, что подчеркнутые слова — это синонимы. Согласны ли Вы с этим?

Зябнет осинка. Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару.

(И. Токмакова)

19. Ученик, отвечая урок, сказал, что слова-антонимы относятся к разным частям речи. Прав ли он? Запишите ваши рассуждения.

20. Почему мы говорим:

«белая ворона»; «красная строка»; «зеленая улица»?

Морфология

1. Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? А из трех?

2. Подряд три предлога возьмем, А целое на дереве найдем.

3. Выпишите подчеркнутые слова, определив, какой частью речи они являются:

Стою на нашем берегу , покой границы берегу. Больной плохо переносил лекарства.
4. Проспрягайте глаголы:
бросить, сесть.

5. Превратите глаголы в другую часть речи, не изменяя орфографического написания:

мели, окуни, пряди.

6. Определите часть речи данных ниже слов. Приведите примеры. Есть ли омонимы к этим словам?

Покрой, жгут, стих, пила.

7. Выявите различия в словах: толстого (прил.), Толстого (фамилия).

8. Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих имен существительных:

парус, паспорт, порт, торт, якорь, лектор, инспектор, договор.

9. Найдите в тексте слово, образованное путем перехода одной части речи в другую.

Шурка

Я смотрю — в избе мой брат, У него шинель до пят.

Он с запиской отпускной. К нам пришел на выходной.

10. Укажите имя существительное, которое не имеет формы множественного числа:

пузырь, родня, степь, инженер, дочь.

11. Укажите имя существительное женского рода:

профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, рельс.

12. Какой глагол, родственный глаголу петь, в прошедшем времени женского рода совпадает по звучанию и написанию с именем существительным?

13. Образуйте множественное число от данных имен существительных:

профессор, пастбище, доктор, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофер, стакан, полотенце.

14. К какой части речи принадлежат слова: рабочий, гостиная. Докажите.

15. Запишите следующие глаголы в третьем лице множественного числа:

строить, бороться, сеять, гонять, таять, таить, хотеть, бежать, увидеть, вытерпеть.

16. Укажите имя существительное мужского рода: авеню, кашне, депо, шоссе, кофе.

17. Какое имя существительное имеет в именительном падеже множественного числа окончание — ы?

Мастер, доктор, директор, герб, профессор.

18.Что необходимо сделать, чтобы краткие имена прилагательные звонок, мелок стали именами
существительными? (Ни одной буквы при этом менять нельзя).

19. К какой части речи относятся выделенные слова?

На то и печь , чтобы хлебы печь . Снежное покрывало все поле покрывало.

20.Какими частями речи могут быть эти слова? Составьте с ними словосочетания: простой, гнет, пила.

21. Вы знаете, что имена существительные изменяются падежам и числам. Есть ли среди имен существительных слова, которые не изменяются по числам? Приведите примеры.

22. На какие группы делятся части речи. Если сможете дополните схему. Если не сможете выполнить задание, напишите, почему) Вы не смогли его сделать.

23. Слова в русском языке распределяются по частям речи. Какие признаки лежат в основе этой классификации? 1. 2. 3.

24. Определите род имен существительных: неряха, соня, грязнуля.

У вас затруднение? Придумайте примеры, чтобы эти слова обозначали лиц как мужского, так и женского пола. Помогла подсказка? Сделайте вывод.

25. Определите род имен существительных: странами, сани, столов, о книгах, дрова.

26. Определите падеж слов облако, карандаш. Приведите примеры.

27.Замените местоимения другими частями речи так, чтобы был понятен смысл стихотворения.
Сказали мне, что с нею вы При них на берегу

Его ловили. Но, увы: Я плавать — не могу!

Мы Вам ее, она нам — их, Вы им обратно нас.

Он с нею, к нам опять для них, А мы с ним — к ней от Вас…

Хоть мне известно, что оно Их любит больше тех, —

Все это тайной быть должно Для нас и Вас от всех…

28. Образуйте отданных глаголов глаголы 1-го лица единственного и множественного числа и запишите: петь, хотеть, победить, гудеть, дудеть, пить, лететь, убедить.

29. Учитель спросил: «Какого времени глаголы читал, играл, писал ?» Петя ответил: «Это глаголы прошедшего времени». Вася решительно сказал: «Настоящего, потому что я сегодня играл, читал, писал». Кто прав? Объясните, почему. Поясните письменно свой выбор.

