Анализ плачь детей. Анализ стихотворения плач детей некрасова. Образец анализа стихотворения «Элегия»

Стихотворение “Плач детей Н. А. Некрасова. Тема этого стихотворения – каторжный труд детей на капиталистической фабрике.

Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение “Плач детей”. Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов: Целый день на фабриках колеса Мы вертим – вертим – вертим!

Бесполезно плакать и молиться, Колесо не слышит, не щадит: Хоть умри – проклятое вертится, Хоть умри – гудит – гудит – гудит! Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа. Стихотворение “Плач детей” – это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство. Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным.

(1 оценок, среднее: 4.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Главный герой творчества Некрасова – народ, крестьянство. Поэт с присущей ему искренностью, силой, исчерпывающей полнотой и ясностью изображает думы и...
  2. Взаимоотношения “Отцов и детей” остается актуальной проблемой и сегодня. Что же является ключом к прекрасным взаимоотношениям? Безусловно, основой взаимоотношений должны...
  3. В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил...
  4. Некрасов в своем стихотворении «На Волге» предстает не просто поэтом, но поэтом – гражданином, человеком, который боль другого человека воспринимает...
  5. В стихотворении «Сеятелям» Некрасов призывает молодежь сеять «разумное, доброе, вечное», так как семена разума, просвещения обязательно дадут всходы, за которые...
  6. Взрослые и дети находятся на разных ступенях зрелости, и поэтому отношения между ними неравные. Но большинство подростков считают себя вполне...
  7. Стихотворением «Демону», написанном в 1855-ом, Некрасов изначально хотел открыть сборник, опубликованный годом позже. В итоге этим планом не суждено было...

Хоть они и лишены родительской ласки и нежности, и наблюдают с раннего возраста неустанный труд и вечные проблемы взрослых, В их жизни так много поэзии слито, Как дай бог балованным деткам твоим. Впитывая, как губка, старинные сказки или рассказы о заботах старших, крестьянская ребятня растет и воспиты вается среди природы, их забавы - сходить в лес за гри бами и ягодами, найти ежа или тетерева, искупаться в речке, поозорничать. Они знают все лесные тропки, умеют ездить верхом, но Зато беспощадно едят его мошки, Зато ему рано знакомы труды. Действительно, в отличие от их богатых сверстников, на плечи детей бедняков часто взваливается непосильная ноша зарабатывания на жизнь своим трудом. В кресть янских семьях малыши часто помогают взрослым: рабо тают в поле, нянчат младших братишек и сестренок, убирают дом, готовят.

Анализ стихотворения некрасова плач детей

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Плач детей» Во времена технического прогресса без стеснения совести или ещё чего-то там, что называется в быту жалостью, промышленники использовали в работе детскую силу. Ранее во всех крестьянских семьях детей было всегда много и их нужно было прокормить.
Порой мать с отцом этого сделать не могли, просто не хватало денег. И тогда на работу шли дети что постарше. Они были достаточно худы и юрки, чтобы могли легко, например залезть в котёл паровоза для того чтобы его почистить.



Те в свою очередь тоже вскоре отправятся на работу, как только подрастут.
Мне кажется, что это лучшие стихи, посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки, говорящие о ее горькой и многострадальной судьбе: Не мудрено, что ты вянешь до времени, Все выносящего русского племени, Женщина-крестьянка испытывала не только социальный гнет, но и бытовой. Вот как об этом он написал в поэме Мороз Красный нос: Три тяжкие доли имела судьба.
И первая доля: с рабом повенчаться. Вторая — быть матерью сына-раба, А третья — до гроба рабу подчиняться. В стихотворении В дороге Некрасов показал историю жизни простой крестьянки, воспитанной в барской семье и по прихоти барина отданной за мужика, на горе мужу и на свою погибель.Однако, еще тяжелей судьба детей, замученных в фабричной неволе.
Из дома детей гнали забота и нужда, на фабрике их ждал изнурительный непосильный труд. Этим маленьким каторжникам Некрасов посвятил стихотворение Плач детей.