Состав слова. Словообразование

1.Винни-Пух любил сочинять песенки: «ворчалки», «сопелки», «пыхтелки», «свистелки». Как Вы думаете, что они называют? Сформулируйте общий признак образования этих слов. Запишите. Придумайте свое название песенки.

2. Выпишите родственные слова и формы одного и того же слова:

лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.

3. Выделите лексически значимые части слов:

приморский, переоценка, подушечка.

4.Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах:

подделка, восстание, ссора, воссоединение, конный, вволю.

5. Подберите однокоренные слова, в которых были бы:

6. Задумайте слово, в котором корень тот же, что в слове
слова разведчик, окончание — из слова сирень.

Запишите слово, сделайте схему.

7. Найдите однокоренные слова в тексте:

Дождик льет — кругом вода, Мокнут столб и провода, Мокнут кони и подвода, Дым над крышами завода. От бегущих быстрых вод Задрожал водопровод, Протекает небосвод — На земле водоворот, А по лужам у ворот Дети водят хоровод.

8. Какое из данных слов является родственным слову нос?

Носильщик, поднос, переносица, подношение, занос.

9. Какие части слова можно найти в слове земля?

10. Какое слово задумано?

В нем приставка такая же, как в слове подруга , корень -как в слове игрушка , суффиксы такие же, как в слове читал , окончание — как в слове стол .

11. Это однокоренное слово со словом летчик , приставка такая же, как в глаголе перепрыгнул , суффиксы такие же, как у глагола слышать .

12. Коля получил задание: выделить корни в однокоренных словах в отрывке из стихотворения М. Исаковского. Вот как он это сделал. Прав ли Коля?

Летят перелетные птицы Ушедшее лето искать,

Летят они в дальние страны, А я не хочу улетать.

13. Найдите третье «лишнее» слово:

гореть, угореть, гора;

пот, потолок, потливый;

боль, большой, больница;

рисунок, рис, рисовать, рисование;

море, морщины, морской;

пища, пищевой, пищать.

14. Выделите:

а) суффикс в словах: лживый, дождливый, доверчивый;

б) корень в словах: оттепель, вливать, родник.

15. Если взять корень из слова полагать , приставку из слова приложение , суффиксы из слова восклицательный , окончание из слова числительное , то получим слово …………………………….

16. Есть ли в предложениях слова с одинаковыми окончаниями?

Утром мы любуемся восходом. Вечером мы любуемся закатом.

17. Как большой дом превратить в маленький? Как топор превращается в рукоятку?

18. В каком слове нет приставки?

Подождать, подозрение, подошва, подорожник, подолбить.

19. Получив задание подобрать однокоренные слова в стихотворениях советских детских поэтов, Лена записала стихи Комаровского и Ладонщикова, подчеркнув в них однокоренные слова. Права ли Лена?

У меня друзей немало, Но я всех нарисовала:

Кол я кол ет, Пол я пол ет.

Паш а, паш ет. Сон я сп ит.

Кат я кат ит. Тон я тон ет.

Но не дам ей утонуть!

Я спасу Тоню -Подрисую что-нибудь.

20. Как образовались слова:

пригород, снегопад, городишко, верблюжонок, кинозал.

21. Одинаковы ли по составу слова? Каково их лексическое значение?

Слепить глаза — слепить игрушку; скупить книги — скупой на ласку.

22. Все ли приведенные пары слов являются однокоренными? Докажите.

Носатый — носильщик; смешивать — смешить; конец — кончаться; виноватый — извиняться.

23. В каком слове нет приставки:

намерение, надрывать, надумать, надломить, надоесть.

24. Определите состав слов: стульчик, перчик, огурчик, переплетчик.

25. Разберите слова стекло, дали по составу. Напишите алгоритм своего действия «Что я делал?»
1) 2) 3) 4) 5)

26. Выпишите имена существительные с суффиксом — ок:

замок; теремок; лесок; песок; ветерок; мирок; приток; листок.

27. Определите, на какой модели показаны разные слова, а на какой — изменение слова:

28. Выпишите группы однокоренных слов:

грач, гречка, вода, грачиха, сад, водичка, грачата, садовый, водный, садик, водитель.

29. Подберите модели к словам рыбка, старик, старуха.