One more step

Некрасова Народный поэт, певец страданий, поэт-демократ — по-разному называют Н. А. Некрасова. То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть. — эту мысль поэт повторяет в своих стихах, критических статьях, письмах.

Внимание

Он любил родину, желал ей счастья и ненавидел все, что ее позорило. Умение проникать в мир других людей определило новое изображение характера простого человека — такого в лирике до Некрасова не было.


Важно

В некрасовской поэзии большое место занимает город. Поэт мести и печали очень рано узнал жизнь обитателей петербургских углов, видел всю безотрадную наготу жизни городской бедноты. Поэт понял, что богатства и красоты города захвачены сильными и сытыми хозяевами земли, отнявшими все радости жизни у тех, кто создавал эти богатства.

Плач детей некрасов анализ

Ведь слёзы детей – это слёзы ангелов. Некрасов плач детей анализ стихотворения Анализ стихотворения Николая Некрасова «Плач детей» Во времена технического прогресса без стеснения совести или ещё чего-то там, что называется в быту жалостью, промышленники использовали в работе детскую силу. Ранее во всех крестьянских семьях детей было всегда много и их нужно было прокормить.
Порой мать с отцом этого сделать не могли, просто не хватало денег. И тогда на работу шли дети что постарше. Они были достаточно худы и юрки, чтобы могли легко, например залезть в котёл паровоза для того чтобы его почистить.

Или крутить за ручку большой стиральный барабан. Нелёгкая эта работа – работать за взрослых и при этом по полному графику, то есть скидок на, то, что это дети -не было. Но сами дети и не жаловались. Главное помочь родителям и прокормить младших.

Плач детей некрасов

Лишь только дома, в минуты отчаяния некоторые могли себе позволить слёзы и тем самым превращались в обычных детей, у которых бесцеремонно отняли детство. Но вот поэт Некрасов описал это, и в обществе началось что-то невообразимое.

Был стон общества. Но не в защиту малолетних детей, а критические стрелы в сторону самого поэта. Как он мог? Как посмел обвинить уважаемых людей в том, что они используют детскую рабочую силу в своих заводах и предприятиях.

Крестьяне и рабочие должны работать, как только ощутят в себе силы на это. Иначе в обществе может произойти то несчастье, которое постигло Францию, то есть революция.

А это уж никак никому не нужно было. Но так думали не все. Были люди, которые наоборот поддерживали поэта и считали такое использование детей на производствах вредным.

Николай Алексеевич Некрасов
«Плач детей...»

Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?

«В золотую пору малолетства
Всё живое счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим - вертим - вертим!

Колесо чугунное вертится,
И гудит, и ветром обдает,
Голова пылает и кружится,
Сердце бьется, всё кругом идет:
Красный нос безжалостной старухи,
Что за нами смотрит сквозь очки,
По стенам гуляющие мухи,
Стены, окна, двери, потолки,-
Всё и все! Впадая в исступленье,
Начинаем громко мы кричать:
- Погоди, ужасное круженье!
Дай нам память слабую собрать!-
Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри - проклятое вертится,
Хоть умри - гудит - гудит - гудит!

Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы - спать.
Нам домой скорей бы воротиться,-
Но зачем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей...»

Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?

«В золотую пору малолетства
Всё живое счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим - вертим - вертим!

Колесо чугунное вертится,
И гудит, и ветром обдает,
Голова пылает и кружится,
Сердце бьется, всё кругом идет:
Красный нос безжалостной старухи,
Что за нами смотрит сквозь очки,
По стенам гуляющие мухи,
Стены, окна, двери, потолки,-
Всё и все! Впадая в исступленье,
Начинаем громко мы кричать:
- Погоди, ужасное круженье!
Дай нам память слабую собрать!-
Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри - проклятое вертится,
Хоть умри - гудит - гудит - гудит!

Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы - спать.
Нам домой скорей бы воротиться,-
Но зачем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей…»

О Муза! я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба -
Не плачь! завиден жребий наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский - взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…

декабрь 1877

Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе -
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, -

И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он - ненавидя!