30. Распределите слова по группам, выделите окончания. Докажите наличие или отсутствие окончания:

пальто, ребенок, меню, пейзаж, метро, табло, кенгуру, дочь

Орфография

1. Вставьте подходящие по смыслу предлоги:

вернулся … школы, … завода, … Крыма, … Москвы, … экскурсии, г.. санатория, … курорта.

2. Запишите данные слова в родительном падеже множественного числа:

носки, туфли, чулки, яблоки, весло, апельсин, капля, знамя, ботинки, шляпа.

3. Вставьте нужную букву в начале слова: (с, з)дание, (с, з)жать, (с, з)давить, (с, з)делать, (с, з)десь, (с, з)гиб, (с, з)дешний, (с, з)бить, (с, з)говориться, (с, з)беречь.

4. Распределите слова по группам. Сформулируйте вопрос к товарищу о правописании этих слов: фальш (?), стрич (?), стриж (?), брош (?), палач (?), плач (?), калач (?), ковш (?), мякиш (?), силач (?), береч(?).

5. В каждой группе слов найдите лишнее слово и выпишите его.

Молоко, бревно, пальто, число, весло; клевета, забота, весна, победа, истина;

звук, жест, долг, глаз, рукав; они, мы, сани, вы, ты;

олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.

6.Перепишите, заключая, где надо, в кавычки собственные имена существительные: книга Сын полка, кинофильм Семеро смелых, собака Отважная, семья Беликовых, рассказ Чук и Гек, река Волга, город Самара, газета Известия.

7. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки: н.(..)кому (н…)писать, (н…)где разместить, (н…)куда (н…)ездить, (н…)кому рассказать, (н…)кого (н…)спрашивать.

8.3апишите слова, вставляя пропущенные буквы:

сер…ёзный, раз…езд, без…ответственный, с…язвить, трех…этажный.

9. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?

10. Исправьте ошибки: Сестра любит братца за любую работу.

Ей сегодня не спица.

Выходной переносица на пятницу.

11.Поставьте имена существительные в форме родительного падежа множественного числа:

Яблоко, помидор, теленок, килограмм.

12. Раскройте скобки: пара (ботинки), пара (чулки), пара (сапоги), пара (носки), килограмм (яблоки), килограмм (помидоры), много (апельсины).

13.Вставьте безударный гласный в слове коз…чка. Ученик предложил проверочное слово коза. Правильно ли рассуждал ученик?

14. Слово очень разделите на слоги и для переноса.

15. Выпишите те однокоренные слова, в корне которых все безударные гласные надо проверять:

веселый, веселиться, веселье, весело, повеселел, развеселился.

16.Представьте себе, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить ь. Что Вам помогло выполнить это задание?

1) Мелестная девеж (?) притясла комейный боромож (?).

2)Лусый морош (?) увертел чуленую велоч (?).

17. Какие буквы никогда не бывают прописными в именах людей, кличках животных?

18. Определите вид орфограммы. Вставьте букву в том слове, в котором есть орфограмма жи-ши:

пруж…на, корж…к, камыш…, ш…на, маш…на, нож…, ж…раф, ш…мпанзе, ш…шки, ж…лет, ж…вот, леж…т, хиж…на.

19. Слова разбиты на 2 группы. Определите признак группировки.

1)Ло-па-та, зверь-ки, ли-ней-ка, у-чи-тель. 2) Лопа-та, зверь-ки, ли-нейка, учи-тель.

Вспомните правило о переносе слов. Можете ли Вы внести изменения?

20. Найдите «спрятавшиеся» слова с непроверяемым написанием.

22. Слово заканчивается на ша. Нужен ли мягкий знак?

23. Выберите № правильного ответа для всех слов. Докажите.

слово

ответ

П-тно

Л-сник

Пр-вдивый

24. Подчеркните орфограммы.

Бобровый пруд

Протекал в лесу тихий ручеек. Пришел к ручью бобёр. Наносил он сучьев, напилил острыми зубками молодых осинок. Построил зверек плотину. Разлился большой бобровый пруд. Завелись в пруду рыбки. Поселились на берегу лягушки. Свила у берега гнездо утка. Весело стало лесным жителям. Стрекозы комаров гоняют. Ласточки грудкой по воде чиркают, радостно щебечут. Прилетел черный аист, у воды на одной нога подремал. Спасибо бобру!

(По Н. Сладкову)

Какие виды орфограмм встречаются в этом тексте?

25. Раскройте скобки и запишите только те предложения, в которых не является частью корня:

1. Вася — (не) ряха.
2 (Не) настье задержало нас в пути.

3. (Не) надо печалиться.

26. Наблюдая место разделительных знаков в словах, ребята записали результат работы в схеме: ъ ь ь. Дополни схему.

27. Найдите слова, в которых нет ни одной трудности в написании согласных звуков:

Невесомость, небосвод, траектория, звёздный.

28. Выпишите только те слова, написание которых вы не знаете:

(не) дотрога, (не) ожиданность, (не) взял, (не) поседливый, (не) конец, (не) брежно, (не) пременно, (не) хочет, (не) сносный, (не) пустить, (не) навидит, (не) было, не (быстро), (не) равный.

29. Заполни кроссворд, подбирая слова из словаря:

30. Игра «Редактор».

Исправьте ошибки, запишите текст. Выберите ответ. В тексте: 12 ошибок; 17 ошибок; 20 ошибок.

Муравьи

Весеннее солнце пробут ото сна муравьев. Оживет муравейник. Муравишки выберутся из зимних квартир, они будут ченить свои жылищя. Муравьи принисут веточьки, сучья, сухую хваю. рыжие муравьи истребляют лисьных вридителей. Они помогут нам сохранить леса. Негубите жилища муравьев, нераскапывайте палкой муравиные кучи! (По Г. Скребицкому)

31. Из данных слов выпишите только те, в которых приставки « ошибкоопасны »:

вложить, предвидеть, подтягивать, подметать, надстроить, отделать, спрыгнуть, срезать.

32. Можно ли правописание приставки до — в словах дописать, доработать (придумайте свои примеры)… проверить приставкой до — в слове досуха.

33. Для того, чтобы написать правильно безударный гласный в корне, надо хорошо знать, как «добывают» проверочные слова. Назовите способы «добычи».

34. Образуйте «гнездо» родственных слов. Для чего нужно образовывать такие «гнезда»?

ДОМ — ЗЕМЛЯ —

35. Вам приходилось встречаться с такими «проверками» слово леса ученик проверил словом лист и написал в корне и перетащил — тощий, уголок — угол.

Получив тетрадь после проверки, ученик очень удивился. Почему он удивился? Объясните, что он сделал неправильно?

36. Есть слова, правописание которых нельзя объяснить правилом. Какие это слова? Приведите примеры. Что нужно сделать, чтобы правильно написать такие слова? Как Вы запоминаете эти слова?

37. Найдите слова с парными согласными, написание которых надо проверить.

Ёж пыхтит и морщится: Что я вам, уборщица? Лес никак не подмету… Соблюдайте чистоту.

Степа в этот раз Утопающего спас.

Орфоэпия. Фонетика.

1. Статуя, магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, ща вель, цемент, одобрить, положить.

2. Расставьте ударения в словах:

Алфавит, партер, средство, шофер, положил, документ, километр, случай, хозяева.

3. Расставьте ударения в словах:

Августовский, береста, пихта, столяр, фонетика, языко вое, торты, красивее, творог.

4. Выберите слова, в которых ударение падает не на пер вый слог:

Цемент, портфель, хвоя, дневник, фарфор.

5. Расставьте ударения в словах:

Мармелад, пропасть, лыжня, фиолетовый, капризничать, почерк, диспансер, заржаветь, околесица, современный, ме жа, чистильщик, импорт, медикаменты.

6. Выпишите слово, в котором ударение падает на первый слог:

Удить, тефтели, ворота, процент, дневник.

7. Расставьте ударения в словах:

Дефис, жалить, досуха, шинель, звонит, договор, изобре тение, балую, пуловер.

8. Расставьте ударения в словах:

Баловать, квартал, украинский, начать, прожил, новоро жденный, столяр, по средам, щавельный, комбайнер, вы пра вы, огниво, орфографический, разбаловаться, форзац, атлас, фольга.

9. Выберите из двух ответов правильный.

1) Кваканье лягушки, лай собаки, мяуканье кошки:

а) это звуки;

б) это звуки речи. Из них получаются слова.

2) [м, ы, ш, к, а]:

а) это звуки;

б) это звуки речи. Из них получаются слова. Какие слова можно составить из этих звуков?

10. Запишите три слова, в которых букв больше, чем звуков, и три слова, в которых звуков больше, чем букв.

11. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

[а] Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.

[т] Кто любит труд, того люди чтут.