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слёзы -
То слёзы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…

1855 или 1856

Родина

И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;
Где от души моей, довременно растленной,
Так рано отлетел покой благословенный,
И неребяческих желаний и тревог
Огонь томительный до срока сердце жёг...
Воспоминания дней юности - известных
Под громким именем роскошных и чудесных, -
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,
Во всей своей красе проходят предо мной...

Вот тёмный, тёмный сад... Чей лик в аллее дальной
Мелькает меж ветвей, болезненно - печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил... о! знаю, знаю я!..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде -
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы...
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И всё, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..

И ты, делившая с страдалицей безгласной
И горе и позор судьбы её ужасной,
Тебя уж также нет, сестра души моей!
Из дома крепостных любовниц и псарей
Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила
Тому, которого не знала, не любила...
Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и строгою улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.

Вот серый, старый дом... Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, -
А встарь?.. Но помню я: здесь что - то всех давило,
Здесь в малом ныло.
Я к няне убегал... Ах, няня! сколько раз
Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час;
При имени её впадая в умиленье,
Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?..

Её бессмысленной и вредной доброты
На память мне пришли немногие черты,
И грудь моя полна враждой и злостью новой...
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но все, что, жизнь мою опутав с первых лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, -
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен тёмный бор -
В томящий летний зной защита и прохлада, -
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликований
Глухой, и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил...


Вопросы:

1. Какие безотрадные картины помещичьего произвола рисует поэт?

2. Почему, вспоминая о матери, поэт говорит, что «лик ее… болезненно-печальный»? Кто является виновником трагической судьбы матери поэта?

3. Почему доброта няни названа «бессмысленной и вредной»?

4. Детские воспоминания во многом предопределяют характер человека и даже его судьбу.

Что вызывает отрадное чувство у поэта?


Элегия

А.Н.Еракову

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая "страдания народа"
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!... Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!...
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее служить могла бы лира?...

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье...
"Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы -
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: "В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?.."

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся... Природа внемлет мне,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он - и не дает ответа...


Вопросы:

1. Когда было написано выбранное стихотворение? С каким периодом русской истории и творчества Н.А. Некрасова оно связано?

2. Есть ли сюжет в данном стихотворении, можно ли его пересказать?

3. Кто является героем стихотворения? Что говорит о нем автор? Какие особенности его характера, речи выявляются в тексте стихотворения?

4. Кто является рассказчиком? Какими чертами характера он обладает?

5. Каково отношение рассказчика к событиям, о которых идет речь?

6. Какие стороны русской действительности изображены в стихотворении?

7. Как лексика, синтаксический строй речи выявляют авторское отношение?


Образец анализа стихотворения «Элегия».

И вот наступил 1874 год. Позади споры с друзьями и недругами, распри с цензурой, в могилах лучшие друзья, а сам поэт тяжело болен. Пора подводить итоги, и Некрасов пишет «Элегию», которая во многом напоминает пушкинский «Памятник».

Элегия – «лирическое стихотворение, проникнутое грустью», обычно о любви, смерти, напрасных надеждах на счастье. Границы этого жанра расширил А.С. Пушкин, наполнив оптимизмом свою знаменитую элегию «Безумных лет угасшее веселье…»:

Но не хочу, о други, умирать,

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Некрасов в своей «Элегии» размышляет о самых острых вопросах современности, которые оказываются вечными вопросами. Поэт был верен главной теме своего творчества – теме народа. Стихотворение проникнуто тревожной мыслью: «Народ освобожден. Но счастлив ли народ?» Как и у Пушкина в трагедии «Борис Годунов», народ безмолвствует.

… Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта –

Увы! Не внемлет он – и не дает ответа…

Стихотворение обращено к юношеству, оно пробуждает чувства ответственности за судьбу народа, стремление служить ему.

Таким образом, стихотворения Некрасова воплощают идеалы народа, выражают главные его потребности, опираются на его художественный опыт. В этом народность его поэзии.

План-анализ «Панаевского цикла»:

1. В чем своеобразие любовной лирики Н.А. Некрасова?