12. Подберите слова, различающиеся одним звуком (глу хим или звонким). Первое означает животное, живущее под землей; второе — пещеру, преимущественно искусственную.

13. Определите, сколько звуков в словах:

Я, он, мал, пою, яблоко, а, возьму, юг, подъем.

14. Определите, сколько раз в тексте загадки встречается звук [с]. Отгадайте ее.

Через поле и лесок

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

15. Ученик 2-го класса, выполняя звуковой разбор словоформы на цыпочки , охарактеризовал звуки так:

[н] — согласный, глухой, твердый;

[а] — гласный;

[ц] – гласный, звонкий, твердый;

[ы] — гласный;

[п] — согласный, глухой, мягкий;

[а] — гласный;

[ч’] — согласный, мягкий, глухой;

[к] — согласный, глухой, твердый;

[и] — гласный.

Правильно ли ученик разобрал слово? Докажите.

16. Какими фонетическими признаками объединены слова: Прорубь, сладкоежка, морковь, творог?

17. В каком слове есть только твердые согласные звуки? Водит, пашешь, верит, велит, смех.

18. Произношение какого слова не совпадает с написанием: мак, стол, грустно, вить, лить?

19. Чем различаются слова ёж и ешь?

20. Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:

Лагерь, инженер, окрестность, березка, бурьян, рояль, ряд.

21. Прочтите слово тир. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили-были старик да старуха.

22. Какие слова получаются, если звуки слов лён и куль произнести в обратном порядке?

23. Найдите слова, в которых рядом стоят два гласных звука:

Театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.

24. Какими фонетическими признаками объединены слова: вкривь, коврижка, врозь, книг?

25. В каком слове количество букв и звуков совпадает: семь, ёж, прелестный, боюсь, сеют?

26. Какие из слов срезал, сумел, списал, сгорел могут служить доказательством того, что приставка с — никогда не изменяется на письме?

27. Слова произносятся так: [м о с’ т’ и к], [б а н’ т’ и к]. За пишите их по правилам русской орфографии.

28. Выпишите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево:

Тот, дед, шалаш.

29. Ученик написал: «Был фчера на фудболе». Ошибки это или описки? Докажите.

30. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова?

Деревенский старожил. Сад колхозный сторожил.

31. Из звуков, входящих в слово палитра, ученик соста вил слова:

Пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.

Найдите среди них слова со звуками, которых нет в слов палитра.

32. Найдите загаданный звук.

Я — в озерах и реках, но в море меня нет.

Я — в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет.

33. Сколько букв о и звуков [о] в данном предложении: Звонят все колокола.

34. Укажите, сколько раз звук [з] встречается в предложении:

Зина обратилась с просьбой к Лизе.

35. В начале слов экран, эфир произносится звук [э]. Объясните, почему?

36. Вместо выделенных букв вставьте звуки в словах. Докажите выбор звука:

из Испании — спании; мягкий — мякий; визг — ви; съезд — езд.

37. В каком слове есть только твердые согласные звуки: мел, лось, тема, можешь, матч?

38. Составьте слово из звуков:

1-й — глухая пара звука [з]; 2-й — глухая пара звука [д]; 3-й — гласный [о] под ударением;

4-й — глухая пара звука [г].

39. Поставьте ударения в словах. Для чего служит уда рение в словах? Запишите свой ответ. Определите, по ка ким признакам слова похожи, а по каким — различны. Запишите.

Стрелки, замок, белок, дорога, косит, выкупать, трусит.

40. В каких словах неправильно названа буква согласно го? Исправьте ошибку.

1. Юноша – нэ, ша;

2. Задача — зэ, дэ , чэ;

3. Солнце – сэ, эл, эн, цэ.

41. Из каждого слова уберите по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово: всласть, горсть, склон, полк, тепло, беда, экран.

42. Добавьте к каждому из данных слов одну фонему, что бы получилось новое слово:

Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, укус.

43. Угадайте слова.

I. С ч — над морем я летаю,

С г — в машинах я бываю,

С м — меня ты надеваешь,

С л — собаку называешь.

II. С к — я в школе на стене, Горы, реки есть на мне.

С п — от вас я не таю . В каждом классе в ряд стою.

III. С б — смертельной я бываю,

С м — меха я пожираю,

С р — актеру я нужна,

С с — для повара важна.

44. Назовите слово, в котором 5 раз содержится звук [у].]

45. Знаете ли вы, на какой звук в русском языке нет ни одного слова?