2. Чем отличается лирика любви Некрасова от традиционной любовной лирики? Какие традиционные образы любовной поэзии отсутствуют у Некрасова, как выражено у него чувство любви?

3. Можно ли по этим стихотворениям составить сюжет романа о любви?

4. В чем особенности построения фраз в «панаевском цикле»? Какой эффект этим достигается?

5. Каким вы представляете себе характер возлюбленной поэта?

6. Как средства художественной выразительности помогают выразить напряженность взаимоотношений героев?

7. С каким пейзажем связан «пейзаж души» лирического героя?

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир - и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья...


Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим,-

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты -

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...


Образец анализа стихотворения «Поэт гражданин».

Стихотворение «Поэт и гражданин» было написано в то время, когда борьба представителей революционно-демократического направления в искусстве с приверженцами «чистого искусства» была в самом разгаре.

Стихотворение построено в форме диалога, но скорее это спор не представителей враждебных лагерей, а двух «голосов», звучащих в душе лирического героя Некрасова. Один – Поэт – цитирует А.С. Пушкина:

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв, -

и упивается сладостью этих строк. Другой – Гражданин – призывает:

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать…

В уста Гражданина Некрасов вкладывает мысль о неприемлемости в драматическое для родины время таких тем, как «краса долин», «ласки милой». Под влиянием слов Гражданина Поэт пробуждается, исчезает его апатия. Интересно в монологе Гражданина и развернутое сравнение:

Гроза молчит, с волной бездонной

В сиянье спорят небеса,

И ветер ласковый и сонный

Едва колеблет паруса, -

Корабль бежит красиво, стройно…

Задача поэта – напомнить человеку «высокое призвание его», наставить людей на путь любви и братства, красоты и истины. Поэт не должен идти легким путем удовлетворения вкусов толпы, его задача – проповедовать любовь, активно борясь с злом «враждебным словом отрицанья».

Образец анализа стихотворения «Памяти Добролюбова».

Стихотворение «Памяти Добролюбова» было написано к трехлетней годовщине со дня смерти поэта и критика, который для Некрасова был другом, сотрудником, единомышленником. Добролюбов умер, когда Некрасову было всего двадцать пять лет.

Некрасов, кА он сам говорил, «старался выразить тот идеал общественного деятеля», о котором мечтал сам Добролюбов и многие лучшие люди его времени.

Некрасов отмечает способность Добролюбова к самопожертвованию: « Сознательно мирские наслаждения // Ты отвергал…», горячую, самоотверженную любовь к родине: «Как женщину, ты родину любил, // Свои труды, надежды, помышленья // Ты отдал ей…»

В первых строках поэт словно сдерживает свои чувства, обращается к погибшему другу словно к живому, говоря ему «ты», но прошедшее время глаголов указывает на то, что Добролюбова уже нет.

Чем ярче встает в памяти поэта образ погибшего, тем трагичнее ощущение утраты:

Но слишком рано твой ударил час,

И вещее перо из рук упало.

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

В конце стихотворения от мыслей о погибшем друге поэт переходит к обобщению – к мысли о родной земле:

Плачь, русская земля! но и гордись –

С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты…

Природа-мать! когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни…

Интересно построена последняя строфа: в ней не четыре строки, а лишь три. Строфа обрывается многоточием, словно комок встает в горле, словно горло перехватывает боль и говорить больше нет сил.

Пример анализа стихотворения «Рыцарь на час».

Это стихотворение было написано в 1862 году.

Вопросы для анализа:

1. Какие картины рисует поэт в начале стихотворения?

2. Почему не спит лирический герой, что вспоминается ему бессонной ночью?

3. Какие эпитеты, метафоры рисуют картину изобилия, довольства в природе?

4. К чьей помощи хочет прибегнуть герой? К кому хотелось бы прийти в трудную минуту жизни?

5. С какой молитвой обращается поэт к матери?

6. Что подразумевает Некрасов под «великим делом любви» в следующих строках:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!

7. Какой приговор выносит лирическому герою «внутренний голос»?

8. Какой смысл имеет образ матери для Некрасова?

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Замысел поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Начиная с 1863 годы и до самой смерти Некрасов работал над главным произведением своей жизни – поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Поэт рассказывал журналисту П. Безобразову: «Я задумал изложить в связанном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современно крестьянской жизни».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - произведение огромного масштаба. Ее с полным основанием можно назвать «энциклопедией крестьянской жизни». Поэт поставил перед собой задачу рассказать о тяжелом положении крестьянства, которая и после отмены крепостного права осталась таким же бесправным и угнетенным. Вместе с тем Некрасов решил показать, что народ не сломлен, что в нем растет осознание своей силы и мощи.

Как герои русских народных сказок, отправляются в путь семь мужиков в надежде найти счастливого человека, «кому живется весело, вольготно на Руси». Такой сюжет позволил поэту раскрыть перед читателем все многообразие пореформенной жизни России, провести его через разоренные деревни и сельские ярмарки, познакомить с представителями различных сословий: с крестьянами, помещиками, духовенством, показать беспросветно тяжелый мужицкий труд, нищету и убогость деревенской жизни.

Множество людей повстречали мужики во время своего путешествия и каждого спрашивали, каково ему живется. Не нашли они счастливых среди духовенства, не нашли и среди помещиков. Не было их и среди крестьян.

Некрасов намеревался свести своих мужиков и с другими кандидатами в «счастливцы» - с «купчиной толстопузым», чиновником, «вельможным боярином» и даже с самим царем. Но и среди них они тоже вряд ли сумели бы найти таких, кто был бы доволен своей жизнью. Ведь у каждого из них свое представление о счастье, мало похожее на то, о котором мечтают некрасовские странники-правдоискатели. Впрочем, они сами толком не знают, каково оно, это счастье, в чем его суть. Но это хорошо знает сам поэт, который устами своего любимого героя Гриши Добросклонова четко и ясно сформулировал свое представление о народном счастье:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Поэт посвящает свое произведение "Плач детей" всем детям, которым не приходится рассчитывать на эту неподкупную радость жизни. Этим детям по воле тяжёлой судьбы выпало работать с самых малых лет. На протяжении всего дня они заняты на фабрике непокладая рук. Вместо игры и веселья они вынуждены крутить фабричное колесо под строгим надзором женщины, которая не допускает им ни малейшего послабления. Дети через силу, превозмогая невероятную усталость, к исполнению приводят возложенное на их детские плечи тяжёлое обязательство. И лишь шум от вертящегося рабочего круга доносится до них даже во время перерыва.

Более гнетущую атмосферу в помещении создает мрачная обстановка вокруг. Дети работают в ужасных условиях, где кругом летающие мухи проносятся перед глазами, создавая единство грязи и нищеты. Смирение с безвыходным положением, истощение в моральном и физическом плане пронизывают каждую строчку произведения. Автор немногословно и односложно описывает настроение детей, которые уже находятся на грани с подавленностью.

По некоторым строчкам, можно предположить, что после окончания трудового дня детям удасться хоть немного порезвиться наперегонки в поле, но это останется лишь в их мечтах. Физиологические потребности уставшего человека берут верх и у детей возникает желание лечь и уснуть, набираясь с силами к новому трудовому дню.

По возвращению домой даже там не удается расслабиться и отдохнуть. Усталая и подавленная мать встречает их на пороге. Всеобщее страдание и усталость передаются от одного к другому. Обняв друг друга они делятся теплом уставших сердец и плача от безнадежности жалуются на свою тяжелую долю.

То, что сегодня нам кажется неимоверным ужасом, который невозможно пережить в то время было обычным житейским делом. Детские права, которые превыше всего ставят сегодня, тогда никого не волновали. Жестокосердное общество стремилось во что бы то ни стало получить свою выгоду, не важно каким путем. А ослабленный детский плач могло услышать только чистое сердце не заглушенное своими эгоистическими интересами.

Некрасов был первым поэтом, кто осмелился вывести к всеобщему обсуждению тему каторжного детского труда. Светские члены общественности были крайне возмущены таким поведением поэта. Но об этом нельзя было умалчивать и стоять в стороне, необходимо было вступать на защиту бессильных. И Некрасов, как истинный патриот своей страны и защитник измученного народа с достоинством отстаивал права детей утирая слёзы с их глаз.