46. Сколько согласных не может быть в одном слоге?

47. Какие из приведенных ниже слов произносятся с [шн]? Продолжите этот ряд.

Скучно, нарочно, конечно, коричневый, гречневый…

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков (урок формирования новых умений).

Метод обучения: системно-деятельностный.

Уровень подготовленности класса: высокий.

Образовательные цели:

  • Повторить способ образования глаголов в форме повелительного наклонения.
  • Уметь сопоставлять омофоны: формы изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и формы повелительного наклонения.
  • Знать о синтаксической роли глаголов в форме повелительного наклонения.
  • Готовить к решению тестовых заданий ЕГЭ.

Развивающие цели:

  • Развивать речевой слух.
  • Формировать понимание связанности языковых явлений.
  • Развивать логическое мышление, речь учащихся.

Воспитательные цели:

  • Воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.
  • Формировать школьника как грамотную личность.
  • Развивать интеллект учащегося.

Оборудование:

  1. Русский язык. Теория. 5-9кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. — М.: Дрофа, 2005.
  2. Русский язык: Практика.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Г.К. Лидман — Орловой. — М.: Дрофа, 2006 .
  3. Карточки для индивидуальной работы у доски (предназначены для самостоятельной работы и способствуют формированию грамматико-орфографических умений).
  4. Раздаточный материал для групповой работы (способствует развитию речи учащихся).
  5. Опорный конспект (создает условия для синтеза рассуждений, способствует запоминанию правила).
  6. Буклет (экономит время на уроке при получении новой информации; содержит материал для проверки знаний учащихся; приучает к компьютерному оформлению текстов).

Ход урока

  1. Организационный момент.

На предыдущих уроках мы познакомились с повелительным наклонением глаголов. Сегодня будем обобщать полученные знания и поговорим о синтаксической роли глаголов в форме повелительного наклонения.

  1. Закрепление и проверка усвоения алгоритма образования глаголов в форме повелительного наклонения.

Поможем глаголам хоть на некоторое время стать повелительными. Роль повелителя глаголов выполняет ученик…

  1. Задание:
  • Решить (II спр.) — они решат — реши — решите
  • Решать (I спр.) — они решают - решай — решайте
  • Улыбаться (I спр.) — они улыбаются — улыбайся — улыбайтесь
  • Улыбнуться (1 спр.) — они улыбнутся — улыбнись — улыбнитесь
  • Ехать (не образуется)

(Вывешивается плакат): Запомните!

От глагола ехать повелительное наклонение не образуется.

  • Поехать — поезжай - поезжайте
  • Ездить - езди — ездите
  1. Устная работа по исправлению ошибок в речи.

У Корнея Чуковского есть книга “От двух до пяти”. Там дети говорят так, как думают. А это не всегда правильно.

Исправим ошибки ребят.

  • Нарисовай мне барбоса
  • Отскорлупай мне яйцо.
  • Спей мне песню о глупом мышонке.
  • Замолоточь этот гвоздик.
  • Почесай меня.
  1. Повторное формулирование выводов по теме “Образование глаголов в форме повелительного наклонения”. Проверка усвоения теоретических сведений (домашнее задание).
  1. Введение приобретенных умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся.

Выполнение аналитико-синтетических упражнений. (Четыре человека работают у доски по карточкам, а остальные — в группах по четыре человека).

  1. Задание для группы. Даны разделенные на смысловые части пословицы и поговорки, которые надо будет, будет, во-первых, собрать воедино, во-вторых, сделать вывод о значении глаголов в повелительном наклонении. Выполнившие задания у доски, присоединяются к остальным. (См. приложение № 1)
  2. Индивидуальные задания.
  • Карточка № 1

С какими существительными совпадут по написанию и произношению глаголы выть, лаять, нагонять, парить, попугать, если им придать форму повелительного наклонения? Как называется такое явление?

Ответ. Омонимия, перед нами омоформы.

  • Карточка № 2

Во что превратятся существительные бури, дроби, копи, окуни, отруби, пряди, соли, топи, если перенести в них ударение с первого слога на последний? Как называется такое явление?

Ответ. Омонимия, перед нами омографы.

  • Карточка № 3

Что получится, если в существительных закройка, лейка, мойка, настройка, стойка, шейка слог — ка отделить дефисом?

Ответ. Получится повелительное наклонение глагола. Слог КА смягчает приказ. Такое явление называется омонимия. Перед нами омоформы и омофоны одновременно.