Детство, пора наполненная искренней радостью от предвкушения чего-то нового, невероятного, беззаботных забав и неуемной энергии. Для ребенка мир представляется полным загадочности и таинственности. Появляется ощущение царящей вокруг сказки и радости. Детям для веселья хватит даже малозначительного повода, чтобы войти в заводную игру. У них всегда вырабатывается особый повышенный интерес ко всему, ведь им ещё не довелось испытать всех тягот и проблем жизни.

Вариант 2

Произведение посвящено критике общественных условий, сложившихся в девятнадцатом веке. В нем автор хочет пробудить сочувствие к угнетенным представителям простого народа, показывая участь самых беззащитных – детей.

Некрасов, устами своих персонажей – детей, не названных по имени, показывает ужасную судьбу детей, отправленных работать на фабрику. Автор напоминает читателям (некоторые из которых могли и никогда не видеть детей, занимающихся тяжелым физическим трудом), что те лишены простых забав и развлечений своего возраста. Они, также как и их сверстники из семей дворян, чиновников или просто более обеспеченных горожан хотят играть на природе.

При этом Некрасов для обличения безнравственности детского труда выбрал не работу в своем хозяйстве, выполняемую детьми крестьян, а именно промышленное производство. В связи с этим, картина, которую нарисовал автор, получилась более страшной. Если в деревне труд, как взрослых, так и детей тяжелый, то он, хотя бы менее монотонный и изматывающий. Возможность отвлечься на несколько минут и регулировать темп позволяет человеку оставаться самим собой, чувствовать себя относительно свободным человеком.

При описании детей, целыми днями крутящих колеса на фабрике, Некрасов хорошо показал однообразность выполняемых действий. Прекрасно владея словом, автор показал бесконечное кружение стен, потолков и окон перед глазами трудящихся детей. Красный нос надзирательницы и мухи также дополняют картину, деля ее более угнетающей. Механизм, который вращают дети, с помощью этих, казалось бы, малозначительных деталей, более страшным, представляется орудием пытки. Они, как и фабричные машины, равнодушно выполняющие однообразные действия, помогают поэту показать отсутствие выхода для детей.

В начале стихотворения звучит призыв автора сравнить свои проблем с тяготами, выпавшими на долю трудового народа. Конечно, он выбрал достаточно сентиментальный пример, обратившись к теме детей – работников фабрики, можно сказать, то поэт провоцирует читателей, стремится вызвать у них слезы, негодование. Однако все описанное им существовало в то время в реальности и это были не исключения из правил, а норма жизни. В силу этого, Некрасова не в чем упрекнуть, он стремился заставить людей перестать отмахиваться от уродливых явленний действительности и попробовать что-то изменить.

Анализ стихотворения Плач детей по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Державина Признание 7, 9 класс

    Данное стихотворение написано в форме признания. В нём только одна строфа, но состоит она из тридцати двух строк.

  • Анализ стихотворения Не видно птиц покорно чахнет Бунина

    Бунин становится частью русской литературы, как известный и гениальный прозаик, способный работать также, как и публицист. Но достаточно мало людей задумываются о том, что он писал и в стихотворной форме

  • Анализ стихотворения Кузнечик дорогой Ломоносова 6 класс

    Произведение относится к многочисленным переводам, осуществленных автором, и является переложением одного из сочинений древнегреческого поэта Анакреона с добавлением в финале стихотворения двух строк собственного текста.

  • Анализ стихотворения Весна на дворе Фета

    Одной из ключевых тем творчества Афанасия Фета являлась пейзажная лирика, особенно любил автор описывать пейзажи, которыми он мог любоваться весной. Данный сезон являлся для него возможностью

  • Анализ стихотворения Пушкина Я пережил свои желанья

    Свое произведение «Я пережил свои желанья» А.С. Пушкин написал в 1821 году, когда он находился в южной ссылке. Это время оказалось сложным периодом для поэта, поскольку обстоятельства жизни