  • Карточка № 4

Вставьте пропущенные буквы.

Ребята, пиш…те быстро!
Когда напиш…те, сдадите тетради.

— Какое явление мы наблюдаем?

Ответ. Это омофоны, так как совпадает фонетическое звучание изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и форма повелительного наклонения глаголов.

  1. Проверка домашнего задания (упр. 195).

Ваше домашнее задание также включало в себя явление омонимии. Докажите это.

Вывод: формы глаголов 2-го лица изъявительного наклонения фонетически совпадают с повелительным наклонением, только следует учитывать спряжение и морфемный состав данных слов.

  1. Выполняем аналогичное задание, только в форме теста ЕГЭ. (Карточка у каждого на столе).

В каком глаголе пишется –и-?

  • Вынес…те, пожалуйста, мусор.
  • Когда вынес…те, можете быть свободны.
  • Пока не умолкн…те, я говорить не буду.
  • Как только выбер…те, я продам.

Ответ: 1

  1. Информационная справка из истории слова.

Как вы заметили, в первом предложении теста есть слово пожалуйста . Оказывается, пожалуй имело значение “награди меня своей милостью”. К именам властных, именитых людей добавлялось слово старый, в значении “почитаемый”, “уважаемый”. Слово старый повторялось постоянно, без всякого смысла, лишь бы выполнить долг вежливости. И так как на это слово не падало ударение, то оно произносилось неотчётливо. Из-за быстрого проговаривания от него остался только слог ста -. Вот от двух слов, существующих в древнерусском языке, и образовалось наше “волшебное слово” пожалуйста.

Кстати, как вы считаете, имеет ли это слово отношение к повелительному наклонению? Что мы знаем о вводных словах?

  1. Углубление понимания синтаксической роли глаголов повелительного наклонения в предложении
  1. Графический диктант.

Товарищи, пожалуйста, пишите грамотно!
Пословица – мудрость народа.
Плот бесшумно скользил по реке.
К сожалению, люди ночей не спят, недоедают и болеют.
Молодой человек, учитесь у старших.
Друзья мои, работайте, а мы будем отдыхать.

Вывод: в предложении глагол в повелительном наклонении является сказуемым. В таких предложениях обычно нет подлежащего, а существительное в именительном падеже является обращением.

  1. Запишем предложение.

Пусть ребята идут на тренировку .

Чтобы правильно произвести синтаксический разбор данного предложения, прочитаем на странице 130 “Теории” последний абзац (параграф 94).

Произведём синтаксический разбор нашего предложения.

Ответ: простое, побудительное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, ничем не осложнено.

  1. Выполняем упражнение № 200.

Вывод: Если приказ или просьба обращены не к 1-му и 2-му лицу, а к 3 лицу, то повелительное наклонение образуется с помощью частиц пусть, пускай, да , которые прибавляются к глаголу в форме изъявительного наклонения настоящего или будущего времени. В таких предложениях всегда есть подлежащее.

  1. Подведение итогов урока.

Самостоятельное формулирование учащимися вывода о роли глаголов повелительного наклонения в предложении.

Каждому ученику выдается информационный буклет с заданием. (См. приложение № 2.)

Информационная справка из буклета отрывается и вклеивается в опорный конспект, а в текстах надо найти глаголы, в которых просьба, приказ направлены к 3-му лицу. Ответы на вопросы буклета сдать.

Домашнее задание: § 94, упражнение 202, рабочая тетрадь

Цель: повышение интереса к изучению русского языка

Задачи :

  • прививать любовь и уважение к родному языку;
  • формировать познавательную активность;
  • развивать сообразительность;
  • расширять словарный запас.

Оборудование: доска оформлена плакатами с высказываниями о русском языке; карточки с заданиями, листы бумаги, ручки; атрибуты команд; грамоты, призы.

Жюри: учитель русского языка, старшеклассники.

Ход мероприятия

I. Разминка

1. Какая игла не тонет в воде? (рыба - игла)

2. Какое животное и какой корабль имеют одинаковое название? (броненосец)

3. Название какой птицы образовано от звукоподражательного междометия? (кукушка от “ку-ку”)

4. Что означает выражение “баюшки – баю” ? (Это выражение произошло то древне русского глагола баять, т.е. рассказывать.

Выражение “баюшки – баю” означает: “Я рассказываю сказочки”.)

5. Какие буквы в русской азбуке не обозначают никакого звука? (Ь и Ъ)

II. Конкурс “Имя существительное”

1. На доске написаны слова, составьте из них пословицы, запишите их, объясните знаки препинания. (Каждой команде - одна пословица)

Ученье, тьма, свет, неученье. Повторение, учение, мать.

2. Выпишите из данных пословиц имена существительные в три столбика: мужской род, женский род, средний род; имена существительные поставьте в начальную форму.

(Работают у доски по одному человеку от каждой команды. Представитель одной команды выписывает существительные мужского рода и женского рода, представитель другой команды - слова среднего рода)

3. Составьте словосочетания из имён существительных, которые записаны на доске для каждой команды.

  • 1 команда: путь, тюль, полотенце, простыня, молодость, повидло.
  • 2 команда: рояль, рельс, картофель, вестибюль, кофе, мозоль.

4. По значению назовите слово - имя существительное, употребляющееся только во мн. ч.

Праздник дня рождения; одна из детских игр; белая краска; 24 часа; предмет для резания бумаги; жидкость, которой пишем.

5. Свободные клеточки прямоугольника необходимо заполнить буквами так, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилось нарицательное имя существительное в ед. ч. им.п.

К О Р
К О Р
К О Р
К О Р
К О Р

(Корона, корпус, корова, корень, корыто, король, корица, коралл, корвет, корсаж, кортеж, кортик...)

С Е А
С Е А
С Е А
С Е А
С Е А

(Свеча, слеза, смена, сцена, схема, суета, сфера.)

III. Конкурс “Глагол”.

1. В каком глаголе сто отрицаний? (сто - нет)

2. Расположите синонимы в порядке возрастания: хвалить, прославлять, одобрять.

3. С какой частью речи совпадут глаголы выть, лаять, покрыть, попугать, поцеловать, строить , если образовать от них повелительное наклонение ед. числа? (С именами существительными вой, лай, покрой, попугай, поцелуй, строй.)

4. Подобрать синонимы к глаголам.

  • Бояться (трусить...)
  • Бранить (ругать..)
  • Закрывать (запирать...)
  • Плакать (рыдать...)
  • Приглашать (звать...)
  • Найти (обрести...)
  • Покупать (приобретать...)
  • Работать (трудиться...)
  • Медлить (задерживаться...)
  • Спасти (выручить...)

5. Прочитайте, найдите глагол, который можно было бы поставить вместо цифры в первом предложении. Отнимая по одной букве от этого глагола, заполните и остальные пропуски.

Охотники (1) в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Передние (2) ветки, которые мешали идти. В пути охотники (3) двух гадюк, (4) их палками. “А гадюки ядовитые (5) нет?” - спросил молодой охотник. “Ты (6) это спрашиваешь?- укоризненно покачал головой старый охотник. - Пора бы (7) самому знать”.

(срубили, рубили, убили, били, или, ли, и.)

6.Участникам предлагается образовать отвлеченные существительные от слов, которые приведены ниже.

Слова для задания: кричать, плакать, реветь, двигать, стрелять, молчать, недоумевать, плавать, бегать; гордый, свежий, новый, добрый, терпеливый, умелый, стремительный, актуальный.

IV. Конкурс “Имя прилагательное”.

1. Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое употребляется в роли существительного? (Русский)

2. Какие прилагательные можно образовать от числительного ДВА и существительных: глава, знак, лицо, нога, слог, смысл, ствол, стих, ведро, год, лето, месяц, мотор, неделя, акт, цвет, час, этаж.

3. От слова земля образуйте прилагательные и составьте с ними предложения. (земной, земляной, землистый, земельный)

4. Что нужно сделать с краткими прилагательными звонок и мелок, чтобы они превратились в существительные?

5. Замените прилагательные синонимами с приставками без- и бес- в следующих словосочетаниях:

  1. смелый человек (бесстрашный, безбоязненный),
  2. жестокий враг (безжалостный, беспощадный),
  3. огромное количество (бесчисленное, бессчётное),
  4. пустынная степь (безлюдная).

V. Конкурс “Синтаксис и пунктуация”.

Прочитайте стихи. Почему ваше чтение вызвало смех? Что затруднило понимание слов?

В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.

Участники объясняют исправления.

VI. Подведение итогов.

Жюри посчитывает баллы, объявляет команду победителя.

Награждает грамотой. Вручаются призы.